Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) по теме
Данная РП разработана соответствует требованиям ФГОС. Паспортизация, КТП, перспективное планирование выведены в Приложение и будут добавлены позже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_13_retsenzir.docx | 128.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка……………………………………..3
- Содержание (проектирование) образовательной
Программы……………………………………………………..10
- Образовательные области………………………………….12
- Взаимодействие с семьями воспитанников………………..31
- Организация образовательного процесса…………………....33
- Виды деятельности…………………………………………..40
- Список литературы……………………………………………..43
Приложения
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Рабочая программа по развитию детей старшей группы детей 5-6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы», в соответствии с введёнными в действие ФГОС ДО. Срок реализации данной Программы 1 год.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы Муниципального Казенного Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада № 445 (Далее МКДОУ).
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
- Устав ДОУ.
- Образовательная программа ДОУ
Целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Данные цели коррелируются с целью Образовательной Программы ДОО, состоящей в «обеспечении соответствия качества дошкольного образования федеральным государственным образовательным стандартам для реализации преемственности при переходе на новую социальную ступень»; а также задачами, решаемыми данной Программой:
- Модернизация содержания образования, направленная на достижение результатов социализации.
- Развитие социокультурной модели ДОУ.
- Обеспечение эффективности мониторинговой деятельности, как средства развития качества дошкольного образования.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления детей.
Парциальными программами в достижении целевых ориентиров в области познавательного (ФЭМП) и речевого развития детьми, посещающими 13 (старшую) группу, являются программы Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки» и «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» соответственно; Л.М.Ванюшкиной «Образ и мысль». Причинами выбора данных программ стало:
- Оригинальность и точность приемов в достижении детьми ЦО, заявленных ФГОС ДОО.
- Возможность творческого подхода в реализации программ.
- Доступность методических материалов по данным программам.
Задачи, необходимые решить в процессе освоения Программы детьми группы № 13, следующие:
- Создание сплоченного, добродушного, открытого коллектива детей.
- Продолжение вовлечения родителей в процесс работы группы.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей потребностям и запросам детского общества соответствующего возраста для всестороннего развития каждого ребенка.
Для реализации Программы необходимо учитывать особенности развития ребенка возраста 5-6 лет (См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012 С. 223-225).
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно - логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Помимо основных образовательных задач, заявленных в комплексной программе, педагогами ставятся задачи духовно-нравственного, патриотического воспитания детей, состоящие в формировании эмоционально-ценностного компонента по отношению к себе самому, своей семье, Родине.
Характеристика группы
Особенностью группы детей возраста 5-6 лет № 13 является выраженный разновозрастной характер, что влияет на специфику работы педагога в группе (отдается предпочтение подгрупповой и индивидуальной работе). 71% детей группы 2011 г.р, 25% группы 2012 г.р, 4% группы 2010 г.р. Проектирование работы отражает особенность данной группы, планируемые результаты освоения Программы коррелируются в соответствии с возрастными особенностями подгрупп.
В процессе работы с детьми также учитываются их индивидуальные особенности и потребности, склонности в освоении тех или иных областей. Часть детей посещает разного рода кружки и секции вне стен детского сада. Их потребность в реализации полученных в ходе работы секций навыков учитывается в календарном планировании работы педагога. Художественно-эстетическое и физическое направление являются преобладающими в рамках данного мониторинга. Это, прежде всего, вокальные, танцевальные, театральные студии и студии общей физической подготовки. Детям с ярко выраженной познавательной активностью в области математики и освоения грамматики предлагаются специально подобранные дидактические игры. Для представителей детского контингента, заинтересованного в поисковой и исследовательской деятельности предоставлены материалы цента экспериментирования с различными материалами и ряд дидактических пособий.
Родительский контингент отличается однородностью. 75% родителей воспитанников родились до 1990 года, 25% - после. 75% семей являются полными, в 25% семей в воспитании ребенка принимает участие лишь один родитель (как правило, мать). Большинство родителей детей, посещающих группу № 13, имеют диплом о высшем образовании, и лишь 17% имеют средне-специальное образование.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры образования в обязательной части программы:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать участников по совместной деятельности.
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы, и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах.
у ребёнка развита крупная моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения
ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, старается разрешать конфликты, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.
Планируемые результаты
освоения детьми Программы прописаны в индивидуальных мониторинговых картах воспитанников (Приложение 1). Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе и с использованием метода педагогического наблюдения, которое организуется и проводится педагогами, постоянно работающими в возрастной группе.
При обследовании учитываются многие факторы, которые могут повлиять на результат: взаимоотношения между участниками обследования; социально – территориальные особенности участников обследования; внутренняя жизнь в группе, скорость внутригрупповых процессов; условия, вызывающие реакцию на обследование; состояние здоровья испытуемых, их индивидуальные особенности; временные режимные рамки.
