ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
статья на тему
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих ви-
дах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнени-
ем упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, коорди-
нации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правиль-
ным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование на-
чальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными
играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, ов-
ладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигатель-
ном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Основные цели
и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.
206 207
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья
детей; повышение умственной и физической работоспособности, предуп-
реждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствова-
ние умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты,
грациозности, выразительности движений, формирование правильной
осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельнос-
ти. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-
ной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполне-
нии движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и
физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной
деятельности; интереса и любви к спорту.
Содержание психолого-
педагогической работы
Формирование начальных представлений
о здоровом образе жизни
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Формировать у детей представления о значении разных органов для
нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слы-
шать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хва-
тать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — ду-
мать, запоминать.
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот,
нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их бе-
речь и ухаживать за ними.
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах,
молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, фи-
зические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна
восстанавливаются силы.
Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы
и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вес-
ти здоровый образ жизни.
Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым,
осознавать необходимость лечения.
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрят-
ности в повседневной жизни.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств че-
ловека. Формировать представление о значении частей тела и органов
чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел;
ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает
жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши
слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употребле-
нии в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Формировать представление о необходимых человеку веществах и
витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гиги-
енических процедур, движений, закаливания.
Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действи-
ем и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они
у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у
меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при уши-
бах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении
физических упражнений для организма человека. Продолжать знако-
мить с физическими упражнениями на укрепление различных органов
и систем организма.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Расширять представления об особенностях функционирования и
целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей
на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельси-
ны — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Расширять представления о составляющих (важных компонентах)
здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце,
208 209
воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здо-
ровье.
Формировать представления о зависимости здоровья человека от
правильного питания; умения определять качество продуктов, основыва-
ясь на сенсорных ощущениях.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья
человека.
Формировать представления о правилах ухода за больным (заботить-
ся о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать
сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое са-
мочувствие.
Знакомить детей с возможностями здорового человека.
Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать
интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физ-
культурой и спортом.
Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского дви-
жения.
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения
в спортивном зале и на спортивной площадке.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Расширять представления детей о рациональном питании (объем
пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой
режим).
Формировать представления о значении двигательной активности
в жизни человека; умения использовать специальные физические упраж-
нения для укрепления своих органов и систем.
Формировать представления об активном отдыхе.
Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе
закаливающих процедур.
Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды
в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Физическая
культура
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, пра-
вильную осанку.
Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласован-
ными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща,
придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на
зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во вре-
мя ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, де-
ржать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах
на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя
ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспи-
тателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными дви-
жениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе
которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание,
катание). Учить выразительности движений, умению передавать простей-
шие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать
зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей
ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя
перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать
совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить
свое место при построениях.
Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно призем-
ляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; при-
нимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с
места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см.
Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, броса-
нии. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение
ползать.
Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в дви-
жении, при выполнении упражнений в равновесии.
Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, ка-
таться на нем и слезать с него.
Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи
на место.
Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выпол-
нять правила в подвижных играх.
210 211
Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физичес-
ких упражнений, в подвижных играх.
Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процес-
се двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.
Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, теле-
жками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, пол-
зания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры
более сложные правила со сменой видов движений.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, со-
гласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Формировать правильную осанку.
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, уме-
ние творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными
движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталки-
ваясь носком.
Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить
перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыж-
ках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в
пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать оттал-
кивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить
прыжкам через короткую скакалку.
Закреплять умение принимать правильное исходное положение при
метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить
его кистями рук (не прижимая к груди).
Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.
Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять поворо-
ты, подниматься на гору.
Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гиб-
кость, ловкость и др.
Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно отно-
ситься к выполнению правил игры.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать
у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение
поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с
мячами, скакалками, обручами и т. д.
Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации
знакомых игр.
Приучать к выполнению действий по сигналу.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно вы-
полнять движения.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от
опоры.
Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться,
отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать
на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при
приземлении.
Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить
мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при
ходьбе.
Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон,
спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на
самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентиро-
ваться в пространстве.
Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования,
играм-эстафетам.
Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к
занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им
некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно орга-
низовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и твор-
чество.
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами
соревнования, играх-эстафетах.
Учить спортивным играм и упражнениям.
212 213
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных ви-
дах деятельности.
Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естест-
венности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покры-
тие, в длину и высоту с разбега.
