Лексические темы для НОД
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бажина Елена Викторовна

Примерные темы для НОД (для всех возрастов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernye_leksicheskie_temy_po_nod.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное содержание лексических тем

Лексическая тема «Осень»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Наблюдение за состоянием погоды осенью.
  • Название времени года, в которое листья желтеют.
  • Связь между одеждой и погодой.

2 младшая

  • Признаки осени: пасмурно, дождливо.
  • Сезонные изменения в природе:

- листья желтеют, краснеют, падают на землю;

- птицы собираются в стаи и улетают;

- в садах и огородах люди собирают овощи и фрукты.

средняя

  • Характерные явления в природе:

- в начале осени ещё тепло, потом становится холодно,  

  идут частые дожди;

- изменяется окраска листьев, они осыпаются;

- деревья и кусты стоят голые, исчезают насекомые (бабочки, жуки);

- меньше становится птиц;

- птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

  • Отличие осени от других времён года.

старшая

  • Времена года, их чередование.
  • Периоды осени:

-  ранняя осень (листопад, тепло, много цветов, кругом красиво). Это   золотая осень);

-  поздняя осень (деревья голые, цветы завяли, холодно, заморозки, почти все птицы улетели, животные готовятся к зиме).

  • Сравнение периодов осени.
  • Народные приметы осенней погоды.
  • Современные обычаи и традиции, связанные с осенней порой (праздник урожая, осенние ярмарки и др.).
  • Сельскохозяйственный труд осенью.

подготовительная

  • Взаимосвязь времён года.
  • Знание осенних месяцев.

      Сравнение осенних месяцев. История осенних месяцев, как назывались они Древней Руси, какие обычаи и традиции были связаны с ними. Осень в разных регионах

      России: в тундре вся вода уже  скована льдом, в воздухе

      летают белые мухи, в тайге – осень, как у нас, в  пустыне – праздник,  как  весной,  расцветает жизнь. Спала невыносимая  жара,  пролились дожди.

      Воздух чист и прозрачен.

Лексическая тема « 9  Мая»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • -----------------------------------------------------------------------

2 младшая

  • -------------------------------------------------------------------------

средняя

  • -------------------------------------------------------------------------

старшая

  • Героические защитники страны в годы Великой Отечественной войны.
  • Героизм воинов края в Великой Отечественной войне.
  • Желание подражать воинам в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них.
  • Празднование Дня Победы.

подготовительная

  • Героизм народа

- подвиги солдат на фронте

-жизнь людей в тылу

- подвиги детей во время войны

  • Сила духа россиян, верность Родине, презрение к измене и предательству.
  • Неразрывность судьбы человека с судьбой Отчизны: человек в ответе за все, что происходит на родной земле.
  • Память бойцов, отдавших жизнь за свободу Родины, за мир на земле.
  • Эстафета великой ответственности за дело мира.

Лексическая тема «Игрушки»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Игрушки :

- для чего нужны

- из каких частей состоят

- как с ними можно играть

  • Воспитание бережного отношения к игрушкам.

2 младшая

  • Игрушки:

- названия;

- для каких игр нужны;

- что общего между разными игрушками и чем они отличаются;

- из какого материала сделаны.

  • Описание конкретной игрушки.
  • Правило «Каждой вещи – свое место».

средняя

  • Умение сравнивать игрушки:

- чем отличаются и чем похожи;

- почему нравятся;

- не нравятся.

  • Народные игрушки.
  • Правила хранения игрушек и уход за ними.

старшая

  • Классификация игрушек по назначению (спортивные, технические, декоративные и т. д.) и их название.
  • Описание по схеме.
  • Знакомство с произведениями народных мастеров.
  • История игрушки.
  • Представление о том, как игрушки попадают к детям ( игрушки продаются в магазине за определенную цену ).
  • Бережное отношение к игрушкам.

подготовительная

  • Классификация игрушек по разным признакам ( материал, функции, половозрастное назначение ) и их названия.
  • Игрушки в прошлом и настоящем.
  • Игрушки разных стран и народов.
  • Производство игрушек.
  • Труд мастера – художника по созданию игрушки.

Лексическая тема «Мебель»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Представление о мебели.:

\- название и назначение мебели;

- части предметов мебели.

2 младшая

  • Представление о мебели:

- название мебели;

- использование в быту;

- из какого материала она сделана.

  • Описание внешнего вида.

средняя

  • Обобщение слова «мебель».
  • Сравнение мебели ( различие и сходство) по разным признакам.
  • Классификация домашней мебели: «кухня», «прихожая», «жилая комната», «спальня».

старшая

  • Классификация мебели по материалу.
  • Подбор мебели согласно назначению помещения ( домашняя, дачная, офисная).
  • Классификация мебели по назначению (бытовая, для отдыха, для работы).
  • Классификация по возрастной принадлежности (для взрослых и для детей).
  • Труд мастеров по изготовлению мебели.
  • Предметы русской мебели в старину.

подготовительная

  • История мебели.
  • Сравнение мебели прошлого и настоящего.
  • Картины, посуда и мебель прошлого, хранящиеся в музеях.
  • Современный дизайн помещения ( оборудование офисов, жилых помещений, дачных коттеджей).
  • Мебель будущего.

Лексическая тема «Посуда»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Посуда:

- название;

- назначение;

- предметы сервиза и столовые приборы.

2 младшая

  • Обобщение слова «посуда».
  • Чайная и кухонная посуда.
  • Описание посуды (вид, назначение, материал).
  • Правильное пользование столовыми приборами ( ложкой, вилкой, ножом).

средняя

  • Классификация посуды по назначению:

- чайная;

- столовая;

- кухонная;

- специальная (сервизы для кофе, наборы для салата, сухих продуктов, ягод);

- походная (для туризма).

  • Сравнение посуды разного назначения (различие и сходство).
  • Правила сервировки стола, культура общения за столом.

старшая

  • Классификация посуды по материалу (фарфор, дерево, стекло, пластмасса, металл, керамика и т. д.).
  • Зависимость формы и материала от назначения.
  • Связь формы и способа украшения посуды с ее назначением (праздничная и повседневная).
  • Изготовление посуды.
  • Роспись посуды «Гжель».
  • Правила этикета за общим столом.

подготовительная

  • Сравнение старинной посуды с современной.
  • Взаимосвязь сервировки стола с обычаями разных народов.
  • Правила столового этикета в старой России и в наши дни.
  • Современная сервировка стола.
  • Посуда как предмет, имеющий практическую и эстетическую ценность.
  • Особенности изготовления посуды в соответствии с материалом ( глина, керамика, стекло, дерево).

Лексическая тема «Одежда»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Одежда:

- название одежды;

- ее детали (рукав, ворот, спинка и т. д.).

  • Порядок одевания и раздевания.
  • Опрятность и аккуратностью.

2 младшая

  • Обобщение слова «одежда».
  • Описание одежды (вид, назначение, материал, цвет и т. д.).
  • Одежда по сезонам.
  • Что значит непорядок в одежде и как его устранить.

средняя

  • Сравнение одежды по разным признакам (различие и сходство).
  • Классификация одежды по сезонам (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).
  • Детали одежды (манжета, кокетка, бант, оборки и пр.).
  • Уход за своей одеждой, бережное отношение к ней.

старшая

  • Выбор одежды в связи с условиями ее использования ( сезон, место и время применения).
  • Труд мастеров по пошиву одежды.
  • Народная одежда области проживания.
  • Понятие «культура одежды» - умение одеться в соответствии со случаем; чувство меры в одежде.

подготовительная

  • История одежды
  • Сравнение старинной и современной одежды.
  • Понятие «мода».
  • Гармония в одежде.
  • Одежда людей разных стран ( в зависимости от климата, национальности).
  • Швейное производство одежды ( в домашних условиях, в ателье, на фабрике).
  • Понятие «фирменная одежда».

Лексическая тема «Транспорт»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Название транспортных средств (машина, автобус).
  • Их назначение.
  • Из каких частей состоят (кабина, колеса, руль).

2 младшая

  • Разные виды транспорта по назначению ( грузовой и пассажирский).
  • Описание транспортных средств ( внешний вид, из каких частей состоит, их назначение и др.).
  • Сравнение реальных машин с игрушечными ( чем похожи, отличаются).

средняя

старшая

  • Классификация транспорта по среде передвижения ( наземный, водный, воздушный).
  • Сравнение по этому признаку ( чем отличается, что общего).
  • Роль транспорта в жизни человека.
  • Классификация транспорта по разным признакам ( среда передвижения, назначения и др.).
  • Зависимость строения транспорта от назначения и среды передвижения.
  • Транспорт, облегчающий тяжелый труд:

- название таких машин;

- особенности их строения.

  • Работа общественного транспорта.
  • Профессии людей, управляющих транспортом.
  • Правила поведения в общественном транспорте.

подготовительная

  • Классификация транспорта по задачам и условиям перевозок ( скорости, экономичности, сохранности грузов, удобству для пассажиров).
  • Транспорт в прошлом, его особенности.
  • В разных природных условиях – разный транспорт:

- на севере – сани, нарты, вездеходы, снегоходы;

- на юге – обычные машины;

- в горах – лошади, подвесная дорога (фуникулер).

  • Разнообразие марок современных машин.
  • Культура поведения в общественном транспорте.

Лексическая тема «Дом»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Понятие «дом».
  • Для чего он нужен.
  • Составные части дома ( стены, крыши, окно, дверь) и их назначение.

2 младшая

  • Классификация по внешнему виду: сельские ( низкие) и городские высотные (многоэтажные).
  • Классификация по строительному материалу ( деревянные, кирпичные, панельные)
  • Описание внешнего вида домов.

средняя

  • Классификация зданий по назначению ( детские сады, школы, больницы, магазины, театры и т. д.) по их строительному материалу. сравнение зданий ( различие и сходство).
  • Представление о распространенных формах архитектурных сооружений ( многоэтажные, особняки, коттеджи, дворцы культуры и спорта).
  • Соответствие архитектурных особенностей здания его функциональному назначению.

старшая

  • Архитектура родного города.
  • Труд архитекторов, донесших до нас свое понимание красоты.
  • Памятники архитектуры – эстафета народной культуры, которую поколения передают друг другу..
  • Сохранение архитектуры родного города.
  • Современное строительство:

- труд строителей;

- роль техники на разных этапах строительства.

подготовительная

  • Сравнение архитектуры прошлого и настоящего.
  • История создания жилища.
  • Обобщение понятия «жилище».
  • Взаимосвязь жилья с народными традициями и природными условиями: деревянные избы в России, глинобитные хаты на Украине, каменные сакли в горах, войлочные юрты в степях.
  • Архитектурные ансамбли городов Прибалтики, Закавказье, Средней Азии и др.
  • Своеобразие архитектуры разных стран и регионов.
  • Архитектура современного города.
  • Понимание практической и эстетической ценности архитектуры.

Лексическая тема «Зима»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Название времени года, в которое выпадает снег.
  • Характеристика снега:

- на снегу хорошо видны следы;

- он скрипит;

- он холодный.

  • Связь между холодной погодой и тёплой одеждой.

2 младшая

  • Признаки зимы (стало холодно, вода замёрзла, превратилась в лёд, идёт снег).
  • Жизнь растений зимой (деревья без листьев).
  • Жизнь людей зимой (они надевают тёплую одежду и обувь).
  • Зимние развлечения (дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков).

средняя

  • Характерные явления в природе (стало холодно, идёт

      снег, вода замёрзла, реки сковало льдом).

  • Свойства льда (по нему можно ходить, он прозрачный,

      от тепла тает).

  • Свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, липкий).
  • Связь тёплой одежды с холодной погодой.
  • Отличие зимы от других времён года.

старшая

  • Периоды зимы.
  • Характерные особенности начала и конца сезона:

- в начале зимы заканчивается листопад; на крышах домов, в полях лежит снег, но он ещё не глубокий; морозы небольшие; реки, озёра и пруды замёрзли;

- в конце зимы ярко светит солнце; становится теплее; снег на крышах домов на солнечной стороне тает. Капель. Вода, стекая с крыши, при похолодании замерзает, образуются сосульки.

  • Сравнение периодов зимы   (различия  и сходство).
  • Народные приметы погоды.
  • Современные обычаи и традиции, связанные с зимой.
  • Сельскохозяйственный  труд  зимой.

подготовительная

  • Взаимосвязь времён года. Названия и особенности зимних месяцев.
  • Сравнение зимних месяцев.
  • История зимних месяцев. Как назывались они в Древней

Руси, какие обычаи и традиции были связаны с ними.

  • Зимние события в разных природных  зонах:

- на севере и в тундре  (самая долгая полярная ночь, солнце не покажется до весны);

- в тайге (глубокие снега, где проходят только охотники на лыжах);

- на юге, в степи (зима не долгая и не сердитая, не все даже реки замерзают).

Лексическая тема «Овощи и фрукты»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Названия овощей.
  • Характеристики овощей (какого цвета, какие на вкус, какие на ощупь).
  • Особенности овощей (где растут, для чего нужны)

2 младшая

  • Понятия  «овощи» и «Фрукты».
  • Их названия и описание внешнего вида.
  • Места произрастания, способы приготовления.

средняя

  • Сравнение овощей и фруктов  по внешнему виду, вкусу, использованию, внутреннему строению.
  • Экзотические фрукты.

старшая

  • Растения полей, лесов, садов и огородов.
  • Их сравнение, части, из которых они состоят.
  • Способ выращивания, как цветут, где используются плоды.
  • Условия, необходимые для роста.
  • Практическая ценность природы, созданной людьми: сельскохозяйственные угодья (поля, сады, огороды).
  • Взаимоотношения человека с природой (выращивание урожая фруктов, овощей, ягод и т.д.).

подготовительная

  • Стадии роста и развития растений (посадка, произрастание, созревание).

Лексическая тема «Весна»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Название времени года, в которое тает снег.
  • Связь весенней погоды с одеждой (становится теплее, поэтому дети сменили шубки и тёплые ботинки на лёгкую одежду и обувь).

2 младшая

  • Признаки весны (солнце ярко светит, греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы).
  • Связь весенней погоды с одеждой (люди сменяют тёплую зимнюю одежду на более лёгкую).

средняя

  •  Характерные явления в природе (пригревает солнце,       становится тепло, снег тает, бегут ручьи, появляется трава, первые цветы, распускаются листья на деревьях, оживляются птицы, появляются бабочки, жуки).
  • Весенние сельскохозяйственные работы (люди засаживают огород).
  • Отличие весны от других времён года.

