Развитие воображения у детей дошкольного возраста
статья на тему
В статье представлена теоретическая часть, а также игры на развитие воображения у детей - дошкольников в разных возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu_voobrazhenie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение педагога-психолога МАДОУ «Детский сад №3»
Максимович М.А. на тему:
«Особенности воображения детей дошкольного возраста».
Введение
В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
1 слайд (название сообщения)
Развитие психических процессов.
«Особенности воображения детей дошкольного возраста».
2 слайд (определение)
По определению, данному в психологическом словаре
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
3 слайд (классификация процессов воображения)
Классификация процессов воображения.
По результативности воображение бывает:
- Репродуктивным (воссоздание действительности такой, какая она есть);
- Продуктивным (творческое воображение).
По степени целенаправленности:
- Активное (произвольное) включает воссоздающее и творческое воображение.
- Пассивное (непроизвольное) включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- Конкретное;
- Абстрактное.
По приемам воображения:
- Агглютинация (соединение несоединимых в реальности объектов);
- Гиперболизация (увеличение или уменьшение предмета и его частей);
- Схематизация (выделение различий и выявления черт сходства);
- Типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях).
По степени волевых усилий:
- Преднамеренное;
- Непреднамеренное.
4 слайд (функции воображения).
Функции воображения.
- Представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- Регуляция эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
5 слайд (Особенности воображения детей дошкольного возраста).
Особенности воображения детей дошкольного возраста.
«Воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни».
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн.
6 слайд (Особенности воображения детей дошкольного возраста).
Воображение у детей начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослых, но занимает большое место в их жизни.
→ До 3 лет у ребенка воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.
→ В 3 года происходит становление словесных форм воображения. В этом возрасте воображение становится самостоятельным процессом.
→ 4-5 лет. Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящей деятельности. Преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
→ В 6-7 лет воображение ребенка носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.
7 слайд (Главным средством воображения является речь).
Главным средством воображения, как и мышления является речь.
Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете. Речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который ребенок не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его.
Л.С. Выготский
8 слайд (Развитие воображения у детей).
Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствует настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
- Ситуации незавершенности;
- Разрешение и даже поощрение множества вопросов;
- Стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
- Позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
- Конформность;
- Неодобрение воображения;
- Жестокие полоролевые стереотипы;
- Разделение игры и обучения;
- Готовность к изменению точки зрения;
- Преклонение перед авторитетами.
Литература
- Волков Б.С. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Просвещение, 2002, - 322с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо – Пресс, 2004, - 367с.
- Детская практическая психология / под ред. Проф. Марцинковской Т.Д. – М.: Гардарики, 2001. – 428с.
Комплекс игр и упражнений
по развитию воображения у детей дошкольного возраста.
Младшая группа.
Игра "Какая игрушка?"
В выполнении этого упражнения может участвовать вся группа, но лучше его проводить по подгруппам из 3-7 человек.
Цель: Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.
Материал. Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек. Картинки.
Возможные варианты ответов:
Неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, корабль, кукольная ванна, ведро, мисочка, формочка, пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус, мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо от машины, обруч, руль, собака, кошка, утенок и т.д.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям глядя на картинку придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка.
Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы малыши не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал первым.
При проведении упражнения детям можно предложить не более 5-6 картинок.
Примечание. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.
Игра "Что это такое?"
В игре может участвовать вся группа детей.
Цель: Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.
Игра "Дети на прогулке."
В выполнении упражнения может участвовать вся группа детей, но лучше проводить его по подгруппам в 5-7 человек.
Цель: Научить на основании восприятия схематических изображений создавать новые образы.
Материал. Несколько картинок такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого неопределенный предмет (например, палочка, полукруг, веревочка и т.п.). Картинки.
Возможные варианты ответов:
Шарик, флажок, цветок, мороженое, машинка, собака, лодка, корзинка, сумка, портфель, ведро, удочка, сачок, ружье, мяч, лодочка, корзинка.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку. Объясняет: "Художник нарисовал мальчика, который идет на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках". Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображен мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идет на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребенок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам предлагает несколько вариантов ответов.
Примечание. Упражнение можно проводить неоднократно, меняя картинки. На одном занятии следует анализировать одну - две картинки.
Средняя группа
Игра "Камушки на берегу."
В игре может участвовать вся группа. Но лучше проводить ее по подгруппам в 5-7 человек.
Цель: Научить создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит: "По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого "или на что он похож". Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко.
Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов.
Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку с изображением формы камушков.
Игра "Елка с подарками."
Игра проводится со всей группой.
Цель: Научить создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал. Большая картинка, на которой изображены новогодняя елка и вокруг нее дети: мальчики и девочки. Несколько вырезанных изображений мешочков с подарками разной формы и величины. Форма их должна отдаленно напоминать форму разных предметов: мяча, куклы, ружья, лошадки и т.п., но допускать многозначное толкование (например, про один и тот же мешочек можно сказать, что там или лошадка, или собачка, или кошка). Мешочки могут прикрепляться на елку.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку и говорит, что здесь изображен новогодний праздник. Дед Мороз все детям принес подарки, но что для кого он принес, ребята должны угадать сами (одновременно следует оставлять на елке 4-5 мешочков). Дети по очереди придумывают, что находится в каждом мешочке (сначала дают несколько вариантов ответов про один мешочек, затем про другой и т.п.) и для кого этот подарок. Педагог помогает в выборе вариантов ответов.
После того, как дети придумают достаточное количество возможных вариантов ответов, основываясь на форме и величине мешочка, можно провести игру еще несколько раз с мешочками других форм и размеров.
Старшая группа
Игра "Волшебная мозаика."
Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек.
Цель: Научить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Материал. Наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Ход игры. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например, домик, машинки, человечки, поезда и т.п.
Когда дети научатся выполнять задание, можно предложить соревнование: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики.
Упражнение может проводиться на разном материале (разные наборы мозаики), а также с одним и тем же материалом, но с инструкцией придумывать все время разное (после того, как все дети дали по одному варианту решения).
Игра "Поможем художнику."
В игре может принимать участие вся группа.
Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал. Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски (фломастеры).
Ход игры. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать все, что ребята придумают.
Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (она) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные. Самые интересные ответы воспитатель "воплощает" в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.
После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека (Как его зовут? Куда он идет? Кто идет вместе с ним? и т.п.).
Подготовительная группа
Игра "Волшебные картинки."
Игра проводится по подгруппам в 4-6 человек.
Цель: Научить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Материал. Набор карточек (5 штук), одинаковый для каждого ребенка. Детям средней группы можно предложить 5 карточек, старшей группы - 7, подготовительной - 10 карточек. На каждой карточке дается схематическое изображение некоторых деталей объектов или геометрические фигуры. У всех детей изображения одинаковые. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Карандаши для всех играющих.
Ход игры. Дети рассаживаются за столиками. Воспитатель раздает им карандаши и наборы карточек. Говорит, что они сейчас будут играть в игру "Волшебные картинки". Объясняет ее содержание.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно (на каждой карточке только одна фигурка). Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, можно показать на примере, как это делается. Для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей. Например, показать, как прямоугольник можно превратить в вагон поезда, в конверт с письмом, в окно, в дом, в портфель, который несет девочка и т.п.
После этого взрослый предлагает детям самим выполнить задание. Когда дети закончат работу, воспитатель собирает все карточки. Затем отбирает неповторяющиеся картинки (например, большинство ребят превратили круг в солнышко или в яблоко, один мальчик- в лицо клоуна) и обращает на них внимание детей. Подчеркивает, что эти картинки интересные и оригинальные.
Через некоторое время можно повторить игру, предложив для дорисовывания другие фигурки (подбираются произвольно).
Игра "Перевертыши."
Игра проводится по подгруппам в 4-6 человек.
Цель: Учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал. Карандаши. Наборы карточек по 8-16 штук, одинаковые для каждого ребенка. В каждом наборе должны быть 4 одинаковые карточки. Возможные варианты картинок на карточках. Рисунок.Например, если набор состоит из 8 карточек, то в него входят 4 карточки с одним изображением и 4-с другим. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.
Ход игры. Воспитатель раздает карандаши и наборы карточек, предлагает поиграть в игру "Перевертыши". Объясняет ее правила. На карточках изображены фигурки. Каждую из них можно превратить в любую картинку. Для этого к каждой фигурке можно пририсовать все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким, образом можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.
Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, педагог дает образец (для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей). Например, воспитатель может показать детям, как прямоугольник превратить в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель. Придав прямоугольнику вертикальное положение, воспитатель показывает, как его можно превратить в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т.п.
Когда дети выполнят задание закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками педагог предлагает взять карточки с другой фигуркой и т.д. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки.
В заключение воспитатель отбирает работы тех детей, которые все четыре карточки с одной и той же фигуркой сумели превратить в совершенно разные картинки.
Игру можно повторить, предложив для дорисовывания другие фигурки.
Игра "Сочиняем сказку."
В игре принимает участие вся группа.
Цель: Научить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.
Материал. Разноцветные кружки (каждому ребенку - по 3 кружка разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться).
Ход игры. Воспитатель раздает детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по два, при следующих - по три. Кружки у всех детей разного цвета, например, у одного - красный, коричневый и желтый, у другого - синий, зеленый и желтый, у третьего - белый, красный, зеленый и т.д. Взрослый говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый сочинит, сказку про своего героя.
Каждому ребенку надо посмотреть на свои кружки, придумать, кого они могут обозначать, и сочинить про них историю. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными. Воспитатель дает дошкольникам на обдумывание 5-7 минут и начинает опрос. Выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.
Если дети затрудняются при выполнении задания, педагог дает образец сказки, обращает внимание на соответствие персонажей цвету кружков, на соблюдение структуры сказки (зачин, кульминация, развязка), на оригинальность происходящих событий.
Упражнение можно проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие воображения у детей дошкольного возраста
призентация для защиты методического портфолио...
Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).
Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т....
статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"
Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....
Семинар для педагогов Доу "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"
знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии....
Развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей....
Творческие игры на развитие воображения для детей дошкольного возраста
В методическом пособии представлены художественно-творческие и словесные игры, которые способствуют развитие творческого мышления, воображения, фантазии, креативности, логики, учат детей н...