Опыт работы по теме: "Система заданий как фактор музыкально-творческого развития дошкольников"
статья по теме
Описание работы по музыкально-творческому развитию дошкольников 5-7 лет посредством системы заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 267.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реализация модели музыкально – творческого развития дошкольников 5 -7 лет посредством системы заданий.
Решив для себя, что работа по музыкально – творческому развитию дошкольников должна заключать в себе объединение двух идей: систематическое развитие музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности, нами были определены задачи на ближайшее и будущее.
Раскроем их.
Задачи:
1) Создать собственную систему заданий для разных видов музыкально - творческой деятельности (перспективный план по применению «творческих заданий» на музыкальных занятиях), используя элементы других программ, технологий.
2) Выработать собственную педагогическую стратегию при сохранении идей используемых элементов и направленности на главную цель – музыкально – творческое развитие детей.
3) Внедрить и апробировать систему заданий для разных видов музыкально – творческой деятельности (созданный план по применению «творческих заданий» на музыкальных занятиях).
4) Организовать деятельность, направленную на музыкально – творческое развитие дошкольников.
Эта работа по музыкально – творческому развитию дошкольников проводилась нами в четыре этапа.
Первый этап: Создание собственной системы заданий для разных видов музыкально – творческой деятельности (разработка и составление перспективного плана по применению «творческих заданий» на музыкальных занятиях).
При разработке плана мы поставили такую цель: создать систематический курс, в котором будут определены главные ступени процесса освоения детьми основ музыкальных знаний через применение творческих заданий.
Главным для нас было:
- развитие музыкально-творческого потенциала детей;
- установление верных взаимоотношений с детьми;
- развитие творческого мышления, способности к творческому «самовыражению».
Кроме главных, нами были поставлены сопутствующие задачи:
- воспитание интереса к импровизации и музицированию;
- формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения;
- развитие эмоциональности, как важнейшей основы внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
- развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
Так как процесс обучения не может быть хаотичным, произвольным, мы решили разработать перспективный поквартальный план применения творческих заданий в разных видах музыкально – творческой деятельности на занятиях. Это позволило бы другим педагогам воспользоваться им (по желанию) при составлении собственного плана.
Чтобы успешно реализовать воспитательно-образовательные задачи в области музыкального развития детей, необходимо тщательно продуманное планирование. Известно, что чем подробнее и конкретнее план, тем легче педагогу осуществить задуманное, тем лучше он может подготовиться к работе с детьми. В данном плане нами систематизированы средства и методы развития творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности на занятии, обосновано распределение их по возрастам (в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства).
Следуя главному принципу педагогики – «от простого к сложному», мы решили в дальнейшем применять творческие задания со второй младшей группы. На практике такое применение означает, что все музыкальные знания и понятия будут формироваться постепенно, как обобщение опыта.
Процесс обучения происходил на «творческих занятиях», основой которых являлись «творческие задания», объединяющие все виды музыкальной деятельности.
На занятии обучение строилось на методической последовательности, естественном постепенном углублении в предлагаемый материал.
При создании плана нами была выделена такая творческая способность, как – способность творческого воображения при восприятии музыки.
Наши наблюдения в работе с детьми показали, что педагог может достичь поразительного эффекта в плане музыкально-творческого развития детей, если создаст условия для самовыражения на основе прочувствования и оценки произведений высокого искусства. Без развитого творческого воображения, творческого восприятия любой вид творческой деятельности детей сведется к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполнит развивающей функции.
Для того чтобы обучение носило творческий характер (развивающий), а не вело к муштре и натаскиванию, мы решили добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через слово, движение, выбор тембра инструмента и т.д. Такое уподобление характеру музыки способствует развитию эмоциональной отзывчивости, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности.
Чтобы ребенок глубже почувствовал музыку, активно пережил свои впечатления, мы решили сочетать восприятие музыки с практическими действиями. По утверждению Б.М.Теплова, этот метод помогает «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания [28,17].
В младших группах, пока дети затрудняются в высказываниях о музыке, не могут сами выразительно двигаться, облегчаем усвоение произведения не только интонацией (интонационное уподобление), но и мимикой (мимическое уподобление), поясняя, какая это музыка (словесное уподобление). Следующим этапом работы по развитию творческого воображения при восприятии музыки, считаем побуждение ребенка «прикоснуться» к музыке (тактильное уподобление), выразить характер звучания движением, ритмопластикой (двигательное, ритмопластическое уподобление). Чтобы с помощью оркестровки передать смену настроений в произведении помогаем детям выбрать инструменты (темброво-инструментальное уподобление). Для лучшего восприятия мелодии предлагаем негромко подпевать во время звучания, «выводить» ее на голос (вокальное уподобление).
В более старшем возрасте предлагаем воплотить в рисунке свои музыкальные впечатления (полихудожественное уподобление). Сначала воспроизведение происходит с помощью рисования линий, точек, а затем «цветовыми пятнами» (цветовое уподобление).
Так, сочетая разные виды уподоблений (словесное, мимическое, интонационное, тактильное, двигательное, ритмопластическое, темброво-инструментальное, вокальное, цветовое) можно создать условия для осознанного восприятия музыки ребенком, развития творческого воображения в процессе развития умения слышать музыку.
Таким образом, перечислим некоторые интересные творческие задания, применяемые нами в работе и способствующие, на наш взгляд, музыкально – творческому развитию детей:
1) «Занимательная игротека»:
игровые ситуации (музыкально-дидактические игры);
игровые импровизации;
и другие;
2) «Музыкальный магазин»:
звукографика (вокальное и графическое изображение мелодии);
бег ассоциаций (найти ассоциации):
- с природой,
- с репродукциями,
- с жизненными ситуациями;
актуализация субъективного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления);
музыкальное рисование;
изо (рисунок - ведение «Дневника музыкальных впечатлений»);
и другие;
3) «Юные композиторы»:
театрализация (инсценирование песен, перевоплощение);
досочинение мелодий, придумывание своих вариантов на заданный текст;
интонирование в заданном образе;
и другие;
4) «Задорные танцоры»:
ритмопластика (придумывание движений);
и другие;
5) «Весёлые музыканты»:
импровизация на детских музыкальных инструментах;
и другие;
Можем убедительно заявить, что эти задания, используемые педагогами постоянно, в системе, существенно повлияют на развитие творческого воображения, мышления, музыкально – творческих способностей детей.
Свою работу по составлению перспективного плана по применению «творческих заданий» на музыкальных занятиях мы вели так:
1) подбирали музыкальный материал, _ на основе которого мы смогли бы реализовать поставленные задачи по развитию творческой активности детей, который бы нес эмоциональную и смысловую нагрузку, вызывал у детей желание двигаться.
Еще В. Шекспир писал, что «… музыка, звуча со всех ветвей, привычной став, теряет обаянье». Поэтому, важно было отобрать такой репертуар, который бы вызвал у детей желание еще раз его услышать.
Итак, первое требование, которое мы предъявляли к музыкальному репертуару – художественная ценность. Здесь опорой нам послужил проверенный материал, ценность которого не вызывает сомнения - это классическая и народная музыка, произведения известных современных композиторов.
Следующее немаловажное требование – доступность музыкального репертуара. Заметим, что данное требование не так просто выполнить, поскольку есть определенные возрастные психологические особенности, которые важно учитывать при отборе материала. Поскольку дети не могут слушать долго по причине неразвитого произвольного внимания, то подбор пьес, песен зависел от продолжительности звучания (не более 2 -3 минут).
Третье важное требование - это соответствие содержания музыкального произведения интересам ребенка, его жизненному и музыкально - слуховому опыту. Так как дети любят слушать музыку, вызывающую моторную реакцию, то нужно было выбрать такую, которая вызывает положительные эмоции, желание двигаться.
Четвёртое требование – это педагогическая целесообразность. Составляя план применения творческих заданий, важно было учесть последовательность усложнения репертуара, его тематику и возможность интеграции различных видов музыкальной деятельности на занятии.
Следующее требование – качество исполнения и отношение к музыке самого педагога. Если музыкальный репертуар исполняется искажающе, а сам педагог не получает от исполнения или слушания удовольствие, то и ребёнка трудно будет увлечь, заинтересовать музыкой.
Этот подбор оказался для нас несложным. Ведь одним из самых значимых достижений отечественной музыкальной педагогики является ее принципиальная опора на высокохудожественную музыку. Эта линия отчетливо прослеживается в инновационных, альтернативных программах последних лет (программы «Гармония», «Синтез» коллектива авторов под руководством Тарасовой К. В., «Музыкальные шедевры» Радыновой О. П.) Музыкальный материал этих программ способствует развитию фантазии, позволяет вызвать в воображении ребенка яркие, неожиданные образы. Различные жанры русского детского фольклора, детский фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни, используемые в программах «Истоки» Центра «Дошкольное детство» имени Запорожца А. В., «Детство» Логиновой В. И., Кондратьевой Н. Н. (в разделе «Ребенок и музыка»), «Ладушки» И. М. Каплуновой И. М., Новоскольцевой И. А., «Элементарное музицирование с дошкольниками» Тютюнниковой Т. Ю. органично заняли достойное место в выбранной нами « музыкальной коллекции».
2) подобрали интересные «творческо-игровые» задания для разных видов музыкально – творческой деятельности.
Этот подбор оказался для нас непростым. Только Ветлугиной Н. А., ученым – теоретиком, виднейшим специалистом в области музыкального воспитания была разработана целая система творческих заданий для различных видов музыкальной деятельности – певческой, музыкально – игровой, танцевальной. Но нам хотелось разнообразить их, дополнить новыми, добавить задания на развитие творческого воображения, четко сгруппировать и распределить поквартально, чтобы не искать задания для разных видов музыкально-творческой деятельности, а пользоваться одним планом, где они были бы собраны все вместе и систематизированы. Поэтому, основой нашего плана являются «творческие задания», предлагаемые Ветлугиной Н. А. в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А. (в разделе «Музыкальное воспитание»). А существенным дополнением к ним стали «творческие задания» из «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Парамоновой Л. А., программы «Ладушки» Каплуновой И. М., Новоскольцевой И. А., программы «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И. и программы «Искусство слышать» авторов Кадобновой И. В., Усачевой В. О., Школяр Л. В., Кузьминой О. В.
3) создали систему заданий для разных видов музыкально – творческой деятельности, объединили их в перспективном плане.
Подбирая творческие задания, комбинируя их для своего плана, мы старались придерживаться следующих принципов:
- основной акцент нужно ставить на развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия этих видов на каждом занятии, исходя из темы или сюжета;
- использовать разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка;
- творческие задания предлагать в определенной последовательности, с постепенным усложнением:
1) задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности;
2) задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений;
3) задания, предполагающие самостоятельные действия детей;
- в творческих заданиях использовать разнообразный музыкальный материал (классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку);
наряду с принципом творческой работы на занятиях использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имен композиторов, название произведений).
Психологи отмечают, что у детей ярко выражена потребность в неоднократном проживании ситуаций. Поэтому, при отборе творческих заданий мы старались связать их между собой одной темой или одним сюжетом. При этом учитывалось, что однообразие информации и способов действия быстро вызовет у детей скуку, снизит творческую активность. Вот почему приходилось постоянно варьировать, менять задания, разнообразить их содержание.
В предложенном плане нет ничего не испробованного в реальной, живой работе с детьми. В нем есть только то, что дети способны воспринять, осознать и самостоятельно исполнить. Увлеченность детей, их интерес и легкость усвоения знаний были главными критериями для отбора содержания заданий.
Второй этап: Создание условий для творчества.
1) Сначала нам было нужно дать детям необходимый объем знаний.
Установлено, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Получая разнообразные музыкальные впечатления на занятиях, ребенок привыкает к языку интонаций разнообразной музыки, накапливает опыт восприятия. Так дети начинают различать смену характера музыки, соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, создающих образ, выделять наиболее яркие из них, использовать этот опыт в творческих импровизациях.
Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, дошкольники приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные впечатления (чем больше багаж, тем выше могут быть результаты в творчестве детей).
Приобретенные устойчивые навыки способствуют тому, что дети активнее и самостоятельнее начинают действовать при выполнении предлагаемых заданий. Такое формирование способов самостоятельных действий позволяет ребенку самому найти необходимый прием исполнения, ввести новый вариант, проконтролировать себя, увидеть, услышать и оценить свои действия и действия других. Действуя самостоятельно, ребенок, прежде всего, опирается на прошлый опыт, использует его и начинает свободно им оперировать, пропуская его «через себя», создает нечто новое. Для того чтобы у детей вырабатывался навык не подражать друг другу, а искать и придумывать что - то свое, важно показывать различные варианты воплощения замысла. Привыкнув к индивидуальным творческим проявлениям на занятиях, ребенок будет пользоваться ими уже по собственной инициативе.
2) Затем следовало подготовить педагога.
Педагогика творчества сама должна быть творческой. Педагогический процесс следует строить каждый раз заново, влияя одновременно и на воспитывающего, и на воспитуемого. Иными словами, человек, который руководит этим процессом и направляет его, должен быть творческой личностью.
Другое, не менее важное условие формирования творчества. Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников – полноправный член. Функция взрослого при этом: во – первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во – вторых, организует деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.
3) Далее нужно было обеспечить наличие оригинальных средств, атрибутики для творчества.
Формируя творчество у детей, следует также так организовать предметную среду, чтобы она служила пусковым механизмом. Ее необходимо рассматривать в свете тех условий и того пространства, которые дают детям возможность воображать, придумывать, творить. Посмотрите, как будет вести себя ребенок, когда ему будет предоставлено многообразие предметов и игрушек, музыкальных инструментов, иногда и неспецифических, для свободного выбора и использования. Он будет применять их по – разному, использовать в зависимости от обстоятельств, если это будет происходить систематически, без наставлений взрослых, со сменой элементов и свободой выбора.
Создание предметно-развивающей среды для творчества позволяет моделировать развитие творческой деятельности, открывает пространство для действий, дает возможность вариативно действовать в ней (и с ней) самим детям. Развивающая предметная среда призвана обеспечить развитие общения между детьми и со взрослыми.
Каковы же требования, предъявляемые нами к создаваемой предметно-развивающей среде?
Она должна: быть системной; инициировать творческую деятельность ребенка; учитывать специфику возрастных этапов развития; иметь часто меняющиеся составляющие; обеспечить возможность действовать в разномасштабном пространстве; быть комфортной.
Удовлетворение всем этим требованиям позволяет побуждать детей к познанию через практическое экспериментирование, порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму творческую деятельность, так и развитие детей в ней.
