Игры детей с предметами-орудиями
консультация по теме

Соколова Лариса Валерьевна

В раннем возрасте деятельность с предметами постепенно усложняется. На первом году жизни и в начале второго ребенок преимущественно манипулирует с предметами: перекладывает из рук в руки, ощупывает, рассматривает, поглаживает. Наряду с этими действиями появляются новые: бросание, перемещение. Все эти действия проявляются в деятельности ребенка, которой руководит взрослый. В результате действия ребенка на втором году жизни отличаются от простых манипуляций с предметами, приобретая особенности, соответствующие свойствам предметов, с которыми он действует. Так, например, колясочку дети катают, а не стучат ею, как раньше; куклу сажают за стол или кладут в кровать, а не бросают; кубики и кирпичики не разбрасывают, а пытаются сложить из них дорожку, заборчик, автомобиль и т.п.

Одновременно на первом, но в большей степени на втором году жизни в деятельности детей можно наблюдать и попытки одним предметом воздействовать на другой, с тем чтобы вызвать перемещение, звучание этого второго предмета. К такому виду деятельности относятся использование так называемых предметов-орудий: палочки, сачка, ложки, молоточка и т.п., а также такие действия, как поение кукол из чашки, катание их в коляске и т.п.

При манипулировании, специфических предметных действиях и действиях с любыми вспомогательными предметами и предметами-орудиями ребенок не только совершенствует свою ручную умелость, но и решает разнообразные практические задачи.

Решение каждой практической задачи дает ребенку как бы два результата: практический (получение игрушки, лежащей на другом краю стола, пестрой рыбки, выловленной из надувного бассейна сачком) и познавательный (ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает понимать, как нужно действовать с тем или иным предметом).

На втором году жизни речь ребенка еще недостаточно развита и его опыт, полученный при решении практических задач, закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребенку: он обобщает в способе действия свой опыт и научается использовать его в различных условиях. Так, например, если ребенок умеет придвинуть палочкой к себе игрушку на занятии, то и в самостоятельной игре он будет действовать подобным образом: закатившуюся под шкаф игрушку он достанет с помощью другой, подходящей по форме и длине игрушкой — лопаткой, клюшкой и т.д.

Игры-занятия с предметами-орудиями, рекомендованные «Программой воспитания в детском саду», направлены на формирование у детей раннего возраста элементарной культуры мышления, и прежде всего такой важнейшей особенности мышления, как обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач. Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребенка речевого мышления.

Итак, для мышления и развития деятельности детей с предметами большое значение имеет использование вспомогательных предметов-орудий. Эти вспомогательные предметы используются для выполнения тех действий, которые рукой выполнять либо трудно, либо не принято. Так, из гигиенических соображений важно научить ребенка брать еду из тарелки не рукой, а ложкой.

Для полноценного психического развития маленького ребенка нужно помочь ему овладеть уже выработанными в быту способами использования простейших предметов, применяемых при выполнении тех или иных целенаправленных действий. Вспомогательным предметом можно приблизить к себе другой предмет, изменить его форму, передвинуть, закрепить и т.д. Например, ребенок может деревянным молоточком забить втулочку, сачком выловить из таза с водой игрушечную рыбку и т.д.

Маленький ребенок под руководством воспитателя в игре овладевает простейшими способами использования вспомогательных предметов. Этим подготавливается основа для воспитания у детей умения выполнять действия с помощью простейших орудий.

Игры с применением вспомогательных предметов развивают целенаправленность действий: с помощью вспомогательного предмета надо действовать в определенном направлении, добиваясь результата. У детей вырабатывается координация движения рук, умение зрительно контролировать свои действия, формируются пространственные ориентировки. Действия с предметами-орудиями обогащают чувственный опыт ребенка, развивают его мышление; таким образом, они очень важны для умственного воспитания. Эти занятия имеют определенное нравственное значение, так как приучают ребенка самостоятельно достигать несложной цели. У него возникают приятные переживания, связанные с ощущением своей умелости, он познает радость самостоятельного достижения, а это является залогом формирования в старшем возрасте положительного отношения к учению и труду.

Усилия воспитателей должны быть направлены на то, чтобы у ребенка в результате участия в занятиях и самостоятельных играх формировалось чувственное познание свойств вспомогательных предметов-орудий. Ребенок, накопив положительный опыт использования вспомогательных предметов, уже не просто бездумно колотит палкой по столу, на котором лежат цветные колечки, наслаждаясь производимым шумом, а придвигает ею колечки к себе. В результате овладения под руководством воспитателя необходимыми целенаправленными действиями ребенок постепенно начинает практически понимать связь между действием, производимым с помощью палочки, и результатом этого действия — придвиганием к себе колечка. Как правило, он стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добивается нужного результата. Такое практическое установление связи между действием и его результатом также способствует умственному развитию ребенка. Игра с использованием предметов-орудий всегда носит характер решения той или иной целевой задачи: вынуть шарик черпачком, подтянуть с помощью палки с петлей тележку с куклой, насыпать совком песок в ведерко и т.д. Ребенок, играя, учится необходимым способам действия со вспомогательными предметами.

