Игра как метод экологического воспитания
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Игра как метод экологического воспитания.
«Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
А.С. Макаренко.
Игра - явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности детского коллектива.
В жизни детей дошкольного возраста игра занимает большое место, она является ведущей деятельностью этого периода.
Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает их, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
Усвоение знаний о природе с помощью игры, настраивающей ребят на сопереживание, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Главное условие игры – наличие у детей знаний о природном окружении, о деятельности людей в нем.
Игра становится методом экологического воспитания, если намерено организована воспитателем и внесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Для реализации целей экологического воспитания я использую в средней группе литературные произведения, содержание которых связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много. Это прежде всего народные и авторские сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Красная шапочка», «Доктор Айболит»). С куклами, изображающими главных героев сказок, мы строим различные игровые ситуации, которые помогают решить программные задачи ознакомления детей с природой.
В подготовительной к школе группе я использовала персонажи произведений Н.Носова Знайки и Незнайки. С их помощью у старших дошкольников можно развивать познавательную активность, интерес к обучению. Незнайка может участвовать в самых различных мероприятиях, но во всех случаях он делает неверные предположения, дает неправильные советы. Его учат дети и воспитатель. Ребята при этом уточняют и закрепляют свои знания о природе. С образом Айболита у детей связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. Айболит может выполнять очень важную для экологического воспитания функцию – делать профилактические осмотры растений и животных.
Во время прогулки мы с детьми обращаем внимание на стайки воробьев, наблюдаем за ними, подчеркиваем, что воробьи пугливы, к себе близко не подпускают. Затем проводим игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц. При проведении осенних наблюдений за деревьями дети рассматривают листья березы, клена, тополя. Потом мы проводим игру «Найди дерево». С детьми старших групп, когда они получают первые знания о лесе и его обитателях, проводим подвижные игры: «У медведя во бору», «Волк во рву», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса».
Большую роль в закреплении знаний о природе дают разнообразные дидактические игры. Со старшими дошкольниками мы играем в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото», «Живое - неживое», «Дикие животные», «Круглый год» и т.д.)
В практике мы с ребятами используем различные игры, например «Закончи предложение». Я говорю начало фразы, а дети должны придумать конец: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...». Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает зеленое?», «Что бывает круглое?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Игры можно придумать на самые разные экологические темы, но всех случаях они помогут закрепить знания о природе, научить использовать их в нужный момент.
Т.И. Калинина.
воспитатель детского сада № 65
«Колосок» общеразвивающего вида
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....
Игра как метод экологического воспитания
Данный материал рассматривает словесные игры и упражнения как одно из средств экологического воспитания дошкольников....
Игра, как метод экологического воспитания.
Значимость игровой деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста....
Консультация "Игра - как метод экологического воспитания"
КонсультацияНа тему: «Игра - как метод экологического воспитания». Связь игры с экологическим воспитанием.В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это ...
"Игра-как метод экологического воспитания" - консультация воспитателям
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Словесные игры построены на словах и дейст...
Игра как метод экологического воспитания старших дошкольников.
В статье говорится о важности игры для формирования экологической культуры, для повышения экологических знаний у детей дошкольного возраста....
Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к носильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подр...