«Современные тенденции воспитания двигательной культуры дошкольников» Доклад к педсовету
статья по теме

Валясина Ольга Владимировна

Доклад к педсовету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

к педагогическому совету

«Современные тенденции воспитания

двигательной культуры дошкольников»

Подготовила и провела

                                           инструктор

 по физической культуре

Валясина О. В.

Москва, 2014г.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙИ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

   В наши дни физическая культура является одним из решающих факторов, определяющих жизнедеятельность человека. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако многообразие форм движений становится доступным ему не с самого рождения. Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным и лишь с течением времени у него возникают все произвольные движения как результат научения и овладения двигательной культурой. Т. е. двигательная культура – это специфический результат человеческой деятельности, средство и способ всестороннего физического развития людей, а также практического выполнения ими своих социальных обязанностей в обществе.

   Двигательная культура осваивается каждым ребенком индивидуально.

   Представление двигательной культура осуществляют родители, воспитатели, инструктор по физической культуре и сами дети.

   Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. Формирование двигательной культуры дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями.

   В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Так, например, в процессе освоения двигательной культуры у ребенка развиваются различные виды памяти:

  1. Эмоциональная (если ребенок заинтересован обучением);
  2. Образная (при восприятии наглядного образца движений);
  3. Словесно-логическая (при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре);
  4. Произвольная (без нее невозможно сознательное самостоятельное выполнение движений).

    Воспитание двигательной культуры способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка: ловкости, быстроты, выносливости, силы.

   В качестве основных задач по воспитанию культуры движений у дошкольников можно выделить следующие:

  • создание условий для разнообразной двигательной активности;
  • обогащение представления детей о необходимости движений;
  • использование адаптированных спортивных игр и упражнений;
  • формирование умений и развитие физических качеств;
  • побуждение детей к творчеству в двигательной деятельности;
  • воспитание у детей самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры, упражнения со сверстниками.

   Средствами воспитания двигательной культуры являются физические упражнения. Их содержание для каждой возрастной группы предоставлено в образовательных программах для детских садов. Это построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на коньках, лыжах, велосипеде, элементы спортивных и подвижных игр.

   Качественное преобразование двигательной культуры детей дошкольного возраста происходит на основе совершенствования органов чувств и движений, развития двигательных качеств.

   В дошкольном возрасте становится возможным осознанное отношение детей к своим действиям, достижение их точности и управляемости. При этом такие качества, как ловкость, гибкость и координационные способности, могут быть развиты у дошкольников в большей степени, чем сила и выносливость, специальное и интенсивное развитие которых происходит на более поздних возрастных этапах.

   В рамках формирования двигательной культуры важное место занимает совместная деятельность детей. Внедрение в процесс воспитания двигательной культуры продуктивных методов обучения и форм организации взаимодействия детей по принципу «умеешь сам – научи товарища» способствует повышению качества двигательных действий, дает возможность положительного эмоционального общения детей. При этом взаимодействие может быть организовано в парах постоянного состава, одностороннего или взаимного характера, в группах статического (постоянного) состава с лидером или на равных. Особенно цены в воспитательном аспекте разновозрастные объединения дошкольников на физкультурных занятиях. Они обеспечивают успешную передачу двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста малышам.

   Формирование двигательной культуры происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании двигательной культуры педагогу необходимо особое внимание обратить на развитие когнитивных, исполнительских, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательного действия ребенка.

   Проектно-конструктивные параметры – это способность планировать, изменять способы выполнения двигательных действий применительно к условиям.

   Когнитивные (познавательные) параматры – это умение мысленно расчленять целостное действие на части и заново интегрировать их в целое, видеть их связь, способность обобщать разнообразные представления о мире движений и относиться к движениям как способу жизнедеятельности.

   Исполнительные параметры – это умение гибко использовать двигательный образец и свободно производить коррекцию материального действия и меняющейся ситуации, способность к двигательной импровизации.

   Экспрессивно-коммуникативные параметры – это умение выражать через телесные движения собственные внутренние состояния, представления, образы и т.д. и адресовывать их другому человеку.

   Эмоционально-эстетические параметры – это способность переживать эмоциональный подъем и эстетическое наслаждение, проявлять артистизм, качественно выполнять движения.

   Следовательно, ключевыми направлениями работы в воспитании двигательной культуры дошкольников являются формирования осмысленного целлостного отношения ребенка к движению как способу существования живого, активное освоение им двигательного опыта, развитие физических качеств и способности к двигательной импровизации, к эмоциональному переживанию движения.

   Эффективность педагогических воздействий на формирование двигательной культуры дошкольника повышается при условиях:

  • объединения усилий педагогического коллектива и семьи в форировании двигательной культуры детей;
  • творческого освоения детьми эталонов движений в специально созданных игровых ситуациях;
  • развитие в процессе освоения детьми двигательной культуры воображения, воспитание способности эмоционально переживать движения.

   Во всех современных программах (комплексных и парциальных) изложены задачи, принципы, ожидаемые результаты воспитания двигательной культуры дошкольников, и раскрыты особенности организации работы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников»

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:1.  Удовлетворить естественную потребность в движ...

Физкультурное занятие - основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников (консультация для воспитателей)

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры дошкольников.В своей работе воспитатели чаще всего используют традиционную (класическую) форму  проведения занятия, ...