Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ
статья (младшая группа) на тему

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ

Ранний возраст – это особый период становления всех органов и систем  и, как справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всём». Пройдя важный этап,  период первого года, ребёнок становится на ноги, у него освобождаются руки и появляется возможность общения с окружающим миром. Это период бурного сенсорного развития, формирования наглядно-действенного мышления. Это период начала формирования личности ребёнка. И если не созданы все условия для развития ребёнка и не формируются необходимые функции сензитивного периода, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие ребёнка.  

  В последнее время появилась потребность в группах раннего возраста. Наблюдая детей, которые поступают в детский сад из семьи,  мы видим ряд проблем. И одна из них  проблема адаптации ребёнка к ДОУ. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением этого момента, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение  социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам воспитателям надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

 Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая групповая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и помощник воспитателя. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

 В период адаптации происходит переделка ранее сформированных привычек и, помимо иммунной, физиологической  ломки, происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс и защиту в виде отказа от еды, нарушение сна, частые заболевания, снижение веса, общения с окружающими, уход в себя, ограничение себя в пространстве, элективный мутизм (дома говорит, а в ДОУ – молчит).

 Длительность периода адаптации зависит от многих причин:                

  1. -от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка
  2. -от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы
  3. -от состояния здоровья
  4. -от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой ребёнок находится в ДОУ
  5. -от разницы в методах воспитания.                                                                                                  

 Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам.

                  Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

 Невыполнение основных педагогических правил при воспитание детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребёнка.

 Своевременные медико-психолого-педагогические воздействия дают возможность расцвета в оптимальные сроки тех неповторимых возможностей, которые присущи детям раннего возраста.

 В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

ГБДОУ д\с  №21 Московского района города СПб

Хлхатян Нуне Гаспаровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста

В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду

При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду....

Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду

Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду...