Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития.
статья по логопедии на тему
Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_doska_2.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития.
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ.
Одним из условий, обеспечивающих исполнение федеральных нормативных документов, является включение интерактивных форм работы.
Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (напр. компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» - «взаимный, между» и «aktio» - «действие».
Т.о., интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. (В.А.Межериков).
Учителя-логопеды, тифлопедагоги и другие специалисты нашего образовательного учреждения не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
У детей, посещающих наше образовательное учреждение, помимо зрительных патологий, имеются и различного уровня речевые нарушения: недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков.
Практика работы с дошкольниками с ОНР показывает: чтобы помочь им успешно справляться с проблемами речевого недоразвития и повысить их познавательную активность, необходимо избегать монотонности, будничности, серости, бедности информации, сообщаемой в процессе логопедических занятий. Важным здесь является процесс создания положительной мотивации.
Такими возможностями обладает электронная интерактивная доска, которая является важнейшим компонентом современных информационных технологий и соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Учеными установлено, что около 80% информации человек воспринимает через орган зрения, около 15% через слух и 5% - через осязание, обоняние и вкус. Когда речь идет не толь о восприятии, но и о запоминании информации, повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего запоминается материал, который можно увидеть, услышать, потрогать и когда сам человек что-то воспроизводит (пишет, рисует, чертит), применяет на практике. Кроме того, развитие моторики способствует активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения ребенка.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на компьютере. В зависимости от типа доски запись на интерактивной доске ведется специальным электронным маркером, бутафорским маркером или пальцем.
Интерактивная доска позволяет нам показывать слайды, видео, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске в реальном времени, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов (иллюстрации, видеосюжеты, а также адаптированные для детского восприятия тексты) для дальнейшего использования на логопедических занятиях.
Использование доски дает уникальную возможность сочетать компьютерные и традиционные методы в организации учебной деятельности. С ее помощью можно разрабатывать и реализовывать обучающие программы, презентации для индивидуальной и коллективной работы, где решаются различные коррекционные задачи.
Работая с интерактивной доской, мы имеем возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном занятии, которых нет ни в каком другом источнике.
При тематическом планировании, для обогащения и активизации словаря, мы часто используем прием интерактивных путешествий: «В осенний лес», «Прогулка по городу», «Ферма», «Магазин». Работая по развитию связной речи, используем готовый картинный материал, а также предлагаем ребенку самостоятельно воссоздать сюжет на доске по прочитанному, пересказывая сказки. Детям очень нравится самостоятельно работать на доске. Так же мы используем игры: «Что сначала? Что потом?», составление рассказа из личного опыта, по фотографиям с прошедших праздников, открытых занятий, выставок.
При работе по формированию грамматических категорий используем интерактивные игры - презентации типа: «Назови ласково», «Один – много», «Где спрятался щенок?», «Чей хвост?», «Какой сок?», «Из чего мы сделаны?».
Особое внимание уделяем подготовке детей к школе. Логопедами нашего учреждения разработано большое количество пособий по обучению грамоте, где дети разгадывают ребусы, кроссворды; играют в звуковое домино; подбирают схемы к словам, предложениям; расселяют звуки в звуковые домики; расшифровывают слова. Детям очень нравятся игры – упражнения: «Проведи дорожку», лабиринты, «Найди ошибку», которые развивают зрительно-прослеживающею функцию глаза и графомоторные навыки.
Для коррекции звукопроизношения с целью автоматизации поставленных звуков, используем следующие игры: «Проведи по дорожке». Если автоматизируется звук «Р», предлагаем ребенку: «проведи машинку по дороге, заводи мотор и поехали!». Машина двигается по экрану, а ребенок рычит. Для звука «Ш»: змея ползет; для звука «З»: комарик летит с цветочка на цветочек и т.д. В игре «Веселый поезд» дети рассаживают пассажиров с автоматизируемым звуком.
Результаты мониторинга подтверждают – применение интерактивной доски в коррекционно-логопедической работе помогает значительно повысить уровень мотивации. Образовательная деятельность становится интересной, насыщенной и занимательной, так как материал содержит в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки. При работе с интерактивной доской у дошкольников задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.
Интерактивная доска является неоспоримым помощником для педагогов нашего учреждения, т.к. отпала необходимость изготовления, применения и хранения громоздких пособий.
Литература
1. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения детей дошкольного возраста /Е.М. Галишникова. – М. – 2011. – С.30.
2. Баранова Ю.П. Использование интерактивной доски на уроке /Ю.П. Баранова. – М. – 2012. – С.80.
3. Левина Р.Е. /Педагогические вопросы патологии речи у детей //Р.Е. Левина Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
4. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Т.Б. Филичева Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250.
5. Калаш И.В. / Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании /И. В. Калаш. - М.Сфера, -2011.- С.68.
6. Богатырева Ю.И. Информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.И. Богатырева - М.Сфера, -2004.- С.82.
7. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании // Обруч. 1998. № 6. с.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"
Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...
«Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...
«Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития»
Сегодня все педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС.С его введением изменился подход...
Методическая разработка Интерактивная доска, как универсальное средство развития личности ребенка.
Интерактивные игры формируют познавательный интерес дошкольников, развивают основные психические процессы: речь; внимание; мышление, творчество; память; воображение....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал из опыта работы по проекту...