"В гостях у сказки"
проект (младшая группа) по теме

Кузнецова Ирина Дмитриевна

Актуальность проекта

Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.

Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.  Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он – живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Анализ практики приобщения детей к чтению сказок показал, что знакомство детей со сказками используется в недостаточном объеме. Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.  Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

С помощью реализации данного проекта мы хотим систематизировать знания детей о сказках, развить связную речь детей, обогатить словарный запас воспитанников, привлечь родителей к совместному с детьми чтению, рисованию по сказкам, тем самым, увеличить общение родителей и детей дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В гостях у сказки38.21 КБ
Файл Фотоотчет 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 34»

Педагогический проект на тему

« В гостях у сказки»

Подготовили:

воспитатели МБОУ «ЦО № 34»

                                                                          Кузнецова Ирина Дмитриевна

                                                                            Дмитриева Надежда Ивановна

Тула 2016 г.

Актуальность проекта

Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.

Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.  Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он – живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Анализ практики приобщения детей к чтению сказок показал, что знакомство детей со сказками используется в недостаточном объеме. Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.  Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

С помощью реализации данного проекта мы хотим систематизировать знания детей о сказках, развить связную речь детей, обогатить словарный запас воспитанников, привлечь родителей к совместному с детьми чтению, рисованию по сказкам, тем самым, увеличить общение родителей и детей дома.

Цель проекта: развитие у детей устойчивого интереса к книге, формирование традиции семейного чтения.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о сказках, воспитывать любовь к художественному слову.
  2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  3. Помогать детям, не только осмысливать поступки персонажей (героев), но и их мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков.
  4. Помогать дошкольникам, осознавать их собственное эмоциональное отношение к героям сказок.
  5. Воспитывать у детей уважение к самому себе и сверстникам.
  6. Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора дошкольника, знакомя его с произведениями различных жанров, знакомить с русскими народными сказками.
  7. Не допускать раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребёнка с родителем.
  8. Привлечь родителей к участию в совместной творческой деятельности с детьми.

Тип проекта:

  • творческий.

Участники проекта: педагоги – воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети второй младшей группы и их родители.

Длительность: краткосрочный  (с 14.03.16 г. по 21.03.16 г.)

  1. Ресурсы проекта:
  • Материально – технические: 

настольный театр, костюмы персонажей сказок, раскраски по мотивам сказок. Дидактические игры, книги, сюжетные картинки, фотоаппарат, магнитофон, музыкальные произведения.

  • Учебно-методические:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2015 г.)

2. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.  Комарова Т.С., М., 2015.

3. Изобразительная деятельность в детском саду.  Пособие для воспитателей. Сакулина Н.П., Комарова Т.С., М., 2010.  

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой., М., 2009.

5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 2 младшая группа.

6. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: пособие для воспитателей детского сада и родителей. Гербова В.В.

Формы работы над проектом:

- НОД;

- художественно-творческая деятельность;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр художественных фильмов и мультфильмов по сказкам;

- слушание музыки;

- игровая и театрализованная деятельность.

Продукты проекта:

для детей:

- выставка рисунков по данной теме;

- театр для детей.

для педагогов:

- «Олимпиада по сказкам» (выступление на совете педагогов в нетрадиционной форме по вопросу «Роль сказки в воспитании детей».

для родителей:

- консультация «Роль сказки в воспитании детей»;
- наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;

- совместное участие в конкурсе рисунков «Мой любимый сказочный герой», выставка;

- помощь в организации предметно – развивающей среды, создание «Уголка ряженья», пополнение театрализованного уголка.

Ожидаемый результат в отношении детей:

  1. Развит интерес и  стремление к постоянному общению с книгой, испытывают удовлетворение при слушании русских народных сказок, формируется усидчивость.
  2. Осознают и оценивают мотивы поступков героев.
  3. Учатся отвечать на вопросы воспитателя и начинает формироваться навык пересказа.
  4. Активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности.
  5. Могут совместно с воспитателем показать театрализовано простейшую сказку, используя костюмы или театрализованные куклы.

в отношении педагогов:

  1. Повышено качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы учреждения;
  2. Повышен уровень ответственности педагогов за формирование у детей  устойчивого интереса к книге;
  3. Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

в отношении родителей:

  1. Повышение педагогической компетентности в вопросах  роли семейного чтения для развития ребенка.
  2. Повышение вовлеченности родителей в воспитательно – образовательный процесс, общественную жизнь ДОУ.

Этапы реализации:

  1. Накопительный (информационно – подготовительный)

Воспитатели

С детьми

С родителями

1. Формулирование темы проекта, его целей, задач.

2.Составление планирования образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и деятельности детей второй младшей группы, подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, видеоматериалов, записей музыкальных произведений.

1. Опрос детей «По страницам сказок»;

2.Беседы.

3.Чтение русских народных сказок.

4.Организация театрализованной деятельности по сказкам.

1. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
2. Оформление рекомендаций по  организации семейного чтения  с детьми.

3.Вовлечение родителей в пополнение предметно – развивающей среды в группе и совместное творчество рисунков к конкурсу «Мой любимый сказочный герой».

2.  Практический (организационный, реализация проекта)

Воспитатели

С детьми

С родителями

  1. Оформление тематического  уголка.  

1. Беседа «Какие сказки я знаю?»

2.Знакомство со сказками: «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «петух и лиса» и т.д.

2. Прослушивание звукозаписей детских сказок, просмотр художественных и мультипликационных фильмов по сказкам.
3. Игры - драматизации по произведениям.
4. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой» и др.
5. Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» и др.
6. Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» и др. (приобщение родителей)
7. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
8. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
9. Рисование сказочных персонажей: колобок, яйцо, репка, следы зверей.
 

10. НОД по теме «В гости к сказке»

11. Развлечение по теме «Путешествие в мир сказок»

1.Оформление родительских уголков.

2.Консультации для родителей «Роль сказки в воспитании детей»;

3.Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

4.Рекомендации родителям по домашнему чтению.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в двух образовательных областях.

Художественно-эстетическое развитие:

- Проведение НОД по рисованию на тему «Золотая рыбка».

- Проведение НОД по лепке на тему «Колобок».

- Проведение НОД по аппликации на тему «Аленький цветочек».

- Раскрашивание иллюстраций по сказкам

- Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Репка» и др.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Выставка  рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
- Театрализованные представления – драматизация сказок.

Речевое развитие:

НОД на темы:

- НОД на тему «В гости к сказке»;

- дидактическая  игра «Узнай сказку по книге»;

- игра с мячом «Расскажи, какой герой?»;

- дидактическая игра Лото «Путешествие по русским народным сказкам».

- дидактические игры: «Собери сказку из частей»

Беседы с детьми на темы:

- Познавательная  беседа на тему: «Правила общения с книгой»

- Познавательная  беседа на тему: «Сказка ложь, да в ней намек…».

- Чтение детям художественных произведений, русских народных сказок;

-  Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Заключительный этап:

1. Подведение итогов проекта.

2.  Фотоотчет

3. «Олимпиада по сказкам» (выступление на совете педагогов в нетрадиционной форме по вопросу «Роль сказки в воспитании детей»)

 1. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

2. Подведение итогов в форме беседы с детьми по данной теме.

3. Посещение кукольного театра в ДОУ «Маша и медведь»

 1.  Вручение диплома 1 место за участие в конкурсе «Мой любимый сказочный герой»

Объявление благодарности родителям, участвующих в конкурсе рисунков и в организации предметной среды в группе.

Перспектива развития проекта:

Продолжить в следующем учебном году внедрять работу по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Создать видео ролики по фрагментам сказок (театрализованная деятельность детей);

Пополнить театрализованный уголок пальчиковым театром;

Учить детей придумывать и обыгрывать собственные сказочные сюжеты.

Связь со специалистами:

- старший воспитатель – проводит консультации для воспитателей ДОУ, обеспечивает воспитателей материально-техническим и учебно-методическими ресурсами;

- музыкальный руководитель – проводит беседы с детьми о сказках, прослушивание записей музыкальны произведений по сказкам.

Результативность  работы:

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»;

вопросы

ответы

1.

Кто  в  вашей семье  занимается воспитанием   ребенка?

2.

Сколько  времени  вы  проводите  со  своим ребенком?

3.

Читали ли Вам в  детстве  сказки?

4.

Читаете ли Вы своим  детям  сказки?

5.

С какого  возраста  на  Ваш  взгляд  нужно читать  детям сказки?

6.

В какой   форме чаще  всего  вы  излагаете сказки ребенку?

7.

Обсуждаете  ли  Вы сюжет, героев сказки с  ребенком  после  ее изложения?

8.

Чему Ваш ребенок   отдает  предпочтение?

9.

Способствует ли сказка нравственному  развитию ребенка?

10.

Какие   функции на  Ваш взгляд выполняет  сказка при воспитании ребенка?

11.

Какие способности можно развивать у ребенка с помощью сказки?

12.

Практикуете ли вы дома театрализацию сказок?

13.

Играете ли вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои сказок?

14.

Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной

15.

Каким героям сказок чаще всего подражает ваш ребенок?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фотоотчет «В гостях у сказки» Подготовили: воспитатели МБОУ «ЦО № 34» Кузнецова Ирина Дмитриевна Дмитриева Надежда Ивановна

Слайд 2

Книжный уголок « Сказка » Уголок «Добро пожаловать в театр»

Слайд 3

Раскрашивание раскрасок по мотивам сказок Дидактические игры « Собери картинку по сказке » ( пазлы )

Слайд 4

Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам

Слайд 5

Рисование « Золотая рыбка »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...