Патриотическое воспитания в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Ахметзянова Мария Сергеевна

Данная статья о способах реализации патриотического воспитания детей в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическое воспитание в ДОУ19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Самой лучшей, самой звонкой песней, 
Я славить Родину хочу. 
В целом мире нет её чудесней, 
Ей любое дело по плечу.

Будем Родиной своей гордиться, 
Будем ей одной всегда верны. 
Солнечные, яркие страницы 

Впишем в биографию страны!

Михаил Пляцковский

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.  Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он радуется  и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, будучи патриотом, я как педагог стараюсь в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

В воспитательном процессе, патриотическое воспитание, я осуществляю по многим направлениям. Это и духовно-нравственное и эстетическое, и социальное, трудовое и конечно работа с родителями.

Для реализации этих направлений я использую системную работу в рамках программы патриотического воспитания. Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России и РТ;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим миром и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.

Одним  из важнейших  средств  является художественное слово   русского народа  и  талантливых  авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности. По собственному опыту могу сказать, что все произведения, которые я читаю детям не зависимо от их возраста, а в особенности русские народные сказки, позволяют научить детей рассуждать на такие важные темы как добро и зло, храбрость и любовь, дружба и трудолюбие, правда и ложь.

Так же литературные произведения я использую для постановки небольших спектаклей, дети с удовольствием подбирают костюмы главным героям и описывают их образ, а так же предварительно мы с детьми разбираем характер и манеру поведения свойственную тому или иному персонажу. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью перчаточного театра. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Примеры  героических поступков  главных героев литературных произведений  способствуют пониманию  того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для того что бы дети могли бы с интересом и удовольствием знакомится с нашим городом, я  с помощью  родителей, они помогли мне со сбором информации, делала различные презентации. Я использовала фотографии и картинки нашего города, дома и улицы детей, что бы каждый ребенок мог хотя бы вымышлено побывать в гостях и пригласить к себе всех своих друзей из группы. Такие виртуальные походы, позволяют, детям делится впечатлениями друг с другом, высказывать свои мысли и конечно вызывают чувства гордости за место, где они живут.

Конечно, хочется выделить значимость семьи воспитанника, при решении задач патриотического воспитания большую роль имеет тесный контакт с ней. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.

Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Дети наше будущее, наше продолжение , а значит что будущее нашей страны в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...