Статья "Сюжетно-ролевая игра малышей"
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Каранова Ирина Леонидовна
Воспитатель МАДОУ « Детский сад № 28 » г. Нижний Новгород
«Сюжетно - ролевая игра малышей».
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Известно, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. По определению Д. Б. Эльконина в ней происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребёнка, игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности
Интерес к сюжетно - ролевым играм развивается у детей с трех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений с взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребенок подражает не полностью, так как он не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это со сложностью современного общественного производства и общественных отношений, а также уровнем знаний и умений ребенка, его жизненным опытом, умением ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в т сюжетно -ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка -- «лошадка», песочница -- «пароход», стул -- «ракета» и т. д.).
Выполняя взятую на себя роль, дошкольник многократно возвращается к тому первому образцу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его, «врастает» в него постепенно, без принуждений, добровольно. Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых игр.
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдения за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представление об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается прежде всего в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (выращивание человеком растений, забота о других людях, управление транспортом, использование машин и т. п.).
Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия.
На четвертом году жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для детей роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, младшие дошкольники, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы -заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов показывают, что ребёнка нужно учить умению играть. Без обучения игры детей развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер. При обучении игровая деятельность малышей меняется, в ней находит отражение всё больший круг впечатлений. Сюжеты игр и игровые действия заметно усложняются.
Специальная подготовка к сюжетно-ролевым играм включает в себя разнообразные методы и формы; наблюдения, экскурсии, беседы, занятия, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин, знакомство с художественной литературой, изготовление атрибутов к играм.
Основными особенностями сюжетно – ролевых игр, по мнению известных педагогов и психологов являются:
Соблюдение правил.
Правила говорят, что иногда надо делать то, что совсем не хочется.
2 . Социальный мотив игр.
И гра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых отношений.
3. Эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями. Часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны.
4. Интеллектуальное развитие.
Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов.
5. Развитие воображения и творчества.
У детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
6. Развитие речи.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а игра развивается под влиянием развития речи.
Список литературы:
Н. В. Краснощёкова « Новые сюжетно – ролевые игры» Феникс 2011 г.
. Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду».
Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988г.
Аникиева Н.П. «Воспитание игрой». М., Просвещение, 1007г.
Богусловская З.М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребенка». М., Просвещение, 1991г.
Эльконин Д.Б. «Психология игры». М., Педагогика, 1978г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей "Первые сюжетные игры малышей"
Игра является основным видом деятельности ребенка - дошкольника. В игре он развиваетсфя, обучается и воспитывается....
Игры малышам
дидактические игры для детей раннего возраста...
"выбираем игры малышу"Консультация для родителей
Что же такое эффективная домашняя игротека?Эти и другие вопросы, наверняка, волнуют многих современных родителей...
"Игры малышей с водой: что они развивают"
Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти не ограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах....
Презентация игры "Малыши-карандаши"
Отработка технических навыков штрихования...
Памятка для родителей "Первые сюжетные игры малышей"
О роли игры в жизни малышей......
Программа дополнительного образования Социально- личностного развития (игра) Кружок «Играй, малыш»
Данная программа направлена на усовершенствование и развитие движений детей 2-3 лет, на формирование положительных взаимоотношений, обогащению речи, укреплению здоровья....