Консультация «Исследовательская деятельность и экспериментирование как форма совместной деятельности взрослого и детей»
консультация на тему
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsmya_issledovatelskaya_deyatelnost_i_eksperimentirovanie.pptx | 89.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи - и я забуду, Покажи – я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица .
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, и законодательства Российской Федерации, и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы: Поддержка разнообразия детства. Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка. Реализация программы в формах специфических для детей , прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности , в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Цели экспериментирования: • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Элементарность опытов и экспериментов в ДОУ заключается : во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в - третьих, они практически безопасны; в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
По способу применения эксперименты делятся: однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.) на демонстрационные и фронтальные
Положительные стороны: 1. Практически исключены ошибки при проведении опытов. 2. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний. 3. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины. 4. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций. 5. Проще решаются вопросы гигиены. Отрицательные стороны: 1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали. 2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения. 3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон. 4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы). 5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия. 6. Сведена до минимума инициатива детей. 7. Затруднена индивидуализация обучения. Демонстрационные эксперименты :
Положительные стороны: - дети хорошо видят мелкие детали; - дети имеют возможность рассмотреть объект со всех сторон; - дети используют для обследования все анализаторы; - дети реализуют заложенную в них потребность к деятельности; - работа идет в индивидуальном ритме, уделяется каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков. - эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных ; - процесс обучения индивидуализирован. Отрицательные стороны: 1.Труднее найти много объектов . 2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком. 3. Труднее установить контакт с детьми. 4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей. 5. Повышается риск ухудшения дисциплины. 6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций. Фронтальные эксперименты:
Структура детского экспериментирования: 1. Постановка исследовательской задачи. 2. Прогнозирование результата (старший возраст). 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности. 4. Выполнение эксперимента (под руководством педагога). 5. Наблюдение результатов эксперимента. 6. Фиксирование результатов эксперимента. 7. Формулировка выводов.
В мини - лаборатории могут быть выделены зоны: - для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); - для приборов; - для выращивания растений; - для хранения материалов (природного, «бросового»); - для проведения опытов; - для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).
К. Е. Тимирязев: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
Консультация для воспитателей на тему:«Лепбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»
консультация для воспитателей...
Консультация для родителей "ЛЭПБУК КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ"
Инновационная работа - "Лэпбук"...
Консультация: Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей»
2 Оптимальное время для чтения художественной литературы в режимных моментах: для детей от 3 до 4 лет: перед завтраком(5-7 минут); во время подготовки к дневному сну (15 минут); после полдн...
Консультация на тему: «Лепбук- одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лепбук интересен и полезен тем, что его делают ...
«Проектная деятельность как одна из форм совместной деятельности педагогического коллектива и воспитанников детского сада в рамках реализации ФГОС ДО»
Проектная деятельность в детском саду занимает важное место в совместной деятельности педагогов ДОО, так как она является одной из наиболее эффективных форм организ...
Конспект итогового занятия по лепке на тему «Как звери в лесу весну встречают.» в подготовительной группе. Форма совместной деятельности: лепка по замыслу Форма организации: групповая Средства: Наглядные: макет «Лес весной » ,иллюстрации : насеком
Конспект итогового занятия по лепке на тему «Как звери в лесу весну встречают.» в подготовительной группе. Форма совместной деятель...