Образовательное пространство адаптационного периода детей раннего возраста на основе требований ФГОС ДО.
консультация (младшая группа) на тему

Шаталова Ирина Юрьевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное пространство адаптационного периода детей раннего возраста на основе требований ФГОС ДО.

                    «…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не    может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств –   на первом месте – умение   проникнуть в духовный мир ребенка».

        (В.А. Сухомлинский)

Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) принято понимать, как  способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. В  соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка меняется  целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Что влияет на характер адаптационного периода?

  • Уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
  • Предшествующий опыт малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни.

Социальные условия проживания ребенка в семье. (Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых)

Главное для ребёнка – это взрослый.От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.В период адаптации следует учитывать потребность ребенка в общении.Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения:

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми.Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2–3 месяцев.

Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10–20 дней.

Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3–10 дней.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

1) легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10–15 дней; ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

2) адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5–7 дней, есть признаки психического стресса;

3) тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

ПРИНЦИПЫ успешной адаптации ребенка
к ДОО.

Принцип гуманизма как основополагающий. 

Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка
в дошкольную организацию  – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации

  • предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации;
  • учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желания и т. д.

Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности 

означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода

в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения 

акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнении усилий учреждения адекватными усилиями семьи,
и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества 

Означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоанализа(рефлексивный принцип) 

Предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом,
за личностным ростом участников взаимодействия.

Выводы:

  1. Прежде всего, течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении.
  2.  По-разному привыкают дети разного возраста в зависимости от того, что именно меняется у ребенка в связи с переходом в новые условия. Дети трудно привыкают, если меняется их кормление и привычная для них температура помещения. Так же дети обычно тяжело реагируют, если меняются приемы проведения кормления, укладывания, бодрствования.
  3.  Различна длительность и тяжесть привыкания к изменившимся условиям в зависимости от предшествующих условий воспитания детей в семье.
  4. По-разному привыкают дети одного и того же возраста в зависимости от индивидуально - типологических особенностей их нервной деятельности.
  5. Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста

В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду

При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду....

Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду

Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду...