"Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями"Писарева Ольга Алексеевна Воспитатель ГККП Ясли – сад «Жұлдызай» при акимате Ерейментауского района
статья на тему

Лашкевич Оксана Николаевна

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольной организации с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Тема:

               «Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями»

Писарева Ольга Алексеевна

Воспитатель ГККП   Ясли – сад  «Жұлдызай»

при  акимате  Ерейментауского района

Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва).

1.Введение.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольной организации с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

    Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.

2.Теоретическая часть

Развитие системы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Казахстан.  В своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда» Глава государства Н.А. Назарбаев определил приоритеты в системе образования и поставил перед педагогами серьезную цель – стать центром знаний мирового уровня.

Главной задачей системы дошкольного воспитания и обучения в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы является: совершенствование качества дошкольных образовательных услуг на основе обновления содержания дошкольного воспитания и обучения и внедрение в образовательный процесс инновационных методик и технологий.

 Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, обеспечивает единые требования к содержанию дошкольного образования, системность, целостность, преемственность и непрерывность с использованием новых методик и технологий.

Одна из задач: оказание консультационной помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

  Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольных организаций с семьей.
   

3. Актуальность

      Именно семья и детский сад - первоочередные институты социализации. Правильно построенное взаимодействие между ними способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Напротив, существующие противоречия между воспитателями и родителями, могут привести к нежелательным последствиям, таким как трудности в социализации и неготовность к школе. Семья и детский сад должны построить взаимодействие в одном направлении. Целью этого взаимодействия должна стать развитая личность ребенка, а весь воспитательный процесс должен быть построен на принципе гуманизации.

                Воспитание детей дошкольного возраста стремится целенаправленно развить уникальной человеческую индивидуальность ребенка, обеспечить совершенствование и рост его нравственности и творческих сил. Помогая друг другу, детский сад и семья должны в первую очередь думать о ребенке, как отразится на нем воздействие каждой из сторон, поэтому взаимодействие должно быть построено на доверии друг к другу, уважении, взаимопомощи. Только тогда, общими усилиями семья и детский сад сможет добиться блестящих результатов. Воспитательный процесс - это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.

      Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

  •  развитие интересов и потребностей ребенка;
  •  распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  •  поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  •  выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  •  понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

     Эффективность проводимой в дошкольной организации работы с родителями:

  •  во-первых, заинтересованность родителей к содержанию образовательного процесса с детьми в дошкольной организации, в конкретной группе;
  • во-вторых, возникновение дискуссий по  инициативе самих родителей;
  • в-третьих, ответы на вопросы родителей ими самими;
  • в-четвертых, приведение родителями примеров из собственного опыта, увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • в-пятых, стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем, размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • в шестых, повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Условия, необходимые для реализации и доверительного взаимодействия между ДО и семьей:

  •  изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др;
  •  открытость детского сада семье;
  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями

Алгоритм активных форм   работы с родителями.

. Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

1.Информационно – аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а так же выявление готовности семей сотрудничать с педагогическим коллективом.

2. Работа с родителями в рамках информационно – аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:

а) просвещение родителей, передача необходимой информацией по тому или иному вопросу.

б) организация   совместного, продуктивного общения и взаимодействия всех участников образовательного пространства.

в) практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем, развитием, воспитанием и обучение детей.

г) контрольно – оценочный блок анализирует эффективность мероприятий

      В своей работе я использую как хорошо известные, традиционные формы работы с семьёй, так и новые, найденные в результата творческого поиска.

          Первым шагом к сотрудничеству является знакомство с семьёй. Родители и дети с большим нетерпением ждали нашего прихода, готовились. Посещение проводилось с целью консультирования по оформлению игрового уголка дома, расположение игрушек, совместного проведения игр родителей с детьми. Разговаривая с родителями, мы советовали приобретать развивающие игры: «Где, чей дом?», «Кто, что ест?», «Мой день», «Мозаика», «Конструкторы» - которые способствуют развитию  мышления, внимания, развивают фантазию, творчество, учат мыслить логически.

      Мы очень заинтересованы в гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому прилагаем максиму усилий для того , чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребёнка. Только так получается возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем позитивно отразится на установлении доверительных отношений между педагогом и родителями.

Важно помнить:

- воспитатель партнёр в воспитании и становлении личности ребёнка.

       Поэтому я добиваюсь активной воспитательной позиции родителей, стараюсь вызвать у них желание узнать своего ребёнка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствую его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

      Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы, повышается педагогическая культура родителей. Каждая встреча даёт повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. Родительские собрания проводятся с использованием деловых игр, практических заданий,  бесед с детьми, записанных на видео, и аудио кассеты и диски, анкетирование « Знаете ли вы своего ребенка», « Скоро в школу», памятки « Как отвечать на детские вопросы», тестирование. Родительские собрания проводятся на определённые темы:  «Что должен знать ребенок 6-7 лет», « Речевое развитие детей», «Скоро в школу».