Использование вспомогательных предметов в играх с водой, с песком способствует познанию ребенком окружающего. Он на собственном опыте узнает различные свойства предметов. В процессе выполнения всех этих действий активизируется также и речь детей, так как они слышат произносимые воспитательницей новые слова: «достань», «придвинь», «сделай», «лови», «палочка», «совок», «сачок», «черпачок», «молоток», «таз», «банка» и др.; закрепляется знание и произнесение уже знакомых слов: «кукла», «кольцо», «тележка», «автомобиль», «шарик», «рыбка», «вода» и др. Дети начинают понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску», «Лови рыбку». Обогащение их словаря во многом зависит от воспитательницы, проводящей занятия. Язык воспитательницы, дающей словесные пояснения по ходу проведения игр-занятий, должен быть четок и прост. Показывая детям палочки, черпачки, игрушечный молоток и другие предметы, она должна называть их.

Показав способ употребления того или иного предмета, воспитательница следит, чтобы все дети научились самостоятельно пользоваться им. Если в основном дети правильно выполняют действия со вспомогательными предметами-орудиями, но делают это по-своему, не точно так, как им было показано, то поправлять их не нужно. Важно, чтобы каждый ребенок научился правильно употреблять предмет, понял бы, что палочкой или иным подходящим предметом можно достать другой, отдаленный или труднодоступный. Нужно создать условия для проявления самостоятельности ребенка, его смекалки и умелости.

Воспитательница, направляя по заранее продуманному пути деятельность ребенка, не должна его натаскивать, формировать у него механический навык. Ребенок, самостоятельно достигая результата, испытывает радость. Иногда этот желаемый результат не сразу дается малышу, и он с видимым напряжением несколько раз повторяет свои попытки. Например, он пытается достать черпачком шарик из банки с водой. Шарик все время соскальзывает, на лице ребенка сосредоточенное выражение, он внимательно следит глазами за ускользающим предметом, действия его руки становятся все более осторожными, и наконец шарик в черпачке! Ребенок поднимает черпачок и берет шарик. В воспитательном отношении это очень важный момент — ощущение своей умелости, радость достижения.

Надо иметь в виду, что чувства маленького ребенка проявляются не только в радостном смехе или плаче. Существуют и другие выражения эмоций, связанных с умственной деятельностью ребенка. Если ребенок не смеется, это еще не значит, что ему скучно. Он может внешне совершению спокойно, но с большим внутренним интересом выполнять предложенное действие. Малыш, научившись с помощью воспитательницы целенаправленно использовать тот или иной предмет, испытывает радость от достижения результата, стремится повторить успешные действия.

Деятельность со вспомогательными предметами формирует координацию движений; дети оценивают зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинают действовать с помощью предмета-орудия; движения их становятся более четкими; развивается глазомер. Игры-занятия со вспомогательными предметами способствуют умственному развитию детей раннего возраста, формируют у них ряд новых полезных навыков, воспитывают настойчивость, направленность деятельности, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение детей друг с другом и со взрослыми, обогащают чувства, подготавливают базу для воспитания трудовых навыков.

Игры-занятия с предметами-орудиями, которые даны в настоящем пособии, проводятся на протяжении всего года. Предлагаемые игры-занятия расположены в порядке их нарастающей сложности, а также с учетом того опыта, который дети приобрели, участвуя в предыдущих занятиях.

С детьми в возрасте старше 1 года 6 месяцев нужно проводить игры-занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Поехала куколка в гости», «Ловись, рыбка», «Достань шарик», игры с песком.

В играх с деревянным молотком, втулочками, деревянными винтами и отверткой дети учатся производить простейшие действия с помощью предметов-орудий, имитирующих орудия труда взрослых. Эти игры предназначены для детей старше 2 лет.

Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с необходимым показом и объяснениями должны способствовать формированию у детей умения правильно использовать необходимый вспомогательный предмет.

Большое значение могут иметь не только указания воспитателя, но и пример более умелых детей. Это обстоятельство нужно учитывать при объединении детей в группы для проведения занятий.

Предложенная в пособии последовательность проведения игр-занятий с использованием приспособлений и вспомогательных предметов-орудий является обязательной.

Однако из этого вовсе не следует, что отдельные игры, предназначенные для детей младшего возраста, нельзя проводить с более старшими, если эти занятия их радуют и они с охотой к ним возвращаются.

Проводить игры-занятия с использованием любых вспомогательных предметов-орудий можно только под наблюдением взрослых. Это необходимо, так как дети, неправильно пользуясь этими предметами, могут ушибить друг друга.

Для закрепления полученных навыков, активизации речи и для того, чтобы заинтересовать детей какими-либо новыми действиями с игрушками, рекомендуется периодически показывать им художественно выполненные подвижные игрушки: Петрушку, медведя и кузнеца, рыбака, обезьяну-акробата и другие. Демонстрация этих игрушек позабавит малышей и вместе с тем поможет воспитательнице связать воедино целый ряд впечатлений, полученных детьми. Например, на занятиях по знакомству с окружающим дети наблюдали, как столяр чинил табуретку, стол или забор. Нужно обратить внимание их на то, что столяр работает молотком, забивает гвозди. На последующих занятиях можно показать детям народную игрушку «кузнецы», напомнить им про «дядю с молотком», а потом предложить более старшим детям самим поработать игрушечным молотком и провести соответствующее занятие.

