Примерное содержание лексических тем
Лексическая тема «Осень»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Наблюдение за состоянием погоды осенью.
- Название времени года, в которое листья желтеют.
- Связь между одеждой и погодой.
|
2 младшая | - Признаки осени: пасмурно, дождливо.
- Сезонные изменения в природе:
- листья желтеют, краснеют, падают на землю; - птицы собираются в стаи и улетают; - в садах и огородах люди собирают овощи и фрукты. |
средняя | - Характерные явления в природе:
- в начале осени ещё тепло, потом становится холодно, идут частые дожди; - изменяется окраска листьев, они осыпаются; - деревья и кусты стоят голые, исчезают насекомые (бабочки, жуки); - меньше становится птиц; - птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. - Отличие осени от других времён года.
|
старшая | - Времена года, их чередование.
- Периоды осени:
- ранняя осень (листопад, тепло, много цветов, кругом красиво). Это золотая осень); - поздняя осень (деревья голые, цветы завяли, холодно, заморозки, почти все птицы улетели, животные готовятся к зиме). - Сравнение периодов осени.
- Народные приметы осенней погоды.
- Современные обычаи и традиции, связанные с осенней порой (праздник урожая, осенние ярмарки и др.).
- Сельскохозяйственный труд осенью.
|
подготовительная | - Взаимосвязь времён года.
- Знание осенних месяцев.
Сравнение осенних месяцев. История осенних месяцев, как назывались они Древней Руси, какие обычаи и традиции были связаны с ними. Осень в разных регионах России: в тундре вся вода уже скована льдом, в воздухе летают белые мухи, в тайге – осень, как у нас, в пустыне – праздник, как весной, расцветает жизнь. Спала невыносимая жара, пролились дожди. Воздух чист и прозрачен. |
Лексическая тема « 9 Мая»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - -----------------------------------------------------------------------
|
2 младшая | - -------------------------------------------------------------------------
|
средняя | - -------------------------------------------------------------------------
|
старшая | - Героические защитники страны в годы Великой Отечественной войны.
- Героизм воинов края в Великой Отечественной войне.
- Желание подражать воинам в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них.
- Празднование Дня Победы.
|
подготовительная | - подвиги солдат на фронте -жизнь людей в тылу - подвиги детей во время войны - Сила духа россиян, верность Родине, презрение к измене и предательству.
- Неразрывность судьбы человека с судьбой Отчизны: человек в ответе за все, что происходит на родной земле.
- Память бойцов, отдавших жизнь за свободу Родины, за мир на земле.
- Эстафета великой ответственности за дело мира.
|
Лексическая тема «Игрушки»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - для чего нужны - из каких частей состоят - как с ними можно играть - Воспитание бережного отношения к игрушкам.
|
2 младшая | - названия; - для каких игр нужны; - что общего между разными игрушками и чем они отличаются; - из какого материала сделаны. - Описание конкретной игрушки.
- Правило «Каждой вещи – свое место».
|
средняя | - Умение сравнивать игрушки:
- чем отличаются и чем похожи; - почему нравятся; - не нравятся. - Народные игрушки.
- Правила хранения игрушек и уход за ними.
|
старшая | - Классификация игрушек по назначению (спортивные, технические, декоративные и т. д.) и их название.
- Описание по схеме.
- Знакомство с произведениями народных мастеров.
- История игрушки.
- Представление о том, как игрушки попадают к детям ( игрушки продаются в магазине за определенную цену ).
- Бережное отношение к игрушкам.
|
подготовительная | - Классификация игрушек по разным признакам ( материал, функции, половозрастное назначение ) и их названия.
- Игрушки в прошлом и настоящем.
- Игрушки разных стран и народов.
- Производство игрушек.
- Труд мастера – художника по созданию игрушки.
|
Лексическая тема «Мебель»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | \- название и назначение мебели; - части предметов мебели. |
2 младшая | - название мебели; - использование в быту; - из какого материала она сделана. |
средняя | - Обобщение слова «мебель».
- Сравнение мебели ( различие и сходство) по разным признакам.
- Классификация домашней мебели: «кухня», «прихожая», «жилая комната», «спальня».
|
старшая | - Классификация мебели по материалу.
- Подбор мебели согласно назначению помещения ( домашняя, дачная, офисная).
- Классификация мебели по назначению (бытовая, для отдыха, для работы).
- Классификация по возрастной принадлежности (для взрослых и для детей).
- Труд мастеров по изготовлению мебели.
- Предметы русской мебели в старину.
|
подготовительная | - История мебели.
- Сравнение мебели прошлого и настоящего.
- Картины, посуда и мебель прошлого, хранящиеся в музеях.
- Современный дизайн помещения ( оборудование офисов, жилых помещений, дачных коттеджей).
- Мебель будущего.
|
Лексическая тема «Посуда»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - название; - назначение; - предметы сервиза и столовые приборы. |
2 младшая | - Обобщение слова «посуда».
- Чайная и кухонная посуда.
- Описание посуды (вид, назначение, материал).
- Правильное пользование столовыми приборами ( ложкой, вилкой, ножом).
|
средняя | - Классификация посуды по назначению:
- чайная; - столовая; - кухонная; - специальная (сервизы для кофе, наборы для салата, сухих продуктов, ягод); - походная (для туризма). - Сравнение посуды разного назначения (различие и сходство).
- Правила сервировки стола, культура общения за столом.
|
старшая | - Классификация посуды по материалу (фарфор, дерево, стекло, пластмасса, металл, керамика и т. д.).
- Зависимость формы и материала от назначения.
- Связь формы и способа украшения посуды с ее назначением (праздничная и повседневная).
- Изготовление посуды.
- Роспись посуды «Гжель».
- Правила этикета за общим столом.
|
подготовительная | - Сравнение старинной посуды с современной.
- Взаимосвязь сервировки стола с обычаями разных народов.
- Правила столового этикета в старой России и в наши дни.
- Современная сервировка стола.
- Посуда как предмет, имеющий практическую и эстетическую ценность.
- Особенности изготовления посуды в соответствии с материалом ( глина, керамика, стекло, дерево).
|
Лексическая тема «Одежда»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - название одежды; - ее детали (рукав, ворот, спинка и т. д.). - Порядок одевания и раздевания.
- Опрятность и аккуратностью.
|
2 младшая | - Обобщение слова «одежда».
- Описание одежды (вид, назначение, материал, цвет и т. д.).
- Одежда по сезонам.
- Что значит непорядок в одежде и как его устранить.
|
средняя | - Сравнение одежды по разным признакам (различие и сходство).
- Классификация одежды по сезонам (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).
- Детали одежды (манжета, кокетка, бант, оборки и пр.).
- Уход за своей одеждой, бережное отношение к ней.
|
старшая | - Выбор одежды в связи с условиями ее использования ( сезон, место и время применения).
- Труд мастеров по пошиву одежды.
- Народная одежда области проживания.
- Понятие «культура одежды» - умение одеться в соответствии со случаем; чувство меры в одежде.
|
подготовительная | - История одежды
- Сравнение старинной и современной одежды.
- Понятие «мода».
- Гармония в одежде.
- Одежда людей разных стран ( в зависимости от климата, национальности).
- Швейное производство одежды ( в домашних условиях, в ателье, на фабрике).
- Понятие «фирменная одежда».
|
Лексическая тема «Транспорт»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Название транспортных средств (машина, автобус).
- Их назначение.
- Из каких частей состоят (кабина, колеса, руль).
|
2 младшая | - Разные виды транспорта по назначению ( грузовой и пассажирский).
- Описание транспортных средств ( внешний вид, из каких частей состоит, их назначение и др.).
- Сравнение реальных машин с игрушечными ( чем похожи, отличаются).
|
средняя | |
старшая | - Классификация транспорта по среде передвижения ( наземный, водный, воздушный).
- Сравнение по этому признаку ( чем отличается, что общего).
- Роль транспорта в жизни человека.
- Классификация транспорта по разным признакам ( среда передвижения, назначения и др.).
- Зависимость строения транспорта от назначения и среды передвижения.
- Транспорт, облегчающий тяжелый труд:
- название таких машин; - особенности их строения. - Работа общественного транспорта.
- Профессии людей, управляющих транспортом.
- Правила поведения в общественном транспорте.
|
подготовительная | - Классификация транспорта по задачам и условиям перевозок ( скорости, экономичности, сохранности грузов, удобству для пассажиров).
- Транспорт в прошлом, его особенности.
- В разных природных условиях – разный транспорт:
- на севере – сани, нарты, вездеходы, снегоходы; - на юге – обычные машины; - в горах – лошади, подвесная дорога (фуникулер). - Разнообразие марок современных машин.
- Культура поведения в общественном транспорте.
|
Лексическая тема «Дом»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Понятие «дом».
- Для чего он нужен.
- Составные части дома ( стены, крыши, окно, дверь) и их назначение.
|
2 младшая | - Классификация по внешнему виду: сельские ( низкие) и городские высотные (многоэтажные).
- Классификация по строительному материалу ( деревянные, кирпичные, панельные)
- Описание внешнего вида домов.
|
средняя | - Классификация зданий по назначению ( детские сады, школы, больницы, магазины, театры и т. д.) по их строительному материалу. сравнение зданий ( различие и сходство).
- Представление о распространенных формах архитектурных сооружений ( многоэтажные, особняки, коттеджи, дворцы культуры и спорта).
- Соответствие архитектурных особенностей здания его функциональному назначению.
|
старшая | - Архитектура родного города.
- Труд архитекторов, донесших до нас свое понимание красоты.
- Памятники архитектуры – эстафета народной культуры, которую поколения передают друг другу..
- Сохранение архитектуры родного города.
- Современное строительство:
- труд строителей; - роль техники на разных этапах строительства. |
подготовительная | - Сравнение архитектуры прошлого и настоящего.
- История создания жилища.
- Обобщение понятия «жилище».
- Взаимосвязь жилья с народными традициями и природными условиями: деревянные избы в России, глинобитные хаты на Украине, каменные сакли в горах, войлочные юрты в степях.
- Архитектурные ансамбли городов Прибалтики, Закавказье, Средней Азии и др.
- Своеобразие архитектуры разных стран и регионов.
- Архитектура современного города.
- Понимание практической и эстетической ценности архитектуры.
|
Лексическая тема «Зима»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Название времени года, в которое выпадает снег.
- Характеристика снега:
- на снегу хорошо видны следы; - он скрипит; - он холодный. - Связь между холодной погодой и тёплой одеждой.
|
2 младшая | - Признаки зимы (стало холодно, вода замёрзла, превратилась в лёд, идёт снег).
- Жизнь растений зимой (деревья без листьев).
- Жизнь людей зимой (они надевают тёплую одежду и обувь).
- Зимние развлечения (дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков).
|
средняя | - Характерные явления в природе (стало холодно, идёт
снег, вода замёрзла, реки сковало льдом). - Свойства льда (по нему можно ходить, он прозрачный,
от тепла тает). - Свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, липкий).
- Связь тёплой одежды с холодной погодой.
- Отличие зимы от других времён года.
|
старшая | - Периоды зимы.
- Характерные особенности начала и конца сезона:
- в начале зимы заканчивается листопад; на крышах домов, в полях лежит снег, но он ещё не глубокий; морозы небольшие; реки, озёра и пруды замёрзли; - в конце зимы ярко светит солнце; становится теплее; снег на крышах домов на солнечной стороне тает. Капель. Вода, стекая с крыши, при похолодании замерзает, образуются сосульки. - Сравнение периодов зимы (различия и сходство).
- Народные приметы погоды.
- Современные обычаи и традиции, связанные с зимой.
- Сельскохозяйственный труд зимой.
|
подготовительная | - Взаимосвязь времён года. Названия и особенности зимних месяцев.
- Сравнение зимних месяцев.
- История зимних месяцев. Как назывались они в Древней
Руси, какие обычаи и традиции были связаны с ними. - Зимние события в разных природных зонах:
- на севере и в тундре (самая долгая полярная ночь, солнце не покажется до весны); - в тайге (глубокие снега, где проходят только охотники на лыжах); - на юге, в степи (зима не долгая и не сердитая, не все даже реки замерзают). |
Лексическая тема «Овощи и фрукты»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Названия овощей.
- Характеристики овощей (какого цвета, какие на вкус, какие на ощупь).
- Особенности овощей (где растут, для чего нужны)
|
2 младшая | - Понятия «овощи» и «Фрукты».
- Их названия и описание внешнего вида.
- Места произрастания, способы приготовления.
|
средняя | - Сравнение овощей и фруктов по внешнему виду, вкусу, использованию, внутреннему строению.
- Экзотические фрукты.
|
старшая | - Растения полей, лесов, садов и огородов.
- Их сравнение, части, из которых они состоят.
- Способ выращивания, как цветут, где используются плоды.
- Условия, необходимые для роста.
- Практическая ценность природы, созданной людьми: сельскохозяйственные угодья (поля, сады, огороды).
- Взаимоотношения человека с природой (выращивание урожая фруктов, овощей, ягод и т.д.).
|
подготовительная | - Стадии роста и развития растений (посадка, произрастание, созревание).
|
Лексическая тема «Весна»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Название времени года, в которое тает снег.
- Связь весенней погоды с одеждой (становится теплее, поэтому дети сменили шубки и тёплые ботинки на лёгкую одежду и обувь).
|
2 младшая | - Признаки весны (солнце ярко светит, греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы).
- Связь весенней погоды с одеждой (люди сменяют тёплую зимнюю одежду на более лёгкую).
|
средняя | - Характерные явления в природе (пригревает солнце, становится тепло, снег тает, бегут ручьи, появляется трава, первые цветы, распускаются листья на деревьях, оживляются птицы, появляются бабочки, жуки).
- Весенние сельскохозяйственные работы (люди засаживают огород).
