ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ С БЫТОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья

Мердеева Ольга Владимировна

В статье представлен теоретический анализ проблемы сформированности уровня развития предметных действий у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ С БЫТОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы сформированности уровня развития предметных действий у детей раннего возраста.

Ключевые слова: предметные действия, бытовые предметы-орудия, дети раннего возраста.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит указание о том, что «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». В тоже время в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования конкретизированы эти возрастные особенности.

Так, в качестве одного из основных принципов дошкольного образования в Стандарте определено: «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития».

На уровне государства проблема формирования предметной деятельности как ведущей в раннем возрасте также не осталась без внимания.

Ведущим видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

Ранний возраст является периодом, когда дошкольник активно формируется, овладевает новыми действиями, когда зарождаются и совершенствуются новые виды активности.

Предметная деятельность, которая является новообразованием раннего возраста, заключается в том, что ребенок усваивает и выполняет предметные действия. Предметная деятельность играет большую роль в социально-коммуникативном, познавательном, физическом формировании дошкольника раннего возраста. В процессе овладения предметными действиями дошкольником приобретаются те психические качества, которые для этого необходимы.

В ходе усваивания употребления простейших орудий постепенно начинают усваиваться и общие принципы опосредованного действия. За каждым орудием жестко закреплен способ употребления: не только что им следует делать, но и как именно это делается. В раннем возрасте детьми усваиваются назначения предметов, способы действий с ними и техника выполнения этих действий соответственно возрастным возможностям.

Предметные действия – это использование предмета по его функциональному назначению, способом, закрепленным за ним в человеческом опыте. К предметным действиям относятся все действия с предметами-орудиями, соответствующие их назначению, например, действия с ложкой, совочком, карандашом; действия с предметами быта – одеждой, посудой, мебелью, мылом и т.д.; действия с сюжетными игрушками; действия с дидактическими игрушками согласно установленным способам их употребления и т.п.

Педагоги и психологи, которые занимаются проблемами развития дошкольников на ранних возрастных этапах, либо непосредственно исследуют проблемы развития и совершенствования предметной активности в раннем возрасте, либо учитывают её характерные особенности у дошкольников раннего возраста. Результаты психологических изысканий были положены и в основу многих современных образовательных программ дошкольного образования для раннего возраста.

Между тем недостаточно изученными остаются проблемы выбора наиболее эффективных подходов к созданию условий для формирования предметной деятельности у дошкольника раннего возраста, учитывая индивидуальные характеристики современных дошкольников.

Проведенный анализ научной литературы и практики воспитания в дошкольных образовательных учреждениях позволил выявить следующие противоречия между:

- необходимостью формирования действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста, современной социокультурной ситуации в воспитании родителей детей, недостаточной разработанностью педагогических основ этого процесса;

- объективно существующими возрастными предпосылками формирования действий с бытовыми предметами-орудиями у детей 2-3 лет и недостаточной опорой на них в практике существующего воспитания дошкольников.

Цель исследования – определить педагогические условия формирования действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста.

Процесс формирования действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:  

-  процесс будет рассматриваться, как способность дошкольника произвольно оперировать усвоенными знаниями, умениями, навыками, приобретенными в предметной деятельности;

- будет разработана и применена специальная программа формирования действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста, которая является сочетанием приемов предметной деятельности, творческих заданий на каждом этапе опытно-экспериментальной работы.

- будет специально организована предметная деятельность, осуществляющаяся в атмосфере творческого поиска, ситуациях успеха.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты задачи исследования:

- рассмотреть проблему формирования действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе;

- выявить особенности формирования действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации;

- проанализировать процесс формирования действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации: условия и содержание;

- выполнить диагностику уровня сформированности действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста;

- организовать созидательно-преобразующую работу по формированию действий с бытовыми предметами-орудиями у детей раннего возраста;

- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 166» г. Чебоксары Чувашской Республики.

Обследование уровня сформированности предметных действий»                (М. В. Браткова), состоящая из 4 серий задания, с целью выявления уровня сформированность предметных действий с бытовыми предметами у детей раннего возраста. По результатам наблюдения за детьми раннего возраста, можно сделать вывод, что у детей данной группы недостаточно сформированы предметные действия с бытовыми предметами: по четырем заданиям наибольший процент составляют дети с низким и средним уровнями. Преобладание достаточно большого числа испытуемых с низким уровнем сформированности с предметных действий с бытовыми предметами указывает на необходимость использования специальных педагогических мероприятий по повышению показателей у детей раннего возраста сформированности предметных действий с бытовыми предметами.

Следовательно, необходимо повышать уровень сформированности предметных действий с бытовыми предметами у детей раннего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Браткова, М. В. Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы: автореф. дис.  канд. пед. наук : 13.00.03 / М. В. Браткова.  – Москва, 2006. – 22 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
  3. Ильин, А. В. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / А. В. Ильин. – Москва, 2004. – 172 с.
  4. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова / С. Л. Новоселова. – Москва : Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. –  Москва : Просвещение, 2007. –  243 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние действий с предметами на умственное развитие детей раннего возраста.

Предметная деятельность - главное в жизни ребенка. Трудно переоценить значение игр в раннем возрасте. В статье говорится о необходимости проведения игр, о способах и методах этой деятельности....

Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»

Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»...

Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному тр...

Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста. Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»

Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по до...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Значение игр – занятий с предметами - орудиями в развитии детей раннего возраста

Игры-занятия с предметами-орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего детства. Такие игры не только забава - занятия с предметами-орудиями оказывают существенное воздействи...

Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками в раннем возрасте.

Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большой степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как протянуть руку к предмету, вз...