 

Игры-занятия с применением простейших вспомогательных предметов-орудий для детей старше полутора лет

Игра «Достань колечко»

Воспитательница составляет вместе четыре стола в форме квадрата, усаживает за них 6–8 детей и высыпает на середину стола цветные кольца большого размера (диаметром 5-8 см, рис. 1), обращает внимание детей на эти кольца. Дети тянутся к кольцам руками. Затем воспитательница берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко — будем палочкой доставать» — придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. После того как дети рассмотрят кольца и подержат их в руках, нужно взять у них эти кольца, давая взамен каждому по палочке, и положить вновь кольца в центр стола. «Теперь сами достаньте колечки», — говорит воспитательница. Если некоторые дети будут тянуться к кольцам рукой, им нужно напомнить, что кольца можно достать палочкой. На одном занятии можно несколько раз передвигать кольца в центр стола и предлагать доставать их палочкой.

 

Это занятие можно впоследствии повторить 2 — 3 раза, причем уже не показывая действия всем детям, а только помогая тем из них, кто затрудняется.

Показывая детям, как придвигать кольцо палочкой, воспитательница заводит конец палочки внутрь кольца. Если дети придвигают кольцо иным приемом, это не считается ошибкой и поправлять ребенка не нужно.

На повторных занятиях и на занятиях с более старшими детьми можно варьировать условия игры, заменяя крупные кольца мелкими, одноцветные — разноцветными, предлагая, например, одному ребенку достать красное кольцо, другому — зеленое, одному — большое кольцо, другому – маленькое.

В этой игре у детей формируется глазомер, т.е. умение пространственно соотнести конец палочки с удаленным предметом, умение управлять палочкой, сохраняя правильное направление конца палочки, толкающего игрушку.

Для умственного развития ребенка важно, чтобы он замечал связь между действием палочкой и полученным результатом. Успех вызывает у ребенка чувство радости.

Игра «Что в трубке лежит!»

Нескольких детей воспитательница усаживает за стол или группирует вокруг себя, затем показывает им трубку, внутри которой лежит завернутая в цветную бумагу или ткань игрушка или цветные кружочки и спрашивает: «Что в трубке лежит?» Заинтересовав детей, воспитательница берет палочку, на глазах у детей выталкивает ею из трубки сверток, разворачивает его и показывает, называя при этом игрушку, или выталкивает палочкой из трубки кружочки (рис. 2).

 

После показа воспитательница раздает детям трубки со свертками или цветными вставками внутри и палочки, затем предлагает детям самим извлечь игрушки. Необходимо, чтобы маленькие игрушки были разными, достаточно яркими, чтобы дети стремились их достать.

Занятие можно проводить, используя прозрачные, из небьющегося материала, и непрозрачные картонные, легкие трубки.

На повторном занятии воспитательница дает детям трубки и палочки без предварительного показа действий, но помогает тем из детей, кто не умеет правильно использовать палочку. Если ребенок безуспешно пытается достать игрушку из трубки пальцами, нужно сказать: «Пальчиками трудно достать — достань палочкой». На протяжении всех занятий воспитательница должна помогать затрудняющимся детям.

Игра «Поехала куколка в гости»

Воспитательница сажает 8 — 10 детей вокруг составленных вместе четырех столов. Ставит на стол тележку с куклой. На тележке имеется стержень (рис. 3). Кольцо, закрепленное на конце палочки, она накидывает на стержень и со словами: «Поехала куколка в гости» — тянет к себе тележку с куколкой за палочку. Затем предлагает проделать то же самое каждому ребенку, приговаривая: «Едет (поехала, приехала и т.д.) кукла к Саше (Пете, Маше) в гости». Можно сказать в конце занятия: «Покатаем куколок!» — и всем детям предложить катать кукол с помощью палки с кольцом.

 

Если дети не надевают кольцо палочки на стержень, а толкают коляску палочкой или стараются зацепить ее палочкой сбоку, то следует повторно показать каждому из затрудняющихся детей правильный способ действия, обращая внимание ребенка именно, на кольцо на конце палочки и на то, как нужно надевать это кольцо на стержень и подтягивать коляску с помощью палочки. Тем детям, которые не справляются с задачей, можно предложить посмотреть, как правильно действует другой ребенок. Занятие требует 1 — 2 повторений.

Игры-занятия с водой

В играх-занятиях с водой дети на собственном опыте знакомятся со свойствами воды. Воспитательница приносит в группу тазик, наливает в него на виду у детей воду, дает им потрогать воду руками. Затем воспитательница говорит, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Показывает рыбок и уточек, предлагает детям самим опустить их в воду. Затем проводит с детьми игру «Ловись, рыбка».

Игра «Ловись, рыбка»

В небольшой бассейн с водой (тазик, надувной бассейн и т.п.) воспитательница помещает целлулоидных рыбок (можно уточек), ставит детей вокруг бассейна и говорит: «Посмотрите, детки, как рыбки в воде плавают». Затем показывает им ловлю игрушек сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку». Предлагает 2 — 3 детям взять сачки и ловить: «Поймай рыбку, Коля (Миша, Аня)». Можно приговаривать: «Ловись, рыбка большая да маленькая!»