- Отличие весны от других времён года.
|
старшая | - Периоды весны, их характерные особенности:
-начало весны (дни становятся длиннее, а ночи короче. От тепла снег и лёд тают, начинается ледоход. На солнечных пригорках снег тает быстрее, чем в тени. Небо яркое и голубое. Иногда набегают тучки, из которых идёт тёплый весенний дождь); - Конец весны (снег уже стаял, появилась трава, цветут сады. Все деревья оделись листвою. Распускаются первые весенние цветы: сон-трава (прострел), ветреницы, в лесу и степи, первоцветы в лесу, тюльпаны и нарциссы в саду. Зацветают фруктовые деревья: вишня, яблони, груши. Цветут черёмуха и сирень.
- Весенние сельскохозяйственные работы ( в парках, садах, огородах люди вскапывают землю, сеют в клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей).
- Сравнение двух периодов весны, различие и сходство.
- Народные приметы погоды.
- Современные обычаи, традиции, связанные с весной.
|
подготовительная | - Взаимосвязь времён года.
- Весенние месяцы, основные их признаки.
- Сравнение весенних месяцев.
- История весенних месяцев, их названия в Древней Руси, обычаи и традиции, связанные с ними.
- Весенние события:
- на севере (в первый раз показывается солнце. Вода и земля покрыты глубоким снегом и толстым льдом); - на юге (в пустыне идут дожди, большой жары ещё нет, всюду пробивается зелёная трава). |
Лексическая тема «Птицы»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Домашние птицы, их название (курица, петух, гусь, утка).
- Голоса домашних птиц.
- Их части тела.
|
2 младшая | - Обобщающее слово «птицы».
- Внешний облик птиц (два крыла, две ноги, перьевой покров, для чего они нужны).
- Различение диких птиц по внешнему виду (воробей, ворона, сорока, голубь).
- Среда обитания.
|
средняя | - Классификация птиц по среде обитания (домашние и дикие).
- Сравнение по внешнему строению (по величине, окраске перьев), по издаваемым звукам (крику).
- Отличительные признаки и признаки сходства.
- Образ жизни, особенности поведения в природе по сезонам (с наступлением холодов (осенью) птиц становится меньше, они улетают в теплые края, а с наступлением тепла (весной) возвращаются обратно).
- Зависимость птиц от условий окружающей среды (снегирь, синица, грач, ласточка, скворец, жаворонок, кукушка).
|
старшая | - Классификация птиц по образу жизни:
– перелетные (грач, скворец, ласточка, жаворонок, стриж, трясогузка, дикая утка, гусь, журавль); – зимующие (синица, снегирь, щегол, дятел, ворона). - Зависимость птиц от сезонных условий (холодно, растения гибнут – исчезают насекомые – птицам нет корма). причина отлета птиц состоит в отсутствии корма.
- Приспособленность птиц к условиям среды обитания: водной, наземно-воздушной.
- Зависимость строения и функций организма от среды обитания.
- Значение приспособленности (удовлетворение жизненных потребностей, сохранение жизни).
- Сравнение диких птиц с домашними по разным признакам (внешний вид, среда обитания, по оседлости, по способу питания).
- Забота человека о птицах. Правила поведения в природе.
|
подготовительная | - Классификация птиц по разным признакам:
– по среде обитания (лес – дятел, клест, снегирь, кукушка; водоем – цапля, утка, гусь, лебедь; открытые пространства – аист, журавль, жаворонок и др.); – по оседлости (перелетные и зимующие); – по способу питания (насекомоядные, хищные, всеядные). - Размножение птиц (птицы появляются из яиц).
- Зависимость их роста от условий среды (воздух, пища, тепло и др.).
- Взаимосвязи между растениями, насекомыми, птицами и явлениями неживой природы (в сообществе эти группы неразделимы и живут вместе. Исчезновение одной группы ведет к изменению поведения другой, гибель одной группы может привести к гибели другой).
- Взаимосвязь птиц и человека в природе: практическая и эстетическая ценность птиц в жизни человека (уничтожение вредителей, использование перьевого покрова, наслаждение внешним видом и пением).
- Охрана птиц. Красная книга.
|
Лексическая тема «Домашние животные»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Название домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова) и их детеныши.
- Части тела животных (голова, хворост, ноги).
|
2 младшая | - Отличительные особенности внешнего вида (покров, цвет, у козы и коровы – рога).
- Некоторые особенности жизненных проявлений: чем питаются, как передвигаются, какие издают звуки (свинья хрюкает, лошадь ржет, корова мычит и т.д.).
- Сравнение живого и игрушечного животного.
|
средняя | - Обобщающее слово «Домашние животные». Классификация животных по среде обитания (домашние и дикие).
- Сравнение животных (чем отличаются, что общего по внешнему виду, особенностям поведения).
- Связь жизни домашних животных с жизнью человека.
- Забота человека о домашних животных.
|
старшая | - Классификация животных по всем признакам (внешний вид, среда обитания, способ передвижения, приносимая польза).
- Практическая ценность домашних животных.
- Забота человека о домашних животных (строит теплые помещения, заготавливает корма впрок).
- Труд животновода, доярки, птичницы, пастуха, ветеринарного врача.
- Сравнение домашних животных и диких.
- Домашние животные разных стран (осел, верблюд, слон, олень и др.).
|
подготовительная | - Связь между изменениями животных в процессе роста и изменения их поведения (внешнее строение и поведение взрослого животного и детеныша).
- Зависимость роста животных от ухода за ними.
- Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в дикой природе (они целиком зависят от человека, который создает им необходимые условия).
- Зависимость условий среды от потребностей животных (если условия нарушаются, животные могут погибнуть).
- История появления домашних животных.
|
Лексическая тема «Дикие животные»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Название диких животных (заяц, лиса, медведь и др.).
- Места обитания.
- Части тела.
|
2 младшая | - Внешний вид животных (заяц, лиса, медведь и др.), их отличительные признаки.
- Места обитания, еда, образ жизни в разное время года.
|
средняя | - Обобщающее слово «Звери».
- Классификация по среде обитания (дикие и домашние).
- Дикие животные (например: белка, еж), особенности их поведения в разные сезоны (чем отличаются, что общего).
- Зависимость внешнего вида животных и образа жизни от сезона. Приспособление к разным условиям (питание, защита от врагов, неблагоприятная погода – холод, жара).
|
старшая | - Дикие животные в природе (волк, рысь, олень и др.).
- Классификация по внешнему виду, способу передвижения по среде обитания: в лесу – лесные звери (медведи, белки, зайцы, лисы, волки и др.); в жарких странах (Африке) – слоны, тигры, львы, жирафы, зебры; в пустыне – антилопы, верблюды; на севере – олени, белые медведи, тюлени, моржи.
- Связь животных с условиями среды, зависимость их образа жизни от сезонных изменений, приспосабливаемость к окружающему (запасы кормов на зиму, линька, зимняя спячка и др.).
- Практическая ценность диких животных.
- Охрана животных в нашей стране. Заповедники для сохранения редких зверей. Красная книга.
|
подготовительная | - Классификация животных по способу питания (травоядные, хищные, всеядные).
- Сравнение диких животных по разным признакам.
- Животные разных стран (Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии).
- Лес как экосистема, где все взаимосвязано (нарушение одной группы может привести к гибели других организмов).
- Труд ученых-зоологов, лесничих, егерей, специальных пожарных. Юные экологи. Практическая деятельность по охране природы.
|
Лексическая тема «Наши любимцы»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Растения и животные уголка природы.
- Части растений (стебель, лист, цветок).
- Названия животных, способы их передвижения, питания: рыбки в аквариуме плавают, в клетке птичка – летает, клюет корм, пьет воду.
|
2 младшая | - Название двух-трех комнатных растений, описание их внешнего вида.
- Условия их жизни (всем растениям нужна вода).
- Животные из уголка природы, их отличительные признаки, особенности поведения.
- Классификация птиц (по размеру. Окраске перьев, крику).
- Строение рыб (голова, туловище, хвост, рот, глаза, плавники).
- Уход за животными (кормление их с помощью воспитателя).
- Сопоставление игрушки с обитателями живого уголка.
|
средняя | - Комнатные растения, их части, функции частей растений (стебель, листья, корень, цветы)
- Потребности растений в воде, свете, тепле, почвенном питании.
- Сравнение растений (по потребностям в условиях)
- Забота о растениях (создание для них необходимых условий).
- Животные уголка природы.
- Зависимость внешнего вида животных от среды обитания, от условий ухода за ними.
- Уход за животными (кормление, смена воды, чистка клетки и т.д.) В чистом жилище и при хорошем кормлении они хорошо себя чувствуют, не болеют.
|
старшая | - Понятие о комнатных растениях и животных как о живых организмах. Которые могут жить только, когда не повреждены их основные органы и они способны осуществлять жизненно важные функции – питание, дыхание, движение.
- Способ существования растений, среда их обитания и условия (при уходе за растениями необходимо учитывать дифференцированные потребности в свете, тепле, влаге).
- Животные уголка природы (среда, в которой они живут на воле, и создание условий, напоминающих естественные).
- Практическая и эстетическая ценность обитателей уголка природы (комнатных растений, животных).
|
подготовительная | - Существование комнатных растений и животных (они дышат, питаются, растут, развиваются, рождают себе подобных).
- Способы размножения комнатных растений, рыб.
- Потребности комнатных растений и животных:
– для растений необходимы тепло, свет, вода, питательная почва; – для животных нужны пища, вода, тепло, место для гнезда или норки, место для отдыха. - Сравнение условий для роста растений и животных.
- Зависимость роста и развития от этих условий (если условия нарушаются, животные и растения гибнут, этим все живые организмы похожи).
- Приручение животных.
|
Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | |
2 младшая | |
средняя | - Понятие о том, что такое хлеб и откуда он берется (результат труда хлеборобов):
– хлеб пекут из муки, а муку получают из зерна. которое растет в поле; – спелое зерно везут на мельницу, там его мелют; – из муки в пекарне пекут хлеб; – шоферы на машинах везут его в магазины. Продавцы продают. |
старшая | - Процесс выращивания хлеба от посева зерна до появления хлеба (зерно – растение – зерно – мука – хлеб). Хлеб белый и черный.
- Разнообразие и важность труда хлебороба.
- Особенности труда хлеборобов (значение для всего народа, большое число специалистов, их добросовестное к нему отношение). Уважение к труженикам полей, бережное отношение к хлебу. Практическая ценность природы, созданной людьми (сельскохозяйственные поля).
- Сбор урожая зерна. Сельскохозяйственная техника.
|
подготовительная | - Подготовка почвы для посева (вспашка и боронование, высевание и выращивание озимой пшеницы и ржи).
- Хранение выращенного зерна, его переработка на мельнице, на мукомольном комбинате, на хлебозаводе.
- Забота хлеборобов о посевах: задержание снега на полях, подкармливание удобрениями, необходимыми для роста.
|
Лексическая тема «Я и моя семья»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Моя семья (мама, папа, бабушка, дедушка. Братья и сестры).
- Эмоции близких людей (радость, огорчение, боль) и выражение сочувствия (пожалеть другого, если ему плохо или больно).
|
2 младшая | - Имена членов семьи (как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата).
- Общие семейные дела в быту, на отдыхе (мама готовит обед, стирает, папа – чистит ковер и т.д.).
- Помощь взрослым в семейных делах.
- Любовь к близким людям, открытое выражение чувств по отношению к ним.
|
средняя | - Понятие о семье и роли каждого члена семьи:
– имена и отчества мамы и папы; – где и кем работают мама и папа; – обобщенное понятие «Родители»; – чем занимаются другие члены семьи и каковы их домашние обязанности в семье; – любовь к домашним, доброжелательное и заботливое отношение к ним. |
старшая | - Родословная семьи (кем приходятся ребенку прабабушка, прадед, тети, дяди, двоюродный брат, родной и т.д.).
- Семейные традиции (проведение праздников, отдыха, занятия любимыми делами и др.).
- История появления семьи (всегда ли люди жили семьями).
- Семейный бюджет.
- Этикет в кругу семьи.
|
Лексическая тема «Мой родной город»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | |
2 младшая | - Знание названия города, своей улицы и улицы, на которой находится детский сад.
|
средняя | - Знание домашнего адреса.
- Умение найти дорогу от дома до детского сада.
- Умение ориентироваться в ближайших улицах.
- Представление о том, что находится на ближайших улицах (школа, поликлиника, почта, аптека, магазин, булочная, парикмахерская). Все это построено для удобства людей.
- Природа родного города (реки, озера, леса и т.д.).
- Значение природного окружения для города и людей.
- Примечательные особенности города в сравнении с селом:
– в городе много улиц; – большие многоэтажные дома; – разнообразный транспорт. |
старшая | - Истрия названия города, его прошлое.
- Особенности географического расположения города.
- Историческое название городских районов.
- Особенности и достопримечательности родного города (главные площади, улицы, памятники архитектуры, памятники известным людям, монумент в честь погибших воинов и исторических событий).
- Известные люди, родившиеся, жившие или живущие в городе.
- Чем славится родной город (заводы, промыслы, научные и культурные центры).
- Любовь к родным местам, гордость за свой город.
|
подготовительная | - Слово, обозначающее отношение человека к городу, в котором он живет (москвич, нижегородец, саратовец, абаканец и т.д.).
- У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
- Представление о символе города, гербе и его происхождении.
- Современный культурный уровень города:
– парки культуры и города; – кинотеатры и театры; – библиотеки; – институты и т.д. - Историческое прошлое родного города.
- Родной город – это частица России.
|
Лексическая тема « Хорошо у нас в саду »
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Название детского сада
- Ориентировка в группе, на веранде, на участке.
|
2 младшая | - Взаимоотношения со взрослыми и детьми (чувства симпатии, дружелюбия)
|
средняя | - Ориентировка в здании (где находится музыкальный зал, пищеблок, медицинский кабинет и тд)
- Правила поведения.
|
старшая | - Умение хорошо ориентироваться в здании детского сада, представление о том, где и какие службы находятся
- Адрес детского сада
|
подготовительная | - История детского сада (настоящее и прошлое)
- Культура общения с друзьями (выполнение правил речевого этикета)
|
Лексическая тема «Я-человек»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Элементарные сведения о себе
- Имя, фамилия
- Какие бывают части тела
- Для чего они нужны
|
2 младшая | - Элементарные знания о себе
- Какого роста (высокий, низкий)
- Какого телосложения (худой, толстый)
- Для чего нужен рот, глаза, уши, голова и др., как их беречь и для чего.
|
средняя | - Осознание своей половой принадлежности
- Мальчик, девочка
- Отличительные особенности мальчика, девочки
- Осознания себя в процессе взросления (ребенок взрослый человек). Умения сравнивать и находить сходство и различия
- Отличительные особенности людей (разный цвет глаз, волос, кожи, разное телосложение и др.)
|
старшая | - Элементарные знания об анатомии человека и условий его жизни (питание, одежда, жилище)
- Правила ухода за самим собой (культурно-гигиенические навыки). Уроки Мойдодыра
|
подготовительная | - Сведения о себе (имя, отчество, дата рождения).
- История происхождения имени (как возникли русские имена, что обозначает имя каждого ребенка)
- Как беречь свое здоровье
|
Лексическая тема «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Возрастная группа | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | - Труд взрослых (няня, врач, дворник)
- Название и суть профессии
- Трудовые действия, их последовательность, орудия труда, результат труда
- Чем интересен труд взрослых
|
2 младшая | - Труд взрослых в детском саду(повар, шофер, медицинская сестра)
- Трудовой процесс (цель, материалы и орудия труда,)
- Значимость труда
- Оказание посильной помощи взрослым в работе.
|
средняя | - Труд прачки, продавца, почтальона
- Трудовой процесс (цель, материалы и орудия труда,)
- Значимость труда
|
старшая | - Работники ателье (швея, закройщик)
- Строители (каменщик, маляр, плотник)
- Библиотекарь
- Систематизация знания о профессиях, взаимосвязь всех компонентов трудового процесса
- Что такое профессия
- Место работы
- Трудовые действия и их последовательность (то, что люди делают на работе)
- Какие орудия и материалы необходимы для работы
- Каковы результаты труда и их знание (польза)
- Общественная значимость труда взрослых
- Качества трудящегося человека (добросовестность, ответственность)
- Машины, их роль в труде людей
|
подготовительная | - Систематизация и обобщение конкретных представлений о труде взрослых на основе обобщенной схеме (взаимосвязь труда всех работников этого учреждения)
- Труд в промышленности
- Предприятие, находящиеся в ближайшем окружении
- Представление о двух-трех рабочих процессах от начала до конца (как строится дом, делают машины)
- представление о том, как компьютеры калькуляторы облегчают труд людей
- Отношение людей к технике и инструментов, способы ухода за ними
- Творческий труд людей (художники, музыканты, композиторы, поэты )
- Работа в школе, профессия учителя.
- Преобразующая роль труда
|
Лексическая тема «Новый год»
Возрастная группа | Тема НОД | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | «Дед Мороз» | - Представление о том, что в Новый год в дом приносят елку, украшают ее игрушками, а дети дарят подарки
|
2 младшая | «Елочка колючая иголочка» | - Представление о том, что в Новый год встречают зимой, когда бывает снег.
- Елка – главное украшение этого праздника.
- В новый год приходит добрый Дед Мороз и дарит подарки
|
средняя | «Семейный хоровод» | - Новый год – это семейный праздник, который дети и взрослые празднуют вместе. Новогодние ели украшают для детей и дама, и в детском саду, и в школе.
- К этому празднику готовятся заранее: разучивают стихи, песни, готовят украшения и поздравительные открытки
- Главные гости в Новом год – Дед Мороз и Снегурочка
|
старшая | «Что такое Новый год» | - История календаря в России
- Откуда пришел обычай отмечать Новый год, наряжать елку
- Понятие «карнавал», «карнавальные костюмы, маски»
- Праздничный этикет
|
подготовительная | «Откуда пришел Новый год» | - Новый год - самый древний праздник
- История празднования Нового года в России
- Как встречают Н.г. в разных странах
- Кто такой Дед Мороз
- Гороскоп - астрологический календарь
- Восточный – календарь животных
|
Лексическая тема «Зимние забавы и развлечения»
Возрастная группа | Тема НОД | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | «Белый снег пушистый» | - Представление о зимних играх: катаются на санках, играют со снегом.
|
2 младшая | «Веселый снеговик» | - Представление о зимних забавах (катание на лыжах, коньках, снегокатах, санках – ледянках, лепка снеговиков )
|
средняя | «Веселые забавы» | - Игры и забавы в зимнее время
- Сравнение игр в зимнее в разные времена года: чем отличаются, чем похоже.
- Зимние сказки
|
старшая | «Зимний Олимпиец» | - Зимние виды спорта
- Понятие «зимние Олимпийские игры».
- Самостоятельное составление игр и правил к ним
|
подготовительная | «Зимний городок» | - Зимние игры и развлечения Древней Руси
- Сравнение забав в прошлом и настоящем.
- Народные приметы, пословицы, поговорки, загадки, зимние сказки
|
Лексическая тема «Мама – самый близкий и родной человек»
Возрастная группа | Тема НОД | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
1 младшая | «Моя мама» | - Формирование образа доброго, отзывчивой и заботливой матери
|
2 младшая | «Бабушки» | - Бабушки – мам мамы и папы.
- Мама и бабушка – самые близкие и родные люди, которые нужно помогать
|
средняя | «Женские профессии» | - Привязанность и любовь к самому родному человеку.
- Мама трудится на работе и дома, она устает, и ей надо помогать
- Мамы разные нужны, мамы всякие важны
|
старшая | «Заботливая мама» | - Общие качества, свойственные всем матерям (нежность, любовь к детям, терпение)
- Представление о матери как хранительнице семьи, семейного очага
|
подготовительная | «При солнце тепло, а при маме добро» | - Роль матери в родственных отношениях (мама может быть женой, бабушкой сестрой)
- Действенная любовь к маме
- Высокая культура человека проявляется в уважительном и внимательном отношении к матери, бабушке, сестре, женщине вообще
|
Лексическая тема «улица нашего города (ПДД)»
Возрастная группа | Тема НОД | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
2 младшая | «топ, топ, топает малыш» | - Понятие «дорога», «тротуар»
- Элементарные правила дорожного движения
- Работа светофора
- Правила поведения на улице
|
средняя | «Незнайка на дороге» | - Правила дорожного движения
- Назначение желтого сигнала светофора
- Понятие «проезжая часть», «одностороннее и двухстронее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход»
- Правила поведения пешеходов
- Ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара
- Переходить дорогу только по переходу при зеленом сигнале светофор
|
старшая | «Говорящие знаки» | - Понятие «перекресток» и особенности движения на перекрестке
- Дорожные знаки («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»)
- Знание правил пешехода и пассажиров
- Пешеходом разрешается ходить только по тротуару
- Идти следует только по правой стороне тротуара
- Пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются линии или указатели перехода
- При двустороннем движении смотрят вначале налево, а потом дойдя до середины, - направо
- Пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке
- Пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки
- В транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтоб не мешать остальным пассажирам
|
подготовительная | «инспектор ГАИ» | - Представление о работе сотрудников ГАИ
- Значение жестов регулировщика
- Запрещающие знаки («Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Автомобильное движение запрещено», «Проезд без остановке запрещен»)
- Предупреждающие знаки («Железнодорожный переезд», «Пересечение с главной дорогой», «Регулируемое пересечение», «Опасный поворот», «Дети», «Ремонт дороги»»двустороннее движение»)
- Указательные знаки («Главная дорога», «Населенный пункт», «Пункт технического обслуживания», «Гостиница»,)
- Знание правил пешеходов и пассажиров
- Переходить улицу на перекрестках без указателей следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого
- В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими
- Прежде, чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности
- Пересекать путь приближающемуся транспорту запрещается
- Там, где движение регулируется, переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика
- Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, где их нет – на тротуаре или обочине дороги
- Культура поведения на улице
|
Лексическая тема «День защитники Отечества»
Возрастная группа | Тема НОД | Основное содержание НОД и совместной с детьми деятельности |
средняя | «Наши защитники» | - Состав Российской армии: в армии есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики.
- Служба воинов на границе.
- Воины – наши защитники
|
старшая | «Российская армия» | - Служба солдат, пограничников, работа полиции
- Российская армия на страже мира
- Особенности службы в мирное время
- История сведения (как армия защищала страну от врагов в прошлом)
- Традиция поздравлять в этот день с праздником мужчин, не зависимо от их возраста
|
подготовительная | «История Российской армии» | - Сведения по истории защиты Отечества
- Разные рода войск
- Военно-воздушные
- Военно-морские
- Сухопутные
- Современное вооружение
- Сравнение армии прошлого и армии современной
- Представление о том, кто из членов семьи старшего поколения нес службу в армии, в каких родах войск
- Традиция почитания старших, забота о них. Уважение к отцу и брату, чуткое и внимательное отношение к дедушке
|