Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской активности в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»
план-конспект занятия на тему
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_po_poznavatelnomu_razvitiyu_3.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности
по познавательно – исследовательской активности
в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»
Воспитатель: Федорова Ю.А.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1.Познавательное развитие: формировать умение узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнивать их качественные характеристики и свойства; выполнять действия , следуя намеченному алгоритму. Способствовать пониманию того, что свойства материала обусловливают способ его использования. Познакомить детей с процессом изготовления бумаги на производстве.
2.Речевое развитие: упражнять в умении высказывать свое предположения, опираясь на свой прежний опыт. Развивать связную речь. Уметь отвечать сложноподчиненным предложением. Обогащать словарь детей словами: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная. Активизировать словарь- используя глаголы-смять, рвать, разрезать, намочить.
3.Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослым. Поддерживать детскую инициативу. Развивать сообразительность, пытливость, самостоятельность. Воспитывать любознательность.
4.Физическое развитие: упражнять в умение четко и с удовольствием выполнять основные движения физкультминутки, развивать гибкость и координацию движений.
5.Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать умение воспринимать на слух стихотворный текст. Начинать движения физкультминутки с началом текста и заканчивать движения по окончанию . Воспитывать эмоциональную отзывчивость на слушание песни. Упражнять в умении вырезать из салфетки снежинку, используя полученные ранее конструктивные навыки.
Методы и приемы (по О.В.Дыбиной):
- словесные: рассказ, постановка проблемной ситуации, обсуждение, чтение художественной литературы;
- наглядные: рассматривание, просмотр видео, установление алгоритма действий;
- практические: познавательный момент, выполнение определенные действий с материалом, игровая ситуация, игровое упражнение, дидактическая игра, конструирование из бумаги.
Материал и оборудование: звукозапись песни «Ужасно интересно» муз. В.Шаинского, сл.Г Остера , видео «Процесс изготовления бумаги на производстве» мультимедиа система, различные бумажные предметы( книга, тетрадь, коробка, рисунки, салфетки, настольный театр и т.д.) ,квадраты вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы., плакат с алгоритмом действий, звукозапись физкультминутки на музыку из мультфильма «Фиксики» .
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Игровое упражнение « Найди бумажный предмет» Цель: выявить знания детей о предметах, изготовленных из бумаги. Игровая ситуация «Будем исследователями» Цель: вовлечь детей в игровую ситуация, вызывая интерес к эксперементированию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» Цель:развивать умение определять по перечисленным свойствам и качественным характеристикам вид бумаги. |
Двигательная | Физкультминутка под музыку. Цель:снять статистическое напряжение, совершенствовать общую моторику, вырабатывать четкое координирование движений во взаимодействие с речью, повысить эмоциональный фон |
Познавательно-исследовательская | Эксперементирование с квадратами, вырезанными из разной бумаги. Цель: учить узнавать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства; побуждать детей определить алгоритм действий и соблюдать его при выполнении эксперементирования. Просмотр видео «Процесс изготовления бумаги на производстве». Цель: дать новые знания детям, расширять кругозор детей, развивать любознательность. |
Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения С.Михалкова «Лист бумаги». Цель: воспринимать на слух стихотворный текст, понимать его содержание. |
Музыкальная | Прослушивание песенки(отрывок) В.А.Шаинского «Ужасно интересно», исполнение физкультминутки под музыку из мультфильма «Фиксики».Цель: способствовать слуховому восприятию музыки, умению начинать и заканчивать движения в соответствии с текстом. |
Коммуникативная | Ситуативные разговоры. Цель:побуждать детей к общению, объяснению в ходе эксперементирования, обсуждению. Воспитывать желание помочь воспитателю в решение проблемы. |
Конструирование | Изготовление снежинки из салфеточной бумаги. Цель: упражнять в умении складывать салфетку и вырезать ножницами снежинку. |
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | ||
1. | Включает звукозапись с песней Шаинского В.А. «Ужасно интересно» и приглашает детей подойти к нему. | Дети под музыку собираются вокруг воспитателя. | У детей возникает интерес, для чего воспитатель их позвал. | ||
2. | Воспитатель предлагает игровое упражнение «Найди предметы из бумаги». | Дети расходятся по всей группе и ищут предметы из бумаги; находят и показывают воспитателю (книгу, тетрадь, коробочку, газету, салфетку, лист бумаги и т.д.) | Умеют определить бумажные предметы. Понимают, что предметы из различных видов бумаги широко используются в окружающем мире. | ||
