Социальная компетентность ребёнка
консультация (старшая группа) по теме
Социальная компетентность ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_kompetentnost_rebyonka.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие социальных компетенций, их применение в
образовательном процессе
Детство - это особый период, когда ребёнок взрослеет и входит в
социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных,
нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности:
- способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, выходить из сложных жизненных
ситуаций.
Дошкольный возраст – это период интенсивного освоения примеров
взрослой жизни (норм и правил поведения, которые приняты в обществе) и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление своим поведением становится предметом осознания самих детей. Сейчас ребенок прежде чем сделать какой-то выбор или совершить какой-то поступок, сначала все осмысливает, осознает, потом только поступает так или иначе. Другими словами, у ребёнка формируется социальный интеллект, он осознает свои поступки и начинает действовать согласно установленным нормам и правилам поведения в обществе. То есть формирование социального интеллекта ребенка неразрывно связано со становлением произвольности в управлении собственным поведением. Из этого можно сделать следующий вывод, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа социальной компетентности ребенка, которая определяет направления развития и успешной адаптации ребенка в меняющемся обществе. Ребёнок приобретает социальный опыт, прежде всего в общении со сверстниками и воспитателями. Попадая в группу сверстников, ребёнок учится взаимодействовать с другими, учитывать установленные нормы и правила в группе, просить о помощи и оказывать ее другим и т.д. А взрослый играет главную роль в трансляции общечеловеческих форм поведения. Таким образом, усвоение ребенком норм поведения в обществе, общечеловеческого
опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis –
общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний,
норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику
активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация
ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям
разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и
уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Социальная компетенция – знания и умения, которые должны быть освоены ребенком для достижения лучшей интеграции в сообщество.
Освоение может быть достигнуто в результате направленного формирования
(образования) другими людьми (например, через специально организованное
обучение в ДОУ), либо через самостоятельное освоение, являющееся результатом самобытного опыта отношений ребенка с миром, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения. В первом случае компетенция превращается в цель образовании, во втором случае – осваивается за счета механизмов подражания, наблюдения и моделирования.
Социальная компетентность – способность и личная готовность
рёбенка
а) действовать определенным образом в определенной проблемной ситуации, опираясь на знания и опыт, приобретенные благодаря обучению (или наблюдению и подражанию),
б) соотносить выбранный способ действия, с одной стороны, с актуальной ситуацией и, с другой стороны, с собственной личностью, в результате чего он субъективно переживается как правильный,
в) переживание правильности является основанием того, что индивид готов нести за него ответственность.
Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран
мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений
детей 5 – 7 лет, Центром практической психологии образования Академии
социального управления Министерства образования Московской области
составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных
компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и
умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты
жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с
агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.
Список социальных компетенций дошкольника
I. Навыки адаптации к образовательному учреждению
1. Умение слушать
2. Умение обращаться за помощью
3. Умение выражать благодарность
4. Умение следовать полученной инструкции
5. Умение доводить работу до конца
6. Умение вступать в обсуждение
7. Умение предлагать помощь взрослому
8. Умение задавать вопросы
9. Умение заявлять о своих потребностях
10. Умение сосредотачиваться на своем занятии
11. Умение исправить недостатки в работе
II. Навыки общения со сверстниками
12. Умение знакомиться
13. Умение присоединиться к играющим детям
14. Умение играть по правилам игры
15. Умение просить об одолжении
16. Умение предлагать помощь сверстнику
17. Умение выражать симпатию
18. Умение принимать комплименты
19. Умение проявлять инициативу
20. Умение делиться
21. Умение извиняться
III. Навыки обхождения с чувствами
22. Умение воспроизводить основные чувства
23. Умение выражать чувства
24. Умение распознавать чувства другого
25. Умение сочувствовать
26. Умение обращаться с собственным гневом
27. Умение реагировать на гнев другого человека
28. Умение справляться со страхами
29. Умение переживать печаль
IV. Навыки альтернативы агрессии
30. Умение мирно отстаивать свои интересы
31. Умение выражать недовольство
32. Умение спрашивать разрешения
33. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в
общую деятельность группы
34. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят
35. Умение проявлять толерантность
36. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к
своей ошибке)
37. Умение реагировать на незаслуженные обвинения
38. Умение реагировать в ситуации, когда виноват
V. Навыки преодоления стресса
39. Умение проигрывать
40. Умение обходиться с чужой собственностью
41. Умение говорить «нет»
42. Умение адекватно реагировать на отказ
43. Умение справляться с ситуацией игнорирования
44. Умение справляться со смущением
45. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью
двигательной активности.
Для успешного формирования социальных компетенций у детей-
дошкольников, в условиях детского сада применяются такие методы работы
как:
˗ индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие
индивидуальности и их социализацию;
˗ развивающие игры (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);
˗ игровые тренинги (тренинги на развитие навыков общения, эмпатии,
сопереживания, работа в группе и т.д.);
˗просмотр мультфильмов;
˗ чтение художественных произведений, сказок (сказкотерапия);
˗ обыгрывание проблемных ситуаций
˗ изобразительная деятельность;
˗ ручной труд и др.
Все эти методы будут эффективны лишь в том случае, если между
воспитателем и детьми дружеские, доверительные отношения. В ходе
использования следующих методов, ребёнок овладевает новыми
социальными знаниями и умениями; у него формируются собственные
убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Таким образом, формирование социальной компетентности очень
важно для дальнейшего развития дошкольника и становления его как
личности. И поэтому, данная проблема требует срочного, своевременного решения. Ведь, только социально компетентный ребёнок хорошо ориентируется в новой обстановке, знает, как общаться со своими сверстниками, умеет оказывать помощь и просить об этом других, знает меру своих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная компетентность дошкольника
Материал подготовлен для педагогического совета на тему: "Мое видение и решение проблемы формирования социальной компетентности дошкольника"...
Консультация "Развитие социальной компетентности - важный этап социализации ребёнка"
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в чело...
Социальная компетентность детей дошкольного возраста в изменившихся социальных условиях
Данная статья предназначена для пользования воспитателями,работающими с детьми старших групп детских садов.В этом возрасте у детей происходит формирование социальных навыков,усвоение объективно заданн...
Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС
В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...
"Социальный интеллект и социальная компетентность у детей с ОВЗ"
Одним из механизмов развития социального интеллекта является социальная адаптация, которая позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями активно включаться в разные структурные элем...
"ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ «ВХОЖДЕНИЯ» В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО"
Социальная компетентность детей дошкольного возраста является одной из важнейших составляющих «вхождения» ребенка в окружающее его социальное пространство. ...
Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»
Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...