 

В этой игре дети применяют в новых условиях приобретенный ранее навык. Сачок внешне напоминает палку с кольцом на конце (рис. 4), но теперь кольцо нужно не накидывать на стержень сверху, а подводить под плавающую в воде рыбку снизу так, чтобы она попала в сачок и ее можно было бы вынуть из бассейна.

Занятие следует повторить несколько раз с некоторыми промежутками. В теплые, солнечные, летние дни дети могут самостоятельно играть с водой. Эти игры должны обязательно проходить под наблюдением воспитательницы.

После игры «Ловись, рыбка» хорошо показать детям народную деревянную игрушку «рыбак». Демонстрация этой игрушки напомнит детям их собственную «ловлю» рыбок, позабавит их, даст возможность воспитательнице поговорить с детьми, активизировать произнесение таких слов, как «рыбка», «ловись» и др.

Игра «Достань шарика

Воспитательница подзывает к себе 3 — 4 детей и показывает им высокую банку (из толстого стекла или пластмассы) с водой, налитой до половины. Воспитательница бросает в банку шарик, приговаривая: «В банке вода, шарик упал в воду, сейчас достанем шарик!» — и показывает, как надо выловить шарик, плавающий в воде, с помощью черпачка. После показа следует расставить детей вокруг невысокого стола, скамейки или усадить их на ковер; перед каждым ребенком поставить по банке с водой и предложить им самим бросить в воду шарики. После этого воспитательница еще раз показывает необходимое действие и, раздав детям черпачки, предлагает им самим вылавливать шарики из банки.

Нужно следить, чтобы дети играли спокойно, не разбрызгивая воду. Занятие можно повторить несколько раз.

Игры с песком

В теплое время года легко можно разнообразить занятия с использованием вспомогательных предметов, организовав для детей игры с песком. Часто приходится наблюдать, как дети бесцельно копаются в песке руками, роют его лопатками. Некоторые неумело пытаются заполнить песком формочки, другие с опасностью для соседей разбрасывают сухой песок вокруг себя. Все эти наблюдения свидетельствуют о том, что детей нужно научить играть с песком. Дети должны научиться целенаправленно использовать совок, формочку, ведерко, уметь копать песок совочком, насыпать совочком песок в ведерко или формочку, «печь пироги» из песка с помощью формочки и т.д. Детям нужно показать сухой и влажный песок, обратить их внимание на то, что сухой сыплется, а сырой песок остается на ладошках. Для игры песок обязательно должен быть увлажнен.

Копание песка совком

Воспитательница, сгруппировав нескольких детей около песочницы, показывает им совочек и говорит: «Будем копать песочек совком», — показывает детям соответствующее действие. Затем раздает всем по совку и предлагает копать совками песок. Дети должны под руководством воспитателя научиться насыпать сырой песок в кучки, рыть ямки, канавки, разглаживать совком неровности на песке и Т.Д.

Насыпание песка совочком в ведерко

Воспитательница, как и в предыдущей игре, группирует нескольких детей вокруг песочника, берет в руки ведерко, совочек и говорит: «Сейчас будем насыпать песочек в ведерко». Затем показывает детям, как насыпать. Раздает детям совки и предлагает им насыпать в ведерки песок. Песок из ведерок дети могут высыпать тут же, а более старшим можно предложить, насыпав в ведерко песок, отнести его на стол-песочник.

Игра с совочком и формочкой: «Будем печь пироги для куклы»

 

Воспитательница раздает детям совочки и предлагает копать песок, затем сажает рядом с собой куклу, достает формочку и говорит: «Будем печь пироги кукле!» Зачерпывает сырой песок, утрамбовывает его тыльной стороной совка, переворачивает формочку на стол, придерживая песок рукой или совком, стучит по дну совком, снимает формочку и радостно говорит: «Вот какой пирожок для куклы получился!» После показа изготовления 3 — 4 пирогов воспитательница раздает детям формочки и предлагает им самим делать пироги для куклы.

Тем детям, которые не могут сделать пирог самостоятельно, следует показать еще раз, как нужно действовать.

Игры с песком можно проводить в течение лета во время почти каждой прогулки. В этих играх могут участвовать дети и младше полутора лет. В холодное время года дети могут играть с песком и в групповой комнате за специальными столами для песка (рис. 5).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_detey_s_predmetami.docx103.51 КБ

Предварительный просмотр:

В раннем возрасте деятельность с предметами постепенно усложняется. На первом году жизни и в начале второго ребенок преимущественно манипулирует с предметами: перекладывает из рук в руки, ощупывает, рассматривает, поглаживает. Наряду с этими действиями появляются новые: бросание, перемещение. Все эти действия проявляются в деятельности ребенка, которой руководит взрослый. В результате действия ребенка на втором году жизни отличаются от простых манипуляций с предметами, приобретая особенности, соответствующие свойствам предметов, с которыми он действует. Так, например, колясочку дети катают, а не стучат ею, как раньше; куклу сажают за стол или кладут в кровать, а не бросают; кубики и кирпичики не разбрасывают, а пытаются сложить из них дорожку, заборчик, автомобиль и т.п.