3 | Воспитатель подчеркивает как много предметов , изготовленных из различных видов бумаги вокруг нас. Затем предлагает послушать стихотворении С.Михалкова (отрывок) «Лист бумаги» Простой бумаги свежий лист! Однажды карандаш цветной И синим будет небосвод, | Дети слушают стихотворение | Воспринимают художественное слово в стихотворной форме. | ||
4. | Воспитатель спрашивает детей: «Дети, а хотелось бы вам узнать, как получается бумага? Из чего?» Воспитатель предлагает детям посмотреть видео «Процесс изготовления бумаги на производстве» | Дети присаживаются на стулья и просматривают видео, слушают сопровождающий его рассказ. | Проявляют любознательность, получают новые знания. | ||
5. | Проблемная ситуация. Воспитатель хотела нарисовать рисунок красками на салфетке, но не получилось (показывает порванную салфетку), потом решила вырезать снежинку из чертежной бумаги, но опять ничего не вышло. Вопрос к детям: Почему ничего не получилось?» | Дети слушают и высказывают свои предположения, почему не получился рисунок и снежинка. | Дети при объяснении используют свой жизненный опыт. | ||
6. | Выслушав ответы, детей воспитатель предлагает провести исследования с бумагой и определить как ведет себя бумага, если произвести с ней какие - то действия., т е определить ее свойства. Обращает внимание детей на четыре разных квадрата бумаги у них на столах - салфеточная, писчая, оберточная и чертежная. Предлагает потрогать бумагу. Вопрос: чем отличается бумага? Чем бумаги? (тонкая, прочная, толстая, жесткая,мягкая). Подводит к пониманию , что бумага бывает разной по качеству. | Дети садятся за столы и рассматривают бумагу; высказывают свои предположения, актуализируя прошлый опыт. | Развивается сообразительность, пытливость у детей. | ||
7. | Вопросы к детям: Что можно сделать с бумагой? (Смять, порвать, сжечь, разрезать, намочить) Воспитатель прикрепляет схемы действий деятельности (проведение опытов) -алгоритм: Смять-→Разорвать пополам→ Разрезать на две части-→Опустить в емкость с водой | Дети называют действия, которые можно произвести с бумагой (порвать, смять, разорвать, разрезать, опустить в воду. | Знают , что можно сделать с бумагой, могут определить алгоритм деятельности | ||
8. | Предлагает отдохнуть, и сделать физкультминутку под музыку из мультфильма «Фиксики» | Дети выполняют физкульминутку под музыку | Дети выполняют движения в соответствии с текстом, улучшают координацию, повышают эмоциональный настрой . | ||
9. | Воспитатель обращает на первое действие: смять бумагу. Какая бумага мнется легче? Какая труднее? Действие второе– Разорвать. Какая бумага быстрее всех рвется? Какая медленнее? Действие третье–разрезать- Какая легче режется? Какая труднее? Четвертое действие-намочить-опустить в емкость с водой. Какая быстрее всех намокнет? Какая медленнее? Воспитатель говорит, что теперь дети доказали, почему нельзя рисовать на салфетках (мягкой бумаге) красками и делать снежинку из чертежной (плотной) бумаги. | Дети согласно алгоритму на плакате выполняют действия самостоятельно. Отвечают на вопросы, после каждого действия. | Умеют выполнить самостоятельно определенные действия с бумагой. Выявляют, какой вид быстрее сминается, намокает, легче рвется, а какой наоборот медленнее. Понимают, что каждый вид бумаги имеет свои свойства ,которые учитываются при использовании бумаги. | ||
10. | Дидактическая игра «Узнай по описанию» Воспитатель описывает определенный вид бумаги. Дети должны угадать, о каком виде бумаги идет речь (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) | Дети слушают описание и угадывают вид бумаги, правильно его называя | Знают названия различных видов бумаги. | ||
11 | Воспитатель: А как же быть со снежинкой и рисунком? Помогите мне, ребята. | Дети соглашаются помочь. Вырезают снежинки и рисуют – по своему выбору. | Создают снежинки применяя, полученные конструктивные навыки. Используют их для украшения комнаты к Новому году. Рисуют красками картину для выставки. |
Литература:
Дыбина О.В. и др. Программа по организации поисковой деятельности детей «Ребенок в мире поиска» «Неизведанное рядом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе на тему : «Такая разная посуда»
Итоговое занятие по развитию речи по лексической теме "ПОСУДА" во 2 младшей группе...
Методическая разработка «Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей средней группы на тему «Мальчики и девочки»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Цель: развитие представлений детей ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в старшей группе "Секретное письмо".
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Секретное письмо"...
Методическая разработка: Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Будем печь пироги»
Дать детям представление о том, какие продукты необходимы для приготовления теста и научить печь пироги....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебное перевоплощение соли »
Cоздать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Закреплять представления детей по познавательно -исследовательскому развитию в обла...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей 4-5 лет по теме «Самые любимые: моя семья»
Семья - это самое дорогое для человека! Важно, закреплять представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; формировать представления детей о том, что семьи могут бы...