Добиваться активного движения кисти руки при броске.
Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диа-
гонали.
Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, рав-
няться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в
указанном воспитателем темпе.
Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость,
ловкость, гибкость.
Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равно-
весии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвен-
таря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспиты-
вать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организован-
ность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные
игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать
движения.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным
достижениям в области спорта.
Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвиж-
ные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствую-
щие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, вы-
носливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться
в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные
игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и резуль-
таты товарищей.
Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, прояв-
ляя творческие способности.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,
бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
Образовательная область
«Физическое развитие»
Основная цель — совершенствование функций формирующегося ор-
ганизма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики,
зрительно-пространственной координации. Физическое развитие ле-
жит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном
учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов
детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особен-
ностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия
физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых
учитываются региональные и климатические условия.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы
решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — сти-
мулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые
двигательные умения и навыки, физические качества и способности,
направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование орга-
низма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными
и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
• формирование в процессе физического воспитания пространствен-
ных и временных представлений;
• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств
материалов, а также назначения предметов;
• развитие речи посредством движения;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных
видов познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-во-
левых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двига-
тельных занятий, игр, эстафет.
В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу
(вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лаза-
нье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц
спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование
правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение
подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений,
формирование положительных форм взаимодействия между детьми.
В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для
детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — ком-
плекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на
реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с
ограниченными возможностями, преодоление психологических барье-
ров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию
необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий,
реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные за-
дачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:
• формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в срав-
нении с силами здоровых сверстников;
• развивать способность к преодолению не только физических, но и
психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
• формировать компенсаторные навыки, умение использовать функ-
ции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
• развивать способность к преодолению физических нагрузок, необхо-
димых для полноценного функционирования в обществе;
• формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно,
и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и
физической работоспособности;
• формировать осознание необходимости своего личного вклада в
жизнь общества;
• формировать желание улучшать свои личностные качества.
АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые
соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют
расширению их возможностей. Цель АФК — улучшение качества жизни
256 257
детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной
задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как пу-
тем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по
возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу
жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям зани-
маться спортом.
Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается
индивидуально (совместно с инструктором ЛФК). На первичном приеме
ребенка присутствует воспитатель по физической культуре. Он анали-
зирует медицинскую документацию совместно с инструктором ЛФК
(выписки из истории болезни, рекомендации ортопеда, невролога, врачей
из стационаров и др.), беседует с родителями, наблюдает за ребенком в
свободной деятельности. Совместно с инструктором ЛФК определяется
двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдро-
мом: состояние моторной функции, рук, наличие тонических рефлексов.
Затем заполняется первичный протокол обследования ребенка, в котором
подробно описывается двигательный статус ребенка. На втором этапе
организуется комплексное обследование, результаты которого заносятся
в карту. Исходя из этого, разрабатывается индивидуальная программа по
формированию двигательных умений и навыков для каждого ребенка.
В программе определяется двигательный и ортопедический режим
(использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы,
коррекции положения рук и пальцев, для удержания головы), дозиро-
вание нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или
иных приемов. В ходе работы по физическому воспитанию учитываются
рекомендации всех специалистов. Для ребенка с ДЦП важно соблюдать
общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в
одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются
наиболее адекватные позы. В процессе работы с детьми используются
физкультминутки, физкультпаузы. В свободное время дети принима-
ют участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных
спортивных праздниках, досугах. Все мероприятия, которые будут про-
водиться с ребенком, обсуждаются на консилиуме специалистов. Целью
физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом,
является создание при помощи коррекционных физических упражне-
ний и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной
бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни,
их интеграции в обществе. При разработке программы по физическому
развитию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует
опираться на работы Р. Д. Бабенковой, М. В. Ипполитовой, В. В. Кудряшо-
ва, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюковой, О. Г. Приходько и др.
В совокупности обозначенные образовательные области обеспечи-
вают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов
деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие
методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как об-
щие, так и специфические особенности, обусловленные непосредственно
имеющимися нарушениями. Содержание базовых направлений работы в
программах воспитания и обучения сочетается со специальными коррек-
ционными областями. Например, дети с эмоциональными расстройства-
ми нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию
их деятельностной сферы, на формирование навыков взаимодействия со
взрослыми и со сверстниками. При сенсорных, двигательных нарушениях
в содержание программы включаются такие коррекционные разделы, как:
«Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушениями зрения),
«Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (для детей
с нарушениями слуха), «Развитие и коррекция общих движений, совер-
шенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев
рук» (для детей с недостатками двигательной сферы) и др.