Одновременно на первом, но в большей степени на втором году жизни в деятельности детей можно наблюдать и попытки одним предметом воздействовать на другой, с тем чтобы вызвать перемещение, звучание этого второго предмета. К такому виду деятельности относятся использование так называемых предметов-орудий: палочки, сачка, ложки, молоточка и т.п., а также такие действия, как поение кукол из чашки, катание их в коляске и т.п.

При манипулировании, специфических предметных действиях и действиях с любыми вспомогательными предметами и предметами-орудиями ребенок не только совершенствует свою ручную умелость, но и решает разнообразные практические задачи.

Решение каждой практической задачи дает ребенку как бы два результата: практический (получение игрушки, лежащей на другом краю стола, пестрой рыбки, выловленной из надувного бассейна сачком) и познавательный (ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает понимать, как нужно действовать с тем или иным предметом).

На втором году жизни речь ребенка еще недостаточно развита и его опыт, полученный при решении практических задач, закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребенку: он обобщает в способе действия свой опыт и научается использовать его в различных условиях. Так, например, если ребенок умеет придвинуть палочкой к себе игрушку на занятии, то и в самостоятельной игре он будет действовать подобным образом: закатившуюся под шкаф игрушку он достанет с помощью другой, подходящей по форме и длине игрушкой — лопаткой, клюшкой и т.д.

Игры-занятия с предметами-орудиями, рекомендованные «Программой воспитания в детском саду», направлены на формирование у детей раннего возраста элементарной культуры мышления, и прежде всего такой важнейшей особенности мышления, как обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач. Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребенка речевого мышления.

Итак, для мышления и развития деятельности детей с предметами большое значение имеет использование вспомогательных предметов-орудий. Эти вспомогательные предметы используются для выполнения тех действий, которые рукой выполнять либо трудно, либо не принято. Так, из гигиенических соображений важно научить ребенка брать еду из тарелки не рукой, а ложкой.

Для полноценного психического развития маленького ребенка нужно помочь ему овладеть уже выработанными в быту способами использования простейших предметов, применяемых при выполнении тех или иных целенаправленных действий. Вспомогательным предметом можно приблизить к себе другой предмет, изменить его форму, передвинуть, закрепить и т.д. Например, ребенок может деревянным молоточком забить втулочку, сачком выловить из таза с водой игрушечную рыбку и т.д.

Маленький ребенок под руководством воспитателя в игре овладевает простейшими способами использования вспомогательных предметов. Этим подготавливается основа для воспитания у детей умения выполнять действия с помощью простейших орудий.

Игры с применением вспомогательных предметов развивают целенаправленность действий: с помощью вспомогательного предмета надо действовать в определенном направлении, добиваясь результата. У детей вырабатывается координация движения рук, умение зрительно контролировать свои действия, формируются пространственные ориентировки. Действия с предметами-орудиями обогащают чувственный опыт ребенка, развивают его мышление; таким образом, они очень важны для умственного воспитания. Эти занятия имеют определенное нравственное значение, так как приучают ребенка самостоятельно достигать несложной цели. У него возникают приятные переживания, связанные с ощущением своей умелости, он познает радость самостоятельного достижения, а это является залогом формирования в старшем возрасте положительного отношения к учению и труду.

Усилия воспитателей должны быть направлены на то, чтобы у ребенка в результате участия в занятиях и самостоятельных играх формировалось чувственное познание свойств вспомогательных предметов-орудий. Ребенок, накопив положительный опыт использования вспомогательных предметов, уже не просто бездумно колотит палкой по столу, на котором лежат цветные колечки, наслаждаясь производимым шумом, а придвигает ею колечки к себе. В результате овладения под руководством воспитателя необходимыми целенаправленными действиями ребенок постепенно начинает практически понимать связь между действием, производимым с помощью палочки, и результатом этого действия — придвиганием к себе колечка. Как правило, он стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добивается нужного результата. Такое практическое установление связи между действием и его результатом также способствует умственному развитию ребенка. Игра с использованием предметов-орудий всегда носит характер решения той или иной целевой задачи: вынуть шарик черпачком, подтянуть с помощью палки с петлей тележку с куклой, насыпать совком песок в ведерко и т.д. Ребенок, играя, учится необходимым способам действия со вспомогательными предметами.

Использование вспомогательных предметов в играх с водой, с песком способствует познанию ребенком окружающего. Он на собственном опыте узнает различные свойства предметов. В процессе выполнения всех этих действий активизируется также и речь детей, так как они слышат произносимые воспитательницей новые слова: «достань», «придвинь», «сделай», «лови», «палочка», «совок», «сачок», «черпачок», «молоток», «таз», «банка» и др.; закрепляется знание и произнесение уже знакомых слов: «кукла», «кольцо», «тележка», «автомобиль», «шарик», «рыбка», «вода» и др. Дети начинают понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску», «Лови рыбку». Обогащение их словаря во многом зависит от воспитательницы, проводящей занятия. Язык воспитательницы, дающей словесные пояснения по ходу проведения игр-занятий, должен быть четок и прост. Показывая детям палочки, черпачки, игрушечный молоток и другие предметы, она должна называть их.

