Проект "Крепкая дружба больших и малых народов"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krepkaya_druzhba_bolshih_i_malyh_narodov_2_-.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок» | ||
143966, Московская область, г. Реутов ул. Гагарина, дом 20 Тел: 8 495 528 83 19 | ИНН/КПП: 5012080056/504101001 ОГРН: 1135012005446 email: detskysad.9@gmail.com |
Проект
«Крепкая дружба больших и малых народов»
Подготовил: воспитатель МАДОУ №9
«Светлячок»
Пахорукова Елена Геннадьевна
г. Реутов 2016
Проект
«Крепкая дружба больших и малых народов».
Актуальность.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова. Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, мордвины, армяне, азербайджанцы, башкиры, евреи, казахи, корейцы, немцы, поляки, таджики, украинцы, цыгане, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, традициях, жизни другого народа нашего многонационального государства. Наша группа тоже многонациональна. Ее посещают дети 7 национальностей: 1 цыган, 1 коми-пермяк, 1 белорус ,2 украинца, 2 азербайджанца, 2 армянина и 12 русских. Дети вместе со второй младшей группы. С того времени состав группы изменился незначительно. Наши ребята разные: у них разный цвет волос, кожи, разрез и цвет глаз. Многие из них говорят не только на русском, но и на своем национальном языке. За время пребывания в нашей группе они подружились, все чувствуют себя одним большим и дружным коллективом: вместе играют, поют, рисуют, иногда спорят и даже ссорятся, но все это не мешает им быстро помириться и продолжить дружить, играть, помогать друг другу.
Поэтому мы решили больше узнать о культуре и традициях тех национальностей и народов, к которым принадлежат наши дети. Так появился проект «Крепкая дружба больших и малых народов».
Проект построен на следующих принципах:
- Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.
- Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.
- Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.
- Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.
Цель проекта – вызвать толерантное отношение детей разных национальностей, посещаемых нашу группу друг к другу и к другим национальностям.
Задачи:
Образовательные: Познакомить ребят с особенностями культур разных народов, живущих бок о бок в нашем городе, познакомить с их обычаями, традициями, фольклором.
Воспитательные: способствовать развитию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота; воспитывать у детей чувство толерантности, уважать культуру и традиции своего и других народов.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, креативное мышление, пополнить словарь детей словами, принадлежащих разным народам, развивать творческую активность.
Тип проекта:
-исследовательский /творческий
- групповой
- долгосрочный (1год)
Руководитель проекта:
Пахорукова Елена Геннадьевна
Участники проекта:
- дети
- родители
- воспитатели группы
- музыкальный руководитель
-инструктор по физическому воспитанию
Прогнозируемый результат:
Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов, нашей многонациональной страны, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
План работы по знакомству с каждой национальностью в рамках проекта
«Крепкая дружба больших и малых народов»
Нашу группу посещают дети 7 национальностей: 1 цыган, 1 коми-пермяк, 2 украинца, 1 белорус, 2 азербайджанца, 1 армянин, русские-15. С этими национальностями мы знакомились по следующему, общему для всех национальностей и народностей, плану:
Этапы | Мероприятия |
1.Знакомство с представителями данной национальности. | Встреча с родителями ребенка (представителя той или иной национальности) для знакомства. |
2.Знакомство с речью, фольклором, обычаями, традициями, литературой, национальными костюмами народа. | Слушание сказок, песен, стихотворений, произведений, поговорок, пословиц изучаемого народа. Отгадывание загадок, ребусов. Рассматривание иллюстраций, книг. Просмотр национальных мультфильмов. Изготовление кукол в национальных костюмах. |
3.Знакомство с искусством народа | Знакомство с детской литературой, живописью (национальным орнаментом), скульптурой, театром, танцами, песнями, музыкой. |
4.Знакомство с национальной кухней народа | Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, презентация, дегустация национальных блюд с разрешения родителей. |
5.Итоговое мероприятие. | 1) Выставка рисунков, поделок. 2) Досуг. |
График работы по знакомству с национальностями и народностями:
Национальность/ народность | Примерные сроки работы | Кол-во семей/ ответственные | Итоговое мероприятие | |
1 | Армяне | Сентябрь 2015г. | 2/ семья Аратюнян | Досуг «Путешествие в Армению» |
2 | Цыгане | Октябрь 2015г. | 1/ семья Рудневых | Досуг «Друзья вольного ветра» |
3 | Азербайджанцы | Ноябрь 2015г. | 2/ семья Карабдаговых | Досуг «Азербайджан-страна огней!» |
4 | Коми-пермяки | Декабрь 2015г. | 1/ семья Пахоруковых | Досуг «В гостях у коми-пермяков» |
5 | Украинцы | Январь 2016г. | 2/ семья Бойко | Досуг «Ночь перед Рождеством» |
6 | Белорусы | Февраль 2016г. | 1/ семья Муриных | Досуг «Путешествие в Белоруссию» |
7 | Русские | Март - апрель 2016г. | 12/ семьи Полывянных, Друшляковых. | Досуг «Русское раздолье» |
8 | Итоговое занятие | май 2016г | все семьи группы/ педагоги группы и родительский комитет | ДОСУГ «Мы - разные, но мы вместе!!!» |
В реализации проекта и проведении итогового мероприятия: досуга «Мы - разные, но мы вместе!!!» принимали активное участие все семьи воспитанников группы, педагоги группы и специалисты ДОУ.
Достигнутый результат:
В ходе работы над проектом у наших детей открылся неиссякаемый творческий потенциал, стремление познавать новую культуру, обычаи и традиции других народов и народностей. Дети активно принимали участие во всех мероприятиях, проявляли креативность при выполнении творческих заданий. Заметно возросло уважительное отношение к ребятам других национальностей, стало возникать желание больше узнать о традициях своего народа и поделиться ими с друзьями. Работа над проектом на этом не заканчивается. Мы заложили первый камень в постройке фундаментального здания, требующего каждодневной, кропотливой и очень внимательной работы педагогов и родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
«Крепкая дружба больших и малых народов.
«Армяне».
Этап |
Формы работы | Участники | Пополнение ППРС |
1 этап подготовительный | 1.Совместное планирование деятельности 2.Составление схемы реализации проекта 3.Подбор методической литературы 4. Составление плана работы 5.Сбор материалов по истории Армении 6. Подбор литературы по теме, составление картотеки (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы.) | Воспитатель Воспитатель Родители | |
2 этап Исследовательский | Рассматривание книг с целью знакомства с коми-пермяками | Воспитатель Дети | |
Просмотр презентации «Достопримечательности Армении» | Воспитатель Дети | Ноутбук, проектор | |
Рассматривание иллюстраций «Животный и растительный мир Армении» | Воспитатель Дети | Картинки с изображением растений и животных | |
Рассматривание куклы в национальном костюме | Воспитатель Дети Родители | Кукла в национальном костюме | |
Прослушать гимн, рассмотреть герб, флаг Армении | Воспитатель Дети | Гимн, герб, флаг | |
Встреча с представителями армянского народа | Воспитатель Дети Родители | Пригласить родителей Аратюнян Э. | |
Рассматривание альбомов с последующей беседой «Путешествие в Армению» | Воспитатель Дети Родители | Альбомы: «Традиции Армении», «Кухня Армении», «Армянский национальный костюм» |
| Чтение художественной литературы с последующим обсуждением | Воспитатель Дети | Художественная литература |
Знакомство с малыми фольклорными формами (пословицы, поговорки») | Воспитатель Дети | Альбом «Армянские пословицы и поговорки» | |
Слушание армянских народных мелодий | Воспитатель Дети | Создать фонотеку армянских народных мелодий | |
Д/и «Лото» (костюмы) Д/и «Собери орнамент» Д/и «Собери картинку» (достопримечательности Армении) Д/и «Найди пару» (герб, флаг) | Воспитатель Дети | Настольно – печатные игры | |
Словесная игра «Составь описательный рассказ по плану» Словесная игра « Подбери похожую пословицу» | Воспитатель Дети | Картинки Картотека армянских и русских пословиц | |
Сюжетно – ролевая игра «Встречаем гостей» | Воспитатель Дети | Пополнить игру атрибутами: изготовить из солёного теста национальные блюда» | |
П/и «Козлик –козлик» П/и «Пастух» П/и «Перетягивание палки» П/и «Цветки и ветерки» | Воспитатель Дети | Сделать или обновить маски к играм | |
Загадывание и отгадывание загадок о фруктах Армении» | Воспитатель Дети | Альбом «Фрукты Армении» | |
Аппликация «Украсим фартук армянским узором» | Воспитатель Дети | Альбом «Народные Орнаменты» | |
Рисование «Огнедышащие горы» | Воспитатель Дети | Картина с изображением горы Арарат | |
Лепка «Натюрморт. Фрукты Армении» | Воспитатель Дети | Декоративное панно «Натюрморт из солёного теста» | |
Конструирование «Храмы Армении» (конструктор) | Воспитатель Дети | Альбом «Храмы Армении» | |
3 этап Итоговое мероприятие | Досуг «Путешествие по Армении». Чаепитие. Дегустация традиционных армянских блюд. | Дети Воспитатель Родители | Подготовить атрибуты для итогового мероприятия. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
«Крепкая дружба больших и малых народов. «Цыгане».
Этап |
Формы работы | Участники | Пополнение ППРС |
1 этап подготовительный | 1.Совместное планирование деятельности 2.Составление схемы реализации проекта 3.Подбор методической литературы 4. Составление плана работы 5.Сбор материалов по истории цыганского народа. 6. Подбор литературы по теме, составление картотеки(стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы). 7.Пошив кукол в национальных костюмах 8.Постановка цыганского танца. 9.Пошив костюмов для итогового выступления | Воспитатель Воспитатель Родители Воспитатель Воспитатель, родители Родители воспитатели | |
2 этап Исследовательский | Рассматривание книг с целью знакомства с цыганами | Воспитатель Дети | Энциклопедии, книги с иллюстрациями цыган, наглядные пособия. |
Ситуативный разговор «Мы такие разные – но дружные» | Воспитатель Дети | ||
Просмотр презентации «Образ жизни, традиции и обычаи цыган» | Воспитатель Дети | Ноутбук, проектор | |
Рассматривание кукол в национальных костюмах. Сюжетно-ролевые игры с куклами. | Воспитатель Дети Родители | Куклы в национальных костюмах | |
Слушание цыганских народных мелодий и сказок. | Воспитатель Дети | Создать фонотеку цыганских народных мелодий | |
Встреча с представителями цыганского народа | Воспитатель Дети Родители | Пригласить родителей Руднева Р. | |
Рассматривание альбомов с последующей беседой «Путешествуем по цыганским тропам» | Воспитатель Дети Родители | Альбомы: «Цыганские традиции», «Цыганский национальный костюм» | |
«Знакомство с цыганской культурой» | Чтение художественной литературы с последующим обсуждением | Воспитатель Дети | Художественная литература |
Д/и «Что лишнее?» (костюм) Д/и «Четвёртый лишний» (животные) Д/и «Собери орнамент» Д/и «Собери картинку» (пазлы с изображением цыган) Д/и «Найди пару» (герб, флаг) | Воспитатель Дети | Настольно – печатные игры | |
Сюжетно – ролевая игра «Купи коня!» | Воспитатель Дети | Пополнить игру атрибутами: цыганские костюмы, игрушечный конь. | |
П/и «Курица» П/и «Змейка» П/и «Краски» П/и «Жмурки» | Воспитатель Дети | Подготовить атрибуты к играм | |
Аппликация «Цыганский талисман» | Воспитатель Дети | Альбом «Цыганские талисманы», материалы для аппликации | |
Рисование «Украшения для милых дам» | Воспитатель Дети | Картина с цыганскими украшениями, материалы для рисования. | |
Лепка «Резвые кони» | Воспитатель Дети | Изображения лошадей, схема лепки, материалы для лепки. | |
Конструирование «Загон для лошадей» | Воспитатель Дети | Изображение лошадей, конструктор. | |
Музыка «Танец маленьких цыганят» | Воспитатель Дети Музыкальный работник | Подготовить атрибуты для танца, аудиозапись. | |
Знакомство с национальной цыганской кухней. | Знакомство с национальной кухней: рассматривание иллюстраций, дегустация блюд, с разрешения родителей. | Воспитатель Родители Дети | Иллюстрации с традиционными блюдами. |
3 этап Итоговое мероприятие | Выступление на итоговом мероприятии «Друзья вольного ветра» | Воспитатель Дети Музыкальный работник Родители | Подготовить атрибуты для итогового выступления |
Приложение № 3
Сценарий итогового выступления,
по результатам знакомства детей с культурой и бытом цыган
«Друзья вольного ветра»
Выступление руководителя проекта, представление итогового мероприятия.
Сценка «Купи коня!»
В зале звучит мелодия из фильма «Будулай». Выходит цыган с конем.
Цыган: Купи коня, добрый конь,
Добрый конь, не конь-огонь!
Умней меня, купи коня.
Не продал бы, да деньги нужны,
На ярмарку спешу, Купи коня!
(цыган предлагает детям коня, дети отказываются: денег нет, мне конь не нужен, я езжу на автомобиле и т.д.)
Выбегает цыганка: Мне приснилось стала я цыганкой
Умею петь красиво танцевать
И все меня с улыбкой встречают
А я могу судьбу всем предсказать…
Цыган, звенит в бубен.
Цыган: Низкий вам поклон, друзья.
Вместе: Сам-то откуда и куда?
Цыган: Я цыган Замора!
Вместе: Ну и умора!
Цыган: Я из цыганского хора,
Пою басом, запиваю квасом,
Заедаю ананасом.
Вместе: Ты нам зубы-то не заговаривай, говори, что надо и проваливай!
(вбегает медведь, рычит)
Скоморохи: А это кто такой?
Цыган: А это из табора медведь мой. Один не хожу, медведя с собой вожу,
Всех развлекает, поёт да играет.
1-ый А если медком накормить сладко?
2 ой Да шерстку расчесать гладко?
Цыган: Будет в бубен он играть, веселить и забавлять (даёт медведю бубен, он звенит в бубен, кувыркается, делает колесо и рычит).
1-ый Смотри, кувыркается, нам медведь такой нравится.
2-ой Да ты его хватай!
1-ый Да не даётся, передними ногами дерётся.
2-ой Да какие же ноги, это же лапы, это ж медведь косолапый!
(медведь рычит, машет лапами)
1-ый: Перезвон гитары слышу!
Цыган: Пляской огненной, задорной,
Вновь цыганочка звучит.
Цыганский табор веселит.
Цыганский танец в исполнении родителей и детей.
Выбегают родители в цыганских костюмах, и танцуют цыганский танец. В ходе танца к ним присоединяется цыган и цыганочки-девочки -они выполняют различные плясовые движения. С окончанием музыки все встают на колено, девочки держат в руках края юбок.
Ведущий (цыганка): Чтение стихотворения о цыганах.
Во сне дороги – словно реки. Кибитка кораблем плывет,
И шумный гомон пестрых юбок за той повозкою идет.
Лишь в такт шагов звучат мониста, неведомый огонь в глазах
Мать, прижимающая сына, мальчишку смуглого в слезах.
Всевышний Бог им дал приволье, вольны как птицы в небесах,
Но им хотелось тяжесть будней забыть в своих тревожных снах.
По миру словно ураганом они разбросаны навек,
Идет за конною упряжкой с кнутом усталый человек.
Лишь Богу одному известно, где будет завтра сей народ,
Цыган и сам не замечает, какой дорогою идет.
А может, Божье провиденье поможет счастье им найти,
И будет не нужна дорога, и будет некуда идти.
Ведущий (цыганка): Здравствуйте, дорогие ! Сегодня наш табор зашел к вам на огонек!
Наша старейшая цыганка Шувани - дочь огня и ветра, расскажет вам о наших традициях, обычаях и образе жизни.
Презентация «Цыгане»
- Цыгане живут во многих странах Европы, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Много цыган проживает и на территории нашей Родины – России. В нашей стране цыгане говорят на цыганском языке, в основу которого был положен русский язык. Исконными профессиями цыган всегда были торговля лошадьми, музыка и гадания. Сегодня многие русские цыгане имеют хорошее образование, занимаются бизнесом, работают в сельском хозяйстве, культуре и промышленности.
- «День цыган» (8 апреля) - это праздник, который цыгане каждый год отмечают по всему миру. В этот день по всему миру проходят концерты и фестивали, на которых все желающие могут окунуться в красочную культуру цыганского народа.
- Цыганский флаг разделён на два поля — синее и зелёное, символизирующие небо и землю.
В центре флага находится красное колесо, обозначающее, что всю свою жизнь цыган находится в пути. - Цыганская культура очень разнообразна и богата. Среди цыган есть художники, музыканты, танцоры, поэты, цирковые артисты. Особенно славится своей красотой музыкальная культура цыган – яркая и необычная. Цыгане любят песни и танцы, их народ невозможно представить себе без музыки и веселья. Песни и пляски цыган очень популярны во всем мире.
- Цыгане – кочевой народ. Раньше большую часть жизни они путешествовали, передвигаясь в кибитках, где они перевозили свои семьи и имущество. Сегодня большинство цыган имеют в России постоянные дома.
Цыганские наряды – символ легкости и веселья, с которым цыгане идут по жизни. Они яркие и красочные, пышные и одновременно удобные для постоянных путешествий. Женщины-цыганки всегда носили широкие юбки и звонкие монисто – украшения на шею, сделанные из монет.
Дорогие ребята, цыганские дети очень любят играть в подвижные игры. И мы сейчас предлагаем сыграть с нами в подвижную игру «Змейка».
Вручение цыганских талисманов.
Ведущий(цыганка): Нам пора отправляться в дальнюю дорогу искать наше счастье и наш дом. А на прощание мы хотим подарить цыганские талисманы. Но прежде чем мы вам их вручим, давайте все вместе произнесем слова, которые придадут магическую силу нашим талисманам.
Йек, дуй, трин (Раз, два, три)
Йек, дуй, трин (Раз, два, три)
Пусть с этого начинается ваша удача
Защити и храни вас все дни
Принеси вам удачу и процветание
Пусть возрадуются ваши сердца!
Шуи, дик, те риг дре зи !(Слушай, смотри и помни)
Ведущий: Касим ромаллы, тэрэдас сапа! (Собирайтесь цыгане, ехать пора!)
Табор дружной толпой уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ФЭМП в младшей группе "Нанизывание больших и малых бус
Конспект по ФЭМП в младшей группе "Нанизывание больших и малых бус"...
Большая и малая Родина
Расширить представление детей о Родине. Воспитывать чувство гордости к родному краю....
конспект комплексного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"
Конспект комплекного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"...
Коммуникативная деятельность "Нашей дружбы большой хоровод"
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Конспект деятельности направлен на формирование у детей представлений о дружбе, развитие интереса к партнерам п...
Фестиваль малых народов "Мы в мире, дружбе будем жить"
Подготовительная к школе группа...
ООД по социально-коммуникативному развитию "Нашей дружбы большой хоровод"
Эта организованная образовательная деятельность рассчитана на старший дошкольный возраст. ООД способствует развитию инициативы, способности импровизировать, умения договарива...