Обобщение опыта работы по теме
материал (подготовительная группа) на тему

Шалаева Ирина Сергеевна

Обобщение опыта работы по теме  "Инновационные формы организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_po_opytu.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Речь по обобщению опыта

«…как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 так же определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании  общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.

Цель моей работы: использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада.

Задачи: создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада;

приобщить родителей к участию в жизни группы  через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

В основе взаимодействия с семьей, по созданию единого пространства развития ребенка с использованием инновационных форм организации работы, использовала следующие принципы : преемственность согласованных действий, гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ, открытость, индивидуальный подход в каждой семье, эффективность форм воздействия ДОУ и семьи, обратная связь.

Считаю, что при создании единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи получится неплохой результат, который даст возможность использованию инновационных форм организации взаимодействия с семьей в дошкольном возрасте и будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников  посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участия в образовательном процессе ДОУ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и образования дошкольников между детским садом и семьей.

На сегодняшний день, можно сказать, что у меня сложилась определенная система во взаимодействии с семьей. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Позиция родителей, как и воспитателей, стала более гибкой. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга, создать атмосферу самоуважения.

Формы взаимодействия с семьей: коллективные(родительские вечера, гость группы – родитель, круглый стол, школа молодой семьи, мастер класс, просмотр детской деятельности, дискуссии, вечер вопросов и ответов, игры – викторины и т.д.)

Наглядные  (Беседы, консультации специалистов, анкетирование, книга отзывов,

родительская почта, школа проектов, спонсорская помощь родителей в оснащении предметно – развивающей среды, советы от родителей, посещение на дому)

Наглядно- информационные  (оформление стендов, уголков для родителей, выпуск буклетов, разработка «медалей» для поощрения, методическая копилка для родителей, советы от родителей, фотогалереи, фоторепортажи, экспозиции)

Интересной и достаточно новой формой являются «Родительские вечера». «Родительские вечера» – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Проводить их можно1 раза в месяц, или 1 раз в квартал, либо с детьми, либо с родителями. Считаю, что их можно заменить даже на родительское собрание. Темы могут быть следующими:«Вопросы детей, которые ставят нас в тупик»,«Праздники нашей семьи»,«Наказания и поощрения в нашей семье»,«Благодарственные слова – когда и как научить ребенка выражать благодарность» и др.

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей.

Взаимодействие с семьей все – таки во многом зависит от самого воспитателя, от его желания, творческой изюминки и даже смелости!

Считаю, что методическое обеспечение реализации Программы способствует сотрудничеству, взаимодействию и доверительности в организации взаимодействия с семьей. Полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать условия для единого пространства и сотрудничества при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи – вот главный уровень. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

И, наконец, последнее. Сама проблема использования инновационных форм организации взаимодействия с семьей в дошкольном возрасте не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье, педагогам, родителям и детям. Этому надо учиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная работа с родителями».

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...