Нетрадиционные формы работы с родителями по физкультурно-оздоровительному направлению.
статья (средняя группа) по теме
Выступление на РМО, в МБОУ"ИзлучинскойОНШ" (дошкольная ступень №2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 99.93 КБ |
Презентация | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Нетрадиционные формы работы с родителями
по физкультурно-оздоровительному направлению
подготовила
Сидорова Лидия Сергеевна
воспитатель
пгт.Излучинск, 2016
Нетрадиционные формы работы с родителями
по физкультурно-оздоровительному направлению
«Здоровью научить нельзя -
надо воспитывать потребность быть здоровым».
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь
Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер в образовательный процесс, подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурно˗оздоровительной работы является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада.
Одной из задач нашей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- приобщение детей к традициям большого спорта.
Для решения поставленных задач обязательно привлекаем медицинского работника, который проводит с детьми беседы, игры о здоровом образе жизни.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
При выборе нетрадиционных форм педагогу необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей взрослых, благотворно влияющими на психику ребёнка и эмоциональное благополучие семьи.
Чаще всего в своей работе мы используем такие формы как:
-дыхательная гимнастика;
-самомассаж;
-закаливание;
-совместные занятия с родителями;
-фитболл – гимнастика;
-корригирующая гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Задачи такой гимнастики состоят в следующем:
-учить детей прислушиваться к своему дыханию;
-учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
-учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.
Самомассаж. Задачи:
-создать устойчивую мотивацию и потребности в сохранении здоровья;
-разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;
-сформировать привычку к здоровому образу жизни;
-осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства;
-снять эмоциональное и мышечное напряжение;
-оптимизировать мышечный тонус;
-привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица
Закаливание. Основные задачи:
-укрепление нервной системы;
-развитие мышц и костей;
-улучшение работы внутренних органов;
-активизация обмена веществ;
-повышение сопротивляемости организма к вредным влияниям окружающей среды.
Фитбол – гимнастика
Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:
-знакомить детей с разными видами фитболов;
-учить выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку;
-формировать и закреплять навык правильной осанки.
-развивать способность удерживать равновесие, мелкую моторику;
-учить выполнять упражнения в паре;
-поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами;
-побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности.
Корригигуюшая гимнастика
Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Цель лечебной гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи лечебной гимнастики:
-развитие основных функций стоп;
-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
-повышение тонуса мышц стоп;
-увеличение подвижности в суставах стоп;
-улучшение кровообращения стоп;
-улучшение координации движений.
Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель таких занятий - это помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, родителям - установить эмоционально-двигательный контакт с детьми. Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.
Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит.
Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников проходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого используются различные формы и методы:
- групповые родительские собрания и встречи («Чтобы ребенок рос здоровым», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и т.д.)
- анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
- совместные акции: спортивные праздники, недели здоровья
- консультации, рекомендации («Здоровье в порядке – спасибо зарядке»)
- памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,
- дни открытых дверей в обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы)
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.
В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:
˗ ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания и т. д.;
˗ формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей;
˗ обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, йоги, фитотерапии и т. д.).
Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», книжки-раздвижки, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты, семейные праздники, диспуты, почтовый ящик, передвижные библиотеки.
Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместные спортивные мероприятия детей и родителей: «Осенний марафон», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Нам вместе весело», «Физкульт-ура!» и другие «Самая спортивная семья», «Веселые старты на воде», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятии.
В нашем в детском саду внедрена такая форма работы с родителями ˗ ежемесячные «Недели здоровья». Согласно плана руководителей физического воспитания 1 раз в месяц (последняя неделя) в каждой возрастной группе проходит «Неделя здоровья», где родители совместно с детьми: оформляют выставку рисунков о спорте, в группах и дома проходят беседы по ЗОЖ, родители оформляют стенгазеты, плакаты, готовятся команды семей для участия в спортивных соревнованиях по итогам недели здоровья. Всем родителям такая форма физкультурно˗оздоровительной работы очень нравится и они с нетерпением ждут следующих соревнований.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу.
Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, к укладу семьи. Поэтому, вовлекая родителей в физкультурно-оздоровительную работу, мы совершенствуем методы педагогической работы по формированию как у детей, так и у родителей активного здорового образа жизни.
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки-походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Большое значение в сближении детей и родителей имеют мини-походы, где у детей формируются первоначальные навыки «выживания» в природной среде, развивается любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, дружеские взаимоотношения между детьми и родителями. Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок – походов бесспорен, но главное – это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений родителей с детьми.
На протяжении двух лет, занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционные технологии, мы обратили внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
1. Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой.
2. Повысилась посещаемость.
3. Снизилась простудная заболеваемость.
4. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Вывод: организованная образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно - образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Приоритетными задачами на перспективу считаем:
-продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, у всех участников образовательного процесса
-повышать индекс здоровья;
-повышать уровня теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни;
-формировать образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий;
-повышать уровень применения нетрадиционных форм организации физкультурных занятий;
-улучшение качества работы интегрированной психолого-медико-педагогической службы сопровождения в детском саду.
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ
Образовательная | Программа | Программа | Комплексный | ||||||
программа | «Развитие» | «Здоровье» | план | ||||||
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ
Воспитание навыков и | ||
привычек культуры | Учебно- | |
поведения, положительных | ||
воспитательная | ||
взаимоотношений и | ||
работа | ||
гигиенических | ||
навыков |
Оздоровительные | Внедрение | ||||
мероприятия | новых | ||||
технологий | |||||
Физическое | Лечебно- |
воспитание | профилактические |
и развитие | мероприятия |
Музыкально- | Работа | ||||
валеологическое | с | ||||
воспитание | родителями | ||||
ЗДОРОВАЯ
СЕМЬЯ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация работы с детьми в ДОУ Физкультурно ˗ оздоровительная работа Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Спортивные досуги, праздники, развлечения Динамические паузы, физминутки пальчиковая гим˗ка Походы, экскурсии Прогулки, подвижные игры Гимнастика после сна, закаливание Занятия ОБЖ, ЛФК Секции кружки
Формы работы с родителями традиционные нетрадиционные Родительские собрания Совместные детско˗родительские народные и календарные праздники, досуги, в том числе фольклорные, включают в себя народные игры и развлечения Открытые занятия Дни открытых дверей Консультации специалистов спортивные праздники Информационный бюллетень «Здоровье» Недели здоровья Анкетирование, опрос Мастер˗классы (практикумы)
Образовательная Программа Программа Комплексный программа « Развитие » « Здоровье » план СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ Формирование здорового образа жизни Воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков Учебно-воспитательная работа Оздоровительные мероприятия Физическое воспитание и развитие Музыкально-валеологическое воспитание Внедрение новых технологий Лечебно- профилактические мероприятия Работа с родителями Здоровая семья
Физическая культура
Гимнастика пробуждения
Закаливание
Умывание, обтирание
Чеснок и лук- наш лучший друг
Нетрадиционное оборудование
Уголок здоровья
Спортивные стенгазеты
Прогулки зимние-осенние
Прогулки летние- весенние
Солнечные ванны летом и зимой
Спортивные праздники
Знакомство с бассейном
Наши спортивные достижения
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный план физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей
Комплексный план физкультурно-оздоровительных мероприятий создан при активном участии медицинской сестры Тягушевой В.Ф., инструктора по физической культуре Дьяковой Л.А. Данный план позволяет активизи...
« Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных...
Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...
Использование нетрадиционных методов и форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ«Мы умные, активные, спортивные»
Цель проекта:-Основная цель – снижение заболеваемости детей.-Охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.-Профилактика различных заболеваний путём использования игрового специального ...
Презентация "Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ"
Внедрениенетрадиционныхздоровьесберегающих технологийв физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ...
Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционного физического оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с младшими дошкольниками»
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это не укрепляет здоровье реб...
« Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, мето...