Мониторинговые мероприятия проводятся два раза в год – в начале (сентябрь-октябрь) и конце (апрель-май). На основе полученных данных в ходе мониторинга делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результаты, формы и способы устранения недостатков.
2. Содержание (проектирование) образовательного процесса
Содержание образовательной деятельности представлено в виде перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год), по основным видам организованной образовательной деятельности (Приложение 2).
Организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 5-6 лет (старшая группа) осуществляется по образовательным областям:
- физическое развитие (физическая культура, здоровье);
- социально – коммуникативное развитие (игра, труд, коммуникация, безопасность, духовно-нравственное воспитание);
- познавательное развитие (конструирование, ФЭМП, сенсорика, окружающий мир, патриотическое воспитание);
- речевое развитие (развитие речи, чтение художественной литературы, грамота);
- художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание, продуктивная деятельность: лепка, рисование, ручной труд, аппликация).
Образовательная и иная деятельность в группе реализуется с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников. Широко используются личностно-ориентированные технологии в области образования, коррекции поведенческих девиаций, психологической помощи детям. С помощью информационно-компьютерных технологий успешно создаются дидактические игры, презентации, клипы и фильмы для образовательной и досуговой деятельности детей, используются материалы, созданные другими педагогами для достижения детьми целевых ориентиров. В результате обмена опытом между педагогами внедряются здоровьесберегающие технологии.
В процессе работы с детьми преобладает игровая деятельность; в непосредственно-образовательной деятельности используются проблемные методы, поисковый и частично-поисковый, метод проектирования.
Особая роль отводится внедрению продуктов художественной деятельности русских и зарубежных художников, композиторов, писателей. Создаются условия для создания положительного эмоционально-ценностного компонента в отношении «потребления», освоения подобных материалов. Элементы художественного творчества признанных в мировой культуре авторов сопровождают все уровни освоения Программы и являются неотъемлемой частью любого мероприятия, проводимого в группе, будь то непосредственно-образовательная, совместная или свободная деятельность детей. Использование подобных материалов решает следующие задачи:
- Развитие интереса к различным видам деятельности (художественно-эстетическая, физическая, социальная, познавательно-исследовательская, речевая) за счет интеграции через художественный продукт различных образовательных областей.
- Расширение кругозора воспитанников в области живописи, литературы и музыки.
- Освобождение от психологических и физических блоков, положительное влияние на эмоциональную и психологическую сферу.
- Побуждение к продуктивной деятельности.
Работа с произведением художественной культуры организована таким образом, чтобы каждый участник процесса мог высказаться, дополнить высказывание сверстника, создать свое неповторимое творение. Большое значение в рамках этой работы приобретают выставки продуктов художественной деятельности как признанных гениев, так и воспитанников группы. Выставки могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Инициатива продолжать подобную работу вне совместной деятельности – самостоятельно в группе или дома – поддерживается.
Результатом такой работы становится:
- Развитие речевых, социально-коммуникативных и практических компетенций.
- Утверждение себя как личности творческой, развитие индивидуальности, формирование положительного отношения к себе.
- Развитие более тесных отношений с семьями воспитанников в результате включения родителей в проектную и художественно-эстетическую деятельность.
Создаются условия для развития познавательного интереса к природным, физическим и химическим явлениям путем включения в образовательную деятельность нестандартных игр-экспериментов (Приложение 3)
В группе созданы условия для развития речевой деятельности детей. Воспитатели работают во взаимосвязи с логопедом, проводя ежедневные логопедические пятиминутки и консультируя родителей по вопросам коррекции речи. Логопедические мероприятия прописываются в календарно-тематическом планировании работы в группе.
2.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
Содержание образовательного процесса: область «Физическое развитие».
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма;
- акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья;
- расширять представления о составляющих (важных компонентах)
здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;
- формировать представления о зависимости здоровья человека от
правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;
- расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
- формировать представления о правилах ухода за больным ;воспитывать сочувствие к болеющим, формировать умение характеризовать свое самочувствие.
- знакомить детей с возможностями здорового человека; формировать потребность в здоровом образе жизни; прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом;
- знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения, с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
- Физическая культура:
- продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения, совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость;
- закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры, учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий;
- учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп; учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении;
- учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе; ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой);
- учить ориентироваться в пространстве;
- учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам;
- приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место; поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Содержание образовательного процесса: область «Социально-коммуникативное развитие».
- Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные
занятия;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим; учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость; воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
3) формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома; обогащать словарь детей вежливыми словами; побуждать к использованию в речи фольклора.
- Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание:
- расширять представления ребенка об изменении позиции
в связи с взрослением; через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем; расширять традиционные гендерные представления; воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола;
- углублять представления ребенка о семье и ее истории; о
том, где работают родители, как важен для общества их труд; поощрять
посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников; приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому;
- продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде; обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений; подводить детей к оценке окружающей среды; вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками; привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам; расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.
- расширять представления о малой Родине; расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках, воспитывать любовь к Родине; познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна; расширять представления детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества; рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
- Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание:
- формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки; следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком; закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде; совершенствовать культуру еды; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя
правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
- воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения; разъяснять детям значимость их труда, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности; учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого); воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; развивать желание помогать друг другу; формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности; продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения; воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
- поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы; привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе;
- расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости; формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека; прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
- Формирование основ безопасности:
- формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе; формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру; знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе; знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
- уточнять знания детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора; знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети; знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов; продолжать знакомить с дорожными знаками;
- закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека; продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время
игр в разное время года; расширять знания об источниках опасности в быту; закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами; уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара; знакомить с работой службы спасения — МЧС; учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Содержание образовательного процесса: область «Познавательное развитие».
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия; формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку; развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы; учить сравнивать предметы, классифицировать их.
- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус; продолжать знакомить с цветами спектра; учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их; показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре; рродолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы; формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету; расширять представления о фактуре предметов; развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
- Приобщение к социокультурным ценностям:
- обогащать представления детей о мире предметов; рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих; рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей; расширять представления детей о профессиях; расширять представления об учебных заведения, сферах человеческой деятельности; продолжать знакомить с культурными явлениями, их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения; продолжать знакомить с деньгами, их функциями, бюджетом и возможностями семьи; формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, реконструкцию образа жизни людей разных времен.
- Формирование элементарных математических представлений
- учить создавать множества из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство; учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе); сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения
конкретных множеств; получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет; формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел; отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу; совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке; упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
- учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
- познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом
и прямоугольником; дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника; развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы; развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения, определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов; учить ориентироваться на листе бумаги
- дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки; учить на конкретных примерах устанавливать последовательность
различных событий.
- Ознакомление с миром природы
- расширять и уточнять представления детей о природе; учить наблюдать, развивать любознательность; закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях; познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад»; продолжать знакомить с комнатными растениями, учить ухаживать за растениями;
- расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека; расширять представления детей о диких животных: познакомить с птицами, пресмыкающимися, насекомыми; формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках; показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни; формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Исследовательско- экспериментальная деятельность осуществляется согласно календарно- тематическому планированию.
Старший возраст (исследовательско – экспериментальная деятельность)
Месяц | Неделя | Тема недели | Тема ПИД | Режимные моменты | Сотрудничество с родителями по теме |
Сентябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | День знаний. Хлеб Овощи, фрукты Ягоды, грибы Дикие животные, пищевая цепочка | ________ Исследование и сравнение злаковых культур ________ Что это за ягода такая? (вкус) ________ | Во время приема пищи – хлеба, булочек Во время обеда – кисель, компот. Во время прогулки – анализ ягод рябины | Изготовить из соленого теста хлебобулочные изделия для с/р игры. Покупка с детьми хлеба разных сортов Сварить вместе с детьми кисель или компот, а также варенье из ягод |
Октябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Домашние животные Экосистема Поздняя осень. Перелетные птицы Одежда, обувь | Свойства сливочного масла ________ «Как с гуся вода» ________ | Во время приема пищи - бутерброд с маслом и каша с маслом. На прогулке во время наблюдения за птицами | Позволить ребенку намазать на хлеб масло Опыт дома: «Нанести на руки жирный крем или масло и опустить в воду». |
Ноябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Мой город Символика страны Папа, мама, я –дружная семья! День Матери. Посуда. | Дерево-кирпич ________ Скелет человека ________ | На прогулке рассмотреть здание д/сада – кирпич. Мебель в группе - дерево На ЛФК, физкультуре, зарядке, самостоятельной деятельности – рассматривание скелета | Изготовить лодочки из дерева, коррекционную деревянную дорожку для профилактики плоскостопия Изготовить макет скелета человека из подручного материала |
Декабрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Бытовая техника Признаки зимы Флора, фауна Севера Новогодние игрушки | Понятие об электричестве ________ Свойства льда ________ | Совместная деятельность – электрическая цепь На прогулке | Строение фонарика – почему горит лампочка? Заморозить воду и изготовить дома цветные льдинки |
Январь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Каникулы Зимние забавы Профессии Каникулы | ________ «Греет ли шуба?» ________ ________ | На прогулке | Опыт дома «Мороженое под шубой» |
Февраль | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Книга – источник знаний Страна сказок Народно-прикладное искусство Армия | Свойства бумаги ________ Свойства красок ________ | На ИЗО, свободное рисование, во время обеда - пользование салфетками, рассматривание бересты, коры дерева На ИЗО, свободное рисование, совместная деятельность | Сделать коллекцию виды бумаги и картона Нарисовать картину любыми видами красок. Принести краски (гуашь, акварель, эмаль, краска на водной основе) |
Март | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Народно-прикладное искусство. 8 марта Масленица Весна и ее признаки Животный мир весной | Свойства тканей ________ «Круговорот воды в природе» ________ | Во время раздевания, одевания. На прогулке обратить внимание на одежду прохожих. На прогулке | Коллекция «Виды тканей». Аппликация из тканей Нарисовать схему круговорота воды в природе. Опыт «Вскипятить воду и остудить ее» |
Апрель | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Рыбы, морские животные Космос Растения Насекомые | «Почему рыбы не тонут?» «Запуск ракеты» ________ Звук | Ортопедическое упражнение «Рыбки», игра малой подвижности «Рыбки и щука» Совместная и самостоятельная деятельность, просмотр фильма о космосе На музыкальном занятие. Наблюдение за насекомыми на прогулке (слушание звука насекомых: кузнечик, комар и т.д.) | Понаблюдать за рыбками в аквариуме, посетить в зоопарке «Водный мир» Повторить эксперимент дома с родителями Эксперимент дома «Звук от железной и деревянной линейки» |
Май | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | День Победы Животные жарких стран Конкурс чтецов «Весна в поэзии» Признаки лета | Сравнение восковой и парафиновой свечи ________ ________ Сортировка цветочных семян | На утреннике к 9 мая Во время прогулки – труд в природе | Принести свечи. Нарисовать к 9 маю рисунок в технике граттаж. Посадка цветов на дачах, посадка цветника на участке д/сада |
Содержание образовательного процесса: область «Речевое развитие».
- Развитие речи.
- продолжать развивать речь как средство общения; расширять представления детей о многообразии окружающего мира; поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации; в повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости; учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
- обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду; упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением; помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков; учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки; продолжать развивать фонематический слух; учить определять место звука в слове; отрабатывать интонационную выразительность речи; формировать представление о звуке как строительной части языка; изучать звуки языка, их артикуляцию; учить составлять из звуков слоги и слова.
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить; знакомить с разными способами образования слов; упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками; помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные; учить составлять по образцу простые и сложные предложения; совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
- развивать умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища; развивать монологическую форму речи; учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам; формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
- Художественная литература.
- продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки; прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
- способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
- продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)
доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений; воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами; учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
- продолжать знакомить с книгами; обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению; выяснять симпатии и предпочтения детей.
Разработан список рекомендуемой литературы в соответствии с КТП
Список художественной литературы (старший возраст)
Месяц | № п/п | Тема недели | Художественная литература | Презентации, фильмы, мультфильмы. |
сентябрь | 1 | Осень |
| Просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты». «Что такое осень?». Просмотр мультфильмов «Муха Цокотуха», «Вершки и корешки», «Мешок яблок». |
2 | Хлеб всему голова |
| Просмотр презентаций: «Как хлеб в поле вырос» Просмотр мультфильмов Р.н.с «Конёк-горбунок» | |
3 | Овощи - фрукты |
| Просмотр презентаций: Фрукты - овощи Просмотр мультфильмов Р.н.с.«Репка»«Мужик и медведь» «Чиполлино» «Мешок яблок» | |
октябрь | 4 | Лес (ягоды, грибы) |
| Просмотр презентаций: «Лес» «Кто живёт в лесу» Просмотр мультфильмов Чьи в лесу шишки Под грибом |
5 | Дикие животные |
| Просмотр презентаций: «Дикие животные» Просмотр мультфильмов «Маугли» «Король лев» Фильмы ВВС | |
6 | Экосистема |
| Просмотр презентаций: «Этажи леса» Просмотр мультфильмов «Путешествие муравьишки» | |
7 | Мой город |
| Просмотр презентаций: Мой Новосибирск МультиРоссия Новосибирск | |
ноябрь | 8 | Символика Страны |
| Просмотр презентаций: «Москва-столица России. Санкт-Петербург» «Флаг, герб» Просмотр мультфильмов «Гора самоцветов» Клип рисование песком |
9 | Поздняя осень |
| Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей» «Приключения Нильса» «Дюймовочка» | |
10 | Пап, мама, я – дружная семья |
| Просмотр мультфильмов Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Гуси – лебеди» «Пузырь, соломинка и лапоть» «Кот, петух и лиса» | |
11 | День матери (посуда) |
| Просмотр презентаций: Клип про мам Просмотр мультфильмов
| |
12 | Признаки зимы (домашние животные) |
| Просмотр презентаций: «Зима» «Признаки зимы» Просмотр мультфильмов «Два Мороза» «Серебряное копытце» | |
декабрь | 13 | Флора, фауна Севера |
| Просмотр презентаций: «Арктика» Просмотр мультфильмов «Цветик-семицветик» «Пепе и Лоло» «Делай ноги»Умка» |
14 | Новогодние игрушки, традиции праздника |
| Просмотр мультфильмов «Два Мороза» «Простоквашино» | |
15 | Новогодний праздник |
| Просмотр мультфильмов «Ёлка» «Снеговик почтовик» «Новогодние приключения Маши и Вити» | |
16 | Зимние забавы |
| Просмотр презентаций: «Зимние виды спорта» Просмотр мультфильмов «Снежная королева» «Падал прошлогодний снег» | |
17 | Профессии |
| мультфильмов «Дядя Стёпа» | |
январь | 18 | ПДД - транспорт |
| Просмотр презентаций: «Красный, жёлтый, зеленый» Просмотр мультфильмов
|
февраль | 19 | Книга – источник знаний |
| Просмотр презентаций: «История создания книг» Просмотр мультфильмов «Вовка в тридевятом царстве», «Страна невыученных уроков» |
20 | Рыбы, морские животные |
| Просмотр презентаций: «Морские животные» «Дельфинарий» Просмотр мультфильмов «Сказка о золотой рыбке» «Сказка о Царе Салтане» «Русалочка» «В поисках Немо» Фильмы ВВС | |
20 | Армия |
Просмотр мультфильмов
«Про Сидорова Вову» | Просмотр презентаций: «Рода войск» | |
21 | Весна, её признаки |
| Просмотр презентаций: Весна (4 шт) Просмотр мультфильмов «Снегурочка», «Двенадцать месяцев» | |
март | 22-24 | Русские народные промыслы |
| Просмотр презентаций: Просмотр мультфильмов Мульти России |
апрель | 25 | Космос |
Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты»«Белка и стрелка» «Незнайка на луне» «Смешарики в космосе» | Просмотр презентаций: «Солнечная система» «Питание космонавтов» «Животные в космосе» «Ю.А.Гагарин» |
26 | Звери и птицы весной (домашние животные) |
| Просмотр презентаций: Просмотр мультфильмов ВВС фильмы про животных | |
27 | Насекомые |
| Просмотр презентаций: «Насекомые», Божья коровка», «Муравьи», «Как развивается бабочка», «Пауки», «Жуки». Просмотр мультфильмов «Муха-цокотуха», «Флик»,«Би Муви медовый заговор», «Лунтик», «Пчёлка Джулия» | |
ма | 28 | День победы |
| Просмотр презентаций: «ВОВ» «Вставай страна огромная» |
Содержание образовательного процесса: область «Художественно-эстетическое развитие».
- Приобщение к искусству.
- продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству; развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства; учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности; формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства.
- продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального
искусства; формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности;
- познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников; расширять представления о графике (ее выразительных средствах); знакомить с творчеством художников - иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.);
- продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др; обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.); подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.; развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей; при чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов;
- познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры
народного искусства»; расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах; формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
- Изобразительная деятельность.
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух,
обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
- развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира; в процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение; учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
- развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в
явления и объекты природы, замечать их изменения; учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
- совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности; развивать чувство формы, цвета, пропорций.
- продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, расширять представления о народных игрушках; знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством; с другими видами декоративно-прикладного искусства; развивать декоративное творчество детей.
- формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать
материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
- продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы
(рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
2.2. Семья и ДОУ два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их тесное сотрудничество, взаимодействие (Приложение 3). Работа проводится по пяти образовательным областям и планируется таким образом, чтобы родительский контингент был полностью уведомлен о работе и методах, используемых воспитателями. Данный тип взаимодействия призван решать несколько задач:
- психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;
- оказание методической помощи воспитателям в общении с родителями;
оптимизация стиля семейного воспитания;
- гуманизация детско-родительских отношений;
- включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок – педагог»;
- определение функций работы ДОУ с семьей;
- выбор форм и методов взаимодействия с родителями.
Выбрано несколько форм воздействия с семьями воспитанников:
- Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
- Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Большое значение имеет работа клуба «Содружество» (Приложение 4), целью которого является организация продуктивного взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников. План работы с родителями группы прописан в соответствии с задачами, поставленными педагогами (Приложение 5)
Таким образом, реализуя Программу, педагог получает возможность творческим образом решать различные педагогические задачи.
