Педагогический совет «Педагогические возможности театрализации в образовательном процессе»
методическая разработка
Сценарий педагогического совета по организации театрализованной деятельности в дошкольных группах. Содержит теоретическую (возможно преобразование в викторину) и практическую части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 41» городского округа Нальчик
Кабардино-Балкарской Республики
Педагогический совет
«Педагогические возможности театрализации в образовательном процессе»
г. Нальчик
2021 г.
Дата проведения: 28.10.2021 г.
Цель: систематизация знаний и умений педагогов в применении театрализации с целью формирования у дошкольников основных компетенций.
Задачи:
- Раскрыть возрастные и методические аспекты организации театрализованной деятельности.
- Дать оценку образовательной работе педагогов в познавательно-речевом кластере.
- Закрепить практические навыки работы с элементами театрализации.
Повестка дня:
- Вступительное слово. Актуализация темы.
- «Паутина интеграции»: интеграция театрализованной деятельности с образовательными областями.
- Сообщение «Театральные ступеньки».
- Результаты тематического контроля «Познавательно-речевой компонент в образовательной среде дошкольников» и конкурса «Театральный компонент в РППС».
- Практический блок.
- Разное.
- Итоги педсовета.
Решение педсовета:
1. Продолжать работу по активизации речевого общения дошкольников посредством театрализованной деятельности.
2. Продолжать создавать в группах условия для развития театральной деятельности.
3. Активизировать совместную образовательную деятельность с родителями в речевом кластере через проектную деятельность.
1. Вступительное слово.
Теоретический блок
2. Актуализация темы.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»
Б.М.Теплова
Театрализованная игра - это один из наиболее эффективных методов развития и воспитания в дошкольном возрасте. Потому что игра - это основной вид деятельности детей в этот период, а театр - один из самых доступных и демократичных видов искусства, который дает возможность решать актуальные проблемы психологии и педагогики, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, инициативности, фантазии и т.д.
Театрализованная деятельность характеризуется широкими воспитательными возможностями. Дети, участвуя в ней, знакомятся с окружающим миром через звуки, краски, образы, а грамотные вопросы подталкивают детей к анализу, размышлению, выводам и общению. Умственное развитие связано и со становлением речи. В ходе театрализованной деятельности словарь ребенка активизируется незаметно, совершенствуется звуковая культура речи, интонация. Исполняемая роль, реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь, грамматический строй речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Актуальность театрализованной деятельности:
- Манипулируя любым сказочным героем, ребёнок учится взаимодействовать с другими персонажами (с другими детьми), при этом развивается диалогическая речь.
- Работа с куклой вызывает у ребенка массу противоречивых эмоций.
- Тематика игр практически не ограничена и может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные).
- Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
- Насыщенная положительными эмоциями игра в кукольный театр позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее навыков (речевых, эмоциональных) за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
- Воспитанию чувств посвящены многие произведения, написанные для детей, знакомство с которыми и вживание в образы героев в процессе инсценировки формирует доброту, ответственность, сочувствие , жалость, чувство справедливости.
- Дети хотят и любят играть в сказку и это приносит им радость.
- Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.
- Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, что позволяет вовлечь ребенка в активную работу.
- Организованное и самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением;
- Игра в театр благотворно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, мелкой моторики, чувства ритма, координации движения и прочее.
Виды детской театрализованной деятельности:
- инсценировка произведений или отрывка (действие по ролям);
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- упражнения на образное перевоплощение;
- ролевые диалоги на основе текста;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- рассказывание произведения с использованием театра;
- творческие игры;
- введение игровых обучающих ситуаций с литературно-сказочными персонажами в непосредственно образовательную деятельность.
Основные требования к организации театрализованных игр:
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
3. Интеграция театрализованнной деятельности с образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
4. Сообщение «Театральные ступеньки».
1-ая младшая группа
Основная задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями, сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями. Для этого проводятся различные театрализованные представления: театр игрушек, картинок, пальчиковый театр.
Например, с помощью пальчикового театра воспитатель исполняет попевки, рассказывает сказки, читает стихи, проводит игры с пальчиками. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, подражать взрослому, при этом у них развивается речь, чувство ритма.
2-ая младшая группа
Во второй младшей группе дети постепенно овладевают ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм-драматизациям. Воспитатель начинает учить их изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах, предварительно читая, рассказывая и показывая иллюстрации, настольный театр по сказкам.
Средний возраст
В средней группе продолжается объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Дошкольники, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
На данном возрастном этапе педагог формирует у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, закрепляет знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя упражнения на развитие мелкой моторики.
Старший возраст
Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки сценами. Работа воспитателя направлена на развитие выразительности речи детей, их творческой самостоятельности в передаче образа
Практический блок
5. Снятие мышечного напряжения
Задание: не перепутайте движение.
На слово «земля» - руки вниз.
«Вода» - руки перед собой.
«Воздух» - руки вверх.
«Огонь»- руками делаем фонарики.
6. Скороговорки на развитие дикции
- Книга книгой, а мозгами двигай.
- Где щи, там нас не ищи.
- Волки рыщут – пищу ищут.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
7. Развитие интонационной выразительности
Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:
- прочитай стихотворение, как будто сильно мёрзнешь;
- прочитай стихотворение, как будто заикаешься;
- прочитай стихотворение, как будто тебе очень страшно.
8. Развитие выразительной мимики
Изобразить мимикой и жестами:
1) Солёный чай.
2) Ем лимон.
3) Сердитый дедушка.
4) Лампочка погасла, зажглась
9. Театральные этюды
- Серьёзная собачка. Кто-то идёт, надо предупредить
- Представить себя старенькой бабушкой, ищущей своего пропавшего котёнка.
- Представить себя полным, лысым мужчиной, уронившим свои документы.
Выводы
В ходе нашего педсовета мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир, познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Примерная памятка для родителей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказатьна семейных праздниках и в свободной деятельности используя различные виды театров (плоскостные, теневые, игрушки, пальчиковый и др.).
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. Разыгрывайте стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям - особое внимание уделяйте выразительной интонации.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры, используя упражнения и этюды, ритмопластику, речевые игры и упражнения; театральные игры.
14. Учите владеть куклой, игрушкой, и всеми доступными видами театра; а такжеизготавливать и подбирать атрибуты, куклы и игрушки, элементы костюмов.
15. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Примерная памятка как привлечь к театрализованным играм малоактивных детей
- Создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
- Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
- Использование всех доступных детям жанров русского фольклора, литературы позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
- Необходимо проводить индивидуальную работу.
- Наиболее эффективным является прием введения таких детей в инсценировки младших по возрасту дошкольников.
- Предложить им разыграть спектакль на столе с помощью настольного театра или фланеграфа в паре с активными детьми, затем привлекать к исполнению небольших ролей в общих спектаклях.
- Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
- Предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях.
- Побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор обеспечения здоровья воспитанников, качественного обучения и воспитания»
Педагогический советСохранение и укрепление здоровья воспитанников – необходимое условие качества образованияЦель педсовета: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного ст...
Сценарий педагогического совета "ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса"
Педагогический совет на тему:«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса» Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образователь...
Выступление на педагогическом совете"Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм социального партнерства в период введения ФГОС ДО"
"Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО"...
Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...
Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...
Консультация для педагогов «Технология синквейна» на педагогическом совете «Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»
laquo;Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»...
Методическая разработка. Конспект педагогического совета "Использование инновационных технологий в образовательном процессе.
Современные формы проведения педагогического совета постоянно действующий орган, в компетенции которого находится рассмотрение основных вопросов учебно-восп...