А теперь подробнее остановимся на компонентах этой среды. Работа по нашему плану предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала: иллюстраций; картинок для фланелеграфа; дидактического материала; игровых атрибутов; игрушек из разных видов театра (настольного, кукольного и др.); музыкальных инструментов; аудиозаписи.
Использование этого материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая творческая активность.
4) Затем нужно было создать творческую атмосферу.
Так как игра для ребенка является потребностью, в ней он чувствует себя удобно, от нее не устает, учится в ней искусству общения, то для разрешения проблемы творческого обучения педагогу необходимо создать на занятии атмосферу игры. В игре умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс. Это самое комфортное и благоприятное пространство для его развития, саморазвития. Игровое общение на занятиях с детьми обладает огромным творческим потенциалом, неожиданностью поворотов, сменой ситуаций и ролей. Поэтому педагог должен участвовать в ней вместе с детьми, получать от нее искреннее удовольствие, быть естественным в игровой ситуации.
Таким образом, выполнение всех этих условий создаст предпосылки для успешного формирования у дошкольников проявления активности и самостоятельности в музыкально - творческой деятельности.
Третий этап: Внедрение и апробирование системы заданий для разных видов музыкально – творческой деятельности (созданного плана по применению «творческих заданий» на музыкальных занятиях).
Как и многие музыкальные руководители, мы стремились найти свой путь в развитии музыкального творчества детей. Осознавая важность и необходимость взаимосвязи процесса творчества с процессом обучения, которая является базой для обеспечения активного музыкально - творческого развития детей, нами было решено проводить «творческие занятия». Основой которых является разнообразная творческая деятельность. Игра – сказка – музыка – творчество – такова основа этих занятий.
Главной задачей для нас было не просто учить и развивать детей, а жить на занятии вместе с ними, помогать им, искренне радоваться успехам. С первых же минут нам нужно было найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Это должно было быть легкое, непринужденное общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. При таком общении дети не испытывают дискомфорта, страха. Они естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанные гости – фантазия и выдумка.
Поэтому, организуя «творческие занятия», педагогу необходимо помнить, что эмоциональный настрой на протяжения всего занятия, а именно:
- создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы;
- создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует помнить, что критические высказывания в адрес детей подавляют их творческие способности);
- восхищение каждой идеей детей (позитивное подкрепление всех идей, поощрение оригинальности, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что - то привычное)
поддерживает и стимулирует активность детей, способствует развитию творческого начала.
Маленькие дети должно учиться легко. Поэтому всегда лучше только заглянуть в новое, слегка к нему прикоснуться, чем вызвать неуверенность детей трудным заданием, потерять их внимание и интерес. Поэтому большую роль здесь играют интуиция и опыт педагога. Он должен почти безошибочно чувствовать тот уровень сложности задания, который может быть освоен детьми без видимого усилия, с одного- двух раз.
Нельзя объяснять неудачи детей их немузыкальностью, скорее – ошибками педагога в выборе сложности задания. Необходимо приспосабливать методику к детям, а не детей к методике. Тщательно продуманная работа педагога дает детям уверенность в себе: «Я всё могу, у меня всё получается!» С этой психологической ступеньки начинается путь в страну детского творчества, рождается атмосфера сотрудничества, когда педагог вместе с детьми, для них, а не над ними.
В концепции межличностных отношений американского психолога Эрика Берна – эта самая надежная и естественная связь. Она является воплощением демократического стиля общения, так важного для полноценного развития ребенка, развития его творческой активности. Ребенок и педагог должны общаться как равные. Педагогу важно отказаться от привычки «говорить детям», надо учиться разговаривать с ними.
Занятие, основанное на творческих заданиях, должно быть эмоционально разнообразным. Так как это поможет более активно, плодотворно и легче усвоить материал.
Как же удержать внимание детей на протяжении 30 минут, занимаясь при этом серьезными учебными проблемами? Главным помощником здесь является быстрый темп занятия, не оставляющий места однообразию и скуки. Пять - шесть заданий на занятии – нормальный рабочий темп, удобный, интересный, комфортный для детей. Заниматься многим понемногу – один из важнейших принципов организации занятий. Задание, упражнение не должно длиться более двух - трех минут, максимум пять.
Поддержанию интереса детей способствует общий игровой характер занятия. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным и увлекательным.
Иногда детям приходится превращаться в волшебников, композиторов, певцов, танцоров и других персонажей. Дошкольники с удовольствием включаются в такие игровые ситуации, выступая в позиции помощников, чувствуя себя сообразительными, умными. Поэтому им нужно чаще говорить: «Мы сейчас будем с вами играть и придумаем что-нибудь интересное!» Это не только снимает все психологические зажимы, но и настраивает на нужную волну.
Веселые тексты для речевых упражнений, забавные песенки – вот неизменные помощники педагога. Шутливая вокализация бытовой речи будет всегда уместна во всевозможных организационных моментах и с восторгом воспринимается детьми. Если вы будете речитативно спрашивать что – либо у детей, то они скоро начнут вам подражать. О пользе такой спонтанной вокально-интонационной игры говорить излишне.
Следовательно, такое игровое общение является большим творческим потенциалом, как для взрослых, так и для детей. Оно обладает богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Его создание требует о педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем. Дети с вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения.
Находясь в таком поле «игровой творческой педагогике», педагог становится музыкальным «полиглотом» в самом лучшем и высоком смысле этого слова, умеющем гармонично соединить неожиданное, причудливое, интуитивно чувствовать возникающее новое. Он старается это все комбинировать, претворять в новой форме для продолжения. Можно сказать, что игра становится формой личного существования педагога на занятии.
Доказано что дошкольнику необходимо возвращаться к уже пройденному, поэтому важна цикличность содержания «творческих занятий», позволяющая ребенку использовать уже знакомое в новых ситуациях, в новых вариантах.
Содержание каждого занятия лучше сочетать не только с предыдущим, но и с последующим материалом, чтобы открыть перспективу дальнейшего познания. В результате этого дети сами начинают проявлять интерес к предстоящему, задавать вопросы и ждать следующего занятия.
Также необходимо обеспечить взаимосвязь занятий творчеством с повседневной жизнью. Только в этом случае можно ожидать, что та или иная информация будет усвоена и станет знанием и регулятором творческого самовыражения ребенка.
Дети учатся не только у взрослых, но и друг у друга, и поэтому необходима организация их содержательного общения, предполагающая возможность обсуждения, свободный выбор партнера, средств деятельности и другого.
Такая атмосфера на занятии «творческого типа» способствует развитию личностных качеств: самостоятельности, инициативности, любознательности, творческого отношения к делу, произвольности и свободы поведения.
Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому мотив личной заинтересованности является важным стимулом, побуждающим дошкольников к творческой деятельности.
Так, педагогу необходимо учитывать, что в ходе одного занятия творческая деятельность детей чаще всего побуждается несколькими мотивами. Важно выбрать тот основной, опора на который обеспечит продуктивное руководство творческой деятельностью детей.
Несколько слов необходимо сказать о простых правилах, соблюдение которых поможет избежать излишнего шума и повышенной возбужденности детей. Часто их импульсивная эмоциональность мешает осуществить намеченное. Педагог должен уметь правильно дозировать эмоциональность детей, она не должна «захлестывать» их. Им надо показать и объяснить, что на занятии можно почти все, но нельзя шуметь и разговаривать, когда звучит музыка. Она любит тишину и внимание. Нужно приучать детей понимать педагога без слов: на языке жестов и мимики. Это позволит значительно повысить уровень внимания и чуткости восприятия.
Четвёртый этап: Организация деятельности, направленной на музыкально – творческое развитие.
В процессе работы по проведению занятий «творческого типа» нами была сформирована структура таких занятий, состоящая из нескольких этапов:
- ритуал начала занятия;
- создание мотивации и постановка проблемы;
- совместный поиск путей решения проблемы в ходе выполнения творческих заданий;
- обсуждение результатов и закрепление впечатлений на «лесенке настроений»;
- ритуал прощания.
Так, ритуал начала занятия состоит из двух моментов. Один предполагает приветствие, создание положительного микроклимата, которое достигается тактильными и зрительными контактами детей друг с другом и педагогами, создающими атмосферу близости и доверия друг к другу. Мы встаем (или садимся) в круг, обнимаемся, смотрим друг другу в глаза, улыбаемся, пропеваем друг другу слова – приветствия.
Другой момент ритуала начала занятия – введение в тему занятия, создание определенной мотивационной направленности занятия (игровой мотив, личной заинтересованности, потребности в общении, познавательный мотив, потребности в созидании).
Не менее важной является заключительная часть занятия, в которой происходит закрепление впечатлений на «лесенке настроения». Дети выставляют на ступеньках лесенки музыкального домика (объёмной модели) разноцветные «сердечки», которые соответствуют их эмоциональному состоянию на занятии.
Так, зрительно мы можем увидеть: удалось ли заинтересовать детей, всем ли дети довольны, какое у них настроение.
Наступает час прощания, а дети не хотят уходить... Поэтому интересное окончание так же важно, как интересное начало.
Пусть такие «творческие изюминки» вначале будут небольшим фрагментом вашего обычного занятия, и, увидев реакцию детей, вы пойдете дальше, подчеркнув вдохновение в сияющих детских глазах, силу – в своем удовлетворении творчеством.
Ставя перед собой цель, формирование в ребенке творческих способностей, основанных на умении анализировать, синтезировать, систематизировать, умении создавать воображаемые образы, умении решать задачи творческого характера нам пришлось пересмотреть содержание и формы работы с детьми. С самого начала у всех участников педагогического процесса нужно создать «установку на творчество», музыкальную импровизацию во всех видах музыкальной деятельности. Принцип импровизационности ни в коей мере не снизит значения обучения, в процессе которого дети будут усваивать язык музыки – основу музыкального творчества, приобретут необходимые знания и умения, опыт музыкальной деятельности. Важной задачей для педагога является нахождение оптимального соотношения обучения и творчества.