Показав способ употребления того или иного предмета, воспитательница следит, чтобы все дети научились самостоятельно пользоваться им. Если в основном дети правильно выполняют действия со вспомогательными предметами-орудиями, но делают это по-своему, не точно так, как им было показано, то поправлять их не нужно. Важно, чтобы каждый ребенок научился правильно употреблять предмет, понял бы, что палочкой или иным подходящим предметом можно достать другой, отдаленный или труднодоступный. Нужно создать условия для проявления самостоятельности ребенка, его смекалки и умелости.

Воспитательница, направляя по заранее продуманному пути деятельность ребенка, не должна его натаскивать, формировать у него механический навык. Ребенок, самостоятельно достигая результата, испытывает радость. Иногда этот желаемый результат не сразу дается малышу, и он с видимым напряжением несколько раз повторяет свои попытки. Например, он пытается достать черпачком шарик из банки с водой. Шарик все время соскальзывает, на лице ребенка сосредоточенное выражение, он внимательно следит глазами за ускользающим предметом, действия его руки становятся все более осторожными, и наконец шарик в черпачке! Ребенок поднимает черпачок и берет шарик. В воспитательном отношении это очень важный момент — ощущение своей умелости, радость достижения.

Надо иметь в виду, что чувства маленького ребенка проявляются не только в радостном смехе или плаче. Существуют и другие выражения эмоций, связанных с умственной деятельностью ребенка. Если ребенок не смеется, это еще не значит, что ему скучно. Он может внешне совершению спокойно, но с большим внутренним интересом выполнять предложенное действие. Малыш, научившись с помощью воспитательницы целенаправленно использовать тот или иной предмет, испытывает радость от достижения результата, стремится повторить успешные действия.

Деятельность со вспомогательными предметами формирует координацию движений; дети оценивают зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинают действовать с помощью предмета-орудия; движения их становятся более четкими; развивается глазомер. Игры-занятия со вспомогательными предметами способствуют умственному развитию детей раннего возраста, формируют у них ряд новых полезных навыков, воспитывают настойчивость, направленность деятельности, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение детей друг с другом и со взрослыми, обогащают чувства, подготавливают базу для воспитания трудовых навыков.

Игры-занятия с предметами-орудиями, которые даны в настоящем пособии, проводятся на протяжении всего года. Предлагаемые игры-занятия расположены в порядке их нарастающей сложности, а также с учетом того опыта, который дети приобрели, участвуя в предыдущих занятиях.

С детьми в возрасте старше 1 года 6 месяцев нужно проводить игры-занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Поехала куколка в гости», «Ловись, рыбка», «Достань шарик», игры с песком.

В играх с деревянным молотком, втулочками, деревянными винтами и отверткой дети учатся производить простейшие действия с помощью предметов-орудий, имитирующих орудия труда взрослых. Эти игры предназначены для детей старше 2 лет.

Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с необходимым показом и объяснениями должны способствовать формированию у детей умения правильно использовать необходимый вспомогательный предмет.

Большое значение могут иметь не только указания воспитателя, но и пример более умелых детей. Это обстоятельство нужно учитывать при объединении детей в группы для проведения занятий.

Предложенная в пособии последовательность проведения игр-занятий с использованием приспособлений и вспомогательных предметов-орудий является обязательной.

Однако из этого вовсе не следует, что отдельные игры, предназначенные для детей младшего возраста, нельзя проводить с более старшими, если эти занятия их радуют и они с охотой к ним возвращаются.

Проводить игры-занятия с использованием любых вспомогательных предметов-орудий можно только под наблюдением взрослых. Это необходимо, так как дети, неправильно пользуясь этими предметами, могут ушибить друг друга.

Для закрепления полученных навыков, активизации речи и для того, чтобы заинтересовать детей какими-либо новыми действиями с игрушками, рекомендуется периодически показывать им художественно выполненные подвижные игрушки: Петрушку, медведя и кузнеца, рыбака, обезьяну-акробата и другие. Демонстрация этих игрушек позабавит малышей и вместе с тем поможет воспитательнице связать воедино целый ряд впечатлений, полученных детьми. Например, на занятиях по знакомству с окружающим дети наблюдали, как столяр чинил табуретку, стол или забор. Нужно обратить внимание их на то, что столяр работает молотком, забивает гвозди. На последующих занятиях можно показать детям народную игрушку «кузнецы», напомнить им про «дядю с молотком», а потом предложить более старшим детям самим поработать игрушечным молотком и провести соответствующее занятие.

