Готовность детей к школьному обучению
консультация на тему
Мини-консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовность детей к школьному обучению -мини-консультация для родителей | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы педагога-психолога
Готовность детей к школьному обучению.
Термин «готовность к школе» очень широкий по – своему значению.
Включает в себя:
- Физическую и морфофункциональную готовность;
- Педагогическую готовность;
- Мотивационную и эмоционально-волевую готовность (произвольность);
- Психологическую готовность.
- Физическая готовность и морфофункциональная
(физическое развитие)
С 5 лет начинается интенсивный рост ребёнка (заканчивается в 7 лет): активный рост конечностей, меняется овал лица, выпадают молочные зубы.
Совершенствуется сосудо - двигательные реакции (сосуды не сокращаются), что осложняет приспособление ребёнка к окружающей среде.
6-7 лет – это благоприятный (синзетивный) период для развития и обучения: ребёнок способен воспринять в 1,5 – 2 раза больше информации, чем раньше. Это связано с перестройкой и созреванием различных отделов коры головного мозга.
При низких показателях морфофункциональной зрелости (т.е. ребёнок слабый физически, часто болеющий) у ребёнка может развиться астено-невротический синдром – вялость, бессонница, плаксивость, неуверенность в себе и т.д.
Поэтому в период подготовки к школе необходимо усилить своё внимание на физическое развитие и здоровье ребёнка.
Рекомендуется:
- Закаливание;
- Физическая культура;
- Прогулки на свежем воздухе;
- Полноценное, рациональное, витаминизированное питание;
- Соблюдение режима дня (особенно дневной и ночной сон).
- Педагогическая готовность.
Включает все знания, умения, навыки, которыми овладевает ребёнок к концу года.
Ребёнок по своей натуре «почемучка». Его всё на свете интересует. Старайтесь не только доступно объяснять ребёнку что-либо, но и привлекать его к поиску самостоятельного решения вопросами: «Почему это происходит?», «Как изменить?», «Что будет, если…?» и тому подобное.
Принимаются любые разумные ответы: важно заставить ребёнка думать!!!
Это способствует развитию познавательной активности, что очень важно при обучении в школе.
Ребёнок - дошкольник по своей натуре любознателен, «почемучка». А если ребёнок интеллектуально-пассивен – это сигнал для нас, взрослых: неблагополучие в развитии, неподготовленность к школьному обучению.
- Эмоционально – волевая готовность.
Мотивационная готовность.
Включает в себя:
- Умение длительное время выполнять не очень привлекательное задание (например, работа в тетрадях – графические упражнения). При этом важно объяснить ребёнку, что кроме слова «хочу», есть ещё слово «НАДО». Ребёнок должен понять и принять, для чего это надо делать (развитие произвольности и волевых качеств);
- Умение преодолевать трудности (не получается - повторить ещё раз, устал, но доделал всё до конца и т.п.);
- Формирование предпосылок учебной деятельности:
-умение сознательно подчинять свои действия правилу;
-умение ориентироваться на заданную систему требований (не выкрикивать с места, отвечать по вызову, поднимать руку, если знаешь ответ, доводить начатое дело до конца и пр.);
-умение внимательно слушать и слышать инструкцию, запоминать её и выполнять задание, согласно инструкции;
-удерживать в памяти учебную задачу;
-планировать свою деятельность и действовать по плану…
Очень важно, чтобы ребёнок «хотел» идти в школу, при этом надо объяснить ребёнку, что школа – это не только красивый внешний атрибут (новая красивая форма, новый ранец, учебники), а серьёзная работа, трудное дело, но в школе дети получают много новых сведений, знаний, учатся читать, писать, станут умными и грамотными.
- Психологическая готовность.
Включает:
- Необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка, т.е. развитие всех познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
- Развитие коммуникативных навыков:
-умение общаться, вступить в разговор;
-адекватно отвечать на вопросы;
-обратиться с просьбой к взрослому, сверстнику;
-высказать своё неудовлетворение чем-либо;
-отстаивать своё мнение…
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развитию этих качеств способствуют занятия «Логика». Это серия игр и игровых упражнений и заданий, направленных на развитие познавательных психических процессов, формирование элементов учебной деятельности. Некоторые задания требуют определённых волевых усилий, что способствует развитию произвольности, то есть подчинение своих желаний определённым требованиям, правилам (например, графические упражнения, дождаться своей очереди, планирование своей деятельности и т.п.)
Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не само по себе овладение знаниями, умениями и навыками, а уровень развития познавательных интересов, познавательной активности, познавательной деятельности и познавательных психических процессов.
Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые к концу дошкольного возраста имеют недостаточный объём знаний и навыков, а те, которые проявляют «интеллектуальную пассивность», т.е. отсутствие желания и привычки думать, рассуждать, анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, решать логические задачи.
Родители должны помнить, что без воспитания у ребёнка определённых волевых качеств, желания учиться, получать новые знания и умения преодолевать трудности нельзя подготовить его к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Тесты для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....
Игры с правилами в формировании готовности детей к школьному обучению.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения и у...
Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....
Готовность детей к школьному обучению
Родительское собрание, материал которого содержит информацию о компонентах готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. ...
" Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Цель:Познакомить с составными компонентами психологической готовности ребенка к школе:Интеллектуальная готовность; Личностная и мотивационная готовность; Волевая готовность; Способствовать повыш...
Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению....
Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».
Цель: Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1. Продолжать развивать познавательные...