Экспериментирование в ДОУ
консультация по окружающему миру по теме

Шляхтенкова Анастасия  Юрьевна

Экспериментирование в ДОУ по ФГОС

 

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsuliatsiya.docx101.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

 образовательное учреждение общеразвивающего

вида детский сад «Ёлочка»

с. Покосное

Консультация

Экспериментирование в ДОУ

Воспитатель:

Шляхтенкова А. Ю.

2016 г.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

  • Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
  • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
  • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
  • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
  • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

 

экспериментирование в старшей группе, научные эксперименты для детей

 

 

В какой деятельности могут осуществляться опыты и эксперименты в детском саду?

Экспериментирование в организованной деятельности

В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

В ней запланировано изучение с помощью опытов:

  • свойств песка, глины и камня;
  • свойств воды в ее различных состояниях;
  • температуры. 

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

  • взвешивание тяжелых и легких материалов;
  • измерение длины с помощью мерок;
  • наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
  • изучение смешивания цветов.

 опыты и эксперименты в детском саду, экспериментирование в ДОУ по ФГОС

Структура игры-эксперимента в организованной деятельности 

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:

  • постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
  • выдвижение детьми предположений;
  • проверка гипотез;
  • фиксация результатов и подведение итогов;
  • обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

 картотека опытов и экспериментов в детском саду, экспериментирование в ДОУ

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже. 

Экология:

  • строение растений;
  • условия, необходимые для жизни растений;
  • размножение растений;
  • опыты в огороде и цветнике;
  • опытническая деятельность по сезонам;
  • исследование животных.

Исследовательская деятельность о человеке:

  • строение человека;
  • физиология;
  • гигиена.

Физические опыты в детском саду: 

  • движение;
  • измерение;
  • магнетизм.
  • вещества и материалы;
  • свет и цвет;
  • звук.

Опыты на кухне.

 

эксперименты в детском саду, опыты в детском саду

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...