Педагогический проект "Сказка в музыке"
проект (подготовительная группа) на тему
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»
Сугробы в сумерки упали,
На окнах выткалась парча.
Рисуя тени на рояле,
Играет пламенем свеча.
В уютной комнате все вместе
При этом маленьком огне
Тихонько петь мы будем песни
И сказки слушать в тишине…
(А.Н.Майков)
Творческое название проекта: «Изобразительная сила музыки»
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Аннотация проекта:
- тип проекта: творческий, коллективный;
- доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки;
- направленность деятельности: воспитательно-образовательная,
художественно-эстетическая;
- число участников проекта: дети подготовительной группы (20 человек),
родители (20 человек), воспитатели (2 человека);
- сроки проведения: 2015 – 2016 годы;
- характер контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проекта
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
- развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
- развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
- дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
- развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;
- дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия
- между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
- между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
- между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
- между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
- между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
- развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
- выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
- расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».
Задачи проектной деятельности
- Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
- приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
- проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
- разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.
Предполагаемые результаты
- Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Получение первого опыта самооценки.
- Творческое самовыражение воспитанников.
Предмет исследования
педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в музыке» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей старшей - подготовительной группы
Основные методы проекта
- Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.
- Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
- Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».
- Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.
Этапы реализации проекта
1. Концептуальный (декабрь 2005) | Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов |
2.Подготовительный (январь- февраль 2006) | Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы кружка «Журавлик». |
3.Вводно-диагностический (март-май 2006) | Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования. |
4. Внедренческий (сентябрь 2006 – апрель 2008) | Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников. |
5. Заключительный (май 2008) | Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта, |
6. Итоговый (июнь – август 2008) | Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей. |
Модель организации работы по теме
«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ
Взаимодействие участников процесса:
-личностно-ориентированный подход в обучении;
-вовлечение родителей в педагогический процесс;
-сотрудничество всех членов педагогического коллектива;
Организация музыкально-предметной среды в ДОУ:
- театральная сцена с оборудованной костюмерной и пошивочной мастерской с костюмами, декорации, атрибуты;
- комната сказки с различными видами театра и мини-сценой;
-музыкально-театральные уголки в группах;
-средства ТСО (DVD-проигрыватель,
музыкальный центр)
-подбор разнообразных музыкальных инструментов
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
- О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
- О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
- С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
- Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
- Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
- Перспективное планирование.
2. Материально-техническое.
- Декорации, атрибуты;
- DVD проигрыватель ;
- Диски с музыкальными сказками;
- Музыкальный центр;
- Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
- Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах
3. Диагностико-дидактическое.
- Конспекты занятий по теме «Сказка в музыке».
- Перспективный план работы кружка «Голубой огонек»».
- Творческие задания, направленные на:
- формирование музыкального и импровизационного творчества.
- восприятие музыкального образа через синтез искусств.
- Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Педагогического совета "Роль музыки в развитии личности ребенка"
Конспект Педагогического совета на тему "Роль музыки в развитии личности ребенка"...

Педагогические условия использования музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ...

Выступление на педагогическом совете " Значение музыки для укрепления здоровья детей"
Значение музыки для укрепления здоровья детей (2017г.) Лечебное применение музыки имеет многовековую историю....

«Педагогический проект по «Художественно-эстетическому развитию» «Музыка» «Музыка красок и радуга звуков!»
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:· {C}адекватно воспринимать визуальный м...

МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НОД "МУЗЫКА" 2023-2024 учебный год.
МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НОД "МУЗЫКА" 2023-2024 учебный год....