Несколько слов хотелось бы сказать о стиле ведения занятий и характере общения. Общая «тональность» работы педагога должна быть светлой, оптимистичной, приподнятой. Педагог должен быть чутким и исключительно доброжелательным в общении с детьми и взрослыми.
Итак, совместная творческая деятельность – самое эффективное решение поставленных задач. Партнерская позиция взрослого по отношению к ребенку позволяет творить на равных, не возвышаясь и не довлея над ним. Если мы хотим чем – либо увлечь детей, заинтересовать, мы сами должны быть примером, сами гореть и быть увлеченными.
Каких же результатов мы хотели добиться, используя созданный план, где представлена система заданий для музыкально – творческого развития дошкольников и что получилось?
Планируемые и прогнозируемые результаты: инициативная, самостоятельная, индивидуальная творческая личность ребенка-дошкольника, способная к самооценке.
Достигнутые результаты.
На уровне учреждения | На уровне педагогов | На уровне детей |
1. Создание концептуальной основы для музыкально-творческого развития детей с разным уровнем развития, равным «стартом» для всех; 2. Возможность объединения детей по интересам (концертные номера, праздничные выступления, кружковая работа и другое); 3. Стимул для деятельностного подхода к развитию творчества детей в других видах деятельности (кроме музыкальной). | 1. Необходимость и потребность педагогического общения;
2. Средство роста, повышения квалификации; 3. Путь интегрированности и педагогического совершенствования. | 1. Справляемость и применение у детей разного возраста (начиная с младшего); 2. Легкая усвояемость системных знаний и умений; 3. Посещение занятий «с радостью и удовольствием»; 4. Приобретение музыкально - творческого опыта, самоутверждение. |
Диагностика музыкально - творческого развития дошкольников 5 – 7 лет.
Чтобы обучать и развивать каждого ребенка, исходя из его возможностей, следует постоянно диагностировать музыкальное развитие детей. Это позволит педагогу узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка, и в соответствии с этим, строить свою дальнейшую работу.
Диагностика музыкально–творческого развития детей 5 - 7 лет проводилась нами на базе МДОУ «Судский детский сад комбинированного вида «Теремок». Она включала в себя несколько этапов: констатирующий, развивающий (формирующий) и заключительный (контрольный), на котором была проведена повторная диагностика и анализ результатов.
Задачи, которые нами были поставлены при проведении диагностики:
- Получить информацию об исходном уровне музыкально – творческого развития каждого ребенка.
- Внедрить разработанную систему заданий на развитие музыкально – творческих способностей детей 5-6 лет на музыкальных занятиях.
- Провести итоговое оценивание уровня музыкально – творческого развития детей, проанализировать полученные результаты.
- Скорректировать свою работу на дальнейшее развитие музыкально - творческих способностей детей.
На протяжении всех этапов с помощью диагностических игровых задании, наблюдений нами проводилось отслеживание роста знаний, умений и навыков детей в плане музыкально – творческого развития.
Какие же критерии оценки развития музыкально - творческих способностей детей были взяты нами за основу?
1.Отношение к музыкальной деятельности.
2.Эмоциональная отзывчивость.
3.Самостоятельность, инициативность, творческая активность ребенка
при выполнении задания.
По этим критериям нами были выдвинуты следующие уровни:
Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкально-творческой деятельности);
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкально-творческую деятельность: однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы;
Низкий уровень – мало эмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкально-творческой деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности;
Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкально-творческой деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
На основе каких заданий происходило оценивание уровня музыкально – творческого развития детей?
Задание 1: «Музыкальный магазин» - (предлагаем прослушать произведение, чтобы потом приобрести его в магазине) - охарактеризовать музыкальный образ.
Цель: Выявить уровень развития творческого воображения при восприятии музыки.
Задание 2: «Задорные танцоры» - (предлагаем принять участие в «Танцевальном конкурсе») - придумать движения, соответствующие характеру музыки.
Цель: Выявить уровень творческих способностей детей в процессе танцевальных импровизаций.
Задание 3: «Художественная галерея» - (предлагаем принять участие в «Выставке работ») - в рисунке изобразить музыкальный персонаж.
Цель: Выявить уровень творческих способностей детей в процессе художественного воплощения музыкального образа при восприятии музыки.
Задание 4: «Занимательная игротека» - (предлагаем поиграть с малышами) – придумать движения для знакомых игровых персонажей, согласовывая свои действия с действиями партнёров по сюжету игры (используя мимику и пантомиму).
Цель: Выявить уровень творческих способностей детей в процессе музыкально – игровых импровизаций.
Задание 5: «Юные композиторы» - (предлагаем выступить в концерте со своей песней) - сочинить мелодию на заданный текст.
Цель: Выявить уровень творческих способностей детей в процессе вокальных импровизаций.
Задание 6: «Весёлые музыканты» - (предлагаем принять участие в «Музыкальном конкурсе») - сочинить свой вариант оркестровки музыкального произведения на разных музыкальных инструментах.