Игры-занятия с применением простейших вспомогательных предметов-орудий для детей старше полутора лет

Игра «Достань колечко»

Воспитательница составляет вместе четыре стола в форме квадрата, усаживает за них 6–8 детей и высыпает на середину стола цветные кольца большого размера (диаметром 5-8 см, рис. 1), обращает внимание детей на эти кольца. Дети тянутся к кольцам руками. Затем воспитательница берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко — будем палочкой доставать» — придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. После того как дети рассмотрят кольца и подержат их в руках, нужно взять у них эти кольца, давая взамен каждому по палочке, и положить вновь кольца в центр стола. «Теперь сами достаньте колечки», — говорит воспитательница. Если некоторые дети будут тянуться к кольцам рукой, им нужно напомнить, что кольца можно достать палочкой. На одном занятии можно несколько раз передвигать кольца в центр стола и предлагать доставать их палочкой.

http://biofile.ru/pic/id-poru-002.gif

Это занятие можно впоследствии повторить 2 — 3 раза, причем уже не показывая действия всем детям, а только помогая тем из них, кто затрудняется.

Показывая детям, как придвигать кольцо палочкой, воспитательница заводит конец палочки внутрь кольца. Если дети придвигают кольцо иным приемом, это не считается ошибкой и поправлять ребенка не нужно.

На повторных занятиях и на занятиях с более старшими детьми можно варьировать условия игры, заменяя крупные кольца мелкими, одноцветные — разноцветными, предлагая, например, одному ребенку достать красное кольцо, другому — зеленое, одному — большое кольцо, другому – маленькое.

В этой игре у детей формируется глазомер, т.е. умение пространственно соотнести конец палочки с удаленным предметом, умение управлять палочкой, сохраняя правильное направление конца палочки, толкающего игрушку.

Для умственного развития ребенка важно, чтобы он замечал связь между действием палочкой и полученным результатом. Успех вызывает у ребенка чувство радости.

Игра «Что в трубке лежит!»

Нескольких детей воспитательница усаживает за стол или группирует вокруг себя, затем показывает им трубку, внутри которой лежит завернутая в цветную бумагу или ткань игрушка или цветные кружочки и спрашивает: «Что в трубке лежит?» Заинтересовав детей, воспитательница берет палочку, на глазах у детей выталкивает ею из трубки сверток, разворачивает его и показывает, называя при этом игрушку, или выталкивает палочкой из трубки кружочки (рис. 2).

http://biofile.ru/pic/id-poru-004.gif

После показа воспитательница раздает детям трубки со свертками или цветными вставками внутри и палочки, затем предлагает детям самим извлечь игрушки. Необходимо, чтобы маленькие игрушки были разными, достаточно яркими, чтобы дети стремились их достать.

Занятие можно проводить, используя прозрачные, из небьющегося материала, и непрозрачные картонные, легкие трубки.

На повторном занятии воспитательница дает детям трубки и палочки без предварительного показа действий, но помогает тем из детей, кто не умеет правильно использовать палочку. Если ребенок безуспешно пытается достать игрушку из трубки пальцами, нужно сказать: «Пальчиками трудно достать — достань палочкой». На протяжении всех занятий воспитательница должна помогать затрудняющимся детям.

Игра «Поехала куколка в гости»

Воспитательница сажает 8 — 10 детей вокруг составленных вместе четырех столов. Ставит на стол тележку с куклой. На тележке имеется стержень (рис. 3). Кольцо, закрепленное на конце палочки, она накидывает на стержень и со словами: «Поехала куколка в гости» — тянет к себе тележку с куколкой за палочку. Затем предлагает проделать то же самое каждому ребенку, приговаривая: «Едет (поехала, приехала и т.д.) кукла к Саше (Пете, Маше) в гости». Можно сказать в конце занятия: «Покатаем куколок!» — и всем детям предложить катать кукол с помощью палки с кольцом.

http://biofile.ru/pic/id-poru-006.gif

Если дети не надевают кольцо палочки на стержень, а толкают коляску палочкой или стараются зацепить ее палочкой сбоку, то следует повторно показать каждому из затрудняющихся детей правильный способ действия, обращая внимание ребенка именно, на кольцо на конце палочки и на то, как нужно надевать это кольцо на стержень и подтягивать коляску с помощью палочки. Тем детям, которые не справляются с задачей, можно предложить посмотреть, как правильно действует другой ребенок. Занятие требует 1 — 2 повторений.

Игры-занятия с водой

В играх-занятиях с водой дети на собственном опыте знакомятся со свойствами воды. Воспитательница приносит в группу тазик, наливает в него на виду у детей воду, дает им потрогать воду руками. Затем воспитательница говорит, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Показывает рыбок и уточек, предлагает детям самим опустить их в воду. Затем проводит с детьми игру «Ловись, рыбка».

Игра «Ловись, рыбка»

В небольшой бассейн с водой (тазик, надувной бассейн и т.п.) воспитательница помещает целлулоидных рыбок (можно уточек), ставит детей вокруг бассейна и говорит: «Посмотрите, детки, как рыбки в воде плавают». Затем показывает им ловлю игрушек сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку». Предлагает 2 — 3 детям взять сачки и ловить: «Поймай рыбку, Коля (Миша, Аня)». Можно приговаривать: «Ловись, рыбка большая да маленькая!»

http://biofile.ru/pic/id-poru-008.gif

В этой игре дети применяют в новых условиях приобретенный ранее навык. Сачок внешне напоминает палку с кольцом на конце (рис. 4), но теперь кольцо нужно не накидывать на стержень сверху, а подводить под плавающую в воде рыбку снизу так, чтобы она попала в сачок и ее можно было бы вынуть из бассейна.

