Навыки обхождения с чувствами
консультация (подготовительная группа) на тему

Демихова Надежда Игоревна

Содержание навыка: возможность переживать чувство, пока без самостоятельного осознания .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

22. Умение воспроизводить основные чувства

Содержание навыка: возможность переживать чувство, пока без самостоятельного осознавания. В данном возрасте именно взрослый озвучивает ребенку, что с ним происходит во время сильного переживания, называя его чувства и помогая ему справиться с ними.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) на занятии воспитатель просит детей показать одно из основных чувств.

Когда навык не сформирован, ребенок путает чувства или начинает вести себя возбужденно-демонстративно, не понимает чувств других людей.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок может вспомнить, когда он испытывал то или иное чувство.

2. Он может изобразить это чувство лицом, телом, позой, голосом.

23. Умение выражать чувства

Содержание навыка: возможность проявлять как позитивные чувства (радость, удовольствие), так и те чувства, которые негативно оцениваются социумом (сердиться, грустить, завидовать).

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок рассержен, кричит, топает ногами;

б) ребенок радостно бежит навстречу любимой бабушке.

Когда навык не сформирован, ребенок неадекватно выражает чувства.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Когда ребенок чувствует, что с ним происходит что-то непонятное, или он сильно взволнован, обращается к взрослому.

2. Может рассказать ему, что с ним происходит.

24. Умение распознавать чувства другого

Содержание навыка: способность проявить внимание к другому человеку, умение интуитивно распознать (по тону голоса, положению тела, выражению лица), что он сейчас чувствует и выразить свое сочувствие.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок видит, что взрослый сильно расстроен;

б) ребенок видит, что сверстник грустит о чем-то.

Когда навык не сформирован, ребенок не обращает внимание на состояние другого человека и ведет себя с ним без учета состояния другого.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок задерживает внимание на человеке, который сильно чем-то взволнован или, наоборот, удручен.

2. Он интуитивно может почувствовать, каково ему сейчас.

3. Если другому плохо, может подойти и предложить помощь или спросить: «У вас что-то случилось?», «Ты расстроен?» или выразить сочувствие без слов (погладить или прижаться).

25. Умение сочувствовать

Содержание навыка: умение сострадать и оказывать поддержку другому человеку, когда тот неуспешен.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок видит, что мама чем-то расстроена, и старается утешить ее;

б) ребенок видит, что у сверстника плохое настроение, и пытается привлечь его к совместной игре.

Когда навык не сформирован, ребенок ведет себя эгоистично и равнодушен к другим, уходит из ситуации, в которой кому-то плохо.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок замечает, что кто-то рядом нуждается в сочувствии.

2. Может сказать: «Тебе помочь?»

3. Может сделать этому человеку что-нибудь приятное.

26. Умение обращаться с собственным гневом

Содержание навыка: умение осознать, что испытываешь гнев, способность остановиться и подумать, дать себе «остыть», умение выразить свой гнев другому человеку в социально приемлемой форме или возможность найти другой способ справиться со своим гневом (сделать упражнение, выйти из ситуации).

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок строил что-то в песочнице, а сверстник это разрушил;

б) мама не разрешает ребенку посмотреть передачу, которую он очень хотел посмотреть;

в) воспитатель обвиняет ребенка в том, чего он не делал.

Когда навык не сформирован, ребенок считается агрессивным, вспыльчивым, импульсивным, конфликтным.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок умеет остановиться (сказав себе: “стоп” или, досчитав до десяти, или находит другой способ), чтобы «остыть» и подумать.

2. Ребенок может выразить свои чувства одним из следующих способов:

а) сказать человеку, за что он на него сердится;

б) уйти из ситуации (выйти из комнаты, спрятаться, чтобы там успокоиться).

27. Умение реагировать на гнев другого человека

Содержание навыка: умение понять, что лучше сделать при встрече с разгневанным человеком (убежать, обратиться за помощью взрослого, спокойно ответить и т.п.), способность сохранить спокойствие, чтобы принять верное решение. Способность выслушать человека, спросить, почему он сердится.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок провинился, и взрослый сильно рассержен на него;

б) ребенок на улице встретился с человеком, находящимся в состоянии аффекта;

в) сверстник кричит на ребенка за то, что он зашел на его территорию.

Когда навык не сформирован, ребенок рискует получить психическую травму (слишком большое/накопленное чувство беспомощности), не умея защитить себя.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок может за себя постоять в ситуации встречи с разгневанным человеком:

а) убежать, если это незнакомый человек;

б) обратиться за защитой к другому взрослому, которого он знает;

в) спокойно ответить ему.

2. Если ребенок решил спокойно ответить, он выслушивает, что хочет сказать человек, не перебивает и не начинает оправдываться. Чтобы оставаться спокойным в это время, он может повторять про себя фразу: «Я могу оставаться спокойным».

3. Выслушав, он

а) продолжает слушать либо

б) спрашивает, почему человек сердится либо

в) предлагает другому человеку какой-то способ решения проблемы либо

г) уходит из ситуации, если чувствует, что сам начинает сердиться.

28. Умение справляться со страхами

Содержание навыка: умение определить, насколько реален страх, способность понять, каким образом можно преодолеть страх, к кому можно обратиться за помощью.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок посмотрел фильм, в котором его что-то испугало;

б) ребенку приснился страшный сон;

в) ребенок боится рассказывать стишок на детском празднике;

г) ребенка испугала чужая собака.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок может распознать, есть ли угроза в реальности или она только в книжке, в фильме, во сне.

2. Если это фантастический страх, ребенок может сказать себе, что это страх воображаемый, его всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, телевизор, назначить подушку своим страхом и побить ее.

3. Если это страх реальный, ребенок может:

а) найти защиту у взрослого;

б) обнять свою любимую игрушку;

в) спеть смелую песню, чтобы не дать страху запугать себя и сделать то, что собирался.

29. Умение переживать печаль

Содержание навыка: возможность печалиться, когда потерял что-то хорошее, важное, дорогое сердцу. Дать себе разрешение испытывать печаль и плакать, не считая слезы проявлением слабости. Для детей естественно плакать и печалится, но некоторые родители вносят в жизнь детей запрет на слезы и не разрешают грустить.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок потерял свою любимую игрушку;

б) мальчик, с которым ребенок был очень дружен, переехал в другой город;

в) умер кто-то из близких ребенка.

Когда навык не сформирован, ребенок, который не грустит о потерях, становится замкнутым, жестким и озлобленным.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок вспоминает о том, что он потерял, говорит о том, что хорошего было в общении с этим человеком, этим животным, этой игрушкой.

2. Грустит и иногда плачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия-игротренинга, направленного на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов для старшей логопедической группы.

Интегрированное занятие-игротреннинг для старшей логопедической группы, направленное на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов....

Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения и гуманных чувств

Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения и гуманных чувств в подготовительной группе....

Диагностика сформированности у старших дошкольников нравственных чувств, представлений, навыков поведения.

Материал включает. Диагностика чувств сострадания и сорадования., направленная на выяснение приоритетов, представлений и суждений о дружбе и дружеских взаимоотношений, на проявление альтруизма, выявле...

Картотека игр и упражнений на формирование навыков адаптации к образовательному учреждению, формирование навыков обхождения с чувствами, формирования эмоционального контакта

Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих....