«Инновационные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»
учебно-методический материал

Монташина Елена Николаевна

Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»

В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая место чему-то новому. «Дошкольное детство» - уникальный период жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время этот период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых-родителей, педагогов. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие». Главный момент в контексте «семья-дошкольная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радости, успехов и неудач, сомнений и размышлений, в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснять родителям их назначение, особенности и предпочтения. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй. Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идёт на контакт с педагогом. Традиционные формы взаимодействия с семьёй представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами: родительские собрания, конференции, консультации, беседы. Но постепенно взаимодействие педагогов и родителей требовало изменений. В настоящее время, когда мы реализуем ФГОС ДО, который уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьёй:

- «Круглый стол» по любой теме;

- тематические выставки;

- социобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

-устный журнал для родителей;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- совместные досуги;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в  воспитательно  - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. При реализации новой системы взаимодействия с семьёй удаётся избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьёй неоспоримы и многочисленны. Это положительный , эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ нужно вести по трём направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление мы используем на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
  2. Наглядно-информационное направление-используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
  3. Досуговые формы используются для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Одной из эффективных форм работы с родителями является посещение семей воспитанников на дому, что позволяет намного легче установить доверительные отношения с родителями и с ребёнком. К тому же, побывав в семье малыша , посмотрев условия жизни, легче правильно подобрать индивидуальный подход к ребёнку и его семье. Получив реальную ,на основе собранных данных, разработать тактику своего общения с каждым родителем, с учётом педагогических потребностей каждой семьи, учитывая индивидуальные особенности семейного воспитания. Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребёнка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись периодически с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребёнком большую часть дня. Сотрудничая с родителями, создаётся единое образовательное пространство. Устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и семьёй помогают досуговые мероприятия. Они гармонизируют отношения родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной деятельности. Проводимые в детском саду праздники, утренники, концерты, соревнования такие как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Праздник мам», «Масленица», «Лучший папа», «Папа, мама, я –спортивная семья» помогают родителям стать заинтересованными участниками образовательного процесса. Они активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок. Досуговые мероприятия целесообразно заканчивать общим чаепитием, где можно за чашкой чая, пообщаться друг с другом, поделиться своим каким-то опытом, просто поговорить, ведь в наше непростое время у многих родителей просто-напросто банально не хватает на это времени. Новой интересной формой работы с семьями воспитанников является проведение Акций. Тематика их разнообразна: «Наши руки не знают скуки» (ремонт игрушек, мебели, групп, помощь в создании предметно-развивающей среды в группах, подготовка участков к летнему сезону, групп к новому учебному году), налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьёй мероприятия развивают в ребёнке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями"Писарева Ольга Алексеевна Воспитатель ГККП Ясли – сад «Жұлдызай» при акимате Ерейментауского района

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольной организации с семьей.Семья – уникальный первичный...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....

Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна В наше время происходит множество изменений и преобразований...

Инновационные формы и методы взаимодействия с педагогами ДОУ

Модернизация системы образования влечёт за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не ка...

«Инновационные формы и методы взаимодействия с педагогами ДОУ»

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.Методическая помо...

Инновационные формы и методы взаимодействия с педагогами ДОУ

Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педагогами:- индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей- ин...

«Семья и детский сад. Как воспитать человека». «Инновационные формы и методы в работе с семьями воспитанников»

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодейст...