"Влияние предметно-игровой среды на сенсорное развитие детей раннего возраста"
статья (младшая группа) на тему

Ананьева Лариса Геннадьевна

Статья из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы.

«Влияние  предметно-игровой среды на сенсорное развитие детей раннего возраста».

Ананьева Лариса Геннадьевна

воспитатель

      Ранний возраст – самоценный, незаменимый период в жизни человека, это период его общего развития и формирования общих способностей. У ребенка, овладевшего прямохождением,  появляется возможность познавать окружающие его предметы.  Предметная деятельность становится ведущей. Всестороннее развитие ребенка происходит в ее условиях и в первую очередь -  это сенсорное развитие, поскольку вся деятельность носит ярко выраженный сенсорный характер. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка ощущений, восприятий, представлений о важнейших свойствах предметов (форме, величине, цвете, положении в пространстве), а также запахе и вкусе. На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В период раннего детства большое значение в жизни ребенка имеет чувственный опыт, ведущая роль принадлежит ознакомлению детей со свойствами предметов. Профессор Н.М.Щелованов назвал ранний возраст «золотой  порой» сенсорного развития. Основная задача сенсорного развития в период раннего детства – это обеспечить накопление у детей представлений о форме, величине, цвете предметов.  Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, лучшему развитию которой способствует организованная совместная и самостоятельная деятельность в специально созданной среде.    

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание условий для  развития детей с учетом их индивидуальный и возрастных особенностей и склонностей. В соответствии с ФГОС ДО  развивающая предметно-пространственная среда  должна быть организована так, чтобы  она обеспечивала максимальную реализацию образовательного пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, возможность общения и совместной деятельности, а также двигательной активности.

     Проанализировав состояние предметно-игровой среды нашей группы, мы пришли к выводу, что она нуждается в изменении и пополнении. Нами была поставлена задача: «Создать предметно-игровую среду,  обеспечивающую успешное сенсорное развитие детей».

    Работу  начали с зоны познавательной активности. Имеющихся дидактических игрушек и материалов было недостаточно и размещены они были хаотично. В нашей группе нет специального сенсорного стола. Поэтому стенку, где размещаются  пособия  мы разделили на мини-зоны: конструирования, сенсорики и речевого развития.

     Зону пополнили новыми деревянными и пластмассовыми строительными и конструктором «Лего», который срузу же привлек внимание малышей. В играх с ним мы развиваем и закрепляем представления о цвете (цветные детали: красная машина, башня и т.п.), форме(кубик, кирпичик), величине(большая и маленькая детали, высокая и низкая башни, широкие и узкие ворота). Для обыгрывания предлагаем мелкие игрушки разного цвета. К игрушкам для нанизывания – обычным пирамидкам – были добавлены разборные пирамидки, игрушка «Логический диск» и «Веревочка», играя с которыми дети научатся распознавать основные цвета и простейшие геометрические формы. Дополнительно были сделаны игрушки из подручного материала (из пробок, бутылок, ленточек и т.д.) и дидактические игры: «Посади бабочку на цветок», «Сядь в свой вагончик», «Найди такой же», «Спрячь мышку от кошки», «Найди свою морковку», с помощью которых возможно закреплять представления о двух свойствах. Например: для игры «Посади бабочку на цветок» сделали бабочки и цветочки разных цветов и размеров, а для игры «Найди такой же» - листочки разного цвета и разной формы. В совместной  и самостоятельной  деятельности использовали объемные геометрические фигуры, полые фигуры-вкладыши (цилиндры, кубы), плоскостные игрушки - вкладыши (с геометрическими  фигурами и тематические) и объемные - в виде кубика, домика, паровозика, мозаику, матрешки. Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине, осваивает «прямые» и «обратные» действия.  В играх малыш не только действует, но и мыслит.

  На отдельном столе расположили игрушки и материалы для развития мелкой моторики: прищепки, пробки, застежки, крупные бусины и пуговицы, сборно-разборные игрушки и т.п. Под ним разместили выдвижной стол  «Вода-песок». Организуя игры с элементами экспериментирования, знакомили детей  со свойствами  песка и воды, обращали  внимание на то, что сухой песок можно насыпать в бутылочку, а сырой – нет, из сухого песка нельзя сделать куличики, а из сырого – можно, одни предметы держатся на воде, другие – тонут, вода может окрашиваться (принимает цвет краски, растворенной в ней).

    В зоне сюжетных игр имеются материалы для игр с куклами. Это куклы  с наборами одежды,  кроватки с наборами постельных принадлежностей, стол со стульчиками, наборы кукольной посуды, модуль «Кухня», модуль «Уголок  ряжения». Приобретая наборы посуду, обращали внимание на ярко выраженный цвет: красный, синий, желтый, зеленый и величину: большая – маленькая. Сшиты были красивые юбочки, косыночки, фартучки. Элементы этой зоны мы используем для закрепления представлений о величине и цвете предметов, предлагая  выполнить, например, такие задания: «Подбери чашки к блюдцам», «Подберем  кукле платье (бант)» и т.п. (по цвету, по размеру). Удобно расположена в группе стенка с разными по величине, цвету игрушками, изготовленными из разных материалов. Играя  с ними, ребенок осязательным путем постигает такие качества, как мягкий – твердый, легкий – тяжелый.

     Внося изменения и пополняя зону двигательной активности, мы учитывали задачи сенсорного воспитания. Поэтому мячи старались приобретать яркие, четырех основных цветов и разных размеров. Ленточки, флажки и платочки сшили из легких, ярких тканей также четырех основных цветов и разных размеров. Наш спортивный уголок получился очень красочным, притягивающим внимание. Для расширения сенсорного опыта мы предлагаем малышам после игр с мячиками разложить их в разные корзины, после игр с ленточками, платочками повесить их на разные крючочки (по цвету, величине). Кроме этого мы имеем возможность использовать данные материалы и в других видах деятельности,  например: платочки использовать как салфетки на стол в играх с куклами, ленточки в образовательной деятельности (длинная – короткая, широкая - узкая)  и игре с куклами («Завяжем кукле бант»).

     Проделанная работа дала хорошие результаты. Опыт показал, что созданная нами среда и организованная совместная и самостоятельная деятельность повысили уровень сенсорного развития детей,  способствовали  лучшему усвоению представлений о форме, величине и цвете предметов,  развивали познавательный интерес малышей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)

Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...