старшая

  • Периоды весны, их характерные особенности:

-начало весны  (дни становятся длиннее, а ночи короче. От тепла снег и лёд тают, начинается ледоход. На солнечных пригорках снег тает быстрее, чем в тени. Небо яркое и голубое. Иногда набегают тучки, из которых идёт тёплый весенний дождь);

  • Конец весны  (снег уже стаял, появилась трава, цветут сады. Все деревья оделись листвою. Распускаются первые весенние цветы: сон-трава (прострел), ветреницы,  в лесу и степи, первоцветы в лесу, тюльпаны и нарциссы в саду. Зацветают фруктовые деревья: вишня, яблони, груши. Цветут черёмуха и сирень.
  • Весенние сельскохозяйственные работы ( в парках, садах, огородах люди  вскапывают землю, сеют в клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей).
  • Сравнение двух периодов весны, различие и сходство.
  • Народные приметы погоды.
  • Современные обычаи, традиции, связанные с весной.

подготовительная

  • Взаимосвязь времён года.
  • Весенние месяцы, основные их признаки.
  • Сравнение весенних месяцев.
  • История весенних месяцев, их названия в Древней Руси, обычаи и традиции, связанные с ними.
  • Весенние события:

- на севере (в первый раз показывается солнце. Вода и земля покрыты глубоким снегом и толстым льдом);

- на юге (в пустыне идут дожди, большой жары ещё нет, всюду пробивается зелёная трава).

Лексическая тема «Птицы»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Домашние птицы, их название (курица, петух, гусь, утка).
  • Голоса домашних птиц.
  • Их части тела.

2 младшая

  • Обобщающее слово «птицы».
  • Внешний облик птиц (два крыла, две ноги, перьевой покров, для чего они нужны).
  • Различение диких птиц по внешнему виду (воробей, ворона, сорока, голубь).
  • Среда обитания.

средняя

  • Классификация птиц по среде обитания (домашние и дикие).
  • Сравнение по внешнему строению (по величине, окраске перьев), по издаваемым звукам (крику).
  • Отличительные признаки и признаки сходства.
  • Образ жизни, особенности поведения в природе по сезонам (с наступлением холодов (осенью) птиц становится меньше, они улетают в теплые края, а с наступлением тепла (весной) возвращаются обратно).
  • Зависимость птиц  от условий окружающей среды (снегирь, синица, грач, ласточка, скворец, жаворонок, кукушка).

старшая

  • Классификация птиц по образу жизни:

– перелетные (грач, скворец, ласточка, жаворонок, стриж, трясогузка, дикая утка, гусь, журавль);

– зимующие (синица, снегирь, щегол, дятел, ворона).

  • Зависимость птиц от сезонных условий (холодно, растения гибнут – исчезают насекомые – птицам нет корма). причина отлета  птиц состоит в отсутствии корма.
  • Приспособленность птиц к условиям среды обитания: водной, наземно-воздушной.
  • Зависимость строения и функций организма от среды обитания.
  • Значение приспособленности (удовлетворение жизненных потребностей, сохранение жизни).
  • Сравнение диких птиц с домашними по разным признакам (внешний вид, среда обитания, по оседлости, по способу питания).
  • Забота человека о птицах. Правила поведения в природе.

подготовительная

  • Классификация птиц по разным признакам:

– по среде обитания (лес – дятел,  клест, снегирь, кукушка; водоем – цапля, утка, гусь, лебедь; открытые пространства – аист, журавль, жаворонок и др.);

– по оседлости (перелетные и зимующие);

– по способу питания (насекомоядные, хищные, всеядные).

  • Размножение птиц (птицы появляются из яиц).
  • Зависимость их роста от условий среды (воздух, пища, тепло и др.).
  • Взаимосвязи между растениями, насекомыми, птицами и явлениями неживой природы (в сообществе эти группы неразделимы и живут вместе. Исчезновение одной группы ведет к изменению поведения другой, гибель одной группы может привести к гибели другой).
  • Взаимосвязь птиц и человека в природе: практическая и эстетическая ценность птиц в жизни человека (уничтожение вредителей, использование перьевого покрова, наслаждение внешним видом и пением).
  • Охрана птиц. Красная книга.

Лексическая тема «Домашние животные»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Название домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова) и их детеныши.
  • Части тела животных (голова, хворост, ноги).

2 младшая

  • Отличительные особенности внешнего вида (покров, цвет, у козы и коровы – рога).
  • Некоторые особенности жизненных проявлений: чем питаются, как передвигаются, какие издают звуки (свинья хрюкает, лошадь ржет, корова мычит и т.д.).
  • Сравнение живого и игрушечного животного.

