"Воспитать патриота-важная педагогическая задача"
статья на тему
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.»
С. Михалков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitat_patriota.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитать патриота-важная педагогическая задача».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.»
С. Михалков.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются базисные основы личности, когда начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Всё это формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины- родного села, города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знаний истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, городу, краю, наконец, к большой Родине. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Раскрывая перед ребёнком окружающий мир, развивая в дошкольнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей малой Родине, мы воспитываем свободную, творческую, толерантную личность. Личность, знающую и уважающую родную культуру, культуру народов ближайшего национального окружения. У детей, имеющих общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного народа, никогда не возникнет желание предать, унизить, оскорбить. Только в благоприятных условиях, с точки зрения задач воспитательной работы по патриотическому воспитанию, в растущем человеке смогут формироваться начала духовности, необходимые для развития внутреннего мира личности. У ребёнка будет формироваться адекватное отношение к себе, к своим родным и близким, друзьям, к обществу в целом. Исходя из этого, у дошкольника будут сформированы основы гражданственности, уважение к правам человека.
Работу по патриотическому воспитанию в детском саду необходимо строить с последовательным расширением тематики и усложнением материала. Не стоит педагогам ограничиваться и в выборе литературы, пособий, методов и средств работы. Важно основой образовательной деятельности при восприятии содержания воспитательной работы сделать не запоминание ребёнком информации, а активное пробуждение эмоций и чувств в процессе её усвоения. Поэтому большое внимание необходимо уделять использованию различных видов игр, проведению народных праздников, развлечений, экскурсий, посещению музеев, выставок, организации встреч с интересными людьми и т.д. Главными условиями реализации содержания воспитательной работы должны выступать знания воспитателей и родителей об истории своего села, о культуре, искусстве, устном творчестве своего народа. Необходимыми также являются знания о произведениях местных авторов, традициях, природных достопримечательностях края. Ещё одно важное условие - это создание предметно-дидактической среды в детском саду и дома для ознакомления дошкольников с родным селом, городом, приобщения их к духовным и материальным богатствам родного народа.
Нельзя говорить о воспитании любви к малой Родине без сообщения детям определённых знаний о ней. Содержание знаний должно включать несколько направлений. Прежде всего, ребёнок должен знать о себе, о своих правах и обязанностях. С интересом дошкольники знакомятся со значением своего имени: кто и почему дал ему это имя, что оно обозначает. Знакомство детей с устройством человеческого тела, внутренними органами и системами, закладывает в них основы здорового образа жизни, складывает понимание, что они нужны своему обществу здоровыми. При формировании у ребёнка представления о том, что он является полноправным членом семьи, коллектива, страны, зная о своём Свидетельстве о рождении и его данные, дошкольник начинает осознавать, что независимо от расовой, национальной, социальной принадлежности, пола, возраста, языка, личностного и поведенческого своеобразия, все люди равноправны, свободны и что каждый имеет право на фамилию, имя, отчество, гражданство.
Особое внимание нужно уделить и формированию представлений о самых близких родственниках: родителях, братьях, сестрах, бабушках, дедушках. В беседах с детьми о членах семьи, укладе жизни, традициях, стиле взаимоотношений, привычках, правилах, о том, как они отмечают знаменательные для семьи даты, праздники, готовят друг другу подарки, сюрпризы и т.д., закладываются основы бережного, уважительного отношения к институту семьи (семейный патриотизм), к своей родословной.
Другой, после семьи, коллектив ребёнка - это детский сад. Полюбив его, научившись уважать сотрудников детского сада, их труд, своих сверстников, дошкольникам легче вступить в следующий этап жизни, адаптироваться в иных условиях. Это тоже неотъемлемый пункт работы по патриотическому воспитанию.
Наверное, самым ярким моментом в ходе всей воспитательной работы по патриотическому воспитанию будет являться работа по ознакомлению и познанию своей малой Родины. Научив называть свой адрес, знакомя с легендой или преданием села, города, с традициями местности проживания, с картой, с достопримечательностями и жителями, давая представления об истории малой Родины, об известных людях, прославивших её, мы формируем у детей представления о значимости малой Родины в судьбе каждого человека и истории большой Родины. Они начинают осознавать, что все люди равноправны и живут дружно.
Также обязательным элементом работы по патриотическому воспитанию является знакомство детей с государственными символами: флагом, гербом, гимном. Необходимо дать понятие, что любой из них какого села или города не был бы, обозначает миролюбие, стремление к свободе, дружбе. Имея представления о народах малой Родины, дошкольники начинают понимать, что все равны и свободны, уважают друг друга и живут дружно. При этом обязательно надо давать представления о том, как люди жили раньше, чем занимались, как живут сейчас, как изменились быт, труд, средства передвижения, средства массовой информации.
Никак нельзя обойти тему природы родного края. Знакомство с природными богатствами, такими, как лес, полезные ископаемые, озёра, реки, а также с достопримечательностями природы (заповедником, заказником и др.), с экологическим состоянием региона, лишь усиливает положительное отношение к родному краю, формирует экологическую культуру, т.е. ценностно- бережное и духовно- нравственное отношение к природе и окружающей среде.
Каждая местность, так или иначе, связана с именами известных людей, прославивших её. Знакомя с именами героев - земляков разных войн и их подвигами, с улицами, сёлами, названными в честь знаменитых людей и героев войны и труда, у дошколят развивается чувство гордости за славных земляков и желание стремиться быть похожими на них.
При знакомстве дошкольников с бытом и традициями своего народа, о традиционных народных праздниках, играх, национальной одеждой и национальными блюдами дети начинают осознавать самобытность и уникальность малой Родины.
Живой интерес дошкольники проявляют при знакомстве с декоративно- прикладным искусством, с народным и современным танцевальным и песенным творчеством села, города, его исполнителями. Ребёнок выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при знакомстве с произведениями местных художников, скульпторов, музыкантов, мастеров-умельцев. Для реализации этого пункта работы по патриотическому воспитанию нужно создавать условия для самостоятельной изобразительной, песенной и танцевальной деятельности детей.
Не менее важным условием патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует к бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»,- эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так ка в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку. Может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи .Добровольность участия каждого-обязательное требование и условие данной работы.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Патриот- это тот, кто любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина, она одна. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединён с ним, как дерево корнями с землёй, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.
Литература:
- Агишева Р.Л. «Я познаю Башкортостан». Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и учителей нач. классов. Уфа. Изд-во ИРО РБ, 2011г.
- Агишева Р.Л. «Я-башкортостанец». Программа-руководство для детских садов. Уфа. Изд-во БИРО, 2003г.
- Doshvozrast.ru/metodich/pedsovet03.htm
- Mdou-pervouralsk.narod.ru/index/0-32
Из опыта работы воспитателя МБДОУ Детский сад с. Старые Тукмаклы муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан Садертдиновой Дианы Фидоусовны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропаганда здорового образа жизни как важная социально-педагогическая задача
Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.Под пропагандой здоровог...
Типы педагогических задач и их характеристика
1.Педагогическая задача;2.Классификация педагогических задач;3.Этапы решения педагогических задач;4.Вывод...
педагогическое мастерство в решение педагогических задач
педагогическое мастерство...
Статья "Потешка - простое средство для решения сложных педагогических задач".
Статья "Потешка - простое средство для решения сложных педагогических задач" поможет воспитателю найти подход к маленьким детям и их родителям в первый год пребывания детей в ДОО....
Воспитать патритота - важная педагогическая задача.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание....
Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач
презентация для педагогов...
консультация для родителей: "Воспитать достойного гражданина планеты – задача каждого"
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, природа могучий древний источник познания и воспитания человечества....