Выступление по теме:"Нетрадиционная техника рисования для детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Низамова Ирина Инзифовна

в презентации представлены несколько видов нетрадиционной техники рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayskoe_soveshchanie_2016_nii_dsno38.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНИКА НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Низамова Ирина Инзифовна,

Воспитатель МБДОУ№38 «Аленький цветочек»

Все дети любят рисовать.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Многие из нас уже забыли о том, какое удовольствие и радость в детстве приносили лепка и рисование. Дети рисуют все, что видят, знают, ощущают. Но к подростковому возрасту это увлечение проходит, и заинтересованные изобразительной деятельностью остаются не многие,  а  лишь единицы. Мы мало знаем какую пользу принесет изобразительная деятельность человеку в дальнейшем, но доказано, что каждый ребенок по своей природе – творец. Поэтому нам взрослым, важно обратить внимание на таланты и способности в ребенке, предоставить ему возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.

В нашей группе разработана авторская прогрмма  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Вид программы: комбинаторная. 

3 слайд

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 5 - 6 лет  средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск поролоном, рисунки из ладошки, отпечатки листьев, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+ акварель);

-учить приемам  работы кистью, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок);

- учить различать основные цвета (красный желтый, синий), основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  

  замечать и творить красоту;

 -развивать творчество и фантазию, наблюдательность,  воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-воспитывать навыки самостоятельности.  

Отличительные особенности программы   

          Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 5-6 лет и разработана на основе раздела – образовательная область «Художественное творчество» программы «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.), так как наш детский сад работает по данной программе.

        Программа  носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками, набрызг, и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

        Занятия на кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность; работа  позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В группе имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.

Содержание занятий

 Практические занятия совмещены с теоретическими.

В организации занятия можно выделить следующие этапы работы:

- организационная часть;

- повторение пройденного;

- изложение нового материала;

- подготовка к практической работе;

- практическое выполнение работы;

- заключительная беседа, подведение итогов;

- уборка рабочего места.

Для ведения занятий имеется вся необходимая литература. К каждой теме разработаны готовые изделия для наглядного показа и методические пособия.

    Для реализации программы используются необходимые для работы инструменты и приспособления.

 Оборудование

-краски, гуашь, баночки с водой, тряпочки, кисточки по две на ребёнка.

-образцы, игрушка или картинка предмета, которого будут рисовать.

-листы для рисования.

-трафареты, свечи, восковые мелки, блюдца со штемпельной подушкой, с гуашью или  тарелочки с поролоновой прокладкой, пропитанной гуашью.

-фартук для детей.

Применяемые техники для детей старшего дошкольного возраста:

4 слайд

- Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

5 слайд

- Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

 Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

6 слайд

- Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

7 слайд

- Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.  

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.  

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   поролон   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

8 слайд

- Оттиск мятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

9 слайд

- Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

10 слайд

- Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

11 слайд

- Рисование зубной пастой

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: картон, кисть, зубная паста.

Способ получения изображения: ребенок набирает на кисть зубную пасту и рисует на цветном картоне.

12 слайд

- Рисование солью

Материалы: клей п.в.а., соль, краски, кисточки.

Способ получения: рисунок наносим клеем, а затем посыпаем солью на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть и начинаем раскрашивать кистью точечно, краска расплывается по рисунку.

Форма занятий и режим работы - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы, каждый четверг в 16.00. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия  - 20 минут. 36 учебных часа в год.

Способы оценки полученных результатов

Наш детский сад санаторного типа (дети приходят лечится на три месяца), поэтому мы проводим  диагностику в начале и конце заезда.

Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

Срок реализации программы

Учебная программа «Юный художник» рассчитана на 1 учебный год

Возраст детей:  5 - 6 лет.

13 слайд

Ожидаемые результаты:

- дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования – тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск поролоном, рисунки из ладошки, отпечатки листьев, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+ акварель;

- дети научатся приемам  работы кистью, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок);

  - дети научатся различать основные цвета - красный, желтый, синий; основные геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

- у детей разовьется мелкая моторика рук;

- сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить красоту;

 -разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;

- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

-сформируются навыки самостоятельности.

Замечено, что творческие задания с использованием нетрадиционных техник помогают раскрыть индивидуальность детей, укрепляют веру ребенка в собственные силы, развивают фантазию и воображение. Наши занятия включают детей в творческий процесс, снимают страх: «Я не умею рисовать». Необычность методов и приемов позволяет не только детям, но и взрослым, не умеющимрисовать, быстро и охотно этому научиться.

Прежде чем предложить ребенку ту или иную технику, я обязательно осваиваю ее сама, чтобы на занятиях не возникло неожиданных ситуаций. В случае неудачи педагога у детей может надолго пропасть интерес к занятиям изобразительной деятельностью. К тому же вместе творить веселее.

14 слайд

Рекомендации родителям

Материалы  (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.)  необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой,  предметами изобразительного искусства,  предлагайте  рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

15 слайд

Список используемой литературы

1. Алиева Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки». – Москва, 2011.

2.Гиздатуллина А.М. Рисуем и растём. – Набережные Челны, 2007.

3. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Скрипторий 2003, 2014.

4.ФатееваА.А.  «Рисуем без кисточки», Ярославль: Академия развития, 2007.

5.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Конспект ООД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну мыльных пузырей"

Конспект ООД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну мыльных пузырей"...

Мастер-класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста»

Материал заинтересует воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и творческих людей, работающих с детьми....

Статья на тему "Важность нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Важность нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста" В развитии ребенка важное место занимает детское творчество и, в частности,рисование. Х...