Статья: «Развитие творческого конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечают интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 74 комбинированного вида Красносельского района
г. Санкт – Петербурга.
Статья: «Развитие творческого конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».
Воспитатель: Диденко
Татьяна Олеговна.
Санкт – Петербург.
2019г.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечают интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребёнка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центром речи. Ловкие точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
К старшему дошкольному возрасту интерес к конструированию у детей возрастает, поэтому в группе должны быть созданы все условия для того, чтобы ребёнок имел возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя сообразительность, любознательность, смекалку и творчество. Подходя творчески к своим постройкам, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, искать новые способы его создания. Работая с рисунками – чертежами и схемами, используя иллюстрации различных объектов, руководствуясь словесными инструкциями воспитателя, анализируя постройки, обучаясь другим формам конструирования : по образцу, по условиям, по модели, ребёнок постепенно овладевает конструктивными умениями и навыками. Начинает придумывать различные дополнения к своим постройкам, объединять их в соответствии с общим замыслом. Для того, чтобы ребёнок, как дизайнер творил, познавая законы гармонии и красоты, необходимо предоставить детям обширный спектр различных конструктивных материалов. И это должны быть не только строительные детали, пластины и наборы деталей различные по размеру (напольные, настольные), цветовому спектру, материалам изготовления, но и другие виды конструкторов, так же можно использовать крупногабаритные модули. Внесение и дополнение новых строительных материалов поддерживает интерес детей к конструированию. Имея дело с разными видами конструкторов (блочные, магнитные, решётчатые, конструкторы с винтовыми соединениями и др.), дети постепенно знакомятся и овладевают разнообразными приёмами соединения деталей. На данном этапе накопления детьми конструктивных умений и знаний, можно предлагать нетрадиционно объединять в одной постройке несколько видов конструкторов (от 2 -3 в младшем и среднем возрасте, до 3-4 в старшем). К старшему дошкольному возрасту речь может идти о более масштабных проектах, темами которых могут быть: «Сказочный замок или дворец», «Космическая станция», «НЛО», космодром и др. И здесь, конечно, важна роль воспитателя, так, как воодушевляясь новым предложением, дети не всегда придают значение эстетичному виду своего сооружения, его устойчивости, практичности, удобству обыгрывания, стремясь к достижению результата. Воспитатель всегда заботится о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, стимулирует у детей творческую инициативу, фантазию, желание экспериментировать. Но при необходимости должен быть готов помочь, объяснить, даже включиться в процесс строительства на любом его этапе, при этом создавая атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, уважения к мнению детей к их эмоциональному состоянию, закрепляя привычки коллективной работы. Обсуждая с детьми их замысел, рассказывая о средствах достижения положительного результата, воспитатель как бы советуется с детьми: «Мне кажется, для того, чтобы постройка была более устойчива, нужны детали более крупного размера, вы со мной согласны? Какие пластины вы хотите использовать для перекрытий? У кого есть другие мнения?» Или: «Давайте подумаем, какие конструкторы или строительные детали можно использовать в основании, середине постройки, а какие в завершении?» и т д). Тем самым, не опекать детей и не навязывать своего мнения, а дать возможность подумать, пофантазировать, поэкспериментировать. Постепенно в процессе решения задач проблемного характера у детей развивается поисковая деятельность, они перестают бояться своих ошибок, учатся их анализировать и добиваются положительных результатов.
Как известно конструирование тесно связано с игрой. Успешное становление воображения происходит в игре, где ребёнок начинает «воображать», «сочинять», сочетая реальное с воображаемым. Дети строят, чтобы играть, для этого в группе необходимо иметь достаточное количество материала для обыгрывания построек, различного по размеру, тематике: транспорт, фигуры людей и животных, светофоры, дорожные знаки, пластины с дорожной разметкой, макеты зданий и др. Материалы со временем дополняются, меняются, в соответствии с интересами и проектами детей. Можно предлагать «подручные материалы», которые дают возможность детям дополнить или украсить свои постройки (ленты, султанчики, вкладыши, кольца от пирамидок, цветную бумагу, флажки, кегли и др.). Так же в работе с детьми по конструированию используются игровые задания на развитие творческих способностей детей («Дострой дом, мост, корабль и т д», «Нарисуй мост, здание, гараж и т д и построй его», «Чего не хватает?», «Построй дома с разными крышами», «Перестрой гараж в автостоянку» и т д ).
Для обмена опытом детьми, в группе можно создавать альбомы с фотографиями наиболее удавшихся построек.
Используемая литература:
1.Н.В. Шайдурова «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности».
2.Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» 3. Л.А. Парамонова «Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Издатель: М. Издательский центр «Академия». 2002год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»
Сообщение из опыта работы....
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование различных конструкторов.
Этот материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
"Развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста через использование различных видов конструктора"
Опыт работы....
Статья: «Развитие творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».
Статья: «Развитие творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов»....
Статья "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
В статье отражен опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования....
Статья «Организация конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструктора из настоящих кирпичиков «Brickmaster»
Материал полезен педагогам, занимающимся конструированием...
статья Создание творческого проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Мы рекламу создадим, ничего не утаим»
АннотацияЧасто педагоги и специалисты задают себе вопрос: «Как организовать совместную деятельность, чтобы она была интересна детям?». Чем же удивить современного ребенка? Что, больш...
- Мне нравится (1)