Опыт работы
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Опыт работы
Тема: « Развитие логического мышления у дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_.docx | 459.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 комбинированного вида
Опыт работы
Тема: « Развитие логического мышления у дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
Воспитатель: Золотухина Наталья Евгеньевна
Г. Ефремов 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
1Часть Актуальность …………………..…………………………….……..…….3
2. Часть Теоретическая
2.1 Роль развития логического мышления у дошкольников в опытно – экспериментальной деятельности на современном этапе……………….… …5
2.2. Экспериментирование, как средство развития логического мышления у дошкольников………………………..……………………………………….…...72.3 Экспериментирование как, основа детского саморазвития ……………....9
2.4 Условия реализации экспериментальной деятельности у дошкольников …………………………………………………………………………………….13
2.5 Экспериментирование в современных образовательных программах…..14
3. Часть Практическая
3.1 Развитие логического мышления у дошкольников в экспериментальной деятельности……………………………………………………………………..17
3.2. Работа с родителями………………………………………………………...31
4 Часть Заключение……………………………………………………………..32
5 Часть Библиография…………………………………………………………..35
1Часть Актуальность
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.
Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых развивается логическое мышление детей дошкольников.
И именно поэтому: развитие логического мышления у дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы.
2. Часть Теоретическая
2.1. Роль развития логического мышления у дошкольников на современном этапе;
Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.
Характеристика логических операций, доступных для детей дошкольного возраста:
Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий.
Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - основание классификации; деление на классы по основанию классификации.
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
- умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия;
- умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все компоненты логического мышления в одном виде деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. При формировании познавательной активности и развитию логического мышления экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.
Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина, которые рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с дошкольниками.
2.2 Экспериментирование, как средство развития логического мышления у дошкольников.
Детское экспериментирование - это активно – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты ( Н.Н. Поддъяков). «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» (Н.Н. Поддъяков, 1981г.)
Из исходного смысла греческого «experimentum» (проба, опыт) видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения. Однако в широком понимании опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении [39,29].
Экспериментирование может выступать как:
- метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
- один из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.
И.П. Подласый определяет сущность исследовательского метода обучения таким образом:
1) педагог вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок занятия;
2) знания детям не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами дети;
3) деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
4) процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
В современных исследованиях принято использовать термин "экспериментирование", трактуемое как "исследовательское поведение".
Особую роль играет экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности .
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой ме¬тод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь¬ном возрасте он является ведущим, а в первые три года — прак¬тически единственным способом познания мира.
2.3 Экспериментирование как, основа детского саморазвития.
Основная цель экспериментирования – способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.
Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте.
Ключевые положения данного направления:
- творческое усвоение дошкольниками общественного опыта, общечеловеческой культуры,
- детское экспериментирование как ядро творчества дошкольников,
- взаимосвязь саморазвития и развития,
- эвристическая структура личности ребенка как исходная основа всех разнообразных проявлений творчества детей.
Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.
Н.Н. Поддьяков(1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обосно¬вания данного вывода приводятся многие доказательства:
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельно¬сти же экспериментирования ребенок самостоятельно воздей¬ствует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полно¬го их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребен¬ку, а строится самими детьми.
2. В экспериментировании достаточно четко представлен мо¬мент саморазвития: преобразования объекта, производимые ре¬бенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют произ¬водить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают зани¬маться каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окру¬жающим миром путем экспериментирования психическое раз¬витие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя воз¬никает значительно позже деятельности экспериментирования.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утвержде¬ния, что наблюдения и эксперименты составляют основу вся¬кого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999).
По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование, вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями».
Обязательным компонентом детского экспериментирования Н.Н. Поддьяков считает этап «проб и ошибок». Становясь истинно деятельностью дошкольника, экспериментирование способствует возникновению «позиции маленького исследователя-экспериментатора». Такой позиции психолог отводит ведущую роль в структуре личности ребенка, называя ее «активно-наступательной», «положительно влияющей на развитие всех сфер психики ребенка». Развивается новая сторона мыслительной деятельности – умение оперировать неясными знаниями.
Жизненный и реалистичный способ познания – экспериментирование – позволяет проявить врожденные стремления человека к красоте – любоваться, созерцать, наслаждаться красотой, жить с ней и творить по ее законам; к творчеству – учиться творить, исследовать, искать все новое.
Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И.С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Паромонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая - с дидактическими играми и игрушками.
Интенсивное развитие экспериментирования осуществляется в раннем и дошкольном возрасте. Исходной формой экспериментирования, из которой развиваются все остальные, является манипулирование предметами (Л.С. Выготский). Эта форма возникает в раннем возрасте, чаще всего – примерно в 3-3,5 месяца, когда она является единственной доступной ребёнку. Ребёнок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Дошкольники имеют выраженную тенденцию осуществлять комбинированные манипуляции с объектом. Способности детей к комбинированным манипуляциям проявляются примерно в 1,5 года. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется, но в принципе остаётся манипулированием. В данный период происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока ещё не связанных между собой в какую-то систему.
