Педагогический совет «Педагогические возможности театрализации в образовательном процессе»
методическая разработка

Сценарий педагогического совета по организации театрализованной деятельности в дошкольных группах. Содержит теоретическую (возможно преобразование в викторину) и практическую части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 41» городского округа Нальчик

Кабардино-Балкарской Республики

Педагогический совет

«Педагогические возможности театрализации в образовательном процессе»

г. Нальчик

2021 г.

Дата проведения: 28.10.2021 г.

Цель: систематизация знаний и умений педагогов в применении театрализации с целью формирования у дошкольников основных компетенций.

Задачи:

  1. Раскрыть возрастные и методические аспекты организации театрализованной деятельности.
  2. Дать оценку образовательной работе педагогов в познавательно-речевом кластере.
  3. Закрепить практические навыки работы с элементами театрализации.

Повестка дня:

  1. Вступительное слово. Актуализация темы.
  2. «Паутина интеграции»: интеграция театрализованной деятельности с образовательными областями.
  3. Сообщение «Театральные ступеньки».
  4. Результаты тематического контроля «Познавательно-речевой компонент в образовательной среде дошкольников» и конкурса «Театральный компонент в РППС».
  5. Практический блок.
  6. Разное.
  7. Итоги педсовета.

Решение педсовета:

1. Продолжать работу по активизации речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности.

2. Продолжать создавать в группах условия для развития театральной деятельности.

3. Активизировать совместную образовательную деятельность с родителями в речевом кластере через проектную деятельность.

1. Вступительное слово.

Теоретический блок

2. Актуализация темы.

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»

Б.М.Теплова

Театрализованная игра - это один из наиболее эффективных методов развития и воспитания в дошкольном возрасте. Потому что игра - это основной вид деятельности детей в этот период, а театр - один из самых доступных и демократичных видов искусства, который дает возможность решать актуальные проблемы психологии и педагогики, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, инициативности, фантазии и т.д.

Театрализованная деятельность характеризуется широкими воспитательными возможностями. Дети, участвуя в ней, знакомятся с окружающим миром через звуки, краски, образы, а грамотные вопросы подталкивают детей к анализу, размышлению, выводам и общению. Умственное развитие связано и со становлением речи. В ходе театрализованной деятельности словарь ребенка активизируется незаметно, совершенствуется звуковая культура речи, интонация. Исполняемая роль, реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь, грамматический строй речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Актуальность  театрализованной деятельности:

  • Манипулируя  любым сказочным героем,  ребёнок учится взаимодействовать с другими персонажами (с другими детьми), при этом развивается диалогическая речь.
  • Работа с куклой вызывает у ребенка массу противоречивых  эмоций.
  • Тематика игр практически не ограничена и может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные).
  • Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
  • Насыщенная положительными эмоциями игра в кукольный театр позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее навыков (речевых, эмоциональных) за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
  • Воспитанию чувств посвящены многие произведения, написанные для детей, знакомство с которыми и вживание в образы героев  в процессе инсценировки формирует доброту, ответственность, сочувствие , жалость, чувство справедливости.
  • Дети хотят и любят играть в сказку и это приносит им радость.
  • Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.
  • Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, что позволяет вовлечь ребенка в активную работу.
  • Организованное и самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением;
  • Игра в театр благотворно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, мелкой  моторики, чувства ритма, координации движения и прочее.

Виды детской театрализованной деятельности:

  • инсценировка  произведений или отрывка (действие по ролям);
  • игры-имитации   образов животных, людей, литературных персонажей;
  • упражнения на образное перевоплощение;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • рассказывание произведения с использованием театра;
  • творческие игры;
  • введение игровых обучающих ситуаций с литературно-сказочными персонажами  в непосредственно образовательную деятельность.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

3. Интеграция театрализованнной деятельности с образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

4. Сообщение «Театральные ступеньки».

1-ая младшая группа

Основная задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями, сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями. Для этого проводятся различные театрализованные представления: театр игрушек, картинок, пальчиковый театр.

Например, с помощью пальчикового театра воспитатель исполняет попевки, рассказывает сказки, читает стихи, проводит игры с пальчиками. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, подражать взрослому, при этом у них развивается речь, чувство ритма.

2-ая младшая группа

Во второй младшей группе дети постепенно овладевают ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм-драматизациям. Воспитатель начинает учить их изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах, предварительно читая, рассказывая и показывая иллюстрации, настольный театр по сказкам.

Средний возраст

В средней группе продолжается объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Дошкольники, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

На данном возрастном этапе педагог формирует у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, закрепляет знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя упражнения на развитие мелкой моторики.

Старший возраст

Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки сценами. Работа воспитателя направлена на развитие выразительности речи детей, их творческой самостоятельности в передаче образа

Практический блок

5. Снятие мышечного напряжения

Задание: не перепутайте движение.

На слово «земля» - руки вниз.

«Вода» - руки перед собой.

«Воздух» - руки вверх.

«Огонь»- руками делаем фонарики.

6. Скороговорки на развитие дикции

  1. Книга книгой, а мозгами двигай.
  2. Где щи, там нас не ищи.
  3. Волки рыщут – пищу ищут.
  4. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. 

7. Развитие интонационной выразительности

Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:

- прочитай стихотворение, как будто  сильно мёрзнешь;

- прочитай стихотворение, как будто  заикаешься;

- прочитай стихотворение, как будто тебе очень страшно.

8. Развитие выразительной мимики

Изобразить мимикой и жестами:

1) Солёный чай.

2) Ем лимон.

3) Сердитый дедушка.

4) Лампочка погасла, зажглась

9. Театральные этюды

  1. Серьёзная собачка. Кто-то идёт, надо предупредить
  2. Представить себя старенькой бабушкой, ищущей своего пропавшего котёнка. 
  3. Представить себя полным, лысым мужчиной, уронившим свои документы.

Выводы

В ходе нашего педсовета мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир, познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

Примерная памятка для родителей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказатьна семейных праздниках и в свободной деятельности используя различные виды театров (плоскостные, теневые, игрушки, пальчиковый и др.).

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. Разыгрывайте стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям - особое внимание уделяйте выразительной интонации.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры, используя упражнения и этюды, ритмопластику, речевые игры и упражнения; театральные игры.

14. Учите владеть куклой, игрушкой, и всеми доступными видами театра; а такжеизготавливать и подбирать атрибуты, куклы и игрушки, элементы костюмов.

15. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Примерная памятка как привлечь к театрализованным играм малоактивных детей

  1. Создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
  2. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
  3. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора, литературы позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
  4. Необходимо проводить индивидуальную работу.
  5. Наиболее эффективным является прием введения таких детей в инсценировки младших по возрасту дошкольников.
  6. Предложить им разыграть спектакль на столе с помощью настольного театра или фланеграфа в паре с активными детьми, затем привлекать к исполнению небольших ролей в общих спектаклях.
  7. Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
  8. Предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях.
  9. Побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»

Педагогический советСохранение и укрепление здоровья воспитанников – необходимое условие качества образованияЦель педсовета: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного ст...

Сценарий педагогического совета "ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса"

Педагогический совет на тему:«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса» Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образователь...

Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Методическая разработка. Конспект педагогического совета "Использование инновационных технологий в образовательном процессе.

       Современные формы проведения педагогического совета постоянно действующий орган, в компетенции которого находится рассмотрение основных вопросов учебно-восп...