Экспериментальная площадка на тему: «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ».
методическая разработка (подготовительная группа)
Экспериментальная площадка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментальная площадка на тему:
«Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий
в условиях ДОУ».
На современном этапе в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. В 273 Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации» определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного… материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».
Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни.
Основные функции дошкольного образовательного учреждения по приобщению детей к национальной культуре: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через художественно-эстетическую направленность. Исходя из этого в детском саду назрела необходимость разработки программы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста с учётом национально-регионального компонента.
С 2014 г. детский сад работает в режиме муниципальной экспериментальной площадки «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ» которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности дошкольников и предназначена для детей старшей и подготовительной группы детского сада. Руководителем которой являюсь я, Видякина И.И.
Новизна данной программы заключается в том что, в ней представлены материалы для экспериментальной работы по развитию национальной культуры детей, посредством художественной обработки материалов, включающие в себя работу по изготовлению мотивов национального орнамента, сочетания форм, элементов, цвета, расположения узора и технику выполнения, знание названий элементов одежды на мордовском языке в технике квиллинг (бумагокручение).
По данной программе для себя я разработала перспективный план по которому ведется работа. Занятия проходят два раза в месяц во второй половине дня. На первом занятии дети знакомятся и изготавливают элементы мордовского орнамента (круг, квадрат, ромб, крестик, треугольник, восьмиконечная звезда, С-образный элемент, звёздочки, крылышки, солнечный узелок, куриные лапки, квадрат с продленными сторонами и углами). На втором занятии дети учатся украшать и чередовать мотивы национального орнамента. Для занятий этим видом требуется совсем немного материала: цветная двухсторонняя бумага, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, пустая гелевая паста, зубочистка. Материалы доступны и недорогие, а сувениры, картинки, поделки из них получаются очень красивые и оригинальные, и приносят много радости детям, потому что сделаны своими руками.
Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Вот почему в процессе систематических занятий рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы мордовского орнамента, подобрать цвета и придумать композиционное решение.
Техника заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки, пустой гелевой пасты), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. Занятия этим видом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности, включающие в себя работу по изготовлению мотивов национального орнамента, сочетания форм, элементов, цвета, расположения узора и технику выполнения, знание названий элементов одежды на мордовском языке.
Таким образом работая по данной программе дети учатся различным приемам работы с бумагой, расширяют объем знаний об искусстве: формируют умение отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности, развивают интерес к национальной культуре, учатся передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, учат названий элементов одежды на мордовском языке, художественные и творческие способности на основе ознакомления обучающихся с мордовской национальной культурой, формируют словарный запас, проявляют интерес к мордовской народной культуре, стремятся научиться сами создавать изделия, радующие окружающих.
Данный опыт работы постоянно распространяется на районных методических объединениях. Лучшие детские работы принимают участие во всероссийских и международных интернет конкурсах и занимают призовые места. С работами наших детей мы постоянно принимаем участие в районных, республиканских конкурсах этой зимой участвовали в конкурсе «Креативная елка», «Бабань парь». Организовывали выставки на таких праздниках как: «Шумбрат, Мордовия», «День поля», «День сельского хозяйства», «День города», «Сабантуй», так в прошлое воскресенье мы организовывали выставку на фестивале мордовской песни «Кайгоза шачем масторозень мороц!».
Таким образом, мы формируем у детей интерес, любовь к Родному краю, национальной культуре и учим создавать национальный колорит необычным способом используя современную технику бумагокручения квиллинг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад выступление на тему:"Современные технологии дошкольного образования в области художественной обработки материалов.Квиллинг"
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики....
Консультация для родителей "Всестороннее развитие детей посредством художественной литературы"
Уважаемые родители, ознакомившись с данной консультацией, каждый из вас сможет научиться эффективному использованию художественной литературы для всестороннего развития своего ребёнка....
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Конспект НОД по области познания в подготовительной группе Тема: «Экологическое развитие детей посредством художественной деятельности. Техника кляксография.»
формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Расширение представлений о нетрадиционных видах художественной деятельно...
«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»
Краткосрочный проект по лепке для детей группы ДОО на тему: «Лепка кота из пластилина»...
Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...