средняя

  • Обобщающее слово «Домашние животные». Классификация животных по среде обитания (домашние и дикие).
  • Сравнение животных (чем отличаются, что общего по внешнему виду, особенностям поведения).
  • Связь жизни домашних животных с жизнью человека.
  • Забота человека о домашних животных.

старшая

  • Классификация животных по всем признакам (внешний вид, среда обитания, способ передвижения, приносимая польза).
  • Практическая ценность домашних животных.
  • Забота человека о домашних животных (строит теплые  помещения, заготавливает корма впрок).
  • Труд животновода, доярки, птичницы, пастуха, ветеринарного врача.
  • Сравнение домашних животных и диких.
  • Домашние животные разных стран (осел, верблюд, слон, олень и др.).

подготовительная

  • Связь между изменениями животных в процессе роста и изменения их поведения (внешнее строение и поведение взрослого животного и детеныша).
  • Зависимость роста животных от ухода за ними.
  • Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в дикой природе (они целиком зависят от человека, который создает им необходимые условия).
  • Зависимость условий среды от потребностей животных (если условия нарушаются, животные могут погибнуть).
  • История появления домашних животных.

Лексическая тема «Дикие животные»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Название диких животных (заяц, лиса, медведь и др.).
  • Места обитания.
  • Части тела.

2 младшая

  • Внешний вид животных (заяц, лиса, медведь и др.), их отличительные признаки.
  • Места обитания, еда, образ жизни в разное время года.

средняя

  • Обобщающее слово «Звери».
  • Классификация по среде обитания (дикие и домашние).
  • Дикие животные (например: белка, еж), особенности их поведения в разные сезоны (чем отличаются, что общего).
  • Зависимость внешнего вида животных и образа жизни от сезона. Приспособление к разным условиям (питание, защита от врагов, неблагоприятная погода – холод, жара).

старшая

  • Дикие животные в природе (волк, рысь, олень и др.).
  • Классификация по внешнему виду, способу передвижения по среде обитания: в лесу – лесные звери (медведи, белки, зайцы, лисы, волки и др.); в жарких странах (Африке) – слоны, тигры, львы, жирафы, зебры; в пустыне – антилопы, верблюды; на севере – олени, белые медведи, тюлени, моржи.
  • Связь животных с условиями среды, зависимость их образа жизни от сезонных изменений, приспосабливаемость к окружающему (запасы кормов на зиму, линька, зимняя спячка и др.).
  • Практическая ценность диких животных.
  • Охрана животных в нашей стране. Заповедники для сохранения редких зверей. Красная книга.

подготовительная

  • Классификация животных по способу питания (травоядные, хищные, всеядные).
  • Сравнение диких животных по разным признакам.
  • Животные разных стран (Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии).
  • Лес как экосистема, где все взаимосвязано (нарушение одной группы может привести к гибели других организмов).
  • Труд ученых-зоологов, лесничих, егерей, специальных пожарных. Юные экологи. Практическая деятельность по охране природы.

Лексическая тема «Наши любимцы»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Растения и животные уголка природы.
  • Части растений (стебель, лист, цветок).
  • Названия животных, способы их передвижения, питания: рыбки в аквариуме плавают, в клетке птичка – летает, клюет корм, пьет воду.

2 младшая

  • Название двух-трех комнатных растений, описание их внешнего вида.
  • Условия их жизни (всем растениям нужна вода).
  • Животные из уголка природы, их отличительные признаки, особенности поведения.
  • Классификация птиц (по размеру. Окраске перьев, крику).
  • Строение рыб (голова, туловище, хвост, рот, глаза, плавники).
  • Уход за животными (кормление их с помощью воспитателя).
  • Сопоставление игрушки с обитателями живого уголка.

средняя

  • Комнатные растения, их части, функции частей растений (стебель, листья, корень, цветы)
  • Потребности растений в воде, свете, тепле, почвенном питании.
  • Сравнение растений (по потребностям в условиях)
  • Забота о растениях (создание для них необходимых условий).
  • Животные уголка природы.
  • Зависимость внешнего вида животных от среды обитания, от условий ухода за ними.
  • Уход за животными (кормление, смена воды, чистка клетки и т.д.) В чистом жилище и при хорошем кормлении они хорошо себя чувствуют, не болеют.

старшая

  • Понятие о комнатных растениях и животных как о живых организмах. Которые могут жить только, когда не повреждены их основные органы и они способны осуществлять жизненно важные функции – питание, дыхание, движение.
  • Способ существования растений, среда их обитания и условия (при уходе за растениями необходимо учитывать дифференцированные потребности в свете, тепле, влаге).
  • Животные уголка природы (среда, в которой они живут на воле, и создание условий, напоминающих естественные).
  • Практическая и эстетическая ценность обитателей уголка природы (комнатных растений, животных).

подготовительная

  • Существование комнатных растений и животных (они дышат, питаются, растут, развиваются, рождают себе подобных).
  • Способы размножения комнатных растений, рыб.
  • Потребности комнатных растений и животных:

– для растений необходимы тепло, свет, вода, питательная почва;

– для животных нужны пища, вода, тепло, место для гнезда или норки, место для отдыха.