     В Семейном   клубе «Папамамая» ,родители не только зрители,слушатели,но и участноки,где разнообразны контакты родителей и воспитателей, которые доставляют радость всем участникам встречи, а также впоследствии лучше решаются вопросы воспитания и обучения детей: «Здоровье ребенка», « Детский сад и семья в едином игровом пространстве», «Родители на пути к школе».

Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания. На мини-собрании две-три семьи раскрывают секреты в семейном воспитании, делятся о традициях воспитания в семье.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью педагогов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Живой интерес со стороны родителей вызывают тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.

  Вечера вопросов и ответов - позволяют уточнить свои педагогические знания, применять их на практике, узнавать  новое,  обсуждать некоторые проблемы развития детей.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, моё стремление  дать квалифицированную помощь. Предложила родителям консультации:  « Что должен знать ребенок 6-7 лет»,                   « Дружеские отношение взрослых и детей в семье»,  « Значение режима в воспитании старшего дошкольника», « Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Речевые игры по дороге в детский сад», «Занимательные опыты на кухне», «Общение детейсо свестниками», «Будущий первокласник», «Адаптация в школе».

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д. Выставки также могут работать, демонстрируя родителям важный раздел программы, например: «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Играя - познаём».

      Хорошо сплачивают детей и родителей совместные мероприятия праздники, развлечения, досуги: « Страна волшебная – здоровье».

Одной из нетрадиционных фрм работы с родителями является оформление семейных газет. В течении года описываются интересные события, случаи из жизни семьи, ребенка, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам детей на различные темы: «Моя семья» ,«Выходной день семьи», «Я дома» .

Информационные Папки–передвижки формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей», «Нет ученья без игры», «Хочу все знать» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям.

В группе на каждого ребёнка заведён портфолио. В него дополняются все  работы ребят, начиная с младшего возраста. По завершении учебного года в портфолио вкладываются итоговые записки об успехах ребёнка и помещаются дипломы о переходе в следующую возрастную группу. На каждом родительском собрании родители с интересом просматривают содержимое портфолио, анализируют происходящие изменения. Большинство родителей заинтересованы в знаниях о том, как их ребёнок проявляет себя в социуме. Таким  образом, формируя портфолио, и у педагогов, и у родителей есть возможность проследить динамику развития каждого ребёнка.

Трудности.

- Средний уровень социально психологической  культуры некоторых родителей.

-Непонимание родителями самоценности  периода дошкольного детства и его значения.

-Игнорирование некоторыми родителями информацией  содержании, формах работы детского сада;

-Незнание психологических особенностей жизни и деятельности детей;

Вывод: С учетом данных трудностей, педагогам следует осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому члену семьи, поддерживать тесную связь с узкими специалистами (психологами, врачом, логопедом)

Перспективность.

Дети – дошкольники будут с гордостью и уважением относится к своим родным.

 Родители, благодаря взаимодействию с  воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретут опыт сотрудничества, как со своим ребёнком,  так и коллективом специалистов: методистами, врачом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, преподавателем изодеятельности, казахского и английского языков,    преподавателем театральной студии и самопознания.

 Педагоги: партнёрские отношения, качество образовательного–воспитательного процесса.

Заключение:

При проведённой работе с родителями, можно сделать   вывод:

 Приобщать семью к образовательному процессу в детском саду необходимо, т.к. родители несут ответственность за воспитание ребенка, им необходимо осознать свою роль в его воспитании и обучении.

         На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложились определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
        Родители стали еще больше проявлять искренний интерес к жизни группы, выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90 % родителей посещают родительские собрания, участвуют в праздниках и развлечениях.

      .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб «Папамамая»: «Семья-основа Родины». Писарева Ольга Алексеевна Воспитатель ГККП Ясли – сад «Жұлдызай» при акимате Ерейментауского района

Расширить представление родителей о гражданской позиции, ответственности. Формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма, гражданско-правовых знаний. Показать родител...

Консультационный пункт Тема: «Всем на свете нужен дом» Писарева Ольга Алексеевна Воспитатель ГККП Ясли – сад «Жұлдызай» при акимате Ерейментауского района

Формировать социально – нравственные семейные ценности; повышать педагогическую грамотность родителей....

Занятие по развитию речи с элементами драматизации«Зимушка – зима» И.П Кучерюк Воспитатель ГККП Ясли – сад «Жұлдызай"

Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации сказки «Заяц-хваста»  Развивать коммуникативные умения и навыки. Прививать интерес к жанру русской народной сказки...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....

«Инновационные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»

Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходим...

Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна В наше время происходит множество изменений и преобразований...