Предметно-пространственная среда
материал по теме
Предварительный просмотр:
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе №4 «Осьминожки» МБДОУ «Ужурский детский сад №2»
Воспитатель: Хайитова Е.А.
Одним из условий успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является наличие такой предметно-пространственная среда, которая должна быть:
- насыщенной и развивающей (обеспечивать возможность развития разных видов детской деятельности)
- трансформируемой (возможность быстро меняться от сложившейся образовательной ситуации, потребностей и интересов детей)
- полифункциональной (использование в различных видах детской деятельности, взаимозаменяемость)
- доступной (обеспечивать свободный доступ)
- безопасной (надежность и безопасность использования)
Анализируя пространственную среду своей группы можно сказать следующее:
все пространство в группе разделено на определенные зоны (центры), в которых отражены основные направления образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Зонирование группы условное, зоны легко трансформируются, оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
При создании предметно-пространственной среды (далее ППС) также учтены гендерные особенности детей.
Все предметы находятся в доступности для детей и безопасны.
В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение центров меняется, либо дополняется необходимыми материалами.
Социально-коммуникативное развитие:
Игровая зона (центр сюжетно-ролевых игр)
Для развития игры в группе созданы необходимые условия: оборудована игровая зона детской мебелью, имеются различные атрибуты для игры в «Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Мастерская» и др.
Центр игры
Центр патриотического воспитания
Для реализации образовательной программы, реализуемой в нашем дошкольном учреждении, в группе организована зона патриотического воспитания, направленная на формирование представлений о своей Родине, воспитание уважения и любви к традициям своего народа.
- методическая литература
- наглядные пособия
- дидактические игры
- символика города и района
- культурные и природные особенности края
Центр безопасности
Для формирования основ безопасности собраны:
- дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
- настольно-печатные игры.
Центр дежурства (по занятиям, по столовой, в природе)
Формирование ответственности, положительного отношения к труду:
- график дежурств
- фартуки для дежурных
- совочки, лейки, салфетки с салфетницами
- наглядные пособия
«Познавательное развитие»
Центр экспериментирования «Зай-ка»
- материал для проведения элементарных опытов;
- обучающие и дидактические игры;
- природный и бросовый материал;
- методические пособия, набор картинок, альбомы;
Центр математического развития
- раздаточный (счетный) материал
- наглядный (демонстрационный) материал
- методические пособия по ФЭМП
- комплекты геометрических фигур
Экологический центр
- календарь природы (времена года, части суток, изменения природных явлений)
- методический материал
- демонстрационный материал
- дидактические игры
- лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли и уходом за растениями
«Речевое развитие»
Центр речевого развития «Речевичок»
- демонстрационный материал (сюжетные картинки, предметные картинки, звуковые альбомы, алфавит)
- методические пособия
- дидактические игры
- магнитная доска
Центр книги «Почитайка»
- книги русских поэтов и писателей
- портреты детских писателей
- дидактические игры
- иллюстрации к сказкам
Художественно-эстетическое развитие
Центр музыки и театра
- наборы музыкальных инструментов (традиционные и нетрадиционные)
- различные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой)
- сценарии кукольных спектаклей
Центр детского творчества
- различные материалы с разнообразными средствами изображения
- наборы цветных карандашей
- гуашь
- цветные восковые мелки
- кисточки – тонкие и толстые
- инструменты для нетрадиционных техник рисования
- материалы для лепки и аппликации
- трафареты
«Физическое развитие»
Центр двигательной активности
- коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия)
- мячи
- обручи
- скакалки
- кегли
- мешочки с грузом
- флажки
- атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики
- тренажеры для дыхания
- нетрадиционное спортивное оборудование
Центр уединения
В группе создан уголок отдыха – уединения, чтобы помочь детям укрепить и сохранить психическое здоровье. Он располагает к тихим играм, просмотру иллюстраций и раздумьям.
В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение центров меняется, либо дополняется необходимыми материалами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...