ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: «ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
статья на тему

"Игра как метод экологического воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл публикация18.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

«Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебрянных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В.А. Сухомлинский

    В период дошкольного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанного -правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дифицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота, рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.  

    В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Многие психологи рассматривают проявление игровой деятельности, как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо игры. Поэтому если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (ферма, зоопарк, цирк и т.д.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились и вызвали эмоциональный отклик, которое ее спровацировало. Так же игра, в дошкольном периоде выполняет ряд важных функций. Например, компенсаторная функция игры основанна на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря – это альтернатива действительности, и потому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции поведения и состояния ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

   Использование игры в процессе обучения, в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений высказанных, известными исследователями, педагогами и психологами. И все таки какими же элементам игры стоит отдавать предпочтение при использовании игровых ситуаций на экологических занятиях? В зависимости от учебной задачи и содержания занятия вравной степени могут быть использованны: сжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персонажи и т.д. В любом случае характер игры определяется логикой построения занятия, которое направлено на достижение определенной дидактической цели. С самого начала ход игры регламентирован, его определяет воспитатель, который должен детально продумать, подготовить,организовать и направить игру в нужное русло.

    В экологическом воспитании так же зачастую используются – игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательн-образовательных задач. Выявленно три типа ИОС:

- ИОС путешествия – в процессе такой игры дети узнают много нового. В каждом случае, игру стоит продумывать таким образом, чтобы дошкольники оказались в качестве путешественников, исследователей, туристов или экскурсантов, что поможет им «побывать» во многих местах. В таких обучающих ситуациях большую помощь педагогу окажут атрибуты, это может быть походный рюкзак, фотоаппарат, подзорная труба, бинокль и т.д.;

- ИОС с литературными персонажами. Игры с такими героями всегда воспринимаются детьми, очень эмоционально. С помощью образа Незнайки, Айболит, карлсона и др. можно активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач программного содержания;

- ИОС с игрушками аналогами – этот тип строится на игрушках, которые изображают животных и растения. В данное время существует большое количество таких игрушек.Главный смысл – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом .

    Все рассмотренные типы ИОС трубуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Обучение с использованием ИОС в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени т.к.хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект.

    Таким образом преимущества игрового обучения по сравнению с традиционным рассматриванием картин очевидны. Дошкольники практически овладевают игроввым действием, активно учавствуют в воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Игра как метод экологического воспитания

Данный материал рассматривает словесные игры и упражнения как одно из средств экологического воспитания дошкольников....

Игра, как метод экологического воспитания.

Значимость  игровой деятельности в  экологическом воспитании детей старшего  дошкольного возраста....

Игра как метод экологического воспитания

Игра ка метод экологического воспитания...

Консультация "Игра - как метод экологического воспитания"

КонсультацияНа тему: «Игра  - как метод экологического воспитания». Связь игры с экологическим воспитанием.В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это ...

Статья на тему: «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Отчёт по самообразованию на тему: "Игра -как метод экологического воспитания дошкольников"

Данный проект развивает позновательные способности дошкольника, нацеливает на получение новых знаний, их обобщение и закрепление....