Воспитание дошкольников на основе православных праздников и традиций
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Воспитание дошкольников на основе православных праздников и традиций»
В дошкольном возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование, отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребёнок.
Детство – время развития всех сил человека как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни и народным традициям.
Систематическое духовно – нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Выделяются три условных компонента воспитания :
- нравственное или моральное
- эстетическое
- религиозное
Основной задачей духовно – нравственного воспитания следует считать эти три составляющих базовой культурой личности.
Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе и своему Отечеству!
В современном образовательном процессе идёт смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно дошкольный возраст нельзя пропустить для становления представлений о доброте и зле, о нравственных эталонах и нравственных норм поведения и взаимоотношений. Эти условия помогают создать чуткие, внимательные творческие педагоги группы, приобщая малышей к истокам родной культуры и традициям. Развивают и поддерживают интерес дошкольников к традициям, обычаям, праздникам русской культуры через организацию интегрированной познавательной деятельности в соответствии с ФГОС, в которую входят увлекательные беседы о родном крае и традициях нашего народа, творческие задания, фольклорные игры, тематические занятия, утренники, посвящённые любимым русским праздникам : Пасхе, Рождеству, Троице.
Мы не можем, имея детей, ждать что когда – то, став взрослыми они сами поймут, что их путь лежит к церкви – что они могут её не понять, могут огрубеть, путь к церкви и традициям родного народа может оказаться навсегда заслонённым и закрыться. К традициям родного народа нужно вести детей с раннего детства, а не с юности.
Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей имеют православные праздники и традиции их проведения. Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Православные праздники задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно – исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуще удивительные особенности. В детской памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветие к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, ванильный вкус куличей, свечи и расписные яйца на Пасху, молодые ветки березки на Троицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка.
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Среди христианских народов этот праздник считается важным праздником для детей. Для них устраивается ёлка, украшенная разными игрушками и сладостями, готовятся подарки.
В дни Рождества Христова для дошкольников проводятся тематические занятия и Рождественские встречи с участием родителей и приглашённого священника.
Дети в новом аспекте узнают о рождении Сына Божьего Иисуса Христа о православных традициях его празднования на Руси, а также в праздник Рождества нужно не только веселиться и радоваться но, и обязательно подумать, как сделать приятное и полезное другим. Дети славят младенца – Христа, исполняют рождественские колядки стихи, песнопения, вручают сувениры гостям и родным.
Традиционным стало отмечать в группе праздник Крещение Господне (Богоявление). Дети всегда ждут его с нетерпением, они знают, что в этот день их ждет увлекательный рассказ об этом удивительном празднике и его традициях. Светлая и радостная атмосфера от праздника остается в памяти ребёнка.
Приобщение детей к духовно - нравственной культуре проводится в нескольких направлениях: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, просмотр видеороликов, мультфильмов. Дошкольники совместно с родителями принимают участие в развлечениях, досугах в праздновании православных праздников. Чтобы затронуть эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка проводятся экскурсии по городу, в музей, к памятникам. Но основным и самым любимым для детей, являются экскурсии в Спасо–Преображенский кафедральный собор. Ведь храм - это один из самых совершенных видов архитектуры гениальное творение рук человеческих, во славу Божью.
В группе стало уже традиционным проводить анкетирования среди родителей воспитанников по православному воспитанию. В ходе анкетирования было выявлено, что многие семьи, привержены к православным традициям воспитания ребёнка, где почитают старшего члена семьи, относятся к нему с уважением и любовью, приобщаются к традициям жизни русского народа, к истокам народной культуры.
Анализ работы в течение нескольких лет по духовно – нравственному воспитанию показал, что дети, получая православные знания о народных традициях, меняются на глазах, меньше конфликтуют, становятся терпимей, внимательно относятся друг к другу, прощают, уступают, соотносят свои интересы с интересами других людей, опираясь на заповеди Господни и на традиции родного народа.
Дети, познакомившись с законами православия и народными традициями, приобретают тот духовный стержень, который помогает им в формировании нравственных качеств, таких как, доброта, дружеское отношение друг к другу, любовь к русским традициям. Но главным показателем является расширением кругозора сформированное представление о целостности мира, взаимосвязи личного и государственного.
Список литературы
1. Аксеонова З.Ф. Традиционные праздники и развлечение в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2003, – 80c.
2. Ангелочек : Детский православный журнал, 2007, № 2,6, - 60 с.
3. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду ; под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, - 45 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-461969-1404335268.jpg)
Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций
В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-726596-1452696444.jpg)
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/28/picture-786353-1598603057.png)
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных традиций "Добро"
Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.Программа разработана в соответствии с:-...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-605201-1425900435.jpg)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры
содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/26/picture-853583-1522081228.jpg)
ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.
Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/12/picture-412203-1715521074.jpg)
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»
vДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1091183-1642610655.jpg)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДО
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДОИз опыта работы духовно-просветительного родительского клуба «Свет Добра» МБ...