«Организация развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях дошкольного образования.»
материал (старшая группа) на тему

Киселева Мария Михайловна

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty_2.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Радуга»

 

Выступление из опыта работы

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях дошкольного образования.»

     

Подготовила: воспитатель

              Киселева М.М.

2014 г.

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда группы является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно - развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками. В соответствии с ФГОС ДО содержание дошкольного образования предусматривает одну из форм вариативно - личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в групповом помещении.                                                                                                                         Именно поэтому все зоны развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми ООП:

- удовлетворять потребность малыша в движении;

- формировать положительный эмоциональный настрой;

- побуждать детей к активной речи.

      В период раннего детства ребенок активно познает окружающий мир. Поэтому я постаралась сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Предметно-развивающая среда в нашей группе  представлена следующим образом:

1. В приемной оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится уголок-выставка детских работ по изобразительной деятельности,  где  выставляются детские работы.  

2. Зона двигательной активности.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зону двигательной активности» в соответствии с режимными моментами помещены  «дорожки здоровья»,   массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, кольца,  атрибуты для проведения подвижных игр.  Для проведения и организации игр разработана картотека с комплексом для проведения утренней гимнастики, минуток шалости, подвижных и малоподвижных игр, картотека для музыкальной паузы – грамзапись детских мелодий, песен, звуков природы.   Предметное наполнение игровой зоны применяю при организации подвижных игр, как  в группе, так и на улице, а так же в индивидуальной, совместной  и свободной самостоятельной  деятельности.

            3.Уголок ИЗО.

         Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому уголок изобразительной деятельности  организован в виде панно-панорамы на стене, которая меняется в зависимости от темы,  месяца, сюжета.  Для организации творческой деятельности  уголок ИЗО оборудован   наборами карандашей, пластилином, раскрасками,   бумагой для рисования, гуашью и кистями и т.д.  Дети очень любят рисовать пальчиками, ладошкой. Такого рода деятельность позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность.

        4. Книжный уголок.

        Так как развитие активной речи является одной из основных задач развития детей, большое внимание уделяю созданию книжного уголка. Где подобраны книги, наборы предметных и сюжетных картинок, игры на познавательное и речевое развитие. Дети любят, когда мы читаем книги и с интересом рассматривают иллюстрации.

        5. Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Неваляшки», разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры.

        6.Музыкально-театральный центр.

        С особым интересом дети занимаются в музыкально-театральном уголке. Здесь есть музыкальные инструменты, которые, помимо радостных эмоций у детей, развивают фонематический слух и чувство ритма. Я изготовилa  различные виды театра, созданные по мотивам русских народных сказок: как пальчиковый,  настольный театр, бумажный театр. Ещё в театральном уголке размещены  фланелеграфы, маски для игр-драматизаций, ширмы и т.д. Всё это мы используем для проведения театрализованных представлений.

                  7. Игровая зона «Жилая комната».

 Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: подвижные мягкие модули для конструирования, куклы, кроватки, одежда для кукол и посуда. Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.

        8.Уголок природы расположен у окна, здесь я создала условия для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Вместе с детьми ухаживаем за растениями, в уголке находится мини-огород, где высаживаем лук. Дети имеют возможность наблюдать за ростом данных растений и принимать участие в уходе за ними. Здесь  же  размещаю  наборы - муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т.д.).

              19.  Место для уединения.

Для места уединения выставляю переносную палатку. Это место, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.

  Созданная предметно-развивающая среда в группе способствуют     реализации познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей  в свободной и самостоятельной деятельности самих  детей.

Литература

-Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

-Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

- Изменения №1 к  СанПиН 2.4.1.266-10 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 20 июля 2011 г.  № 2151);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от10 октября 2013г. №1155»Об утверждении ФГОС ДО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....