Образовательный проект "В гостях у симфонического оркестра"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Лучко Дарья Вячеславовна

Цель – расширение и углубление знаний детей старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_simfonicheskogo_orkestra.docx542.02 КБ

Предварительный просмотр:

http://deslife.ru/uploads/posts/2012-10/1350657822_m4dpu9hrexzvxle.jpeg

Образовательный проект

«В гостях у симфонического оркестра»

Разработал

музыкальный руководитель

МДОУ № 2

Лучко Д.В.

2014 год


Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Тип проекта: продуктивный, групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – январь)

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы,

музыкальный руководитель, воспитатели, родители, ученик музыкальной школы по классу скрипки.

Актуальность проекта

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка

внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому педагогу необходимо искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых технологий. Важно использовать те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных музыкальных инструментов в свободное время, рассматривание изображений музыкальных инструментов, игра на музыкальных инструментах и т.д.Каждый музыкальный инструмент отличается не только внешним видом, но и классификацией, тембром, способом звукоизвлечения, источником звукообразования и т.д. Разобраться в большом их разнообразии ребенку-дошкольнику очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной работы педагогов и родителей. Чтобы сформировать у детей интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать музыку и наслаждаться ею, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов симфонического оркестра!

Цель – расширение и углубление знаний детей старшего дошкольного

возраста о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

Задачи

Активизировать интерес детей к классической музыке и к музыкальной

культуре.

          Воспитывать в ребенке слушателя и настоящего ценителя классической музыки.

Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать

формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Систематизировать и закреплять знания детей о музыкальных

инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные), об истории происхождения музыкальных инструментов.

Развивать умение слышать и узнавать тембр инструмента, его

характерные особенности.

Повышать интерес к музыкальной деятельности через организацию

поисковой деятельности.

Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению

инициативы и самостоятельности дошкольников.

Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их

родителями.

Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и

сверстниками в ходе реализации проекта.

Методы и приемы

Наглядный метод: показ изображений отдельных инструментов и

всего симфонического оркестра, презентаций, видеофильмов со звучанием инструментов и с игрой на музыкальных инструментах, мультфильма «Петя и волк», портретов композиторов

Словесный метод: беседа об инструментах, рассказ педагога о

происхождении музыкальных инструментов и об их характерных особенностях; рассказ о симфоническом оркестре.

Игровой метод: музыкально-дидактические, творческие, музыкальные,

сюжетно-ролевые, имитационные, подвижные игры.

Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование,

решение проблемных ситуаций

Формы реализации проекта

  • интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности;
  • слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
  • работа с познавательной литературой;
  • поисковая деятельность совместно с родителями;
  • продуктивная деятельность (изодеятельность);
  • музыкальные викторины
  • просмотр видеофильмов и презентаций;
  • прослушивание на занятии живого звучания скрипки

Этапы реализации проекта

1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь);

2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь – декабрь);

3 этап – итоговый этап реализации проекта

Формирующий этап реализации проекта

С педагогами

С детьми

С родителями

Сентябрь, 1 – 2-я недели

1. Составление перспективного плана мероприятий.

2. Подбор репертуара для детей старшего дошкольного возраста.

3. Отображение целей и задач проекта.

4. Подготовка видеозаписей, музыкально-дидактических игр

Мониторинг (определение степени знаний детей о разновидностях музыкальных инструментов)

1. Беседы

2. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

3. Изучение литературы, подготовка книжек-передвижек

Технологический этап реализации проекта

С педагогами

С детьми

С родителями

Сентябрь, 3 - 4-я недели

1.Подбор иллюстраций и музыкального репертуара для слушания в группе

1. Интегрированные занятия о происхождении музыки, группах музыкальных инструментов, симфоническом оркестре.

2. интегрированное занятие о группе духовых инструментов.

3. Слушание духовых инструментов в режиме дня.

4. Просмотр презентации о симфоническом оркестре

Консультация по поиску материала (иллюстрации, видео, музыки

Октябрь, 1 - 2-я недели

1. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображениями деревянных духовых инструментов.

2. Закрепление с детьми знаний о деревянных духовых инструментах.

3. Подготовка к музыкальной викторине

1. Знакомство с деревянными духовыми инструментами.

2. Музыкальная викторина по деревянным духовым инструментам.

3. Просмотр фильма с игрой на деревянных духовых инструментах

1. Работа с познавательной литературой.

2. Поисковая деятельность детей совместно с родителями

Октябрь, 3 - 4-я недели

1. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением медных духовых инструментов.

2. Закрепление с детьми знаний о медных духовых инструментах.

3. Подготовка к музыкальной викторине.

1. Знакомство с медными духовыми инструментами.

2. Музыкальная викторина по медным духовым инструментам.

3. Просмотр фильма с игрой на медных духовых инструментах

1. Поиск с детьми стихов и загадок о духовых инструментах.

2. Поиск иллюстраций с изображениями духовых инструментов

Ноябрь, 1 - 2-я недели

1. Закрепление с детьми знаний о духовых инструментах.

2. Слушание духовых инструментов в режиме дня.

3. Беседа о героях музыкальной сказки С.Прокофьева «Петя и волк»

1. Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева.

2. Слушание героев симфонической сказки «Петя и волк».

3. Просмотр сказки «Петя и волк»

1. Прослушивание музыкальной сказки С.Прокофьева «Петя и волк»

Ноябрь, 3 - 4-я недели

1. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением ударных инструментов.

2. Закрепление с детьми знаний об ударных инструментах.

3. Подготовка с детьми к музыкальной викторине.

4. Прослушивание музыки в режиме дня

1. Знакомство с группой ударных инструментов.

2. Музыкальная викторина по ударным инструментам.

3. Просмотр фильма с игрой на ударных инструментах.

4. Игра на ударных инструментах

1. Викторина для детей и родителей на тему «Ударные инструменты»

Декабрь, 1 - 2-я недели

1. «Музыкальная минутка» - слушание кассеты О.Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах» (струнные).

2. Выставление в музыкальный уголок изображений струнных инструментов.

3. Выставка детских рисунков «Скрипка глазами детей»

1. Знакомство с группой ударных инструментов.

2. Музыкальная викторина по прослушиванию струнных инструментов.

3. Прослушивание на занятии живого звучания скрипки.

4. Рисование скрипки

1. Поиск с детьми стихов и загадок о струнных инструментах.

2. Поиск иллюстраций с изображениями струнных инструментов и истории происхождения инструментов

Итоговый этап реализации проекта

С педагогами

С детьми

С родителями

Январь, 2 - 3-я недели

1. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне ДОУ.

2. Выставление в музыкальный уголок группы всего накопленного материала.

1. Закрепление знаний о симфоническом оркестре, обобщение пройденного материала.

2. выставка детских рисунков «Мой любимый музыкальный инструмент»

1. Показ презентации о работе над проектом

Продукты деятельности

  1. Знания и умения детей в области игры на музыкальных инструментах,

звукоизвлечения и строения музыкальных инструментов, звучания и характерных особенностей музыкальных инструментов и т.д.

  1. Творческое портфолио с изображениями музыкальных инструментов,

историей возникновения инструментов, загадками и стихами о музыкальных инструментах.

  1. Творческие работы детей с изображением музыкальных инструментов.
  2. Записи симфонического оркестра и отдельных музыкальных

инструментов

Ожидаемые результаты проекта

Дети:

  • проявляют интерес к прослушиванию классической музыки и к

музыкальной культуре;

  • знают историю происхождения музыкальных инструментов; знают,

к какой группе инструментов относится тот или иной инструмент, знают способы извлечения звука;

  • различают на слух и дают название музыкальных инструментов,

самостоятельно классифицируют их;

  • различают и называют музыкальные инструменты по

 иллюстрациям, по загадкам, умеют о них рассказать;

  • получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым,

стремятся к такой деятельности.

Родители:

  • становятся активными и заинтересованными участниками

образовательного процесса;

  • повышают общую и музыкальную культуру;
  • слушают произведения классической музыки дома, привлекают к

слушанию детей.

Педагоги: осуществляют оснащение музыкального уголка

 (накопительные папки с изображениями музыкальных инструментов, историей возникновения инструментов, загадки и стихи о музыкальных инструментах, CD с записями симфонического оркестра и записями отдельных музыкальных инструментов.

Беседа о деревянных духовых инструментах

Духовые инструменты существуют двух видов.

1. Деревянные духовые инструменты звучат мягко.

2. Медные духовые инструменты звучат с блеском, ярко.

Деревянные духовые инструменты

Флейта - означает дуновение, порыв (звук светлый, высокий, ясный,

немного свистящий). Современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим ее достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.Картинки по запросу картинка флейты

Гобой произошел от древней пастушьей Картинки по запросу картинка гобой

свирели (звук мягкий, немного гнусавый). Мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.

Кларнет тоже произошел от пастушьей

свирели (звук разный в зависимости от регистра, низкие ноты звучат мрачновато и таинственно, высокие ноты звучат немного резко, звонко, пронзительно и пищаще, а в среднем регистре мягко, ясно и светло). Кларнет бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, теплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.Картинки по запросу картинка кларнет

Фагот - самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент (низкий, густой, ворчливый), используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных  Картинки по запросу картинка фагот

инструментах этого семейства.

Беседа о медных духовых инструментах

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра,

принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов, - «нажимай да дуй». Медные духовые инструменты по сравнению с деревянными звучат ярко, мощно. Среди них есть инструменты с очень сильным звуком: это труба и тромбон. У валторна звук мягче. Самый низкий медный музыкальный инструмент - это огромная труба, которая называется туба.

Труба - инструмент с высоким чистым  Картинки по запросу картинка музыкальной трубы

 звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяженности мелодических фраз. В древности труба была сигнальным инструментом, она призывала к вниманию и возвещала об опасности. Звук трубы яркий и блестящий.

Тромбон. От трубы произошелКартинки по запросу картинка тромбона

другой медный инструмент - тромбон.

Звук из тромбона извлекается с помощью выдвижной длинной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента. Звучит очень ярко и немного тяжеловесно, мощней трубы. Исполняет больше басовую линию, чем мелодическую.

Валторна. В переводе с немецкого языка означает «лесной рог». Этот инструмент произошел от охотничьего рога. Тембр валторна мягкий, певучий, богатый красками. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.Картинки по запросу картинка валторна

   Туба - самый большой медный духовой инструмент.  Картинки по запросу картинка тубы

   Очень низкий голос. Произошла от трубы, но из-за ее  

   огромного размера музыкант вынужден одевать ее на

   плечо. Туба звучит очень мощно, страшновато.

         Беседа об ударных инструментах

Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре

ударные инструменты. Ударные инструменты - самые древние по происхождению. Часто ударные называют кухней оркестра, а исполнителей называют мастерами на все руки. С ударными инструментами музыканты обходятся довольно жестко: бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука, другие лишены точной звуковысотности.

Картинки по запросу картинка большого барабана

     Большой барабан. У большого барабана и у литавр звук гулкий, низкий. Играют на них колотушками, покрытыми войлоком.

     

      Литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далекий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерева, войлока, кожи. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах. Это инструменты, похожие на большие котлы, обтянутые кожей.Картинки по запросу картинка литавр

Картинки по запросу картинка малый барабан

       Малый барабан. Звуки малого барабана в отличии от гулкого большого барабана более сухие. Его называют иногда военным барабаном. Звук отрывистый и сухой. Играют на нем палочками. Некоторые ударные  

                       инструменты делаются из дерева - кастаньеты,

ксилофон, другие - из металла: тарелки, треугольники, колокольчики, колокола. Среди деревянных ударных инструментов своеобразно звучит испанский народный инструмент кастаньеты.

Кастаньеты обладают звонкимКартинки по запросу картинка кастаньеты

щелкающим звуком. Они представляют собой две деревянные пластинки, эти пластинки соединены между собой шнурком. Во время танца кастаньеты одеваются на обе руки - это балетные кастаньеты. А оркестровые кастаньеты закрепляются с двух сторон специальной рукояткой. При четком потряхивании кастаньеты звучат. На кастаньетах отстукивают четкий ритм, что придает мелодии характерность.

Картинки по запросу картинка ксилофон

Ксилофон - один из ударных инструментов, на которых можно играть мелодии. Он состоит из деревянных брусков различной длины, которые звучат по-разному. У ксилофона звонкий отрывистый звук. Играют на ксилофоне с помощью

                                палочек.

Тарелки - один из древних инструментов. Звук резкий, блестящий. При резком ударе одной тарелкой о другую они звучат пышно, звеняще. При ударе по ним специальными щеточками тарелки могут звучать тихо, таинственно.Картинки по запросу картинка музыкальные тарелки

Картинки по запросу картинка музыкальный треугольник

           Треугольник. Этот инструмент всем хорошо знаком. Звук треугольника чистый, звонкий, прозрачный, нежный

Беседа о струнных инструментах

         Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы - скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. Скрипку во время игры держат у плеча. У скрипки светлый, Картинки по запросу картинка инструмент скрипка

яркий, ясный звук.

Виолончель. У виолончели густой, Картинки по запросу картинка инструмент виолончель

сочный, низкий звук. Во время игры исполнитель сидит. Чтобы виолончель не двигалась, в пол упирается специальный металлический шпиль. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный.

     Картинки по запросу картинка инструмент контрабас

           Контрабас - самый большой инструмент скрипичного семейства с низким звуком. Играют на нем стоя или сидя на специальном высоком стуле, потому что он выше человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Путешествие в сказочную страну «Симфонический Оркестр»в гости к семейству струнно-смычковых инструментов"

Цель:  Расширить  знания  детей  об инструментах  симфонического оркестра.Задачи:1. Познакомить  детей   с  новыми музыкальными понятиями такими...

Презентация "Путешествие в сказочную страну "Симфонический оркестр" в гости к семейству деревянно-духовых и медно-духовых инструментов"

Презентация может использоваться на музыкальном занятии у детей старшей и подготовительной группы.Ребята знакомятся с инструментами деревянно-духовой и медно-духовой группы симфонического оркестра.Уча...

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева "Петя и волк"

На этом материале очень доступно можно преподнести музыкальные инструменты и их возможности. Мультфильм в котором показаны  интруметы  их звучание ,дает возможность беседыватьс ребятами и не...

*В гостях у симфонического оркестра*

Методическая разработка для родителей и детей подготовительной группы детсого сада....

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Инструменты симфонического оркестра” (старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Инструменты симфонического оркестра” (старший дошкольный возраст 5-7 лет)...

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...

Учебно-методическая разработка "В гостях у симфонического оркестра"

Учебно-методическая разработка состоит из методического сопровождения в виде конспектов занятий и цифровых образовательных ресурсов в виде мультимедийных презентаций....