Появляется социальное экспериментирование – экспериментирование детей в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно или неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребёнок глубже познаёт себя и внутренний мир других людей. После трёх лет ребёнок переходит в следующий период – период любопытства («А что там?»). На четвёртом году жизни манипулирование предметами разделяется на три направления: первое направление разовьётся в игру; второе – в экспериментирование; третье – в труд.
К пяти годам – при условии правильного воспитания – ребёнок вступает в следующий период – период любознательности. Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, хотя ещё похожа на игру. Дети данного возраста затрудняются в выделении и постановке проблемы, выдвижении гипотез, предлагают, не всегда адекватные, решения, не умеют анализировать условия, делать обобщения и выводы. Н. Андерсон c сотрудниками показал, что уже с пяти лет дети способны учитывать взаимодействие двух факторов, оцениваемых по непрерывной линейной шкале (например, оценивать площадь прямоугольника по его длине и ширине).
Наличие у детей и универсальных, и конкретных знаний позволяет им лучше понимать системы конкретных предметных взаимодействий и переносить это понимание на системы различной степени сходства и обобщенности, расширяя и совершенствуя тем самым систему исходных знаний.
2.4 Условия реализации экспериментальной деятельности у дошкольников.
Развитие экспериментальной деятельности у детей осуществляется успешно в специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенной с учетом комплекса следующих педагогических условий:
1. создание соответствующей образовательной среды, компоненты которой должны обеспечивать возможность организации разнообразных видов детской деятельности по экспериментированию в сочетании с возможностью уединения; развивающую предметно-пространственную среду, нужно рассматривать и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта;
2. совокупность отношений участников образовательного процесса: активизация детского познания, самостоятельности, инициативы посредством использования разнообразных методов и приемов, развивающего диалога, образовательных и проблемных ситуаций и т.п.;
3. наличие дидактических материалов, необходимых для адекватного протекания процесса экспериментирования:
4 активизация позиции ребенка как субъекта экспериментальной деятельности: усиление субъективной позиции ребенка познавательной деятельности это достигается тем, что ребенок ставится в позицию взрослого, учащегося и другого (игрового персонажа).
2.5 Экспериментирование в современных образовательных программах.
В настоящее время раздел «Экспериментирование» включён в большинство дошкольных образовательных программ.
«Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.)
Программа развития и воспитания «Детство» предусматривает экспериментирование с различными материалами. В разделе «Экологическое воспитание» определены опыты в живой и неживой природе для установления детьми различных зависимостей. В разделе «Математическое развитие» предусмотрено формирование представления о принципе сохранения, например: неизменность размера, объема жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда.
Программа «От рождения до школы»(Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
В разделе «Сенсорное развитие» данной программы (подраздел «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») как задачи развития дошкольников младшего возраста названы:
поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений;
учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется).
Программа «Из детства в отрочество»(Автор Т.Н. Доронова)
Программа «Из детства в отрочество» задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов.
Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет следующие требования к детскому экспериментированию:
в раннем возрасте (1 год - 3 года)
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.
Во-первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.
Во-вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. А ведь очень важно помнить, что дошкольникам при¬суще наглядно-действенное и наглядно-образное, а позже и логическое мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к иде¬альному.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознан¬ными и более прочными.Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Их формирование важно для ребенка, как с общей развивающей точки зрения, так и для развития непосредственно логического мышления.
3. Часть. Практическая.
3.1 Развитие логического мышления у дошкольников в экспериментальной деятельности»
Проанализировав теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Цель моей работы - развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
3. Расширение представление детей о свойствах окружающего мира родного края: возможность введения содержания, связанного с особенностями региона позволяет организовать образовательную деятельность, направленную на изучение его природных особенностей.
4. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
5. Развитие представления детей о некоторых факторах среды родного края (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);
6. Формировать умение применять правила техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Мною был выбран алгоритм подготовки экспериментальной деятельности:
1. Выбор объекта исследования.
2.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это по¬знавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использова¬нием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом се¬зона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения де¬тей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
9.Уточнение, каким будем эксперимент - кратковременным или долговременным.
10. Прогнозирование результата.
11.Закрепление последовательности действий.
12. Закрепление правил безопасности
Для положительной мотивации выбраны стимулы: тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора.
