Мастер-класс для родителей «Игра — не просто развлечение».
консультация (старшая группа) на тему

Луценко Наталья Александровна

Ознакомить родителей со значением игры в дошкольном возрасте, с видами игр, с общими правилами проведения игр, ролью взрослых в развитии игровой деятельности детей. Упражнять родителей в практическом освоении некоторых детских игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_lutsenko.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

 «Игра — не просто развлечение».

                                                                  Воспитатель: Луценко Н.А.

Цель. Ознакомить родителей со значением игры в дошкольном возрасте, с видами игр, с общими правилами проведения игр, ролью взрослых в развитии игровой деятельности детей. Упражнять родителей в практическом освоении некоторых детских игр.

Ход тренинга

I. Воспитатель.

В детском возрасте игра имеет предметно-манипулятивный характер и является способом познания окружающей среды и установления эмоционального контакта со взрослыми.

В период раннего детства игра становится сюжетно-отражающей. В ней ребенок воспроизводит хорошо знакомые действия и сюжеты из собственного опыта (кормление, купание, сон и т.д.).

Дошкольное детство — время расцвета игры. Основной ее вид сюжетно-ролевой. Благодаря игре ребенок осваивает взрослый мир. Кроме сюжетно-ролевой игры, в жизни ребенка с 5-6 лет возникают новые игры на ловкость, сообразительность, скорость, игры с правилами, в которых он учится новому поведению, сдерживать непосредственные порывы и желания. В этих играх требуются элементарные знания счета, письма, чтения, в них присутствует соревновательный момент, они активизируют творческие способности, формируют практические навыки, словом, все, что потребуется ребенку в школе.

Основным содержанием жизни дошкольников становится обучение, однако игра тоже имеет важное значение. С её помощью развивается ум, ловкость, творчество, коммуникативные способности, мышление, воображение. Игра помогает дошкольнику включиться в обучение. Кроме того, совместная игра с малышом имеет еще один важный аспект: только через общение с ребенком взрослый проникает в его душу, способствует возникновению доверия и взаимопонимания.

Вы можете играть с детьми, когда отдыхаете или готовите ужин, идете по улице или едете в троллейбусе.
Вот примеры некоторых таких игр с детьми:

«Какое слово дольше?»


Сейчас мы с тобой будем сравнивать слова. Я назову два слова, а ты определи, какое из них длиннее. Запомни: сравнивать нужно сами слова, а не те вещи, которые ими называются.
Хвост, хвостик, червячок, змея, кот, котенок, нож, игла, река, лента.

«Найди лишнее слово»

Дуб, сосна, сирень, ель.
Капуста, слива, картофель, морковь.

«Что я задумала?»

Я задумала некий предмет. Отгадай, что я задумала. Но для этого поставь мне несколько вопросов, которые помогут тебе узнать об этом.

«Кто больше скажет?»

Посоревнуйтесь, кто из вас поставит больше вопросов к одному и тому же объекту.

«Назови предмет» 

Названия 5 предметов желтого (или другого) цвета; 5 предметов из дерева; 5 предметов, одинаковых по форме.

II. Общие правила игры.

  1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.
  2. Заинтересуйте ребенка, не заставляйте его играть, не вызывайте переутомления игрой.
  3. Все задания дети должны выполнять самостоятельно.
  4. Задачи должны быть посильными для детей.
  5. Больше хвалите за успехи.
  6. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, создавайте в игре непринужденную обстановку.
  7. Устраивайте соревнования на скорость решения игровых задач.

III. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей.

Психолог: Вмешательство взрослого в детскую игру положительно влияет в том случае, если он пользуется авторитетом, доверием и уважением у детей, обладает необходимыми знаниями и умениями. Без знаний внутренних законов игры попытки управлять ею могут только навредить.

Согласно результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества взрослых в отношении к игровой деятельности детей:

  • умение наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
  • обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
  • уметь организовать начало игры;
  • активизировать психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания и др.);
  • создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
  • уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;
  • устанавливать игровые отношения с детьми;
  • уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);
  • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
  • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, включать в игровую деятельность мало активных, неуверенных детей;
  • учить детей обсуждать игру и оценивать ее.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и ненавязчивость. Продуктивное общение взрослых с детьми в условиях игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.

IV. Игры-развлечения с родителями:

  1. «Искать цветную точку».
    Родители сидят в кругу с закрытыми глазами. Учитель прикрепляет на лоб цветную точку (можно использовать 4 разные цвета). Цвета надо перемешать, чтобы родители не сидели рядом с одинаковым цветом. В определённый момент все открывают глаза и формируют группы из одинаковых цветов. Делать все надо молча.
    Эта игра производит бессловесную коммуникацию, сотрудничество с другими.
  2. «Странный зверек».
    Формируются группы из 4 родителей. Каждая группа получает бумагу, сложенную вчетверо. Первый участник рисует голову зверушки и передает второму, который не видя первого рисунка, рисует туловище, третий игрок рисует ноги, четвертый — хвост. Затем лист разворачивают и получается странное животное. Здесь каждый игрок обнаруживает свою фантазию, рисуя различные части зверушки.
  3. «Двор».
    С закрытыми глазами игроки стоят в кругу, каждый получает номер. Например, свинка — 1, корова — 2, лошадь — 3. По знаку все начинают ходить и повторять звуки тех животных, чьи номера они имеют, ищут такой же самый звук. Найдя, игроки берутся за руки и образуют круг.
  4. «Подвижные круги».
    Формируется наружный и внутренний круг, чтобы участники из внутреннего круга стали лицом к участникам из внешнего круга. Затем начинают разговор на различные темы. Или спор.
    Время для дискуссии — 2 минуты. Тогда к разговору привлекают нового партнера.

V. Итог тренинга:

Работа в группах.
Составить предложение из деформированных частей:

  • в дружеской атмосфере;
  • что мир — это хорошее место;
  • он учится;
  • любить и быть любимым;
  • если ребенок растет;
  • чтобы жить.

Объяснить значение выражения:
Если ребенок растет в дружеской атмосфере, он учится, что мир — это хорошее место, чтобы жить, любить и быть любимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для детей и родителей «Игра – не просто развлечение»

Тренинг для детей и родителей «Игра – не просто развлечение» Цель: привлечь внимание к значимости детской игры, её роль в жизни ребёнка, в укреплении взаимопонимания и сотруднич...

Методическая разработка.Тренинг для родителей "Игра не просто развлечение"

Тренинг для детей и родителей «Игра – не просто развлечение»(В рамках родительского собрания «Игрушки и игры старших дошкольников»)...

Консультация для родителей старших дошкольников «Игра - не просто развлечение»

Игра не просто развлечение для детей, игра — неотъемлемая слагаемая настоящего детства, в ней отражаются важные моменты развития детской психики....

Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»

  Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...

Мастер-класс "Игра-не просто развлечение"

Консультация для родителей....

Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»

     «В своей работе по развитию логико-математических представлений я использую игру «Домино». Почему я взяла для работы именно эту игру? Потому, что игры с &l...