Педагогический проект: "Все профессии нужны, интересны и важны"
проект (подготовительная группа) на тему

Васильева Галина Вячеславовна

У детей расширились представления о труде взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx851.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Берегиня» компенсирующего вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
логопит

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Все профессии нужны, интересны и важны»

imageplaceholder_5

ЧЕБОКСАРЫ 2016

Содержание проекта

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность (проблема)
  3. 1.Паспорт проекта
  4. .Актуальность (проблема)
  5. Анализ среды (внешней и внутренней)
  6. Цели и задачи проекта
  7. Участники и их роль в реализации проекта
  8. Ресурсы (материальные, информационные, кадровые, технические)
  9. Механизм реализации проекта
  10. План реализации проекта
  11. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.
  12. Перспективы дальнейшего развития проекта
  13. Список литературы
  14. Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Все профессии нужны, интересны и важны.

Тема проекта

Путешествие в мир профессий

Автор проекта

Васильева Галина Вячеславовна

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики

Проблема, на решение которой направлен проект

Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что вплоть до конца пребывания в детском саду у детей с ЗПР не формируется достаточного объема знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. Лишь в процессе длительного обучения дети овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне им позволяют проникнуть в сущность некоторых областей деятельности взрослых. Это относится, прежде всего к тем взрослым, с деятельностью которых ребенок сталкивается непосредственно в жизни и имеет возможность в той или иной мере, (например посещение врача в поликлинику, покупки в магазине и. т.п.).

Цель проекта

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Задачи проекта

Знакомить детей старшего дошкольного возраста с многообразием мира профессий в обществе.

Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ближайшего окружения.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный  (6 месяцев).

Ожидаемые результаты

В процессе игровой деятельности дети с проблемами в развитии овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности в символико - моделирующих видах деятельности. Таким образом осуществляется развитие детей, подготовка их к обучению в различных типах школ, а в целом проходит их первичная социализация.

2. Актуальность (проблема)

В жизни каждого человека профессиональная деятельность  занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется  недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка,  ограничены пока его небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессия милиционера, врача, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правил, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в том океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников  о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Образование для детей с ОВЗ и для детей – инвалидов является одним из основных и неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, значительно возрос, но необучаемых детей нет, возможности к обучению у них разные.

Социализация ребенка – дошкольника с ЗПР осуществляется в большей степени через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности, Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, его превращения в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогического воздействия и организованного воспитания. Суть социализации  состоит в том, что она формирует человека, члена того общества, к которому он принадлежит.

Составной часть процесса социализации детей  трудностями в обучении является знакомство с профессиями.

Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. как считаю знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно – ролевую игру, следовательно, в жизни дошкольника с проблемами в развитии игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечить зону его ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно–воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.

В ходе беседы выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей, порой они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: («Работает на работе», «Не знаю»).

Перед детьми была поставлена  проблема «Как мы можем узнать о профессиях своих близких».

Поэтому, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

Для того чтобы ребёнок осознано сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо им знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Поэтому, первыми в списке должны быть представители тех профессий, которых дети встречаются достаточно часто в ближайшем окружении (в семье) - продавцы, водители общественного транспорта, врачи, милиционеры и другие.

  1. Анализ среды (внешней и внутренней)

 Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ЗПР, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. дети с ограниченными возможностями (8% всех детей) из них 700 тысяч составляют дети – задержкой психического развития. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ОВЗ тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ЗПР предусматривает создание для них специально коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Как известно, задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.

Более 15 лет коллектив педагогов МБДОУ «Детский сад № 23» г. Чебоксары работает с детьми ОВЗ (особыми образовательными потребностями) учат их добру, узнавать и различать сенсорные эталоны, умению адаптироваться в этом сложном мире и т.д. В дошкольном учреждении работает всего 4 основные группы, группа кратковременного пребывания (ГКП) и в недавно открылась лекотека. Дети, поступающие в наш детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам: по умственному и по физическому развитию, и часто со сложной судьбой. Работа с детьми ОВЗ, очень длительна и кропотлива требующая большого терпения и любви, как от родителей, так и педагогов.

Наше учреждение единственное в своем роде, в городе Чебоксары, у нас воспитываются дети, из которых более 75% - инвалиды детства. Наши воспитанники не всегда способны на «интеллектуальные подвиги», нуждаются в особом внимании и заботе со стороны взрослых. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, то есть могут быть в определенной степени интегрированы в обществе.

Каждый ребёнок, посещающий коррекционное учреждение имеет свои особенности в развитии и для каждого на основе комплексной диагностики формируется индивидуальная программа развития, свой индивидуальный маршрут. Для «особой детворы» педагоги продумали и создали все необходимые условия: яркая и удобная мебель, соответствующая их росту и возрасту, множество красивых и «умных» пособий и игр, игрушек, разнообразные виды театра, сухой бассейн, «Центр песка и воды», спортивные тренажеры и многое-многое другое….

Группа для детей с задержкой психического развития, №1 «Солнышко» является разновозрастной, списочный состав 10 детей, состав менялся на протяжении 2-лет, дети поступали в дошкольное учреждение в разное время, поэтому уровень знаний и навыков у них был различен. Позади 37 лет педагогической работы из них 20 лет работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в должности воспитателя. Проблемой развития сюжетно - ролевой игры, ознакомление детей с профессиями занимаюсь на протяжении нескольких лет; за это время  выступила с докладом «Формирование у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста представлений о профессиях» на Всероссийской научно – практической конференции «Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе» (2012); и делилась практическим опытом работы на конкурсах различного уровня, таких как: «Семья – органическое целое» - в путешествие в мир профессий», дипломант республиканского творческого фотоконкурса (2008); 1 Всероссийского творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга» Номинация: конкурс сценариев  детских праздников «Мы в профессии играем», лауреат (2012); Всероссийского творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга» номинация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социального опыта старших дошкольников», дипломант (2012); Международном конкурсе «Мир профессий» диплом за 1место в (2015).

Благодарственное письмо за подготовку детей на Всероссийский конкурс детского рисунка «Хочу стать поваром»; Благодарственное письмо от Всероссийской политической партии «Единая Россия»- конкурс фотографий «Крепкая семья» - счастливое детство» (2014).

В жизни дошкольника с трудностями в обучении игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивая зону его ближайшего развития, оказывая воздействие на развитие всех психических процессов и функций личности в целом. Однако это происходит в том случае, когда создаются особые, специальные условия для развития ребенка и он включается в процесс воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Формирование у детей с трудностями в обучении представлений о себе, об окружающем мире и социальном мире, в т.ч. о профессиях и взаимодействии людей друг с другом является необходимым элементом их подготовки к сюжетно - ролевой игре и обогащения ее содержания. Оно происходит как в процессе специально организованного обучения, так и повседневной жизни детей, хотя особая роль принадлежит именно обязательным занятиям.

Подготовительная работа предшествует сюжетно – ролевой игре, а затем проводится параллельно с ней. Игра позволяет уточнить, конкретизировать и расширять представления о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и т.п.

Формирование этих отношений мы осуществляем на экскурсиях, в процессе наблюдения, дидактических игр и игровых упражнений, в процессе ознакомления с художественной литературой, иллюстративным материалом.

На наших специальных и комплексных групповых и индивидуальных занятиях дети имеют возможность познакомиться с разнообразными свойствами предметов, их назначением, научиться действовать с предметами, знакомятся с профессиями и т. п.

Знакомство с профессией проводим по следующей схеме:

1. Название профессии (Кто варит еду? Кто строит дома? И т.п.)

2. Место работы. (Где работает?)

3. Материал (инструменты), который используется в процессе труда. (Что нужно повару?)

4. Трудовые действия (показ, наблюдения за трудом, проигрывание действий и т.п.), название этих действий: варит, строит.

5. Результаты труда (приготовлен вкусный обед, построен дом, сделана покупка).

6. Значимость и необходимость труда.

А также в работе с детьми по ознакомлению с профессиями широко используем систему дидактических игр.

Овладение ребенком с трудностями в обучении прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений, поэтому дидактические игры мы стараемся разнообразить( по содержанию, используемому материалу, а также по форме проведения).

Важное место в социализации детей с задержкой психического развития и ознакомления их с профессиями занимает экскурсия, где знакомим с деятельностью людей и отношениями между ними в естественных условиях. Во время экскурсий делаем фотографии, которые позволяют сохранить в памяти детей удивительное.

А также при ознакомлении воспитанников с профессиями используем такой вид работы, как беседа по картинке или сериями сюжетных картинок. Для оживления и закрепления о профессиях, об окружающем ребенке природном и социальном мире широко используем произведения художественной литературы, включая их в различные режимные моменты (умывание, прогулки, раздевание и т. д.).

Нами была выдвинута следующая гипотеза:

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:

- осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда через сюжетно- ролевую игру;

- используются разнообразные методы и средства формирование представлений дошкольников о разнообразии профессий

- создана доступная, комфортная предметно - развивающая среда.

Таким образом, целью работы является формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Данную цель решали через следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;

- создать предметно – развивающую среду;

- развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;

- научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие к различным профессиям;

- сформировать у детей добросовестное уважение к труду;

- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Принципы, лежащие в основе работы:

Доступности:

- учет возрастных особенностей детей;

- адаптированность материала возрасту.

 Систематичность и последовательность:

- подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных правил.

Наглядность:

- учет особенностей мышления.

Динамичность:

- интеграции в разные виды деятельности.

Дифференциация:

- учет возрастных особенностей;

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников;

расширять и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых в ближайшем окружении, используя для этого разные формы работы. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

Образовательные:

Расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе

Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.

Заинтересовать родителей в совместной игре  с детьми в профессии.

Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство уважения к труду  взрослых;

Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

Воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности;

Развивать чувство гордости за своих родителей, чувство собственного достоинства;

  1. Участники и их роль в реализации проекта

- воспитатель первой квалификационной категории, со стажем работы более 37 лет. На протяжении долгого в времени углубленно работала над темой: «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях, через сюжетно ролевую игру;

- дети подготовительной группы с задержкой психического развития;

- родители воспитанников

  1. Ресурсы (материальные, информационные, кадровые, технические)

КАДРОВЫЙ СОСТАВ отличается следующими характеристиками:

  • Около двух третей педагогов имеют высшее профильное образование.

Рисунок 1. Уровень образования педагогов

  • Две трети педагогов аттестованы на высшую и первую квалификационные категории

Рисунок 2. Уровень квалификации педагогов.

  • Коллектив обладает высоким уровнем творческих потенциалов, ответственности и трудовой дисциплины.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

В качестве социальных партнеров проекта предполагаются:

  • Родители воспитанников;
  • Студенты-волонтеры из ГФБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»;

Перечисленные учреждения привлекались к подбору содержания и разработке методических вопросов реализации проекта (отбору и адаптации к условиям ДОУ коррекционно-развивающих игр и упражнений по формированию и развитию психических функций).

В период реализации проекта к нему могут присоединиться и другие заинтересованные лица и организации.IMG_0642

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для эффективного развития представлений и кругозора детей с ЗПР о профессиях необходимо несколько специализированных помещений: музыкальный и физкультурный зал, кабинет учителя-дефектолога, групповые помещения IMG_0639

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ расположен на 2 этаже здания. Он оборудован физкультурными снарядами: сухим бассейном, мягкими модулями, гимнастической стенкой. IMG_0636

Для развития общей моторики детей приобретены фитболы. Занятия на них привлекают своей эмоциогенностью, помогают упражнять координацию, тренироваться в выполнении основных движений. Использование тренажеров обеспечивает выполнение необходимого количества локомоций, способствует оздоровлению сердечнососудистой и дыхательной системы, что позитивно отражается на развитии всех сторон личности и усиливает коррекционный эффект.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ также расположен на втором этаже. Он укомплектован необходимой аппаратурой и пособиями для организации различных видов музыкальной и театрализованной, сюжетно-ролевой деятельности. Это и фортепиано, и проектор, современный ноутбук, музыкальный центр,

Фото0287

КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА включает в себя зону для познавательных занятий, для специализированных компьютерных игр и других видов взаимодействия со специалистом.

Наряду с тем, часть условий необходимых для организации ознакомления воспитанников в МБДОУ «Детский сад № 23» г. Чебоксары уже имеется, в группах есть уголки ряжения, необходимые игровые зоны для развития сюжетно-ролевых игр (с учетом программы Шевченко С.Г.): «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Кафе» и т.д.

DSC_0313

DSC_0278

DSC_0290

 

  1. Механизм реализации проекта

1этап - Подготовительный (сентябрь 2014г.)

2этап – Деятельный (сентябрь 2014- февраль 2015г.)

3этап - Оценочный (февраль).

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Повышение

квалификации

Изучение литературы.

Выход в интернет.

