Статья «Педагогические возможности загадки»
статья (подготовительная группа) по теме
С помощью загадок можно активировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всесторонннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_pedagogicheskih_vozmozhnostyah_zagadki.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Педагогические возможности загадки»
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: « Два кольца, два конца, посредине гвоздь, и тот насквозь».( Ножницы.); на то, из чего сделан предмет: «Поля стеклянные, межи деревянные». (Оконная рама.); на назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». (Часы.) Некоторые загадки показывают предмет в действии: «Кланяется, кланяется, придет домой – растянется» (Топор.)
Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания: «Летит, как стрела, жужжит, как пчела» (Самолет.); «Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома» ( Трамваи. С. Маршак)
Многое детям могут рассказать загадки о животных. О их величине: «Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок». (Белка.); о частях тела: «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица».(Козел.); о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста: «Хвост крючком, нос пятачком». (Свинья.); «Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках» (Заяц.)
Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой спит, летом ульи ворошит» (Медведь.); на среду обитания и способы защиты: «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет – другой вырастает». (Ящерица.); на приносимую людям пользу : «Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет – она знать дает». (Собака.)
Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: «Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет». (Дождь, земля, трава.); Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времен года, дня и ночи: «Весной вырастают, осенью опадают». (Листья.); «На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло – одеяло все сошло». (Снег)
Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.
Отражая живописные пейзажи, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.
Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку: «Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички»- такими изображены в загадке полевые ромашки. «Весь из золота отлит на соломинке стоит»- горделиво красуется налитой солнцем и жизненной силой маленький колосок.
Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Очень своеобразно, например, выглядит гриб-подосиновик в разных загадках: «Под елкою, под осинкою стоит мальчик с пальчик, на нем сер кафтанчик, шапка красненька»- это молоденький, свеженький грибок. А вот коренастые подосиновики: «Во лесу, во бору стоят стары старички, на них красны колпачки».
В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек.
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества - сказками, песнями, пословицами.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы»), льет дождь («идет дождь»). «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте». (Часы). «Посмотри в окошко: идет длинный Антошка». (Дождь).
Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогический поиск новых форм взаимодействия с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) и их родителями"
Статья для специалистов и воспитателей ДОУ....
Педагогические возможности загадки
Несмотря на миниатюрность жанра, загадка обладает многими ценными качествами, необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми....
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».
laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...
Статья Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста
Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим звеном с исторической памятью и...
Педагогические возможности загадки.
Следует обратить внимание на то что, загадки, несмотря на миниатюрность жанра, обладают многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми: развивают...
Педагогический совет «Педагогические возможности театрализации в образовательном процессе»
Сценарий педагогического совета по организации театрализованной деятельности в дошкольных группах. Содержит теоретическую (возможно преобразование в викторину) и практическую части....