3.Организация образовательного процесса
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. Холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности).
2. Теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).
Организация жизнедеятельности в старшей группе в холодный период
Старшая дошкольная группа | |
Прием детей, осмотр, игры. беседы | 7.30 - 8.10 |
Утренняя гимнастика | 8.20 - 8.30 |
Завтрак 1 | 8.30 - 8.55 |
Завтрак 2 | 10.00 -10.10 |
Непосредственно - образовательная деятельность | 9.00 – 10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.50 - 12.25 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.40 – 13.00 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 13.10 - 15.00 |
Подъем, воздушные и водные процедуры, гимнастика | 15.00 - 15.15 |
Подготовка к полднику. Полдник | 15.15 - 15.30 |
Непосредственно - образовательная деятельность (совместная деятельность) | 15.35 - 16.00 |
Прогулка. Игры, труд, уход детей домой | 16.15 -19.00 |
Организация жизнедеятельности в старшей группе в теплый период
Старшая дошкольная группа | |
Прием детей, осмотр, игры, беседы | 7.30 - 8.10 |
Утренняя гимнастика | 8.10 - 8.20 |
Завтрак 1 | 8.30 - 8.50 |
Завтрак 2 | 10.00 - 10.10 |
Совместная деятельность на участке | 9.00 – 12.30 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 13.10 - 15.10 |
Подъем, воздушные и водные процедуры, гимнастика | 15.10 - 15.30 |
Подготовка к полднику. Полдник | 15.30 - 15.40 |
Совместная деятельность на участке, игры, уход домой | 15.50 -19.00 |
Учитывая распорядок дня дошкольника старшей группы в осенне-зимний период, а также требования СанПин 2.4.1.3049-13, была составлена сетка непосредственно-образовательной деятельности.
День недели | Название НОД, время проведения |
Понедельник | Физическая культура Формирование целостной картины мира |
Вторник | Музыка Развитие речи Рисование |
Среда | Формирование элементарных математических представлений Физическая культура |
Четверг | Лепка/Аппликация Развитие речи Музыка |
Пятница | Формирование элементарных математических представлений/ Поисково-исследовательская деятельность Рисование Физкультура на улице |
Календарно – тематическое планирование на 2016 – 2017 уч. год
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
Месяц | Недели | Темы |
Сентябрь (Краткосрочный Проект) | 1 неделя | День знаний. |
2 неделя | Хлеб (Проект) | |
3 неделя | Овощи-фрукты | |
4 неделя | Осень. Лес (ягоды-грибы), | |
5 неделя | Дикие животные, пищевая цепочка | |
Октябрь (Долгосрочный проект) | 1 неделя | Домашние животные |
2 неделя | Экосистема | |
3 неделя | Поздняя осень (перелётные птицы) | |
4 неделя | Одежда-обувь. Вид искусства-графика. | |
Ноябрь | 1 неделя | Символика страны |
2 неделя | Мой город | |
3 неделя | ПДД | |
4 неделя | Папа, мама, я - дружная семья | |
5 неделя | День Матери (посуда) | |
Декабрь | 1 неделя | Бытовая техника |
2 неделя | Признаки зимы(домашние животные) | |
3 неделя | Флора, фауна Севера | |
4 неделя | Новогодние игрушки, традиции праздника | |
Январь | 1 неделя | --- |
2 неделя | Зимние забавы (виды спорта) | |
3 неделя | Профессии (проект с участием родителей) | |
4 неделя | Каникулы | |
Февраль | 1 неделя | Книга-источник знаний |
2 неделя | Страна сказок | |
3 неделя | Армия, военная техника | |
4 неделя | Масленица | |
Март | 1 неделя | Народно-прикладное искусство, росписи |
2 неделя | 8 марта, подарки маме | |
3 неделя | Весна, её признаки | |
4 неделя | Животные весной | |
5 неделя | Птицы весной | |
Апрель | 1 неделя | Неделя здоровья |
2 неделя | Космос | |
3 неделя | Рыбы, морские животные | |
4 неделя | Растения | |
Май | 1 неделя | День Победы |
2 неделя | Животные жарких стран | |
3 неделя | Насекомые | |
4 неделя | Конкурс чтецов «Весна в поэзии» | |
5 неделя | Признаки лета |
Циклограмма деятельности детей вне образовательной деятельности представлена в следующей таблице и отражает реализацию мероприятий по достижению целевых ориентиров в различных областях.