  • Сравнение условий для роста растений и животных.
  • Зависимость роста и развития от этих условий (если условия нарушаются, животные и растения гибнут, этим все живые организмы похожи).
  • Приручение животных.

Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

2 младшая

средняя

  • Понятие о том, что такое хлеб и откуда он берется (результат труда хлеборобов):

– хлеб пекут из муки, а муку получают из зерна. которое растет в поле;

– спелое зерно везут на мельницу, там его мелют;

– из муки в пекарне пекут хлеб;

– шоферы на машинах везут его в магазины. Продавцы продают.

старшая

  • Процесс выращивания хлеба от посева зерна до появления хлеба (зерно – растение – зерно – мука – хлеб). Хлеб белый и черный.
  • Разнообразие и важность труда хлебороба.
  • Особенности труда хлеборобов (значение для всего народа, большое число специалистов, их добросовестное к нему отношение). Уважение к труженикам полей, бережное отношение к хлебу. Практическая ценность природы, созданной людьми (сельскохозяйственные поля).
  • Сбор урожая зерна. Сельскохозяйственная техника.

подготовительная

  • Подготовка почвы для посева (вспашка и боронование, высевание и выращивание озимой пшеницы и ржи).
  • Хранение выращенного зерна, его переработка на мельнице, на мукомольном комбинате, на хлебозаводе.
  • Забота хлеборобов о посевах: задержание снега на полях, подкармливание удобрениями, необходимыми для роста.

Лексическая тема «Я и моя семья»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Моя семья (мама, папа, бабушка, дедушка. Братья и сестры).
  • Эмоции близких людей (радость, огорчение, боль) и выражение сочувствия (пожалеть другого, если ему плохо или больно).

2 младшая

  • Имена членов семьи (как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата).
  • Общие семейные дела в быту, на отдыхе (мама готовит обед, стирает, папа – чистит ковер и т.д.).
  • Помощь взрослым в семейных делах.
  • Любовь к близким людям, открытое выражение чувств по отношению к ним.

средняя

  • Понятие о семье и роли каждого члена семьи:

– имена и отчества мамы и папы;

– где и кем работают мама и папа;

– обобщенное понятие «Родители»;

– чем занимаются другие члены семьи и каковы их домашние обязанности в семье;

– любовь к домашним, доброжелательное и заботливое отношение к ним.

старшая

  • Родословная семьи (кем приходятся ребенку прабабушка, прадед, тети, дяди, двоюродный брат, родной и т.д.).
  • Семейные традиции (проведение праздников, отдыха, занятия любимыми делами и др.).
  • История появления семьи (всегда ли люди жили семьями).
  • Семейный бюджет.
  • Этикет в кругу семьи.

Лексическая тема «Мой родной город»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

2 младшая

  • Знание названия города, своей улицы и улицы, на которой находится детский сад.

средняя

  • Знание домашнего адреса.
  • Умение найти дорогу от дома до детского сада.
  • Умение ориентироваться в ближайших улицах.
  • Представление о том, что находится на ближайших улицах (школа, поликлиника, почта, аптека, магазин, булочная, парикмахерская). Все это построено для удобства людей.
  • Природа родного города (реки, озера, леса и т.д.).
  • Значение природного окружения для города и людей.
  • Примечательные особенности города в сравнении с селом:

– в городе много улиц;

– большие многоэтажные дома;

– разнообразный транспорт.

старшая

  • Истрия названия города, его прошлое.
  • Особенности географического расположения города.
  • Историческое название городских районов.
  • Особенности и достопримечательности родного города (главные площади, улицы, памятники архитектуры, памятники известным людям, монумент в честь погибших воинов и исторических событий).
  • Известные люди, родившиеся, жившие или живущие в городе.
  • Чем славится родной город (заводы, промыслы, научные и культурные центры).
  • Любовь к родным местам, гордость за свой город.

подготовительная

  • Слово, обозначающее отношение человека к городу, в котором он живет (москвич, нижегородец, саратовец, абаканец и т.д.).
  • У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
  • Представление о символе города, гербе и его происхождении.
  • Современный культурный уровень города:

– парки культуры и города;

– кинотеатры и театры;

– библиотеки;

–  институты и т.д.

  • Историческое прошлое родного города.
  • Родной город – это частица России.

Лексическая тема « Хорошо у нас в саду »

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Название детского сада
  • Ориентировка в группе, на веранде, на участке.

2 младшая

  • Взаимоотношения со взрослыми и детьми (чувства симпатии, дружелюбия)

средняя

  • Ориентировка в здании (где находится музыкальный зал, пищеблок, медицинский кабинет и тд)
  • Правила поведения.

