«Современные тенденции воспитания двигательной культуры дошкольников» Доклад к педсовету
статья по теме
Предварительный просмотр:
Доклад
к педагогическому совету
«Современные тенденции воспитания
двигательной культуры дошкольников»
Подготовила и провела
инструктор
по физической культуре
Валясина О. В.
Москва, 2014г.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙИ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
В наши дни физическая культура является одним из решающих факторов, определяющих жизнедеятельность человека. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако многообразие форм движений становится доступным ему не с самого рождения. Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным и лишь с течением времени у него возникают все произвольные движения как результат научения и овладения двигательной культурой. Т. е. двигательная культура – это специфический результат человеческой деятельности, средство и способ всестороннего физического развития людей, а также практического выполнения ими своих социальных обязанностей в обществе.
Двигательная культура осваивается каждым ребенком индивидуально.
Представление двигательной культура осуществляют родители, воспитатели, инструктор по физической культуре и сами дети.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. Формирование двигательной культуры дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Так, например, в процессе освоения двигательной культуры у ребенка развиваются различные виды памяти:
- Эмоциональная (если ребенок заинтересован обучением);
- Образная (при восприятии наглядного образца движений);
- Словесно-логическая (при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре);
- Произвольная (без нее невозможно сознательное самостоятельное выполнение движений).
Воспитание двигательной культуры способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка: ловкости, быстроты, выносливости, силы.
В качестве основных задач по воспитанию культуры движений у дошкольников можно выделить следующие:
- создание условий для разнообразной двигательной активности;
- обогащение представления детей о необходимости движений;
- использование адаптированных спортивных игр и упражнений;
- формирование умений и развитие физических качеств;
- побуждение детей к творчеству в двигательной деятельности;
- воспитание у детей самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры, упражнения со сверстниками.
Средствами воспитания двигательной культуры являются физические упражнения. Их содержание для каждой возрастной группы предоставлено в образовательных программах для детских садов. Это построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на коньках, лыжах, велосипеде, элементы спортивных и подвижных игр.
Качественное преобразование двигательной культуры детей дошкольного возраста происходит на основе совершенствования органов чувств и движений, развития двигательных качеств.
В дошкольном возрасте становится возможным осознанное отношение детей к своим действиям, достижение их точности и управляемости. При этом такие качества, как ловкость, гибкость и координационные способности, могут быть развиты у дошкольников в большей степени, чем сила и выносливость, специальное и интенсивное развитие которых происходит на более поздних возрастных этапах.
В рамках формирования двигательной культуры важное место занимает совместная деятельность детей. Внедрение в процесс воспитания двигательной культуры продуктивных методов обучения и форм организации взаимодействия детей по принципу «умеешь сам – научи товарища» способствует повышению качества двигательных действий, дает возможность положительного эмоционального общения детей. При этом взаимодействие может быть организовано в парах постоянного состава, одностороннего или взаимного характера, в группах статического (постоянного) состава с лидером или на равных. Особенно цены в воспитательном аспекте разновозрастные объединения дошкольников на физкультурных занятиях. Они обеспечивают успешную передачу двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста малышам.
Формирование двигательной культуры происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании двигательной культуры педагогу необходимо особое внимание обратить на развитие когнитивных, исполнительских, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательного действия ребенка.
Проектно-конструктивные параметры – это способность планировать, изменять способы выполнения двигательных действий применительно к условиям.
Когнитивные (познавательные) параматры – это умение мысленно расчленять целостное действие на части и заново интегрировать их в целое, видеть их связь, способность обобщать разнообразные представления о мире движений и относиться к движениям как способу жизнедеятельности.
Исполнительные параметры – это умение гибко использовать двигательный образец и свободно производить коррекцию материального действия и меняющейся ситуации, способность к двигательной импровизации.
Экспрессивно-коммуникативные параметры – это умение выражать через телесные движения собственные внутренние состояния, представления, образы и т.д. и адресовывать их другому человеку.
Эмоционально-эстетические параметры – это способность переживать эмоциональный подъем и эстетическое наслаждение, проявлять артистизм, качественно выполнять движения.
Следовательно, ключевыми направлениями работы в воспитании двигательной культуры дошкольников являются формирования осмысленного целлостного отношения ребенка к движению как способу существования живого, активное освоение им двигательного опыта, развитие физических качеств и способности к двигательной импровизации, к эмоциональному переживанию движения.
Эффективность педагогических воздействий на формирование двигательной культуры дошкольника повышается при условиях:
- объединения усилий педагогического коллектива и семьи в форировании двигательной культуры детей;
- творческого освоения детьми эталонов движений в специально созданных игровых ситуациях;
- развитие в процессе освоения детьми двигательной культуры воображения, воспитание способности эмоционально переживать движения.
Во всех современных программах (комплексных и парциальных) изложены задачи, принципы, ожидаемые результаты воспитания двигательной культуры дошкольников, и раскрыты особенности организации работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников». Консультация для педагогов
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ....
«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников». Консультация для педагогов
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ....
Деятельность по образовательной области "Физическое развитие", как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников
Консультация для педагогов...
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Физкультурные занятия в ДОУ...
«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников»
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:1. Удовлетворить естественную потребность в движ...
Физкультурное занятие - основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников (консультация для воспитателей)
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры дошкольников.В своей работе воспитатели чаще всего используют традиционную (класическую) форму проведения занятия, ...