Педагогический проект "Сказка в музыке"
проект (подготовительная группа) на тему
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka_v_muzyke.docx | 48.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»
Сугробы в сумерки упали,
На окнах выткалась парча.
Рисуя тени на рояле,
Играет пламенем свеча.
В уютной комнате все вместе
При этом маленьком огне
Тихонько петь мы будем песни
И сказки слушать в тишине…
(А.Н.Майков)
Творческое название проекта: «Изобразительная сила музыки»
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Аннотация проекта:
- тип проекта: творческий, коллективный;
- доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки;
- направленность деятельности: воспитательно-образовательная,
художественно-эстетическая;
- число участников проекта: дети подготовительной группы (20 человек),
родители (20 человек), воспитатели (2 человека);
- сроки проведения: 2015 – 2016 годы;
- характер контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проекта
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
- развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
- развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
- дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
- развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;
- дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия
- между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
- между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
- между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
- между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
- между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
- развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
- выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
- расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».
Задачи проектной деятельности
- Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
- приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
- проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
- разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.
Предполагаемые результаты
- Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Получение первого опыта самооценки.
- Творческое самовыражение воспитанников.
Предмет исследования
педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в музыке» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей старшей - подготовительной группы
Основные методы проекта
- Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.
- Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
- Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».
- Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.
Этапы реализации проекта
1. Концептуальный (декабрь 2005) | Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов |
2.Подготовительный (январь- февраль 2006) | Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы кружка «Журавлик». |
3.Вводно-диагностический (март-май 2006) | Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования. |
4. Внедренческий (сентябрь 2006 – апрель 2008) | Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников. |
5. Заключительный (май 2008) | Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта, |
6. Итоговый (июнь – август 2008) | Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей. |
Модель организации работы по теме
«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ
Взаимодействие участников процесса:
-личностно-ориентированный подход в обучении;
-вовлечение родителей в педагогический процесс;
-сотрудничество всех членов педагогического коллектива;
Организация музыкально-предметной среды в ДОУ:
- театральная сцена с оборудованной костюмерной и пошивочной мастерской с костюмами, декорации, атрибуты;
- комната сказки с различными видами театра и мини-сценой;
-музыкально-театральные уголки в группах;
-средства ТСО (DVD-проигрыватель,
музыкальный центр)
-подбор разнообразных музыкальных инструментов
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
- О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
- О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
- С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
- Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
- Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
- Перспективное планирование.
2. Материально-техническое.
- Декорации, атрибуты;
- DVD проигрыватель ;
- Диски с музыкальными сказками;
- Музыкальный центр;
- Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
- Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах
3. Диагностико-дидактическое.
- Конспекты занятий по теме «Сказка в музыке».
- Перспективный план работы кружка «Голубой огонек»».
- Творческие задания, направленные на:
- формирование музыкального и импровизационного творчества.
- восприятие музыкального образа через синтез искусств.
- Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Педагогического совета "Роль музыки в развитии личности ребенка"
Конспект Педагогического совета на тему "Роль музыки в развитии личности ребенка"...
Педагогические условия использования музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ...
Выступление на педагогическом совете " Значение музыки для укрепления здоровья детей"
Значение музыки для укрепления здоровья детей (2017г.) Лечебное применение музыки имеет многовековую историю....
Педагогическая статья "Воздействие музыки на человека"
Статья для родителей...
«Педагогический проект по «Художественно-эстетическому развитию» «Музыка» «Музыка красок и радуга звуков!»
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:· {C}адекватно воспринимать визуальный м...
Педагогический проект "Разноцветная музыка"
проект преподавателя творческой студии...
МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НОД "МУЗЫКА" 2023-2024 учебный год.
МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НОД "МУЗЫКА" 2023-2024 учебный год....