Сентябрь

октябрь

Обеспечение воспитательно - образовательного процесса методическими материалами

Определение целей и задач проекта;

-подбор материала, необходимого для реализации проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т.д.);

-разработка мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями;

Подбор диагностических методик и подготовка диагностических материалов для мониторинга уровня развития детей и потребностей родителй.

Разработка интегрированных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями, оформление тематических уголков для сюжетно – ролевых игр, изготовление дидактических игр и пособий, сбор информации для родителей.

Разработка сюжетно – ролевых игр, развлечений с детьми и с родителями

Совершенствование предметно - развивающей среды в группе

Пополнение уголока «Кухня» следующими атрибутами: фартуки, набор посуды, муляжи овощей и фруктов.

Пополнение игр «Больница» атрибутами: набор «Детский доктор».

Внести дидактические и настольные игры: «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков»,

Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть»; К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа».

Оформление альбом «Стихи о профессиях».

Внесение в группу картины «Врач», «Парикмахер», «Повар», «Портной», « Шофер».

Пополнение уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор и т.д.

Педагогическое просвещение родителей

Сотрудничество с родителями (оформление папок - передвижек, подборка фото, литературы).

Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу. Фотовыставка «Наши профессии»;

Информация «Семья - начальная школа реальной подготовки к самоопределению ребенка в мире профессий»

 Выявление знаний детей о профессиях

Проведение диагностики (О.А. Сафонова и др., Куцаковой Л.В.)

Реализация поставленных задач

Составление перспективного планирования с учетом индивидуальных особенностей детей;

Проведение занятий, игр в соответствии с перспективным планом работы.

Разработка конспектов интегрированных занятий.

Деятельность

Работа с детьми - организация совместной деятельности с детьми:

Организации самостоятельной деятельности детей:

Экскурсии - наблюдении (целевое посещение в прачечную, на кухню, за предел детского сада в библиотеку, к перекрестку).

Беседа о профессиях родителей.

Дидактические и настольные игры

 Сюжетно – ролевые игры «Больница» возможные варианты развития игр: «На приеме у врача в поликлинике. «Мама вызывает врача на дом»», «Скорая помощь увозит Катю в больницу» ит. д). «Парикмахерская», «Почта», «Магазин», «Стройка», «Автобус», «Детский сад» и другие.

Пальчиковые игры: «Варим компот»

Отгадывание загадок о профессиях;

Чтение художественной литературы;

Оформление альбома: «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Стихи о профессиях».

Раскрашивание раскрасок «Профессии», «Овощи – фрукты»;

Рассматривание картин по теме проекта из серии « Кем быть?»;

Работа с педагогами

Консультации для педагогов

Выступление на педагогическом совете.

Оформление буклета «Путешествие в мир профессий».

Работа с родителями

Развлечение совместно с родителями;

(Весеннее путешествие - знакомство с женскими профессиями), совместно с участием детей с группы «Колобок»

Викторина «Путешествие в страну «Профессии»; Приложение

Анкета для родителей «Дошкольник и профессия» - Приложение

Оценочный

Оценка уровня работы с детьми

Диагностика уровня сформированности знаний и умений по ознакомлению детей с профессиями

Оценка эффективности работы педагога.

Подведение итогов проведенной работы.

Презентация проекта « В путешествие в мир профессий»


  1. План реализации проекта

мероприятия

сроки

ответственные

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, на пищеблок;

Наблюдение за работой врача, медсестры;

Рассматривание  картины «Врач» из серии «Кем быть?», набора последовательных картинок( отдельные картинки и «раскладушка») по ознакомлению с трудом доктора, дидактические игры «Кому без них не обойтись», «Зачем нужно это сделать?», серии картин и иллюстрации из серии «Профессии взрослых» для установления последовательности трудовых действий

Познание (ФЭМП):

Счет медицинских инструментов, счет витаминок.

Сентябрь

2016 г.

воспитатель,

Беседы: «О профессиях врача, медсестры»; «Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболела», «Что нужно доктору для работы»,

Сентябрь

2016 г.

воспитатель

Чтение стихотворений: К Чуковский «Айболит», В. Берестов «Больная кукла», Е, Благинина «Больной зайка»,, Г. П. Шалаева «Кем мне стать», В, Маяковский «Кем быть». Обсуждение сюжетов, поступков героев.

Пословицы, поговорки о труде взрослых, загадки о предметах труда.

Сентябрь

2016 г.

воспитатель

Сюжетно- ролевая игра «Больница», «Кукла Катя заболела(посещение врача в поликлинику», «Папа вызывает врача к больной дочке» и т. п.

Сентябрь 2016

Октябрь-2016

Учитель-дефектолог,

воспитатель,

Муз. Руководитель

Лепка «Витаминки  для Иринки».

Конструирование «Больница для кукол».

Безопасность «Опасные лекарства»

Слушание: П, Чайковский «Болезнь куклы», разыгрывание сказок «Доктор Айболит», «Бегемот, который боялся уколов».

1. анкетирование «Во что и как играет ваш ребенок дома»,

2. Журнал для родителей «Знакомим ребенка с профессиями»,

3. Оформление информационного стенда: «Организация сюжетно- ролевой игры доиа»,

4. Семейная гостиная «Игра- не забава».

5. Консультация «Познаю мир играя»

6. Фотовыставка «Вот как мы играем»

7. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно- ролевой игры «Больница»

Ознакомление с профессиями и социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры «Больница

Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, жезл, форма, сирена, инспектор); рассматривание картин в альбомах, где изображены различный транспорт, шофер  в машине и т.п.

Наблюдение за машинами и работой шофёра; наблюдение за светофором и действиями транспорта и пешеходов

  Учитель-дефектолог,

воспитатель,

,

Беседа с инспекторам ДПС «У нас в гостях мама нашего воспитанника – Елена Николаевна

Чтение  стихотворений: З. Александрова «Грузовик», С. Маршак «Милиционер», Рассказы Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Б. Житков «Светофор», В. Степанов «Машина».

Сюжетно - ролевая игра «Машина», «Поезд» , «Путешествие на поезде», «Улица» и в театрализованных играх по сюжетам произведений «На машине», «Как ребята переходили улицу» ит. п.

Безопасность: «Будь осторожен на улице», «Играем в положенном месте».

Октябрь-2016

Учитель-дефектолог,

воспитатель

Рисование - раскраски по профессиям. Картинки, предметы необходимые для работы инспектора ДПС.

Конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор, мелкие игрушки для обыгрывания, схемы- рисунки гаражей, машин, схемы – рисунки домов.

Разучивание песни «Машина, машина..»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно- ролевой игры «Дорога», форму для инспектора ДПС

Октябрь-2016

Учитель-дефектолог,

воспитатель

Экскурсия в пищеблок детского сада.

Наблюдение за работой повара, помощником повара.

Дидактические игры «Сварим вкусный борщ», «угадай на вкус». Настольно- печатная игра «Кем быть?».

Рассматривание посуды на кухне, рассматривание предметов – помощников: мясорубка, дуршлаг, половник

Ноябрь-2016

Декабрь 2016

Январь 2017

Учитель-дефектолог,

воспитатель

Беседы: «О профессии повара»; «Кто вкусно готовит», «Что нужно для работы»

Учитель-дефектолог,

воспитатель

Чтение художественной литературы: О, Емельянова «Повар», С. Беляева «Спасибо поварам», В Мирясова «Стихотворение про повара». Лика Разумова «Повар».

Сюжетно- ролевая игра «Кафе».

Лепка «Угощение для кукол», «Фрукты и овощи для повара». «Чашка с блюдцем».

Аппликация «Консервируем овощи».

Рисование «Овощи и фрукты».

Труд: приготовление детьми совместно с поваром салата из фруктов.

Безопасность: «Осторожно, электроприборы», «Как обращаться с ножом»

Экскурсия в детскую библиотеку им А.С. Пушкина.

Наблюдение за работой библиотекаря.

Рассматривание иллюстраций «Профессии»

Учитель-дефектолог,

Воспитатель

Учитель-дефектолог,

воспитатель

Беседы об увиденном на экскурсии. «О профессии библиотекаря»

Беседа о любимых книгах.

Бседа «Для чего нужна библиотека.

Чтение стихотворений «Книжки на неделя», Б. Заходер

«Переплетчица»

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Раскраска «Моя профессия – библиотекарь»

Постройка «Книжкин дом», открывается «Больничка для книг» (вместе полечим книжек).

Совместный проект с родителями «Дом, где живут книги» (создание фотоальбома библиотек города).

Экскурсия в магазин «Магнит»

Наблюдение за работой продавца, кассира, охранника.