Утро | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. Беседа. 2. Наблюдения за комнатными растениями, опыты, труд. 3. Д/и на развитие творческого воображения. 4. Самостоятельная иг-ровая деятельность. 5. НОД. | 1. Индивидуальная работа (развитие речи – ЗКР, словарь, связная речь). 2. Д/и экологического содержания. 3. Самостоятельная ху-дожественная деятель-ность. 4. НОД. | 1. Беседа. 2. Наблюдения за комнатными растениями, опыты, труд. 3. Д/и на класссификацию. 4. Самостоятельная игровая деятельность. 5. НОД. | 1. Индивидуальная ра-бота (ФЭМП) 2. Д/и по развитию речи, на развитие фонематического слуха. 3. Самостоятельная художественная деятельность. 4. НОД. | 1. Д/и (ФЭМП). 2.Индивидуальная работа (изодеятельность). 3. Рассматривание ил-люстраций, репродукций. 4. НОД. | |
Прогулка | 1.Наблюдение за растительным миром. 2. Труд. 3.Индивидуальная работа. 4.Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал) 5. П/и (бег). | 1.Наблюдение за животным миром. 2. Труд. 3. Индивидуальная работа. 4. Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал). 5. П/и (прыжки). | 1.Наблюдение за явлениями общественной жизни. 2. Труд. 3. Индивидуальная работа. 4.Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал). 5. П/и (эстафеты). | 1.Наблюдение за объектами неживой природой. 2. Труд. 3. Индивидуальная работа. 4.Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал). 5. П/и (с лазанием). | 1.Целевая прогулка. 2.Труд (уборка участков). 3.Индивидуальная работа. 4.Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал). 5. Народные игры. |
Вечер | 1.Сюжетно-ролевая игра. 2. Строительно - конструктивные игры. 3. Чтение художественной литературы. 4. Работа с родителями. | 1. Сюжетно-ролевая игра. 2. Интеллектуальные игры. 3. Чтение художественной литературы. 4. Работа в книжном уголке. | 1. Сюжетно-ролевая игра. 2. Игры с правилами. 3. Чтение художественной литературы. 4.Самостоятельная художественная деятель-ность. | 1. Развлечения, досуги. 2. Чтение художественной литературы. 3. Индивидуальная работа (физкультурно-оздоровительная). 4.Рассматривание иллюстраций, репродукций. | 1. Сюжетно-ролевая игра. 2.Д/и (музыкальные). 3. Хозяйственно-бытовой труд 4. Чтение художественной литературы. |
Режим двигательной активности воспитанников группы номер 13 представлен в следующей таблице.
№ | Формы работы | Распределение двигательной нагрузки |
1 | Физкультурно-оздоровительная работа: 1.1.Утреняя гимнастика 1.2. Физкультурные динамические паузы между занятиями 1.3. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке 1.4. Индивидуальная работа по развитию движений 1.5. Гимнастика пробуждения 1.6. Пешеходная прогулка | Ежедневно 10-12 мин. Ежедневно 10 мин. Ежедневно 20-25мин. Ежедневно 20-25 мин.. Ежедневно 5-7 мин.. 1 раз в неделю – 90 мин. |
2 | Непосредственно образовательная деятельность 2.1.Реализация задач образовательной области «Физическая культура» 2.2.Реализация задач образовательной области «Музыка» | Понедельник, среда, пятница- 25 мин. Вторник, четверг – 25 мин. |
3 | Физкультурно-массовая работа 3.1. Физкультурно-спортивные праздники (с привлечением родителей) 3.2. Музыкальные развлечения 3.3. Самостоятельная двигательная активность | 2-3 раза в год 1 раз в месяц Ежедневно до 25мин. |
Методическое и материальное обеспечение реализации Программы подробно описано в Паспорте группы (Приложение 6).
План праздничных мероприятий составляется с учетом нескольких критериев:
- Государственные праздники (Новый Год, 8 марта, 23 февраля, 1 мая, 9 мая, 12 июня, 22 августа, День Матери, День Знаний и т.д.)
- План музыкального и физкультурного работников (Приложение 7, 8).
- План взаимодействия с социальными партнерами (Приложение 9).
- План мероприятий, связанных с деятельностью группы (прописан в перспективном планировании).
План остальные мероприятий (викторины, КВН, театрализованные представления, совместные проекты), планируемых совместно с другими группами, прописан в перспективном планировании и не противоречит темам, заявленным в комплексно-тематическом плане (Приложение 10).
Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практиках.
Среди культурных практик, используемых в группе, выделяются практики организованной образовательной деятельности с детьми. Они могут быть разными по форме.