Условия воспитания
и обучения детей с ОВЗ
Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в пер-
вую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и
воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе до-
школьного детства необходимо соблюдать специальные условия воспита-
ния и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жиз-
недеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном
учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцирован-
ный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие
в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педа-
гогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть
системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов
детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических
функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физ-
культурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая,
детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда (Е. А. Екжа-
нова, Е. А. Стребелева) и др.).
258 259
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предпо-
лагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения из-
менений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводи-
мого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматри-
вается широкое варьирование организационных форм коррекционно-об-
разовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный пери-
од. Адаптация — это часть приспособительских реакций ребенка, который
может испытывать трудности при вхождении в интеграционное про-
странство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается
от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс,
обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, со-
здать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обу-
чения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснаще-
ние его специальным оборудованием:
• для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, не-
обходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специаль-
ные столы, корректоры осанки (реклинаторы); предусматривается нали-
чие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные
оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы
материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими
различные манипуляции.В основе гигиенических мероприятий по охране
зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
• для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппа-
раты и других технические устройства.
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необхо-
димо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе
материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры,
контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап-
парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы
обучения. При планировании работы важно использовать наиболее до-
ступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказа-
ли, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе
изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных
методов создает условия, способствующие эффективности процесса обу-
чения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных
методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха,
интеллектуальными нарушениями является замедленное формирование
понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобще-
ния за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих
раскрытию сущности понятий. Для более глубокого понимания значения
действий, явлений используются наглядно-практические методы; для
уточнения знаний о предметах широко используется письменная речь (таб-
лички), дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее
распространенным является словесный метод, который рекомендуется со-
четать с практическим методом при объяснении программного материала.
В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена
детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы воспитания
и обучения. При проектировании индивидуальной программы следует
опираться на ряд принципов:
• принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть инди-
видуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с
замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема про-
граммного материала по всем разделам программы и более рационально-
му использованию времени для изучения определенных тем;
• принцип линейности и концентричности. При линейном построении
программы темы следует располагать систематически, последовательно по
степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построе-
нии программы материал повторяется путем возвращения к пройденной
теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содер-
жания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изме-
нение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Для детей с ОВЗ в программу целесообразно вводить пропедевти-
ческие разделы, дающие возможность в элементарной форме восполнить
недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отде-
льных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития,
предусматривается включение инновационных технологий, оригиналь-
ных методик, предметов. Так, например, в работе с детьми, имеющими
глубокие задержки речи, интеллекта, слуха, используются невербальные
средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, кален-
дарная система (картинки — символы).
260 261
Если детям с ОВЗ из-за тяжести физических, психических наруше-
ний недоступно для усвоения большинство образовательных областей,
то разрабатываются индивидуальные программы, направленные на соци-
ализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоциональ-
ного поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых
действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду
здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному
процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации
для специалистов дошкольных учреждений, программ повышения роди-
тельской компетентности. Включение родителей в совместную деятель-
ность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение
родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основ-
ными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача
родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом,
чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.
Примерный перечень
основных движений,
подвижных игр и упражнений
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Основные движения
Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу,
взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег, и наоборот, с
изменением направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходя
предметы, приставным шагом вперед, в стороны.
Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина
20 см, длина 2–3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10–15 см);
по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20–25 см). Круже-
ние в медленном темпе (с предметом в руках).
Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за
другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30–40 секунд
(непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями
(расстояние между ними 25–30 см).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстоя-
ние 3–4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой
одним концом на высоту 20–30 см; по гимнастической скамейке. Подле-
зание под воротца, веревку (высота 30–40 см), перелезание через бревно.
Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (вы-
сота 1,5 м) удобным для ребенка способом.
Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной
рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50–100 см);
бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через
шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1–1,5 м, через
сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных
мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную
цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мя-
ча, брошенного педагогом с расстояния 50–100 см.
312 313
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь впе-
ред; прыжки на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные
линии (10–30 см). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на
10–15 см выше поднятой руки ребенка.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечево-
го пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед
грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать
и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать
вперед-назад, вниз-вверх.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом
стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сги-
бать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на
спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ноги в колене (с поддержкой) из ис-
ходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднима-
ясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры
С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек»,
«Кто тише?», «Пepeшагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и
автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».
С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца»,
«Не переползай линию!», «Обезьянки».
С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови
мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».
С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький
сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».
На ориентировку в пpocтpaнстве. «Где звенит?», «Найди флажок».
Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена,
в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой,
по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполне-
нием заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).
Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–
20 см, длина 2–2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, пристав-
ляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с переша-
гиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба
по наклонной доске (высота 30–35 см). Медленное кружение в обе стороны.
Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного
края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях:
по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25–50 см, длина 5–6 м), по
кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливать-
ся, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в
указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение
50–60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).
Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг
другу, между предметами, в воротца (ширина 50–60 см). Метание на
дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5–5 м), в
горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой
(расстояние 1,5–2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м)
правой и левой рукой (расстояние 1–1,5 м). Ловля мяча, брошенного
воспитателем (расстояние 70–100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол
(землю), ловля его (2–3 раза подряд).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстоя-
ние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие
(высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание
через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (вы-
сота 1,5 м).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед
(расстояние 2–3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними,
прыжки с высоты 15–20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешен-
ный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий
(поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с мес-
та через две линии (расстояние между ними 25–30 см); в длину с места на
расстояние не менее 40 см.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по
одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; раз-
мыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево
переступанием.
Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразви-
вающих упражнений и циклических движений под музыку.
314 315
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого
пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одно-
временно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую
перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и от-
водить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их
ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости поз-
воночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворо-
том в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачивать-
ся (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться,
подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения
лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами,
как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сги-
бать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на
живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса
и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед,
назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вы-
нося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя го-
лову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя
захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику
(диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.
Спортивные игры и упражнения
Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысо-
кой горки.
Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользя-
щим шагом; делать повороты на лыжах переступанием.
Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по
прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.
Плавание и элементы гидроаэробики. Входить и погружаться в воду,
бегать, играть в воде; водить хороводы. Учиться плавать (при наличии
соответствующих условий).
Подвижные игры
С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот»,
«Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый
пес», «Птички в гнездышках».
С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воро-
бышки и кот», «С кочки на кочку».
С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладо-
вой», «Кролики».
С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в
круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто
и где кричит», «Найди, что спрятано».
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторо-
нах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким ша-
гом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне
по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ
зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением
заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с
бегом, прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направ-
ляющего.
Упражнения в равновесии. Ходьба между линиями (расстояние
10–15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5–3 см), по доске, гимнасти-
ческой скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом,
с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходьба по
ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (шири-
на 15–20 см, высота 30–35 см). Перешагивание через рейки лестницы,
приподнятой на 20–25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через
5–6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положе-
ниями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).
Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мел-
ким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных
направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег
с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медлен-
ном темпе в течение 1–1,5 минуты. Бег на расстояние 40–60 м со сред-
ней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5–6 секунд;
к концу года).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние
10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске,
скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.
316 317
Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под
веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание
в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по
гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо
и влево).
Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2–3 раза
в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2–3 м), с
поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге
(на правой и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно
через 4–5 линий, расстояние между которыми 40–50 см. Прыжки через
2–3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5–10 см. Прыжки с
высоты 20–25 см, в длину с места (не менее 70 см). Прыжки с короткой
скакалкой.
Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей
друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за
головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя
руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния
2 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3–4 раза
подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз
подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5–6,5 м), в горизон-
тальную цель (с расстояния 2–2,5 м) правой и левой рукой, в вертикаль-
ную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5–2 м.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одно-
му, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по
ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.
Ритмическая гимнастика. Выполнение знакомых, разученных ранее
упражнений и цикличных движений под музыку.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плече-
вого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно,
поочередно), отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на
поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять
круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за го-
лову, разводить их в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны
вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать
палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук;
вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разво-
дя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног.
Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных
исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны,
держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положе-
ния (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в
другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе
ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол
из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины
на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые
вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса
и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на
пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4–5 раз подряд);
приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. По-
очередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по
канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и
перекладывать предметы с места на место стопами ног.