Цель: Выявить уровень творческих способностей детей в процессе инструментальных импровизаций.
Задание 7: «Конструкторское бюро» - (предлагаем принять участие в конкурсе «Изобретатель года») - графически изобразить движение музыки, смоделировать её.
Цель: Выявить уровень творческих способностей детей в процессе восприятия музыки.
Музыкальный материал для заданий брался нами из разработанного перспективного плана (приложение 1). Для констатирующего этапа – 1 квартал (5-7 лет), для контрольного этапа – 3 квартал (5-7 лет), так как предполагалось проявление у детей творчества на другом эмоционально – образном фоне.
Анализ результатов полученных данных позволил нам составить таблицы №1, №2, №3, №4.
Проведенная, в самом начале, диагностическая работа позволила нам установить исходный уровень развития у детей музыкально - творческих способностей (таблица №1, №2).
Таблица №1
Диагностика музыкально - творческого развития детей 5 -7 лет (на начало и конец года).
Дети/Зад. | 1/н | 1/к | 2/н | 2/к | 3/н | 3/к | 4/н | 4/к | 5/н | 5/к | 6/н | 6/к | 7/н | 7/к |
Егор Г. | Н | С | Н | В | Н | С | Н | В | С | В | С | В | С | В |
Настя З. | Н | С | Н | В | Н | С | Н | С | С | В | С | С | Н | С |
Максим З. | С | В | С | В | С | В | Н | В | Н | В | С | С | Н | С |
Настя К. | С | В | В | В | В | В | С | В | В | В | С | В | Н | В |
Алеша К. | В | В | С | В | С | В | В | С | В | В | Н | В | С | В |
Егор М. | С | В | С | С | С | В | С | В | Н | С | Н | В | Н | С |
Антон О. | Н | С | Н | С | Н | С | Н | Н | Н | С | С | В | Н | С |
Настя П. | С | В | В | В | В | В | Н | В | В | В | С | В | С | В |
Даниил Р. | С | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | В | Н | С | Н | С |
Денис С. | Н | С | Н | Н | С | С | Н | С | Н | С | С | С | Н | С |
Сережа С. | Н | В | Н | С | Н | В | С | В | Н | В | Н | С | Н | С |
Таня Е. | С | С | С | С | Н | С | В | В | Н | В | С | В | Н | С |
Н – начало года, К – конец года, цифра – номер задания.
Таблица №2
Уровни музыкально – творческого развития детей 5 -7 лет по заданиям на начало года (%).
Уровни/ номер задания | высокий количество детей | высокий % | средний количество детей | средний % | низкий количество детей | низкий % |
Задание №1 | 1 | 8 | 6 | 50 | 5 | 42 |
Задание №2 | 2 | 17 | 4 | 33 | 6 | 50 |
Задание №3 | 2 | 17 | 4 | 33 | 6 | 50 |
Задание №4 | 2 | 17 | 3 | 25 | 7 | 58 |
Задание №5 | 3 | 25 | 2 | 17 | 7 | 58 |
Задание №6 | - | - | 8 | 67 | 4 | 33 |
Задание №7 | - | - | 3 | 25 | 9 | 75 |
Средние данные | 12% | 36% | 52% |
Результаты констатирующего этапа диагностики позволили нам сделать следующие выводы:
1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них недостаточно объёма элементарных знаний, умений и навыков, необходимых для погружения детей в музыкально – творческую деятельность, мало творческого опыта.
2.У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе творческой деятельности для достижения положительного результата.
3.У детей недостаточно развито воображение, мал словарный запас, нет багажа решений «творческих заданий».
4.Дети не научены анализировать, давать оценку своим действиям и действиям товарищей в любом виде музыкально – творческой деятельности.
В целом, можно констатировать, что музыкально - творческие способности дошкольников находятся в недоразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально – образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.
В результате констатирующего диагностического этапа (таблица №1, №2) нами был сделан вывод: уровень музыкально – творческого развития у детей на данном этапе можно определить как низкий, но резерв возможности и желание творчески работать, у детей высок.
После проведения развивающего (формирующего) этапа, построенного на системе творческих заданий (приложение 1) нами было проведено итоговое оценивание уровня музыкально – творческого развития детей (таблица №1, №3).
Таблица №3
Уровни музыкально – творческого развития детей 5 - 7 лет по заданиям на конец года (%).
Уровни/ номер задания | высокий количество детей | высокий % | средний количество детей | средний % | низкий количество детей | низкий % |
Задание №1 | 6 | 50 | 6 | 50 | - | - |
Задание №2 | 6 | 50 | 5 | 42 | 1 | 8 |
Задание №3 | 6 | 50 | 6 | 50 | - | - |
Задание №4 | 7 | 58 | 4 | 34 | 1 | 8 |
Задание №5 | 9 | 75 | 3 | 25 | - | - |
Задание №6 | 7 | 58 | 5 | 42 | - | - |
Задание №7 | 4 | 34 | 8 | 66 | - | - |
Средние данные | 54% | 44% | 2% |
Проанализировав полученные результаты, нами сделаны следующие выводы:
1.Удетей пополнился багаж решений «творческих заданий».
