Консультация для воспитателей
консультация на тему
«Сенсорное обеспечение речевого поведения и его оценка в ДОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovet.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое поведение – форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. Оно обеспечивает общение между людьми, позволяя выразить свои ощущения, выступает как средство регуляции функций организма и приспособление человека к социальной среде. Биологическая программа развития речевых механизмов реализуется только в условиях взаимодействия ребенка с сенсорно обогащенной окружающей средой.
Становление и развитие речевой деятельности (восприятие и воспроизведение речи, письмо и чтение) как элемента речевого поведения – предмет исследований естественных и гуманитарных наук – интересует педагогов и психологов, логопедов, родителей, поскольку обеспечивает интеллектуальное и влияет на физическое развитие ребенка. Поэтому подход к оценке речевого поведения, процессам становления, развития и формирования речи в условиях ДОО и других образовательных институтов должен быть комплексным. Комплексный подход к оценке речевого развития и его компонентов наиболее перспективен, вытекает из концепции целостности организма человека, хотя и требует применения новых педагогических технологий.
Комплексная оценка уровня речевого развития может включать следующие компоненты:
- логопедическое обследование;
- педагогическое;
- психологическое;
- педиатрическое обследование;
- диагностику и оценку сенсорного компонента речевого поведения;
- определение уровня биологической зрелости организма.
Попытаемся изложить содержание двух последних компонентов.
Комплексная диагностика и оценка сенсорного компонента речевого поведения ребенка может рассматриваться как элемент формирования здоровьесберегающей среды в ДОО при организации учебной и воспитательной работы и как основа для своевременной педагогической коррекции.
Становление речевого поведения связано с гетерохронным (неодновременным) созреванием сенсорных, центральных и моторных компонентов поведения.
Сенсорные системы (слуховая, зрительная, соматосенсерная) обеспечивают распознавание речевых сигналов из внешней среды и выступают активным сигнализатором мозга. Они обеспечивают механизмы обратных связей в речи – получение информации о реализации и качестве речевого процесса.
Центральные системы (совокупность структур головного мозга, клеток и нейронных сетей) выступают высшим интегрирующим органом, управляют органами речевого дыхания, контролируют фонационные и артикуляционные механизмы, построение слов, предложений, фраз, хранение артикуляторных программ, сформированных в период становления речевых механизмов, а также воспроизведение акустической и письменной речи, эмоциональный её компонент; с их участием сенсорные и моторные компоненты преобразуются в речевое сенсомоторное поведение.
Моторные системы реализуют речевые двигательные программы, которые формируются на основе информации сенсорного сигнала.
Решающее значение в развитии речи и формировании речевого поведения в целом имеет полноценный слух (слухоречевой контроль). Трудно переоценить значение зрительных функций (зрительный контроль речи). Условием правильного произношения различных звуков (изолированно и в речевом потоке) специалисты – логопеды считают хорошую подвижность органов артикуляционного аппарата, прежде всего самого подвижного из них – языка. В то же время вопросы соматосенсорного, точнее оросенсерного (оросенсорный – сенсорный контроль за чувствительными образованиями ротовой полости) обеспечения артикуляционных процессов оставались малоизученными. В последние десятилетия были проведены исследования, результаты которых имеют не только научное, но и практическое значение.
Оросенсорный контроль звуков в процессе речи обеспечен тактильными образованиями языка и ротовой полости. Тактильные образования языка человека различаются по структуре, но самые многочисленные из них имеют характерные пальцевидные выросты. Более длинные и многочисленные выросты характерны для тактильных образований медиальной поверхности языка. Тактильные образования языка не только позволяют оценить твердость пищи, но и, располагаясь на внешней поверхности языка, которая в процессе артикуляции контактирует с другими поверхностями ротовой полости, обеспечивают сенсорный контроль за производством звуков речи. Тактильные пальцевидные образования языка созревают в процессе индивидуального развития неодновременно (гетерохронно) и обеспечивают сенсорный контроль за процессом артикуляции в онтогенезе.
Дети 2 – 7 лет. Тактильные образования у детей ещё не оформились и значительно отличаются от характеристик взрослого человека – их пальцевидные выросты немногочисленны и короткие.
В дошкольном возрасте структура тактильных образований языка изменяется, особенно существенно – по его медиальной поверхности; здесь длина и количество выростов тактильных образований увеличиваются. Медиальная поверхность языка – центральная его часть от корня к кончику – поверхность, вдоль которой проходит звуковая воздушная волна, образованная фонационными механизмами. Звуковая волна – вибрация, которая может служить вибрационным стимулом для тактильной поверхности языка. Как и в раннем возрасте, созревание тактильной поверхности языка происходит гетерохронно, раньше в корне и теле языка и позже на поверхности его кончика. К пятилетнему возрасту поверхность кончика языка (его подвижная часть) характеризуется большей незрелостью, чем другие участки языка. На медиальной части этой поверхности могут располагаться тактильные образования без выростов.
К шести годам тактильные образования языка ребенка практически сформированы, но не достигают полностью структурных признаков тактильной поверхности языка взрослого человека. Известно, что к этому возрасту формируется правильная артикуляция.
Созревание тактильных образований языка изменяет функциональные свойства его поверхности. Тактильная чувствительность языка повышается к 6-7 годам по мере созревания тактильных образований на его поверхности.
В повседневной деятельности ДОО профилактикой задержки созреваний тактильной поверхности языка в период формирования навыков правильного произношения могут быть разный виды деятельности ребёнка, вибрационно стимулирующие поверхность его языка. Это артикуляционная гимнастика и специальные комплексы упражнений, пение в хоре и индивидуальное пение, движение в хороводе при произнесении стихотворения или пении, а также упражнения на развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса, темпоральных характеристик речи, умения изменять интонацию.
Нельзя не отметить актуальности тактильной и вибрационной чувствительности в процессе обучения акустической речи людей с нарушениями слуха. Овладев звуковой речью, глухой человек может использовать вибрационную чувствительность для контроля звуков собственной речи. Звук собственной речи человека обеспечивает вибростимуляцию вибротактильных образований его речевого тракта. Генерируемая голосовым и артикуляционным аппаратом речь по своим физическим параметрам, частоте и интенсивности воспринимается виброчувствительными образованиями говорящего человека. Обученный слепоглухой понимает речь слышащего, если рука первого расположена между нижней челюстью и гортанью говорящего.
Слуховая сенсорная система и речь. Большую роль в становлении речи играет слуховая система; ее развитие начинается на ранних стадиях эмбрионального периода. С рождения совершенствуется восприятие речи при нормальном нейрофизиологическом развитии ребенка, развитии фонематического слуха и при условии, что окружающая среда насыщена сенсорными стимулами, в том числе и интонационно окрашена речью с правильной артикуляцией. В комплексной оценке сенсорного обеспечения речевого поведения, по результатам многолетнего опыта, информативны результаты исследования тонального, фонематического, музыкального и эмоционального слуха.
Тональный слух обеспечивает способность различать высоту (тон) звука. Максимального значения он достигает в 14-19 лет. Заметить внешние признаки снижения тонального слуха – важная задача родителей и специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Фонематический слух, обеспечивающий способность различать звуки речи (фонемы), формируется к 2,5 – 3 годам. Это условие развития речи. Оценивают фонематический слух, используя «шепотную речь», результаты обследования применяют в процессе работы по формированию навыков правильного произношения.
Эмоциональный слух и речь. Эмоциональный слух – способность к определению эмоции в речи (эмоционального состояния по голосу человека). Это особая категория слуховой чувствительности, не коррелирующая с речевым, тональным, музыкальным слухом. Индивидуальные особенности эмоционального слуха могут учитываться в работе по развитию мелодико - интонационной стороны речи.
Музыкальный слух и речь. Интонации в структуре речи и музыки близки, поэтому музыкальная деятельность в ДОО в комплексной диагностике речевого поведения может иметь не только коррекционную, но и диагностическую направленность.
Зрительная сенсорная система и речь. Развитие зрительного анализатора начинается в период внутриутробного развития и продолжается в течение длительного времени после рождения. В системе речевого поведения зрительный канал контролирует смысл высказывания, получение информации о реализации речевого процесса, по артикуляции формируется зрительный образ речевого звука.
Определяя уровень сенсорных функций, обеспечивающих речевое поведение, мы учитываем не только психические, но и морфологические и физиологические параметры, среди которых информативны:
- физическое развитие по соматометрическим показателям (тип телосложения, зубная формула);
- показатели дыхательной системы (жизненная емкость легких, время задержки дыхания на вдохе и выдохе);
- функциональное состояние системы кровообращения (по реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на умственную и физическую нагрузку, в том числе речевую), адаптивные возможности системы кровообращения ребенка;
- моторное развитие – скоростные и силовые показатели, манипуляционные движения, особенности вестибулярного аппарата;
- индивидуальные особенности ребенка (мануальная и сенсорная асимметрия; сила нервных процессов, лабильность нервной системы, динамика утомления);
- тип высшей нервной деятельности по характеристикам голоса и речи;
- работоспособность (умственная и физическая).
Совершенствование формы и методов организации работы педагогов, психологов, логопедов, инструкторов по физическому воспитанию, музыкальных работников (в деятельность по речевому развитию вовлечены многие специалисты дошкольных образовательных учреждений) возможно при наличии комплексных знаний об индивидуальных закономерностях в развитии ребенка, что должно обеспечить адекватное воздействие специалистов и родителей на формирование речевого поведения и сохранить здоровье ребенка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №122 комбинированного вида»
Выступление на педсовете
«Сенсорное обеспечение речевого поведения и его оценка в ДОО»
Подготовила
воспитатель
1 кв. категории:
Данкина Н.И.
Саранск 2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...