Авторская Парциальная программа по экспериментальной деятельности
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа по экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matulenko_2.docx | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята решением «Утверждаю»
педагогического совета Директор ГБОУ СОШ с.Орловка
Протокол № _______ ________________ Закиева Р.Р.
«____»___________ 20___ г. «___» __________20______ г.
Структурное подразделение детский сад «Берёзка» ГБОУ СОШ с. Орловка муниципального района Кошкинский Самарской области
ПРОГРАММА
по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе 5-7лет.
«Игры-экспериментирования»
Разработала: воспитатель 1 категории
Матуленко Олеся Сергеевна
Программа работы по опытно-
экспериментальной деятельности в разновозрастной группе.
Пояснительная записка
«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам»
( Р.Эмерсон).
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия - происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Опытно - экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире, вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Подьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе, является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Реформирование системы дошкольного образования, введение ФГОС дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.
Цель программы: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы:
- Развитие представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Развитие у детей познавательных способностей.
- Развитие ребёнка в социально-личностном направлении.
Методы и приёмы работы.
В работе возможно использование как традиционных методов, так и инновационных. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций и др.)
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы. Большое значение придаётся ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).
Инновационные методы.
- использование элементов ТРИЗ. Использование приёма «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твёрдого и газообразного состояния воды.
- метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
- использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Возраст детей: 5-7лет
Сроки реализации программы: 1 учебный год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут
Ожидаемый результат развития ребенка:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования осуществляется 2 раза в годпо методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой.
Содержание работы.
Экспериментальная деятельность в воспитательно-образовательной работе с детьми проходит через все формы: на занятиях, в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Программа построена на основе следующих принципов:
- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
- Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
- Принцип «развивающей интриги»
- Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
- Принцип деятельного подхода к развитию личности
- Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
- Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
- Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)
Работа строится по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы мною были соблюдены следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.
В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
В работе применяются исследовательские методы обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Примерный алгоритм проведения экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии,наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки).
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура организации экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Дидактический материал и техническое оснащение
Основное оборудование:
- Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
- разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
- прочие материалы: (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, головные уборы);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
- индивидуальные дневники экспериментов;
- правила работы с материалом.
Взаимодействие с родителями
Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:
- Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
- Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия.
- Совместная деятельность.
Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.
Родители являются непосредственными участниками нашей деятельности. Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю».
Формы работы с родителями:
- родительские собрания по экспериментальной деятельности
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, опыты, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Формы работы с социумом:
- культурно-общественные учреждения: детская библиотека, Дом культуры;
- медико-оздоровительные организации: ФАП;
- образовательное учреждение: кабинет физики и химии;
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический
Учебно-тематический план
Месяц | Темы игр-экспериментирований | ||||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвёртая неделя | ||
Сентябрь | Путешествие с капелькой | Вода прозрачная, может менять цвет | Значение воды в жизни растений | Игра «Водяной» у нас в гостях | |
Октябрь | Ветер, ветер, ветерок | Поиск воздуха | Летающие семена | Песочная страна | |
Ноябрь | В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича | Плавающие и тонущие предметы | Плавающее перо | Мех. Зачем зайчику другая шубка? | |
Декабрь | Песок, глина | Волшебная рукавичка | Предметы из металла | Действие магнита на металл | |
Январь |
| Льдинка и снежинка | Вода, лёд, снег | Как снег становится водой? | |
Февраль | Волшебная кисточка | С водой и без воды | Путешествие в мир стеклянных вещей | Как достать скрепку из воды? | |
Март | Почему растаяла Снегурочка? | Освобождение бусинок из ледяного плена | Тёплая капелька | Стекло его качество и свойства | |
Апрель | Чудеса растений | Нужен ли корешкам воздух? | Почва. Песок, глина, камни | Солнечные зайчики | |
Май | Растениям теплую водичку | Зачем растения вертятся? | Поймаем солнечного зайчика. | В мире пластмассы | |
№ Месяц | Тема | Цели. Задачи. | Планируемые результаты | ||
Сентябрь | №1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. | Умеют называть свойства воды, его значение умеют находить слова противоположные по значению | |
№2 | Вода прозрачная, но может менять цвет | Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы | Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители | ||
№3 | Значение воды в жизни растений | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов | ||
№4 | Игра « Водяной у нас в гостях» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение в процессе проведения игры | Умеют называть водоемы и их обитателей. | ||
Октябрь | №1 | Ветер, ветер ветерок. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. | |
№2 | Поиски воздуха | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. | ||
№3 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. | ||
№4 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | ||
Ноябрь | №1 | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) | Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. | |
№2 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает . | Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. | ||
| №3 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | |
№4 | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. | ||
Декабрь | №1 | Песок и глина. | Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. | |
№2 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | ||
№3 | Метал | Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) | Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. | ||
№4 | Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. | ||
Январь
| №1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Умеют делать выводы и заключения. | |
№2 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | ||
№3
| Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды. | ||
Февраль
| №1 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. | |
№2 | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | ||
№3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Умеют называть свойства стеклянных предметов.строят предложения грамматически правильно. | ||
№4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. | ||
Март | №1 | Почему растаяла Снегурочка | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причин-но -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы. | |
№2 | Освобождение бусинок из ледяного плена . | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми | Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда. | ||
№3 | Теплая капелька | Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . | Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными | ||
№4 | Стекло ,его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) | Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными. | ||
Апрель | №1 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. | |
№2 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Называют комнатные растения.
| ||
№3 | Почва( песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. | ||
№4 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей | Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. | ||
Май | №1 | Зачем растения вертятся | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. | |
№2 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Умеют ухаживать за растениями на грядке. | ||
№3 | Передача солнечного зайчика | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. | ||
№4 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
Список используемой литературы.
1. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7;
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003;
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
4. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
5. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с. 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
7. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
8. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.
9. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
10. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
11. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
12. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М. : ИНТОР, 1996. – 128с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации при составлении авторской парциальной программы по изобразительному искусству, соответствующей требованиям ФГОС.
В методических рекомендациях представлен личный опыт построения и реализации парциальной программы по изо «Волшебные краски», который, надеюсь, поможет педагогам при создании собственной р...
Презентация " «Парциальные программы по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей для планирования театрализованной деятельности....
Парциальная программа формирования речемыслительной деятельности у дошкольников с ТНР 4-7 лет "Развивай-ка"
Парциальная программа по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников с ТНР 4 – 7 лет «Развивай-ка» разработана с учетом требований ФГОС ДО, технологий личностно–ориентированного образова...
Особенности разработки авторской парциальной программы в рамках образовательной области "Речевое развитие для детей ТНР"
Особенности разработки авторской парциальной программы в рамках образовательной области "Речевое развите для детей ТНР"...
Парциальная программа по театрализованной деятельности "Кукляндия"
В современных условиях дошкольного образования, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость...
Парциальная программа по театральной деятельности .
Программа разработана с учетов возрастных особенностей....
Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»
Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...