Формы организованной образовательной деятельности (Н.А.Виноградова)
Формы организации | Особенности |
Индивидуальная | Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми |
Групповая (индивидуально-коллективная) | Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения |
Фронтальная | Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения |
Отдельной формой организованной образовательной деятельности, используемой в образовательном процессе являются игровые обучающие ситуации, в которых выделяют три типа (С.Н.Николаева, И.А.Комарова):
игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами (изображения животных и растения) позволяют провести сопоставление живого объекта с неживым аналогом (по внешнему облику и способу функционирования (поведения));
игровые обучающие ситуации с литературными персонажами построены на использовании кукол, которые являются персонажами сказок и могут, вовлекая детей в общение с ними, активизировать познавательную деятельность дошкольников, обобщить и закрепить полученные знания;
игровые обучающие ситуации-путешествия, в процессе которых дети выступают в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, воспроизводят ситуации экологического наблюдения и исследования, обсуждают и решают проблемные ситуации, систематизируют свои впечатления в продуктивных видах детской деятельности (лепке, аппликации, рисовании).
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта можно выделить следующие группы методов реализации Программы для поддержки инициативы детей:
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности;
методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности;
методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности
Группа методов | Основные методы |
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности | поощрение – одобрение, похвала, награждение подарком, эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы; наказание – замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определённых прав или развлечений; образовательная ситуация; игры; соревнования; состязания. |
методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности | приучение к положительным формам общественного поведения; упражнение; образовательные ситуации (общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим). |
методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности | рассказ взрослого; пояснение и разъяснение; беседа; чтение художественной литературы; обсуждение; рассматривание и обсуждение; наблюдение. |
3.1.Виды деятельности
В процессе организованной образовательной деятельности, так же, как и в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды деятельности:
Вид деятельности | Возраст 5--6 лет |
игровая | включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; |
коммуникативная | общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; |
познавательно-исследовательская | исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними |
восприятие | художественной литературы и фольклора; |
самообслуживание и элементарный бытовой труд | в помещении и на улице |
конструирование | из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; |
изобразительная | рисование, лепка, аппликация |
музыкальная | восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах |
двигательная | овладение основными движениями |
Каждому виду деятельности соответствуют формы работы с детьми:
Виды деятельности | Формы работы |
Игровая | игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные). |
Коммуникативная | беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги |
Познавательно-исследовательская | наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры |
Восприятие худо-жественной литера-туры и фольклора | рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театр.игры, различные виды театра. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд |
Конструирование | игры-конструирования из конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала на основе модели, условий, образца, замысла, темы, чертежей и схем; сюжетно-ролевые и режиссерские игры. |
Изобразительная | мастерская, творческие проекты эстетического содержания, студия, кружок, |
Музыкальная | слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры под музыку, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале. |
Двигательная | утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале |
Список используемой литературы
Авдеева, Я. Я Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1997.
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольника с окружающей и социальной действительностью. –М.: ЦГЛ, 2004.
Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. –М.: Мозаика-синтез, 2012.
Веракса, А.Н., Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.:Мозаика-Синтез, 2006.
Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы». –М.: Мозаика-синтез, 2014.
Варенцова, Н.С. Обучение дошкольников грамоте. 3-7 лет. –М.: Мозаика-синтез, 2009.
Виноградова, А.М. Воспитание нравственной чувствительности у дошкольников. –М.: Просвещение, 1994.
Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / сост. О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Гербова, В.В. Коммуникация. Развитие речи детей старшей группы детского сада. –М: Мозаика-синтез, 2013.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. .-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Голицына, Я. С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Старшая группа / Н. С. Голицына. - М. : Скрипторий 2003, 2008.
ГубановаН.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 .
Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и метод, рекомендации / О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Кириллова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно : для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. - Волгоград : Семь ветров, 1995.
Клочанов, Я. Я. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Колесникова Е.В. Авторская педагогическая технология обучения грамоте «От А до Я». –М.: Ювента, 2007.
Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада : конспекты занятий / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. –М.: Мозаика-Синтез, 2005
Комарова Т.С., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду : программа и метод, рекомендации / Л. В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада : конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. –М.: Карапуз дидактика, 2009.
Маландин, Я. Г. Внимание - дети / Н. Г. Маландин. - М.: Педагогика, 1975.
Николаева, С.Н. Юный эколог. –М.: Мозаика-синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет
Рабочая учебная программа для группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет, разработанная по комплексной программе "Воспитание и обучение в детском саду" М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаров...
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет...
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста на 2015-2016 год....
Адаптированная рабочая программа группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Адаптированная рабочая программа группы старшего дошкольного возраста (для детей с задержкой психического развития) разработана на основе примерной образовательной программой «Радуг...
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста для детей 6-7 лет
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского с...
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста до 7 лет
Цель программы:Создание инновационного образовательного пространства, позволяющего сохранить и укрепить здоровье воспитанников, и представляющий систему условий социализации и индивидуализации детей, ...
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «ГНОМИКИ» на 2016 -2017 учебный период
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуально...