"ИКТ в воспитательно - образовательном процессе"
рабочая программа на тему
Информационно-комуникационные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_programma.docx | 32.12 КБ |
ikt_doklad.docx | 25.69 КБ |
prezentatsiya_ikt.pptx | 561.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Промышленновский д/с №1 «Рябинка»
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
«___»_________20___г.
Программа работы творческой группы воспитателей
по теме
«Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»
срок реализации программы: 1 год.
Автор:
Семилетова Жанна Сергеевна
воспитатель 1 категории
2016 год
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………….3
- План работы творческой группы………………………………………..7
- Содержание работы творческой группы…..……………………………9
- Список литературы..……………………………………………………11
- Приложение…………………………………………………………..….12
- Пояснительная записка
Программа творческой группы «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе» направлена на совершенствование навыков работы педагогов на компьютере, внедрение информационно-компьютерной технологии в воспитательно-образовательный процесс, развитие мотивов творческой деятельности педагогов.
Участники: воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель: освоение компьютерных технологий, использование цифрового образовательного ресурса в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи творческой группы:
• повышать ИКТ - компетентность педагогов ;
• инициировать участие педагогов в интернет конкурсах;
• разработать дидактические материалы с использованием ИКТ.
Актуальность.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В системе дошкольного образования также происходят большие перемены. Каждый педагог, работающий в детском саду , должен свободно пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, создавать свои собственные ресурсы и активно использовать их в своей педагогической работе.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов; освобождает от рутинной ручной работы.
Информационно–коммуникационные технологии как феномен современного образования позволяют современному педагогу модернизировать учебно-воспитательный процесс. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ помогает чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы [цит. по 8].
Использование ИКТ в дошкольных учреждениях обусловлено:
- Принятием стратегии развития информационного общества;
- Реализацией программы «Электронная Россия»;
- Подключением в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
- Принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Предполагаемый результат работы творческой группы:
Педагоги творческой группы:
- регулярно используют ИКТ в воспитательно - образовательном процессе;
- участвуют в конкурсах для педагогов;
- имеют электронное портфолио.
- умеют создавать текстовые и графические документы;
- умеют разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- умеют использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
- знают способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
- План работы творческой группы.
№ | Тема | Форма проведения | Дата проведения |
1. | Ознакомление с положением о творческой группе; составление плана работы ТГ | сентябрь | |
2. | Определение степени использования ИКТ/ Использование ИКТ в работе (на начало года) | Анкета, диагностическая карта (приложение 1) | сентябрь |
3. | Установка программы Office | октябрь | |
4. | Знакомство Microsoft Word | семинар | октябрь |
5. | Групповая электронная газета | конкурс | ноябрь |
6. | Знакомство с Microsoft Power Point | семинар | ноябрь |
7. | Работа с проектором | Семинар-практикум | декабрь |
8. | Презентация «Наша группа» | конкурс | декабрь |
9. | Знакомство с Microsoft Publisher | семинар | январь |
10. | Информационный буклет для родителей | конкурс | январь |
11. | Работа в сети Интернет | семинар | февраль |
12. | Подбор наглядных материалов по теме в Интернете | задания | февраль |
13. | Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий | семинар | март |
14. | Создание собственного сайта | Семинар-практикум | март |
15. | Лучшее занятие с использованием ИКТ | конкурс | апрель |
16. | Определение степени использования ИКТ/ Использование ИКТ в работе (на конец года) | Анкета, диагностическая карта (приложение 1) | май |
17. | Итоги работы творческой группы | отчет | май |
- Содержание работы.
- Знакомство с Microsoft Word:
Шрифт, размер;
Создание и редактирование текстового документа;
Набор и редактирование текстового документа;
Абзацные отступы и интервалы;
Создание и форматирование таблиц;
Вставка рисунка;
Нумерация страниц;
Гиперссылка;
Печать готового документа.
- Знакомство с Microsoft Power Point
Создание слайда с диаграммой и таблицей;
Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.
- Работа с проектором
Познакомить участников творческой группы с проектором и способами его использования в воспитательно-образовательном процессе.
- Знакомство с Microsoft Publisher.
Подготовка открытки;
Подготовка буклета в печать;
Изготовление информационных буклетов для родителей.
- Работа в сети Интернет
Поиск в сети Интернет;
Электронная почта. Основные понятия;
Работа с поступившими сообщениями;
Подготовка и отправка собственных сообщений;
Подбор наглядных материалов;
Создание собственного сайта.