Рассматривание иллюстрации картин и картинок на которых изображены различные ситуации в магазине, показаны действия продавца кассира и покупателей6 рассматривание набора последовательных картинок по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего ит. п.(овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.).

Встреча: «у нас в гостя мама воспитанника продаец Магазина «Пятерочка»- Виктория Александровна»

Беседы: «О профессии продавца», «Где мы покупаем продукты», «Что нужно продавцу для работы».

Чтение стихотворений Э. Мошковская «Веселый магазин». Ш. Галиев «Три копейки на покупки», В. Степанов «Продавец» В. Тувм «Овощи», Н. Нищева «Овощной магазин».

Сюжетно- ролевая игра «Магазин», возможные варианты развития сюжетов игр «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек».

Лепка «баранки», постройка магазина.

Привлечение родителей - открывается новый магазин (атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Магазин»).

Участие в консультациях, семинарах, конференциях родителей детского сада

Анкетирование родителей: выявление степени удовлетворенности результатами взаимодействия

Февраль 2017

Подбор диагностических методик и подготовка диагностических материалов для мониторинга уровня развития детей и потребностей родителей

Сентябрь 2016 – февраль 2017

воспитатель,

Творческий отчет о реализации проекта

Привлечение студентов-волонтеров в изготовлении пособий, участии в сжетно-ролевых играх, анкетировании в качестве волонтеров


  1. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности

- Дети: расширились представления о труде взрослых, знают профессии своих родителей и сотрудников детского сада, могут рассказать, что делают родители на работе, в чем смысл их труда, какая польза от этого труда для людей, города, страны. Отражают представление о профессии в рисунках, играх, рассказах. Могут отвечать на вопрос, кем бы ты хотел стать и почему.

- Родители: выросла активность участия родителей в профориентационной работе, с желанием рассказывать детям о своей профессии, готовы продемонстрировать для детей фрагменты своей работы (при возможности это сделать).

- Педагоги: освоили новые приемы и методы работы с детьми по ранней профориентации в детском саду. Пополнена методическая библиотека, приобретены развивающие игры, фильмы по профориентационной тематике, изготовлена картотека игр и пособий.

Появились новые социальные партнеры детского сада по профориентации.

Работа над долгосрочным проектом не завершена, ведется накапливание познавательного, дидактического материала, изготовление атрибутов для сюжетно- дидактических игр по ознакомлению с профессиями.

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта

Очень хочется надеяться, что и родители поддержат наше стремление просветить своих детей, продолжать знакомить с миром профессий, с разнообразием необходимого оборудования и большим значением труда взрослых, помогут детям со временем определиться с выбором будущей профессии. Повысится культурный уровень родителей, их представления о роли воспитателя и детского сада в становлении будущей личности, в выборе профессии.

Список литературы

1.  Агавелян М.Г., Агавелян О.К., Агавелян Р.О. Практикум по развитию социально-перцептивной сферы умственно отсталых школьников. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 1999.

2.  Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002.

3.  Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.

4.  День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. – М.: «Детская литература», 1986.

5.  Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

6. Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

7.  Нефедова К.П. Инструменты. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

8.  Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида) для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

10.Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту.- М.: «Омега», 1998.

11. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005.

12. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Чья профессия нужней, интересней и важней»

Сценарий праздника «Чья профессия нужней, интересней и важней»Автор: Мигунова Людмила Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №7, г. ПензыОписание материала: сценарий предназначен для д...

«ЧЬЯ ПРОФЕССИЯ НУЖНЕЙ, ИНТЕРЕСНЕЙ И ВАЖНЕЙ?» Конкурс «Король и Королева детского сада – 2017» МБДОУ д/с № 29 «Светлячок».

«ЧЬЯ ПРОФЕССИЯ НУЖНЕЙ, ИНТЕРЕСНЕЙ И ВАЖНЕЙ?»Конкурс «Король и Королева детского сада – 2017» МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»....

Педагогический проект "Все профессии нужны, все профессии важны"

В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает    дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов....

Педагогический проект "Все профессии нужны - все профессии важны!"

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Все профессии нужны - все профессии важны!"...

Сценарий летнего праздника «Чья профессия нужней, интересней и важней»

Продолжать формировать  у детей представление  важности и нужности любой профессии взрослых....

Викторина«Чья профессия нужней, интересней и важней»

                                                      ...

Педагогический проект «Все профессии нужны, все профессии важны» старшая группа

Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без у...