Статические упражнения. Сохранять равновесие в разных позах: стоя
на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5–7 секунд).
Спортивные упражнения
Катание на санках. Скатываться на санках с горки, тормозить при
спуске с нее, подниматься с санками на гору.
Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах. Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим
шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием.
Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо
и наискось). Проходить на лыжах до 500 м.
Игры на лыжах. «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Во-
ротца».
Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном и двухколесном
велосипедах по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо и налево.
Плавание. Выполнять движения ногами вверх и вниз, сидя в воде.
Приседая, погружаться в воду до уровня подбородка, глаз. Опускать в
воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Пытаться плавать
произвольным способом.
Игры на воде. «Цапли», «Дровосек в воде», «Карусели», «Футбол в во-
де», «Бегом за мячом», «Покажи пятки», «Катание на кругах».
Гидроаэробика. Продолжать учить различным движениям в воде под
музыку и без нее.
318 319
Подвижные игры
С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору»,
«Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погре-
мушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый
умывается».
С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята
и щенята».
С бросанием и ловлей. «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч
через сетку».
На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрята-
но», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».
Народные игры. «У медведя во бору» и др.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Основные движения
Ходьба . Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на
наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), пе-
рекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в
колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выпол-
нением различных заданий воспитателя.
Упражнения в равновесии. Ходьба по узкой рейке гимнастической ска-
мейки, веревке (диаметр 1,5–3 см), по наклонной доске прямо и боком, на нос-
ках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные
мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов,
прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом), с
мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках,
боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.
Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра),
мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врас-
сыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5–2 минут в мед-
ленном темпе, бег в среднем темпе на 80–120 м (2–3 раза) в чередовании
с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно
за 5–5,5 секунды (к концу года — 30 м за 7,5–8,5 секунды). Бег по наклон-
ной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом. Кружение
парами, держась за руки.
Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между пред-
метами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятс-
твия; ползание на четвереньках (расстояние 3–4 м), толкая головой мяч;
ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени,
на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов
подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнасти-
ческой стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного
пролета на другой, пролезание между рейками.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30–40 прыжков 2–3 ра-
за) в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги
врозь, одна нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на рассто-
яние 3–4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продви-
гаясь вперед, в высоту с места прямо и боком через 5–6 предметов — по-
очередно через каждый (высота 15–20 см). Прыжки на мягкое покрытие
высотой 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в
длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в вы-
соту с разбега (30–40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее
вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его
двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не ме-
нее 4–6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание
мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений
и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с
отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением
шагом вперед (на расстояние 5–6 м), прокатывание набивных мячей (вес
1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5–9 м), в горизонтальную
и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3–4 м.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по од-
ному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение
в затылок, в колонне, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые
руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в стороны. Повороты напра-
во, налево, кругом переступанием, прыжком.
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знако-
мых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений
с музыкальным сопровождением.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого
пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; под-
нимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения
руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кис-
ти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх; поднимать руки
320 321
вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти;
сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены и
касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно
поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и
взявшись руками за рейку на уровне пояса. Поворачиваться, разводя руки
в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно
отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их
из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ноги к груди
(группироваться).
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса
и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать
(с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за
спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед,
в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сто-
рону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опус-
кать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать при-
ставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнас-
тической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие
после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на од-
ной ноге, руки на поясе.
Спортивные упражнения
Катание на санках. Катать друг друга на санках, кататься с горки по
двое. Выполнять повороты при спуске.
Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая
и вставая во время скольжения.
Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять по-
вороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться
с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию
1–2 км.
Игры на лыжах. «Кто первый повернется?», «Слалом», «Подними»,
«Догонялки».
Катание на велосипеде и самокате. Самостоятельно кататься на двух-
колесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо.
Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.
Плавание. Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте,
и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками
в воде. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду. Плавать
произвольным способом.
Игры на воде. «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется», «Качели»,
«Поезд в тоннеле», «Поймай воду», «Волны на море».
Гидроаэробика. Двигаться в воде, выполняя повороты, прыжки.
Спортивные игры
Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение.
Знать 3–4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2–3 м) и кона (5–6 м).
Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками
от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя
руками от груди.
Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную
сторону. Играть в паре с воспитателем.
Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в задан-
ном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки,
ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько
раз подряд.
Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном на-
правлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в
парах.
Подвижные игры
С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы
веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука»,
«Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место»,
«Затейники», «Бездомный заяц».
С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удоч-
ка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Мед-
ведь и пчелы», «Пожарные на ученье».
С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч»,
«Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».
Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «За-
брось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к
флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».
Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.
322 323
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук,
на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена
(бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад,
гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полупри-
седе. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, по четыре, в шеренге.
Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змей-
кой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.
Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке
боком приставным шагом; с набивным мешочком на спине; приседая на
одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки; поднимая
прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и пере-
шагиванием (палки, веревки), с приседанием и поворотом кругом, с пе-
репрыгиванием через ленточку. Ходьба по узкой рейке гимнастической
скамейки, по веревке (диаметр 1,5–3 см) прямо и боком. Кружение с
закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур).
Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сги-
бая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким
шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положе-
ний, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением
препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании
с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение
2–3 минут. Бег со средней скоростью на 80–120 м (2—4 раза) в чередо-
вании с ходьбой; челночный бег 3—5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м
примерно за 6,5–7,5 секунды к концу года.
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по гимнастической
скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической ска-
мейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч
разными способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку
несколькими способами подряд (высота 35–50 см). Лазанье по гимнасти-
ческой стенке с изменением темпа, сохранением координации движений,
использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, пе-
релезанием с пролета на пролет по диагонали.
Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами)
по 30 прыжков 3—4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом,
продвигаясь вперед на 5–6 м, с зажатым между ног мешочком с песком.
Прыжки через 6—8 набивных мячей последовательно через каждый; на
одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте
и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покры-
тие с разбега (высота до 40 см). Прыжки с высоты 40 см, в длину с места
(около 100 см), в длину с разбега (180–190 см), вверх с места, доставая
предмет, подвешенный на 25–30 см выше поднятой руки ребенка, с раз-
бега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными спосо-
бами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки через длинную скакалку по
одному, парами, прыжки через большой обруч (как через скакалку). Под-
прыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыжки
на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности.
Бросание, ловля, метание. Перебрасывание мяча друг другу снизу,
из-за головы (расстояние 3–4 м), из положения сидя ноги скрестно; через
сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее
20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отби-
вание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении.
Ведение мяча в разных направлениях. Перебрасывание набивных мячей.
Метание на дальность (6–12 м) левой и правой рукой. Метание в цель из
разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в горизонталь-
ную и вертикальную цель (с расстояния 4–5 м), метание в движущуюся
цель.
Групповые упражнения с переходами. Построение (самостоятельно)
в колонну по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое,
по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2—3). Расчет
на «первый-второй» и перестроение из одной шеренги в две; равнение
в колонне, шеренге, круге; размыкание и смыкание приставным шагом;
повороты направо, налево, кругом.
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение физи-
ческих упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музы-
кальным сопровождением.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плече-
вого пояса . Поднимать рук вверх, вперед, в стороны, вставая на носки
(из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на
носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки
к плечам. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в
локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперед и в стороны; отводить лок-
ти назад (рывки 2—3 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения
руки перед грудью; выполнять круговые движения согнутыми в локтях
руками (кисти у плеч). Вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной
324 325
оси, на предплечье и кисти руки перед собой и сбоку; вращать кистями
рук. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять все пальцы с
большим.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Опускать и поворачивать голову в стороны. Поворачивать
туловище в стороны, поднимая руки вверх — в стороны из положения руки
к плечам (руки из-за головы). В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув
носки), удерживая ноги в этом положении; переносить прямые ноги через
скамейку, сидя на ней в упоре сзади. Из положения лежа на спине (закрепив
ноги) переходить в положение сидя и снова в положение лежа. Прогибаться,
лежа на животе. Из положения лежа на спине поднимать обе ноги одновре-
менно, стараясь коснуться лежащего за головой предмета. Из упора присев
переходить в упор на одной ноге, отводя другую ногу назад (носок опирается
о пол). Поочередно поднимать ногу, согнутую в колене; поочередно подни-
мать прямую ногу стоя, держась за опору.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса
и ног. Выставлять ногу вперед на носок скрестно: приседать, держа руки за
головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать
из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не
поднимаясь. Выполнять выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрям-
ленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и
разноименной); свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опо-
ру. Захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу.