2. При восприятии музыки у детей отмечается активность в высказываниях, размышлениях о произведении, образах и героях (пополнился словарный запас), разнообразие ритмопластических движений, соответствие их создаваемому образу.
3.Дети проявляют интерес к данному виду деятельности, желают заниматься творчеством, испытывая при этом радость, удовлетворение полученными результатами, самовыражаясь.
4.«Творческие задания» не вызывают у детей затруднений, в сочинённых вариантах присутствует эмоциональность, разнообразие и индивидуальность.
Данные о динамике музыкально – творческого развития детей, овладения ими творческими умениями на музыкальных занятиях приведены нами в таблицах №1, №4.
Таблица № 4
Сравнительный анализ уровней музыкально – творческого развития детей 5 - 7 лет « до » и « после » развивающего (формирующего) этапа.
Полученные результаты позволяют говорить о положительной динамике, об определенном развитии музыкально - творческих способностей детей.
Следовательно, несмотря на выделенный, вначале учебного года низкий уровень музыкально – творческого развития детей, все трудности преодолимы при проявляющемся интересе к данному виду музыкальной деятельности, осуществлении правильной технологии развития музыкально - творческих способностей детей 5 – 7 лет на доступных, развивающих «творческих заданиях».
Поэтому, считаем, что, задачи, поставленные нами в проекте, решены.
Заключение.
Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что музыкально – творческое развитие дошкольников является актуальной и важнейшей задачей в современной педагогической практике.
Теоретическое изучение проблемы данного исследования и результаты педагогического опыта по развитию музыкального творчества дошкольников 5 - 7 лет подтвердили значимость выдвинутой нами темы и позволили сделать следующие выводы:
1. Нами конкретизировано понятие «система заданий», которое было выбрано в качестве рабочего.
2. Выделены компоненты музыкально - творческих способностей детей, критерии оценки. Определены показатели и уровни музыкально – творческого развития детей 5 - 7 лет.
3. Найдены и предложены методы и приёмы, средства, активизирующие развитие самостоятельности и творчества.
4. Организована деятельность, направленная на музыкально – творческое развитие детей во всех возрастных группах.
Сегодня с уверенностью можно сказать о том, что музыкально-творческое воспитание – это эффективный способ развития самых разных способностей у детей, путь к их будущей одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. Поэтому педагоги должны сделать все, чтобы открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку.
Использование материалов данной работы предполагает побудить педагога и ребенка к творчеству. Это находит свое подтверждение в способах организации «творческих занятий», основанных на системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческое воображение и творческие способности. Все это создает необходимые предпосылки для раскрытия эмоционального и творческого потенциала ребенка, активно содействует формированию мировоззренческих основ личности, которые могут быть сформированы именно в совместной творческой деятельности.
Созданная нами система заданий для разных видов музыкально – творческой деятельности (перспективный план) предоставляет большую вариативность в использовании её материалов. При её использовании перед музыкальными руководителями откроются горизонты инициативного самостоятельного подхода к любому виду музыкально - творческой деятельности, как в комплексе, так и разрозненно.
Данный план не содержит жестких методических предписаний. Это обстоятельство является принципиальным с точки зрения целей данной работы. Сама разработка и методика рассматриваются, как варианты для самостоятельной разработки сценария каждого «творческого занятия».
Развивать творческие способности может, как известно, только то, кто сам способен творить. Полем творчества педагога при работе по данному плану является подбор или разработка самих заданий. При этом данную методику придется дополнить (или заменить) собственными, созданными по аналогии и являющимися по сути промежуточными по трудности заданиями. Это нужно для того, чтобы добиться максимальной постепенности, поступательности, совершенно необходимой для обучения и развития.
Еще одним важным условием применения разработанного перспективного плана по применению творческих заданий является корректировка календарного плана музыкальных занятий. Предложенный нами план не может и не должен, по основному замыслу, задавать жестко регламентированный темп развития детей в плане творчества. Так как уровень творческих способностей, темп их развития существенно различаются у разных детей, то применение данного плана требует предельно индивидуализированного подхода. А он не может быть прописан в некоем общем документе, который и принято было бы считать должным к применению.
Предложенные нами материалы могут быть использованы педагогами на музыкальных занятиях, для индивидуальной работы, в процессе организации кружковой, студийной работы с детьми.
Надеемся, что данная работа станет верным помощником педагогам в работе по музыкально – творческому развитию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: Использование Информационно - коммуникативных технологий в музыкальном развитии дошкольников"
Из опыта работы...
Опыт работы на тему «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
Описание работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников....
Опыт работы по теме "Система Формирования эмоциональной сферы детей через досуговую деятельность"
Опыт работы...
Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"
Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...
Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...
Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "
В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...
Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Опыт работы «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта. Проблема р...