При организации исследовательской работы с детьми соблюдались определённые правила:
1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
При подготовке к работе по данной теме я руководствовалась принципом усложнения поисково-познава¬тельной деятельности дошкольников:
Средняя Группа: Выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями. Определять цели и достигать соответствующих результатов. Развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки вещества, материалов, предметов. Используя системный подход, формировать представление о себе (прошлое, настоящее, будущее; строение частей тела и пр.), своей семье (члены семьи как части системы вовремен ном развитии). Расширять представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
Старшая группа: Действовать в соответствии с моде¬лями, определяющими условия и со¬держание деятельности: 1) высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа; 2) определять цель деятельности, условия ее достижения; 3) с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности. Уметь сверять результат деятельнос¬ти с целью и корректировать свою деятельность. Анализировать объекты, предметы и явления окружа¬ющего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, из¬менения во времени и т.п.
Подготовительная группа: Уметь самостоятельно действовать подгруппами в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помо-щью условного символа. По обозначен¬ной цели составлять алгоритм, опре-деляя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою дея¬тельность. Совершенствовать умение опреде¬лять, анализировать структуру, свой¬ства, признаки, особенности взаимодей¬ствия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаи¬модействие твердых, жидких и газооб¬разных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и меха¬нических воздействиях). Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленнос¬тей (строение, функционирование, на¬значение; его существование во време¬ни и пространстве и пр.).
При организации работы по развитию логического мышления у дошкольников в процессе экспериментирования в первую очередьв моей группе была создана «Лаборатория «Почемучки»», обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.
Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.
Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе.
Оборудование центра экспериментирования для младших дошкольников:
Центр «Песок - вода»: ёмкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблик, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангом, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, мерные стаканчики, мерные ложки, шарики из разного материала.
Центр «Воздух»: верёвочки, полиэтиленовые пакеты воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры.
Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры но экологии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, кос¬точки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (на¬полненные пуговицами, горохом, пшеном, пёрышками, ватой, бумагой и т. д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки ме¬ха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т. д.), магниты, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, линей¬ки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.
Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, под¬ставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафа¬реты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания кра¬сок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки.
Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, доски, тёрки, милки и ложки (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы,.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, верёвочки, бусинки.
Оборудование центра экспериментирования для старших дошкольников:
Центр «Песок - вода»: ёмкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведёрки, пластмассовые ста¬канчики разной формы, величины, степени прозрачности, опил¬ки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.
Центр «Воздух»: верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по эко¬логии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки пло¬дов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, пёрышками, ватой, бумагой и т. д.), оборудованиедля ухода за растениями и животными, модели, календари природы и погоды, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик, магниты, бисер, стеклярус, янтарь, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, дневникинаблюдений за посадками овса, лука, чеснока, карта Мира, картотека опытов, клеёнчатые фартуки, мелкие игрушки {Кндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок пинетки, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона, макет «Солнце - земля», карта климатических зон, грузы разного веса, магнитный театр, резиновые груши, резино¬вые перчатки, щётка-смётка, совок, отвёртки, винтики, наждач¬ная бумага, колёсики, деревянные зубочистки.
Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, под¬ставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кис¬точки для красок, цветные карандаши, мелки, поролоновые губ¬ки разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки, пластилин, иг¬ровое тесто, бумага различногоразмера и текстуры, восковые свечи, газеты, штампы, обёрточная бумага, пооперационные карты, синтепон, тряпочки, фломастеры, художественная лите¬ратура по изодеятельности, восковые мелки, чернила, тушь, ват¬ные шарики, фольга, авторучки.
Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки, ножи (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, косынки, подносы.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для счё¬та и группировки по разным признакам, цветные геометриче¬ские фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, верёвочки, бусинки, балансовые весы, домино, шашки, коллек¬ция крышек, часов, конструкторы, лото, настольно-печатные игры, пазлы, рабочие лис¬ты с заданиями, счёты, тетради в клетку, цифры.
Грамотное и своевременное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Специально для предметно-развивающей среды создала развивающий модуль и песочный модуль. Дети с удовольствием проводили свободное время, изучая свойства материалов и развивая тактильное восприятие.
Следующим шагом в моей работе была диагностика уровня развития логического мышления у дошкольников. В качестве критериев оценки были выбраны: Умение обобщать, умение анализировать, умение сравнивать, умение рассуждать, умение делать умозаключения.
Данные диагностики наглядно показали: дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
На основе изученного теоритического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.
Разработала перспективный план экспериментальной деятельности на учебный год в средней, старшей и подготовительной группах. Я реализовывала этот план в форме наблюдения на прогулке, наблюдения в режимных моментах, самостоятельное экспериментирование детей, совместное экспериментирование детей, непосредственной образовательной деятельности или его части.
Перспективный план работы в каждой возрастной группе имеет схожие темы, разделенные на блоки: вода, воздух, почва, песок, растительный мир, космос, человек.
В экспериментальной деятельности большое внимание уделялось рассмотрению объектов живой и неживой природы родного края. Вместе с детьми мастерили поделки из природного материала, одновременно изучая их свойства. Итогом нашей работы стало участие в городском конкурсе «Флористика»
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и прочими объектами, которые можно найти рядом с садиком или домом.. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. В процессе проведения опытов задействовала каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
В экспериментальной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если...", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования послужило удивление, любопытство, выдвинутая кем-то з детей проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию мы даем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя или персонажа, который пришёл с просьбой о помощи. На занятие «Кока-кола» к нам в гости приходила Нюша веселый поросенок из детского мультика. Она просила детей рассказать о полезных и вредных продуктах. Дети с удовольствием окунулись в экспериментирование и рассказали Нюше о вреде кока-колы.
Герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук — друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
С песком:
Если сыплешь ты песок — Рядом веник и совок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен —
Ведь оно разбиться может.
А разбилось — не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок —
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Экспериментирование с детьми проводилось регулярно и системно, в средней группе три раза в месяц, в подготовительной группе еженедельно. В своей работе я делила детей на подгруппы по пять человек, или занималась индивидуально с каждым ребенком.
В ходе реализации перспективного плана работы по экспериментированию организовала работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, я обеспечивала личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).
Решение экспериментальных задач решалось двумя способами:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
- дети вначале предсказывают вариант, а затем я проверю, правильно ли они мыслили.
Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети
самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:
- Особенностями изучаемого явления,
- Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
- Если дети устали, деятельность прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
В моей практике случались и незапланированные эксперименты. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, проводились эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.
Выслушав вопрос, я не отвечала на него, а советовала ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»
Или: «Ребята, Лера спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Настя считает, что есть. Как это узнать?»
Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.
Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, можно получить следующую логическую цепочку:
«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой(1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).
В своей работе я использовала обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).
Опять же, предлагаю сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.
Детям предлагалось рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;
Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);
Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);
Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:
Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).
Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).
Снега и льда (не взаимодействуют).
Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).
На заключительном этапе работы по развитию логического мышления я провела повторное обследование детей. Проанализировав результаты, можно с уверенностью отметить, что уровень развития логического мышления у детей слал выше.
В начале работы диагностика уровня развития логического мышления у дошкольников показала следующие результаты:
Высокий уровень 0
Средний уровень 8 чел, 44%
Низкий уровень 10 чел. 55%
На заключительном этапе работы диагностика уровня развития логического мышления у дошкольников показала следующие результаты:
Высокий уровень 10 чел. 55%
Средний уровень 8 чел, 45%,
Низкий уровень 0 чел.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа экспериментальной деятельностью позволила качественно изменить уровень развития логического мышления у дошкольников.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
3.2. Работа с родителями
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Данная работа предусматривала активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
В начале работы, на родительском собрании я провела анкетирование, с целью выявления отношения родителей к теме моей работы. Сообщила родителям, какое направление работы планируется, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме.
Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность дошкольников»
Из индивидуальных бесед с родителями я выяснила, что тема моей работы им интересна, что они готовы к активной деятельности. Специально для родителей приготовила памятки «Организация экспериментирования», «Рекомендации к проведению наблюдений» Родителям вместе с детьми предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.
Для просвещения родителей я проводила консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой». Специально для родителей были созданы картотеки и папки-передвижки: «Игры с песком», «Занимательные опыты на кухне», «Экспериментируем играя».
4 Часть Заключение
Экспериментальная деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей родного края.
Систематическое детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного развития логического мышления и его операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Подводя итоги развития детей можно отметить, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах.
Выводы по результатам диагностики уровня логического мышления у дошкольников:
1. Достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, по пространственным признакам.
2. Достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях.
3. Достаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности.
4. Дети сравнивают предметы по пространственным признакам, классифицировать предметы по их свойствам, рассуждают, делают выводы.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволила качественно изменить уровень развития логического мышления у дошкольников.
5 Часть Библиография
1. Аблова B.C. Мышление и философия. М.: Знание, 1999. - 342 с.
2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: Имма-пресс, 1999. - 96 с.
3. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - С-Пб.: Питер, 1997. - 23 с.
4. Блонский П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979. - с.9-85.
5. Буре Р.С. Вопросы развития логического мышления в процессе обучения в начальной школе. Автореферат.С-Пб.: Питер, 2001.-20 с.
6. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998 - 87 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. –М.,1983. (Развитие речи и мышления: 254-273.)
8. Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу. Свердловск, 1988.
9.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004
10. Исаев Е. И. Психологическая характеристи¬ка способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии, 1984. № 2. С. 52 – 60.
11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб: СОЮЗ, 1997 г., 256 С.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду.// Под.ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. -232 с.
14. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. // Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990
15. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1
16. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
17. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
18. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
19. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
20. Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...
- Мне нравится (1)