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на скамейке,
кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на большом на-
бивном мяче (вес 3 кг). Выполнять общеразвивающие упражнения, стоя
на левой или правой ноге и т. п.
Спортивные упражнения
Катание на санках. Во время спуска на санках с горки поднимать
заранее положенный предмет (кегля, флажок, снежок и др.). Выполнять
разнообразные игровые задания (проехать в воротца, попасть снежком в
цель, выполнить поворот). Участвовать в играх-эстафетах с санками.
Скольжение. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и при-
сев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.
Ходьба на лыжах. Идти скользящим шагом по лыжне, заложив руки
за спину. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками). Прохо-
дить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2–3 км в медленном темпе. Выпол-
нять повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесен-
кой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой стойке, тормозить.
Игры на лыжах. «Шире шаг», «Кто самый быстрый?», «Встречная
эстафета», «Не задень» и др.
Катание на коньках. Самостоятельно надевать ботинки с коньками.
Сохранять равновесие на коньках (на снегу, на льду). Принимать пра-
вильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонить
вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой). Выполнять пру-
жинистые приседания из исходного положения. Скользить на двух ногах
с разбега. Поворачиваться направо и налево во время скольжения, тор-
можения. Скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь.
Кататься на коньках по прямой, по кpyгy, сохраняя при этом правильную
позу.
Игры на коньках. «Пружинки», «Фонарики», «Кто дальше?», «Напе-
регонки», «Пистолетик», «Бег по кругу вдвоем» и др.
Катание на велосипеде и самокате. Кататься на двухколесном вело-
сипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на
самокате.
Игры на велосипеде. «Достань предмет», «Правила дорожного дви-
жения» и др.
Плавание. Выполнять вдох, затем выдох в воду (3—10 раз подряд).
Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде. Скользить на гру-
ди и спине, двигать ногами (вверх-вниз). Передвигаться по дну водоема
на руках. Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках. Разучивать
движения руками. Попытаться плавать без поддержки. Проплывать про-
извольным стилем 10–15 м. Выполнять разнообразные упражнения в воде.
Игры на воде. «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Ля-
гушки», «Смелые ребята» и др.
Гидроаэробика. Выполнять различные комплексы гидроаэробики
в воде у бортика и без опоры.
Спортивные игры
Городки. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное
положение. Знать 4—5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при
наименьшем количестве бросков бит.
Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками
от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мяч друг другу двумя
руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на
уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон.
Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч
одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаться в раз-
ных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.
326 327
Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой
и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными
предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве). Вести шайбу
клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг дру-
гу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов
и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками
(справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по шайбе с места и
после ведения.
Бадминтон. Перебрасывать волан на сторону партнера без сетки,
через сетку (правильно держа ракетку). Свободно передвигаться по пло-
щадке во время игры.
Элементы настольного тенниса. Выполнять подготовительные уп-
ражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой,
ракеткой с ударом о пол, о стену (правильно держа ракетку). Подавать
мяч через сетку после его отскока от стола.
Подвижные игры
С бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет»,
«Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто
скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони
свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».
С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто
самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».
Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия
к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».
Народные игры. «Гори, гори ясно!», лапта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682550-1444291333.jpg)
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС
Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/17/picture-736719-1453041725.jpg)
«Интеграция образовательной области физическое развитие с другими образовательными областями- музыкальное развитие»
Выступление на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/11/picture-362851-1691757064.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис
Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....
Учебно – методический комплекс образовательная область «Физическое развитие», направление «Физическая культура» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования по НОД раздела физическая культура «Полоса препятствий»
Состав комплекса:- конспект НОД;- картотека физкультминуток;- загадки;- опорные таблички;- наглядный материал – виды спорта...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1250559-1589903923.jpg)
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1009008-1552846872.jpg)
Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей «Физическое развитие» для детей 6-7 лет группы в подготовительной к школе группе тема: «В поисках Дерева Доброты"
Открытое занятие.Цель: систематизировать и закрепить знания пройденного материала у детей подготовительной к школе группы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/12/picture-1393269-1647089824.jpg)
Образовательная область "Физическое развитие".Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «физическое развитие»/ «социально-коммуникативное развитие».«ПУТЕШЕСТВИЕ К СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ».
Учить детей элементам классической степ-аэробики и фитбол-гимнастики, совершенствование физических качеств, координации движений, профилактика плоскостопия....