старшая

  • Умение хорошо ориентироваться  в здании детского сада, представление о том, где и какие службы находятся
  • Адрес детского сада

подготовительная

  • История детского сада (настоящее и прошлое)
  • Культура общения с друзьями (выполнение правил речевого этикета)

Лексическая тема «Я-человек»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Элементарные сведения о себе
  • Имя, фамилия
  • Какие бывают части тела
  • Для чего они нужны

2 младшая

  • Элементарные знания о себе
  • Какого роста (высокий, низкий)
  • Какого телосложения (худой, толстый)
  • Для чего нужен рот, глаза, уши, голова и др., как их беречь и для чего.

средняя

  • Осознание своей половой принадлежности
  • Мальчик, девочка
  • Отличительные особенности мальчика, девочки
  • Осознания себя в процессе взросления (ребенок взрослый человек). Умения сравнивать и находить сходство и различия
  • Отличительные особенности людей (разный цвет глаз, волос, кожи, разное телосложение и др.)

старшая

  • Элементарные знания об анатомии человека и условий его жизни (питание, одежда, жилище)
  • Правила ухода за самим собой (культурно-гигиенические навыки). Уроки Мойдодыра

подготовительная

  • Сведения о себе (имя, отчество, дата рождения).
  • История происхождения  имени (как возникли русские имена, что обозначает имя каждого  ребенка)
  • Как беречь свое здоровье

Лексическая тема «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Возрастная группа

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

  • Труд взрослых (няня, врач, дворник)
  • Название и суть профессии
  • Трудовые действия, их последовательность, орудия труда, результат труда
  • Чем интересен труд взрослых

2 младшая

  • Труд взрослых в детском саду(повар, шофер, медицинская сестра)
  • Трудовой процесс (цель, материалы и орудия труда,)
  • Значимость труда
  • Оказание посильной помощи взрослым в работе.

средняя

  • Труд прачки, продавца, почтальона
  • Трудовой процесс (цель, материалы и орудия труда,)
  • Значимость труда
  • Машины,

старшая

  • Виды труда взрослых
  • Работники ателье (швея, закройщик)
  • Строители (каменщик, маляр, плотник)
  • Библиотекарь
  • Систематизация знания о профессиях, взаимосвязь всех компонентов трудового процесса
  • Что такое профессия
  • Место работы
  • Трудовые действия и их последовательность (то, что люди делают на работе)
  • Какие орудия и материалы необходимы для работы
  • Каковы результаты труда и их знание (польза)
  • Общественная значимость труда взрослых
  • Качества трудящегося человека (добросовестность, ответственность)
  • Машины, их роль в труде людей

подготовительная

  • Систематизация и обобщение конкретных представлений о труде взрослых на основе обобщенной схеме  (взаимосвязь труда всех работников этого  учреждения)
  • Труд в промышленности
  • Предприятие, находящиеся в ближайшем окружении
  • Представление о двух-трех рабочих процессах от начала до конца (как строится дом, делают машины)
  • Понятие «умные» машины
  •  представление о том, как компьютеры калькуляторы  облегчают труд людей
  • Отношение людей к технике и инструментов, способы ухода за ними
  • Творческий труд людей (художники, музыканты, композиторы, поэты )
  • Работа в школе, профессия учителя.
  • Преобразующая роль труда

Лексическая тема «Новый год»

Возрастная группа

Тема  НОД

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

«Дед Мороз»

  • Представление о том, что в Новый год в дом приносят елку, украшают ее игрушками, а дети дарят подарки

2 младшая

«Елочка колючая иголочка»

  • Представление о том, что в Новый год встречают зимой, когда бывает снег.
  • Елка – главное украшение этого праздника.
  • В новый год приходит добрый Дед Мороз и дарит подарки

средняя

«Семейный хоровод»

  • Новый год – это семейный праздник, который дети и взрослые празднуют вместе. Новогодние ели украшают для детей и дама, и в  детском саду, и в школе.
  • К этому празднику готовятся заранее: разучивают стихи, песни, готовят украшения и поздравительные открытки
  • Главные гости в Новом год – Дед Мороз и Снегурочка

старшая

«Что такое Новый год»

  • История календаря в России
  • Откуда пришел обычай отмечать Новый год, наряжать елку
  • Понятие «карнавал», «карнавальные костюмы, маски»
  • Праздничный этикет

подготовительная

«Откуда пришел Новый год»

  • Новый год - самый древний праздник
  • История празднования Нового года в России
  • Как встречают Н.г. в разных странах
  • Кто такой Дед Мороз
  • Разновидность календарей
  • Гороскоп - астрологический календарь
  • Восточный – календарь животных

Лексическая тема «Зимние забавы и развлечения»

Возрастная группа

Тема  НОД

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

«Белый снег пушистый»

  • Представление о зимних играх: катаются на санках, играют со снегом.

2 младшая

«Веселый снеговик»

  • Зимние игры
  • Представление о зимних  забавах  (катание на лыжах, коньках, снегокатах, санках – ледянках, лепка снеговиков )

средняя

«Веселые забавы»

  • Игры и забавы в зимнее время
  • Сравнение игр в зимнее в разные времена года: чем отличаются, чем похоже.
  • Зимние сказки

старшая

«Зимний Олимпиец»

  • Зимние виды спорта
  • Понятие «зимние Олимпийские игры».
  • Самостоятельное составление игр и правил к ним

подготовительная

«Зимний городок»

  • Зимние игры и развлечения Древней Руси
  • Сравнение забав в прошлом и настоящем.
  • Народные приметы, пословицы, поговорки, загадки, зимние сказки

Лексическая тема «Мама – самый близкий и родной человек»

Возрастная группа

Тема  НОД

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

1 младшая

«Моя мама»

  • Формирование образа доброго, отзывчивой и заботливой матери

2 младшая

«Бабушки»

  • Бабушки – мам мамы и папы.
  • Мама и бабушка – самые близкие и родные люди, которые нужно помогать

средняя

«Женские профессии»

  • Привязанность и любовь к самому родному человеку.
  • Мама трудится на работе и дома, она устает, и ей надо помогать
  • Мамы разные нужны, мамы всякие важны

старшая

«Заботливая мама»

  • Общие качества, свойственные всем матерям (нежность, любовь к детям, терпение)
  • Представление о матери как хранительнице семьи, семейного очага

подготовительная

«При солнце тепло, а при маме добро»

  • Роль матери в родственных отношениях (мама может быть женой, бабушкой сестрой)
  • Действенная любовь к маме
  • Высокая культура человека проявляется в уважительном и внимательном отношении к матери, бабушке, сестре, женщине вообще

Лексическая тема «улица нашего города (ПДД)»

Возрастная группа

Тема  НОД

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

2 младшая

«топ, топ, топает малыш»

  • Понятие «дорога», «тротуар»
  • Элементарные правила дорожного движения
  • Работа светофора
  • Правила поведения на улице

средняя

«Незнайка на дороге»

  • Правила дорожного  движения
  • Назначение желтого сигнала светофора
  • Понятие «проезжая часть», «одностороннее и двухстронее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход»
  • Правила поведения пешеходов
  • Ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара
  • Переходить дорогу только по переходу при зеленом сигнале светофор

старшая

«Говорящие знаки»

  • Понятие «перекресток» и особенности движения на перекрестке
  • Дорожные знаки («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»)
  • Знание правил пешехода и пассажиров
  • Пешеходом разрешается ходить только по тротуару
  • Идти следует только по правой стороне тротуара
  • Пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются линии или указатели перехода
  • При двустороннем движении смотрят вначале налево, а потом дойдя до середины, - направо
  • Пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке
  • Пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки
  • В транспорте каждый должен  вести себя  спокойно, чтоб не мешать остальным пассажирам

подготовительная

«инспектор ГАИ»

  • Представление о работе сотрудников ГАИ
  • Значение жестов регулировщика
  • Запрещающие знаки («Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Автомобильное движение запрещено», «Проезд без  остановке  запрещен»)
  • Предупреждающие знаки («Железнодорожный переезд», «Пересечение с главной дорогой», «Регулируемое пересечение», «Опасный поворот», «Дети», «Ремонт дороги»»двустороннее движение»)
  • Указательные  знаки («Главная дорога», «Населенный пункт», «Пункт технического обслуживания», «Гостиница»,)
  • Знание правил пешеходов и пассажиров
  • Переходить улицу на  перекрестках без  указателей следует в границах полосы,  соединяющей конец одного тротуара с началом  другого
  • В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими
  • Прежде, чем переходить дорогу, пешеход должен  убедиться в полной безопасности
  • Пересекать путь приближающемуся транспорту запрещается
  • Там, где движение регулируется, переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора,  светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика
  • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на  посадочных  площадках, где их нет – на  тротуаре или обочине дороги
  • Культура поведения на улице

Лексическая тема «День защитники Отечества»

Возрастная группа

Тема  НОД

Основное содержание НОД и совместной  с детьми деятельности

средняя

«Наши защитники»

  • Состав Российской армии: в армии есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики.
  • Служба воинов на границе.
  • Воины – наши защитники

старшая

«Российская армия»

  • Служба солдат, пограничников, работа полиции
  • Российская армия на страже мира
  • Особенности службы в мирное время
  • История сведения (как армия защищала страну от врагов в прошлом)
  • Традиция поздравлять в этот день с праздником мужчин, не зависимо от их возраста

подготовительная

«История Российской армии»

  • Сведения по истории защиты Отечества
  • Разные рода войск
  • Военно-воздушные
  • Военно-морские
  • Сухопутные
  • Современное вооружение
  • Сравнение армии прошлого и армии современной
  • Представление о том, кто из членов семьи старшего поколения нес службу в армии, в каких родах войск
  • Традиция почитания старших, забота о них. Уважение к отцу и брату, чуткое и внимательное отношение к дедушке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"

Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...