Теоретические аспекты готовности детей к обучению в школе
презентация по теме
В данной презентации освещены вопросы: современное определение готовности детей к обучению в школе, базисные компетенции готовности к школе, вариативный комплекс методик по каждой компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
теоретические аспекты готовности детей к обучению в школе | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное определение готовности к школе ( по В.Загвоздкину) Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения для того, чтобы: а) овладеть достоянием и орудиями культуры (письмо, чтение, счет, знания и т.п.); б) извлечь из них пользу для своего развития в моторном, эмоциональном, личностном, социальном и когнитивном отношении.
Базисные компетентности готовности к школе: Эмоциональная готовность к школе Социальная готовность к школе Моторная готовность к школе Когнитивная готовность к школе
Эмоциональная готовность к школе: способность выдерживать нагрузки; способность выдерживать разочарования; не бояться новых ситуаций; уверенность в себе и своих силах.
Социальная готовность к школе: умение слушать; чувствовать себя членом группы; понимать значение правил; конструктивно решать конфликтные ситуации.
Моторная готовность к школе: координация “рука-глаз”, ловкость пальцев и рук; проявлять собственную инициативу и активность; воспринимать равновесие, тактильные и кинест ет ические ощущения; уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними.
Когнитивная готовность к школе: способность к концентрации внимания в течении некоторого времени; краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память; любознательность и интерес к учению; логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» ( Венгер Л.А.)
В чем проявляется неподготовленно сть школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготее т к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, пис ать и считать, не говоря уже о 6-летках.
Игра как подготовка к школе Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Для целостного формирования очень п олезны разные игры. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «Дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. .
Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т.д. То есть почетное место занимает лепка, аппликаци я, рисование , конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется важным при изучени и физики, геометрии и др .
В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющих выявить уровень готовности детей к школе. В своей работе психолог сам определяет, какими методиками пользоваться. Многие методики позволяют одновременно проверить несколько функций. Критериями выбора методик должны стать: информативность, временная экономность, легкость в обработке и т.д.
Вариативный комплекс методик для определения эмоциональной готовности к школе “ Лесенка” ( исследование самооценки) Н.Г.Лусканова. Проективный рисунок “Что мне нравится в школе” Н.И.Гуткина “Экспериментальная беседа”
Вариативный комплекс определения социальной готовности к школе Социометрия “ Запрещенные слова” “ Лабиринт”
Вариативный комплекс методик определения моторной готовности к школе “ Вырежи фигуры” Д.Б. Эльконин. “Графический диктант” А.П.Венгер “Дорисуй мышкам хвостики”, “Нарисуй ручки для зонтиков”.
Вариативный комплекс методик определения когнитивной готовности к школе Внимание – Б.Бурбон “Корректурная проба”; тест переплетенных линий; тест для изучения устойчивости и избирательности внимания(модификация метода Пьерона-Рузера)
Память – “10 слов”; “Назови слова”; “Запомни и расставь точки”; Мышление - “4-й лишний”; “Найди недостающий”; “Последовательные картинки”;
Воображение – “На что это похоже?” О.М.Дьяченко “Художник”; “Узнавание фигур” Восприятие – “Собери картинку”; “Узнай кто это ”.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе
В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...
«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...
«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...
План самообразования на тему "Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2015-2016 учебный год....
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...
«Готовность детей к обучению в школе». Речевая готовность.
общесадовское родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором в сценке были проиграны и рассказаны основные речевые навыки, которые должны быть сформированы к началу обучения в...
Психологческие аспекты готовности дошкольника к обучению в школе
Готовность к школьному обучению - многокомпанентное образование. В структкру психологической готовности принято выделять несколько аспектов....