Список литературы
- Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] // Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998;
- Захарова, И. Г, Информационные технологии в образовании [уч. пособие для студентов высших пед. учебных заведений] // – М.,2003;
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [Текст] // Авторы-составители: Тевс Д. П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. – Барнаул: БГПУ, 2006;
- Калинина, Т.В, [Текст] // Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». - М, Сфера, 2008;
- Комарова, Т.С., Комарова И.И. [Текст] // Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011;
- Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе [Текст] / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. - № 9.
- Новицкая, Н. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст] // - М., Сфера, 2008;
- Очирова, О. Д., Шаманова, Л. А. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 60-62;
- Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство [Текст] // Б.П. Сайков. – М., 2005;
Приложение 1
Анкета для определения степени использования информационно – компьютерных технологий.
Уважаемый, коллега!
Для определения степени использования информационно – компьютерных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.
- Должность
_____________________________________________________________
- Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли
_____________________________________________________________
- Используете ли вы информационно – компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)
- При подготовке к занятию
- На занятии
- Для самообразования
- Другое (укажите)
- Какие средства информационно – компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):
- Текстовый редактор
- Электронные таблицы
- Электронные презентации
- Мультимедийные диски
- Специализированные программы
- Интернет
- Другое (укажите)
5. Как часто вы используете информационно – компьютерные технологии
(нужное подчеркнуть):
- Ежедневно
- 1 раз в неделю
- 1-2 раза в месяц
- 1-2 раза в четверть
- Другое (укажите)
- Считаете ли вы, что использование информационно – компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
_______________________________________________________________
- Ваши достижения в области использования информационно – компьютерных технологий?
_______________________________________________________________
- Какие проблемы возникают при использовании информационно – компьютерных технологий?
_____________________________________________________________
- Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?
______________________________________________________________
Диагностическая карта
«Использование информационно – компьютерных технологий в работе»
ФИО педагога_____________________________________________________
Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием Интернет – ресурсов | |
Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с обучающимися | |
Разработка занятия для обучающихся по разным направлениям с использованием информационных технологий | |
Использование сети Интернет для самообразования | |
Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе | |
Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес) | |
Наличие опыта в области использования ИКТ | |
Готовность организовать обучение педагогов ОУ (указать тему) |
Примечание. Поставьте значок «+» в столбцах, содержащих положительный ответ
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по теме «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»(слайд 1)
В условиях стремительно меняющегося мира, динамичного роста информационного потока, развития новых информационных технологий - информатизация сферы образования приобретает огромное значение.
В связи с этими преобразованиями все больше проявляется роль информационных технологий, в том числе и в системе дошкольного образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
(слайд 2) Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании заключается в стремительном развитии информационного общества, широком распространении технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Исходя из этого, с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
(слайд 3) Использование ИКТ в дошкольных учреждениях обусловлено:
- Принятием стратегии развития информационного общества;
- Реализацией программы «Электронная Россия»;
- Подключением в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
- Принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Важнейшим условием использования информационных технологий в детском саду – с детьми должны работать подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Исходя из этого, основной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет, с целью использования в дальнейшем современных компьютерных технологий для подготовки и проведения занятий с детьми на более высоком уровне.
Сейчас невозможно представить современный детский сад без компьютеров, без информационных и коммуникативных технологий. И поэтому, сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В связи с этим, на период 2015-2017 учебный год в нашем детском саду запланированы мероприятия по повышению компьютерной грамотности педагогов.
С этой целью была создана творческая группа по теме «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе».
(слайд 4) Цель творческой группы: использование ИКТ в деятельности педагогов для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
(слайд 5) Задачи:
- Повышать ИКТ-компетентность педагогов на семинарах, мастер-классах, открытых занятиях;
- Адаптировать и апробировать новое программное обеспечение и технические средства для повышения эффективности образовательной деятельности;
- Обновлять содержание и технологии обучения с использованием ИКТ;
- Разрабатывать дидактические материалы с использованием ИКТ, предназначенных для организации различных видов деятельности;
- Пополнять персональные сайты-портфолио педагогов.
(слайд 6) Предполагаемый результат:
- Педагоги творческой группы регулярно используют ИКТ в учебно-воспитательном процессе;
- осваивают эффективные методики использования ИКТ;
- имеют электронные сайты-портфолио;
- транслируют свой опыт по внедрению ИКТ на муниципальном и областном уровнях.
(слайд 7) Работа творческой группы включает в себя 3 этапа:
- Организационный (период 2015-2016 уч. год);
- Основной (2016-2017 г.г.);
- Итоговый или результативный (май 2017г.).
(слайд 8) 1 этап – организационный. На данном этапе была изучена научно-методическая литература и нормативно-правовая документация по теме «Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе».
