Организация работы с родителями в современном ДОУ
статья по теме
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями в современном ДОУ
О.В.Алафьева воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 57 “Радуга” г. Старый Оскол
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинскийи
Жизнь среди детей, учит каждого из нас, понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает , стойко переносить все невзгоды беспокойной воспитательской жизни.
Опыт работы показывает, что не всегда мамы и папы обладают должным уровнем педагогических знаний, хотя считают, что двух-трёх прочитанных статей достаточно для правильного воспитания детей. Некоторые осознают, что педагогикой не владеют, но просить совета у воспитателя стесняются. Вопрос о формировании у родителей чувства ответственности за воспитание детей стоит в ДОУ более остро, чем в школе. Чем меньше ребёнок, тем более он восприимчив к влиянию. В этот период у родителей легче сформировать сознательное отношение к своему долгу, подготовить к школе не только ребёнка, но и родителей, обладающих чувством полной ответственности за поступки своего дитя. Анализ практики ДОУ показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считается сближение интересов педагогов, детей и их родителей.
Зачастую родители очень спокойно относятся к процессу воспитания, а именно этому моменту в работе с семьёй следует уделять особое внимание.
На первом родительском собрании, как правило, необходимо ознакомить родителей с требованиями, которые предъявляются к ребёнку определённого возраста. Эти требования целесообразно распределить, по двум направлениям: “ЗНАТЬ” и “УМЕТЬ”, в двух формах - письменной и устной. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому считаем необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы.
Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей и т.д. И в-третьих, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо вначале убедить их в этом, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Учитывая постоянную занятость родителей, можно дать рекомендации проводить беседы познавательного характера с детьми по дороге в детский сад, перед вечерней сказкой, спланировать такой вид домашней работы, чтобы иметь возможность одновременно общаться с ребёнком, включать его в помощь по дому. Вручая памятку родителям напоминаем, что программные задачи в основном будут реализовываться в ДОУ, но представления детей необходимо подкреплять. Поэтому рассчитывать на успех воспитания может только тот, кто будет помогать своим детям дома.
Помимо педагогических проблем нельзя не коснуться и хозяйственно – бытовых. Не следует забывать, что в основном, мамы – труженицы встают ежедневно очень рано, делают по дому массу дел, отводят детей в детский сад и бегут на работу, где существует свой трудовой напряжённый ритм.
После напряжённого дня появляется усталость раздражительность. В таком состоянии они приходят за ребёнком. Учитывая эти обстоятельства, не стоит подолгу задерживать родителей, стараться быстрее отпустить, не упрекать бесконечными жалобами, а наоборот стараться, выделить хорошее и чем то утешить.
Не все дети охотно расстаются с родителями, особенно маленькие у них уже есть опыт долгого ожидания. Здесь следует выручить маму продуманным индивидуальным подходом к ребёнку успокоить, отвлечь внимание, дать какое – либо задание и т.д.
Малыш очень любит, когда хвалят его маму, а мама – когда хвалят ребёнка. Похвала – это положительные эмоции, хорошее настроение и нормальный психологический климат в группе, это желание для дальнейшего посещения детского сада и для выбора линии своего поведения. Поэтому реальный повод для похвалы всегда можно найти. Но конечно не следует забывать и скрывать, недопустимые нормы поведения. Очень корректно, в индивидуальной форме обсудить с родителями причины, дать совет, оказать необходимую помощь.
В практике работы приходиться встречать и таких родителей, которые безразличны к своим детям, делам воспитателя. Они всегда чем - то не довольны, в беседах неуравновешенны. С ними надо быть очень осторожными, чтобы не испортить себе настроение в начале рабочего дня. Во всех сложностях они винят только воспитателя или жалуются воспитателю на своего ребёнка. Значительное число родителей не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста. Эмоциональный отказ объясняется многими причинами, среди которых - незрелость, нарциссизм и неприятие своей социально-биологической роли. Успокоить таких родителей крайне необходимо. Им надо показать, что не ребёнок, а другие причины являются противоречиями в семье.
Родители – одиночки, требуют особого внимания. Такие люди - одиночки во всём и в зарплате, и в ведении хозяйства, и в воспитании детей. Отсюда их беззащитность. Подойти к ним необходимо с особыми душевными качествами: пониманием, состраданием, помочь обрести душевное равновесие, обнадёжить, что всё может измениться, но сейчас нужно думать о ребёнке…
Бывают и родители пьющие. Педагогу следует глубоко продумывать работу с такими семьями. Общие требования к ребёнку проявлять крайне осторожно, возвращаясь в коллектив, такие дети не всегда внимательны, отзывчивы, порой агрессивны или наоборот замкнуты, не всегда идут на контакт. Малыша нужно вернуть в благоприятную обстановку здорового коллектива, так как в своей семье он не был под контролем. Конечно, неприятная и сложная работа общаться с пьющими родителями. Но ведь в такой ситуации только воспитатель у ребёнка – защита и помощь. Поэтому необходимо помнить не только о профессиональном, но и о гражданском долге.
Особая роль в семейном воспитании отводится бабушкам и дедушкам. С ними порой бывает гораздо хлопотнее, чем с мамами. Но когда контакт налажен, то они становятся активными участниками в воспитании детей и помощниками воспитателя. Это следствие кропотливой работы, которая строится на основе доброжелательности и взаимного уважения.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т.д. В настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в дошкольном учреждении, в целом для практики педагогического просвещения родителей характерна раздробленность и случайность, а так же не всегда учитываются запросы родителей в содержании педагогических знаний. Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Осуществляя дифференцированный подход к работе с родителями, необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ, как открытой системы, приносит весомые результаты.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.
Литература
«Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг» под ред. А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина изд.Сфера,2005 – 112с.
«Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» под ред. Е.С.Евдокимова,изд Сфера,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями в современном ДОУ
Ваш детский сад постоянно находится в поиске новых форм работы с родителями? Мы хоти поделиться своими интересными наработками....
Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Организация работы с родителями в современном ДОУ.
Из опыта работы....
Организация работы с родителями в современном ДОУ посредствам интерактивных технологий
Совместная работа учителя-логопеда с родителями определяет общий успех коррекционно-образовательного процесса....
Организация работы с родителями в современном ДОУ
На протяжении многих лет работаю над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Детский сад...
Организация работы с родителями в современном ДОУ в рамках ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Организация работы с родителями в ДОУ из опыта работы...