Занятие следует повторить несколько раз с некоторыми промежутками. В теплые, солнечные, летние дни дети могут самостоятельно играть с водой. Эти игры должны обязательно проходить под наблюдением воспитательницы.

После игры «Ловись, рыбка» хорошо показать детям народную деревянную игрушку «рыбак». Демонстрация этой игрушки напомнит детям их собственную «ловлю» рыбок, позабавит их, даст возможность воспитательнице поговорить с детьми, активизировать произнесение таких слов, как «рыбка», «ловись» и др.

Игра «Достань шарика

Воспитательница подзывает к себе 3 — 4 детей и показывает им высокую банку (из толстого стекла или пластмассы) с водой, налитой до половины. Воспитательница бросает в банку шарик, приговаривая: «В банке вода, шарик упал в воду, сейчас достанем шарик!» — и показывает, как надо выловить шарик, плавающий в воде, с помощью черпачка. После показа следует расставить детей вокруг невысокого стола, скамейки или усадить их на ковер; перед каждым ребенком поставить по банке с водой и предложить им самим бросить в воду шарики. После этого воспитательница еще раз показывает необходимое действие и, раздав детям черпачки, предлагает им самим вылавливать шарики из банки.

Нужно следить, чтобы дети играли спокойно, не разбрызгивая воду. Занятие можно повторить несколько раз.

Игры с песком

В теплое время года легко можно разнообразить занятия с использованием вспомогательных предметов, организовав для детей игры с песком. Часто приходится наблюдать, как дети бесцельно копаются в песке руками, роют его лопатками. Некоторые неумело пытаются заполнить песком формочки, другие с опасностью для соседей разбрасывают сухой песок вокруг себя. Все эти наблюдения свидетельствуют о том, что детей нужно научить играть с песком. Дети должны научиться целенаправленно использовать совок, формочку, ведерко, уметь копать песок совочком, насыпать совочком песок в ведерко или формочку, «печь пироги» из песка с помощью формочки и т.д. Детям нужно показать сухой и влажный песок, обратить их внимание на то, что сухой сыплется, а сырой песок остается на ладошках. Для игры песок обязательно должен быть увлажнен.

Копание песка совком

Воспитательница, сгруппировав нескольких детей около песочницы, показывает им совочек и говорит: «Будем копать песочек совком», — показывает детям соответствующее действие. Затем раздает всем по совку и предлагает копать совками песок. Дети должны под руководством воспитателя научиться насыпать сырой песок в кучки, рыть ямки, канавки, разглаживать совком неровности на песке и Т.Д.

Насыпание песка совочком в ведерко

Воспитательница, как и в предыдущей игре, группирует нескольких детей вокруг песочника, берет в руки ведерко, совочек и говорит: «Сейчас будем насыпать песочек в ведерко». Затем показывает детям, как насыпать. Раздает детям совки и предлагает им насыпать в ведерки песок. Песок из ведерок дети могут высыпать тут же, а более старшим можно предложить, насыпав в ведерко песок, отнести его на стол-песочник.

Игра с совочком и формочкой: «Будем печь пироги для куклы»

http://biofile.ru/pic/id-poru-010.gif

Воспитательница раздает детям совочки и предлагает копать песок, затем сажает рядом с собой куклу, достает формочку и говорит: «Будем печь пироги кукле!» Зачерпывает сырой песок, утрамбовывает его тыльной стороной совка, переворачивает формочку на стол, придерживая песок рукой или совком, стучит по дну совком, снимает формочку и радостно говорит: «Вот какой пирожок для куклы получился!» После показа изготовления 3 — 4 пирогов воспитательница раздает детям формочки и предлагает им самим делать пироги для куклы.

Тем детям, которые не могут сделать пирог самостоятельно, следует показать еще раз, как нужно действовать.

Игры с песком можно проводить в течение лета во время почти каждой прогулки. В этих играх могут участвовать дети и младше полутора лет. В холодное время года дети могут играть с песком и в групповой комнате за специальными столами для песка (рис. 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-занятия с предметами-орудиями для детей раннего возраста

О приобретении ребенком опыта функционального использования предметов-орудий как части материальной культуры общества....

игры - занятия с предметами - орудиями для детей раннего возраста

консультация раскрывает значимость предметов - орудий на развитие детей раннего возраста...

«Игры с предметами-орудиями для детей второго года жизни»

Такие игры не только забава – занятия с предметами орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую-либо практическую задачу, используя подру...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ С БЫТОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье представлен теоретический анализ проблемы сформированности уровня развития предметных действий у детей раннего возраста....

Значение игр – занятий с предметами - орудиями в развитии детей раннего возраста

Игры-занятия с предметами-орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего детства. Такие игры не только забава - занятия с предметами-орудиями оказывают существенное воздействи...

Проект «Игры с предметами – орудиями, как начало экспериментальной деятельности в раннем возрасте»

Формировать умение пользоваться предметом – орудием, учитывая особенности предмета, закрепление представлений о связи средства и цели действий;  развитие мелкой моторики, обогащение словарн...