Так же на первом этапе творческой группой было проведено анкетирование педагогов по теме «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе», «Определение степени владения ИКТ».
Был организован взаимопрсмотр занятий по проблеме «Использование информационно - коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе».
Полученные в результате анкетирования и просмотра занятий данные были использованы при составлении программы работы творческой группы.
( слайд 9) 2 этап рассчитан на 2016-2017 учебный год и заключается в апробировании и внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
(Слайды 9-11) На данном этапе в соответствии с разработанной программой педагоги должны научиться:
- Подбирать иллюстративный материал к занятиям, информационный материал для создания стендов, папок-передвижек для оформления родительских уголков, группы;
- Подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;
- Оформлять групповую документацию (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, отчеты).
- Создавать презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- Использовать цифровую фотоаппаратуру и программы редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- Пользоваться Интернетом в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- Обмениваться опытом, знакомиться с периодикой, наработками других педагогов;
- Оформлять буклеты, электронное портфолио, материалы по различным направлениям деятельности;
- Создавать медиатеки.
(слайд 12) 3 этап – результативный, май 2017г. Заключается в:
- анализе результатов внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс;
- трансляции педагогического опыта на областных мероприятиях;
- обобщении опыта и рассмотрении перспективы на будущую работу.
На данном этапе планируется провести сравнительный мониторинг степени владения ИКТ педагогами; провести обучающий семинар (т.е. обмен опытом) для воспитателей, а так же наметить планы на следующий учебный год с учётом полученных результатов.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании: стремительное развитие информационного общества; широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания .
Использование ИКТ в дошкольных учреждениях обусловлено: Принятием стратегии развития информационного общества; Реализацией программы «Электронная Россия»; Подключением в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету; Принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Цель создания творческой группы: использование ИКТ в деятельности педагогов для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
З адачи : Повышать ИКТ-компетентность педагогов на семинарах, мастер-классах, открытых занятиях; Адаптировать и апробировать новое программное обеспечение и технические средства для повышения эффективности образовательной деятельности; Обновить содержание и технологии обучения с использованием ИКТ; Разработать дидактические материалы с использованием ИКТ , предназначенных для организации различных видов деятельности; Пополнение персональных сайтов-портфолио педагогов.
Предполагаемый результат: Педагоги творческой группы регулярно используют ИКТ в учебно-воспитательном процессе; осваивают эффективные методики использования ИКТ; имеют электронные сайты-портфолио ; транслируют свой опыт по внедрению ИКТ на муниципальном и областном уровнях.
3 этапа работы творческой группы : Организационный (период 2015-2016 уч ебный год); Основной (2016-2017 учебный г од ); Итоговый или результативный (май 2017год).
1 этап (2015-2016 уч . год): Изучение литературы и нормативно-правовой документации по теме; Проведение анкетирования по теме «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе», «Определение степени владения ИКТ»; Взаимопросмотр занятий по проблеме «Использование ИКТ в организации занятий».
2 этап (2016-2017уч. г од): Знакомство с Microsoft Word : Шрифт, размер; Создание и редактирование текстового документа; Набор и редактирование текстового документа; Абзацные отступы и интервалы; Создание и форматирование таблиц; Вставка рисунка; Нумерация страниц; Гиперссылка; Печать готового документа.
Знакомство с Microsoft Power Point Создание слайда с диаграммой и таблицей; Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации; Сохранение и подготовка презентации к демонстрации. Работа с проектором Познакомить участников творческой группы с проектором и способами его использования в воспитательно-образовательном процессе .
Знакомство с Microsoft Publisher . Подготовка открытки; Подготовка буклета в печать; Изготовление информационных буклетов для родителей. Работа в сети Интернет Поиск в сети Интернет; Электронная почта. Основные понятия; Работа с поступившими сообщениями; Подготовка и отправка собственных сообщений; Подбор наглядных материалов; Создание собственного сайта.
3 этап (май 2017 г.) анализ результатов внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс; трансляция педагогического опыта на областных мероприятиях; обобщение опыта и рассмотрение перспективы на будущую работу.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....
Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»
Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов
Планирование на каждый день период: с 1 сентября по 30 сентября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 10,5 ч. пребыванием....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в октябре
Планирование на каждый день период: с 3 октября по 31 октября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в ноябре
Планирование на каждый день период: с 1 ноября по 30 ноября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....
Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в марте
Календарно-тематическое планирование (средняя группа) с 01.03.2017 по 31.03. 2017...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материал о системе формирования у детей экологических представлений....