«Организация работы с родителями в современном ДОУ»
статья на тему
Справка о представлении инновационного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_po_rabote_s_roditelyami.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка
о представлении инновационного педагогического опыта Бабушниковой Галины Александровны, воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района
«Организация работы с родителями в современном ДОУ»
Проблема, над которой я работаю, актуальна, востребована, значима для педагогической практики.
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.
Дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей. Причиной этого являются:
-Чрезмерная занятость родителей;
-Трудная материальная жизнь;
-Телевизионные программы, компьютерные игры, интернет;
-Нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;
-Неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых;
-Переживания ребенка редко волнуют родителей;
-Родители не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Работая с родителями, воспитатели должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого нам необходимо знать:
- в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи;
- какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.
Моя работа включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детский сад, и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Цель. Оптимизация отношений партнерства между родителями, детьми и педагогами, установление отношений сотрудничества. Задачи:
-Установление контакта с родителями.
-Апробация новых нетрадиционных форм работы с семьей как фактора позитивного развития детей.
-Помощь родителям в устранении недопонимания потребностей сферы ребенка через совместную игровую, творческую, познавательную деятельность детей.
-Создание условий для эмоционального общения взрослых и детей.
-Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях.
-Развитие сотрудничества детского сада и семьи в решении задач образовательной программы.
-Воспитание здорового и успешного ребенка.
Объект исследования – процесс организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Предмет исследования – педагогические условия эффективной организации взаимодействия детского сада и семьи.
Гипотеза исследования: работа по взаимодействию детского сада и семьи будет эффективной, если:
-используются разнообразные формы социального партнерства дошкольного образовательной организации и родителей, ориентированные на социальные запросы родителей (учет интересов, образовательных потребностей);
- взаимодействие с семьей носит системный характер, нацелено на формирование у родителей положительного эмоционального настроя на ребенка и все элементы образовательного процесса, повышение осведомленности родителей в вопросах воспитания, активное включение родителей в образовательный процесс.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. В современных условиях нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов.
Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Поэтому я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Теоретической базой опыта являются исследования учеными и педагогами проблем взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
-Педагогические теории о социальной роли семьи, её приоритете в развитии личности ребёнка, необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей, педагогической поддержки семьи (К.Д. Ушинский, Е.П. Арнаутова, Т.И. Гризик, В.А.Петровский, Л.Ф Островская и другие).
-Современная общепедагогическая концепция сотрудничества ДОУ и семьи (Е.П. Арнаутова, В.П Петрова, Т.А.Куликова, О.Л.Зверева и другие).
-Идея специальной подготовки родителей к воспитанию детей (К.Д.Ушинский,А.С.Макаренко,В.В.Зеньковский,А.С.Симонович,Е.И.Тихеева,П.Ф.Лесгафт,П.Ф.Каптерев и др.)
-Непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.).
В своей работе я использую:
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №10. – С.12 – 23.
3. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
4. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
5. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
6. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
7. Гумен, О. И. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников [Текст]/ О. И. Гумен// Воспитатель ДОУ. 2008. №10.
8.Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, – 240 с.
9.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
10.Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
11.Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
12.Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
13.Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями.М.;Просвещение,2015.-126с.
14.Осипова, Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа [Текст]/Сост. Л. Е. Осипова.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-64с.
15.Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.-80с.
16.Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
17.Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
18 .Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Издательство: Учитель, 2011. – 169 c.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы.
Вся работа строится в три этапа.
1 этап - подготовительный (накопление знаний):
Анкетирование родителей, разработка плана работы с родителями, проектов, подбор методической литературы, организация развивающей среды и т.д.
2 этап - основной (совместная деятельность воспитателей, родителей и детей)
3 этап - заключительный (анализ проделанной работы, презентации, обобщение опыта)
В своей работе использую следующие формы:
Информационно - аналитические.
Досуговые.
Познавательные.
Наглядно-информационные.
Методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
- родительские гостиные;
- телефон Доверия;
- почта Доверия;
- семейный вернисаж.
Анализ результативности:
В результате проделанной работы повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
- Собрана полная и достоверная информация о воспитанниках и их семьях в различных аспектах.
- Использование разнообразных форм работы дают определённые результаты: родители из пассивных «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысилась их педагогическая компетентность.
- Семьи получают практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций и стали участниками различных мероприятий.
- Родители стали открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи.
- Новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это приводит к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Обобщённый опыт работы по проекту опубликован на сайте:
- Конспект НОД во второй младшей группе «Домашние животные и их детеныши» (С родителями)
- Презентация педагогического опыта «Современные формы работы с родителями в ДОУ».
- Газета для родителей «Любимый ребенок».
Заведующая
МДОУ «Старошайговский детский сад №2
комбинированного вида» ________________Елдина О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями в современном ДОУ
Ваш детский сад постоянно находится в поиске новых форм работы с родителями? Мы хоти поделиться своими интересными наработками....
Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Организация работы с родителями в современном ДОУ.
Из опыта работы....
Организация работы с родителями в современном ДОУ посредствам интерактивных технологий
Совместная работа учителя-логопеда с родителями определяет общий успех коррекционно-образовательного процесса....
Организация работы с родителями в современном ДОУ
На протяжении многих лет работаю над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Детский сад...