Образовательное пространство адаптационного периода детей раннего возраста на основе требований ФГОС ДО.
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательное пространство адаптационного периода детей раннего возраста на основе требований ФГОС ДО.
«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств – на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка».
(В.А. Сухомлинский)
Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) принято понимать, как способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. В соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка меняется целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Что влияет на характер адаптационного периода?
- Уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
- Предшествующий опыт малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни.
Социальные условия проживания ребенка в семье. (Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых)
Главное для ребёнка – это взрослый.От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.В период адаптации следует учитывать потребность ребенка в общении.Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения:
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми.Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2–3 месяцев.
Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10–20 дней.
Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3–10 дней.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
1) легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10–15 дней; ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
2) адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5–7 дней, есть признаки психического стресса;
3) тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
ПРИНЦИПЫ успешной адаптации ребенка
к ДОО.
Принцип гуманизма как основополагающий.
Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка
в дошкольную организацию – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.
Принцип природосообразности и индивидуализации
- предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации;
- учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желания и т. д.
Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности
означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.
Принцип индивидуального подхода
в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.
Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнении усилий учреждения адекватными усилиями семьи,
и наоборот.
Принцип профессионального сотрудничества
Означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.
Принцип анализа и самоанализа(рефлексивный принцип)
Предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом,
за личностным ростом участников взаимодействия.
Выводы:
- Прежде всего, течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении.
- По-разному привыкают дети разного возраста в зависимости от того, что именно меняется у ребенка в связи с переходом в новые условия. Дети трудно привыкают, если меняется их кормление и привычная для них температура помещения. Так же дети обычно тяжело реагируют, если меняются приемы проведения кормления, укладывания, бодрствования.
- Различна длительность и тяжесть привыкания к изменившимся условиям в зависимости от предшествующих условий воспитания детей в семье.
- По-разному привыкают дети одного и того же возраста в зависимости от индивидуально - типологических особенностей их нервной деятельности.
- Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста
В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...
Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.
Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....
круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период с детьми раннего возраста....
Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ
Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...
Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду
При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду....
Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду
Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду...