ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по физкультуре на тему

Белова Светлана Юрьевна

Физкультурные занятия в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon физкультурные занятия в ДОУ394 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

— удовлетворять естественную потребность детей в движении, запрограммировать ее определенную дозу;

— обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физическую на грузку;

— давать возможность каждому ребенку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.

Педагогу необходимо на занятиях создавать необычные, интёресные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм поведения, встрече с красивым, увлекательным окружающим миром.

Занятия по физической культуре имеют свою специфику. Каждое из них — это определенная «оздоровительная доз (в виде движений, физической нагрузки), направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоение двигательных умений — возможность самовыражения.

Педагог сам определяет время занятия, его содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, учитывая индивидуальные особенности детей.

Обязательно ли нужны традиционные три части занятия? Безусловно, да. Все занятия необходимо начинать с упражнений, подготавливающих организм к нагрузке, пик нагрузки надо обеспечивать ближе к концу, а на заключительном этапе проводить малоподвижные упражнения для восстановления дыхания и чтобы дать детям отдохнуть. Недопустимы команды, громкое шумовое оформление, заорганизованность. Нельзя заставлять детей делать то, что они не хотят. Занятие должно строиться с учетом детских интересов и доставлять дошкольникам радость и удовольствие. Детям нравится заниматься всем вместе, если при этом обеспечиваются условия для активности каждого, если педагог умеет создать на занятии оптимальную психологическую среду.

Современные программы предполагают различные формы проведения физкультурных занятий: учебно-тренировочные, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, контрольно-учетные, занятия с одним пособием, музыкально-ритмические, занятия-тренировки, занятия «Уголки».

Рассмотрим подробнее различные формы занятий.

Учебно-тренировочное занятие (традиционное) имеет следующую структуру:

  1. разные виды ходьбы; строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, разминочный бег.
  2. ОРУ, ОВД, подвижная игра.
  3. успокоительная ходьба (малоподвижная игра), дыхательные упражнения.

Учебно-тренировочная форма проведения физкультурного занятия в средней группе.

Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную между предметами; продолжать учить ловле мяча двумя руками; закреплять навык ползания на четвереньках.

П о с о б и я. Мячи по количеству детей, две гимнастические скамейки, две кегли, 4—5 набивных мячей.

1 ч а с т ь. Ходьба в колонне по одному с заданием для рук; ходьба и бег между набивными мячами. Во время ходьбы в колонне по одному дети выполняют различные задания (идут на носках, руки на поясе, поднимают в стороны). Затем под команда к бегу между мячами, положенными по всему залу ‚заранее до занятия).

2 ч а с т ь.

Общеразвивающие упражнения с мячом.

1. «Потянемся к солнышку»

И. п. стоя ноги на ширине ступни, мя внизу. Поднять мяч вверх, поднимаясь на носки, опустить его, вернуться в исходное положение (8 раз).

2. «Наклоны»

И. п.: ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу. Наклониться к правой (левой) ноге, прокатить мяч вокруг ноги, перебирая его руками, взять мяч, выпрямиться, вернуться в исходное положение (7-8 раз)

3. «Цветок»

И. п.: лежа на спине, мяч в прямых руках за головой. Поднять правую (левую) прямую ногу коснуться мячом носка ноги, вернуться в исходное положение (6-8 раз).

4. «Неловкие»

И. п.: стоя ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках перед собой. Уронить мяч, поймать его двумя руками (8 раз).

5. «Веселый мяч»

И. п.: стоя на коленях, мяч в обеих руках перед грудью. Прокатить мяч вокруг себя

вправо (влево), вернуться в исходное положение (по 4 раза).

6. «Вертушки»

И. п.: лежа на спине, ноги прямые, мяч за головой. Повернуться на живот с мячом в руках, вернуться в и.п. (6-8 раз).

7. «Зайчик-попрыгайчик»

И. п.: ноги слегка расставлены, мяч в обеих руках перед собой. Прыжки на двух ногах вокруг себя в чередовании с ходьбой на месте (З—4 раза по 10 прыжков).

Основные виды движений.        

1. Перебрасывание мяча друг другу (10—12 раз).

2. Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках (2—З раза).

дети перестраиваются в колонну по одному, а затем в две шеренги. У одной подгруппы детей после общеразвивающих упражнений мячи остаются, вторая кладет их на место. Расстояние 1,5 м между шеренгами обозначается рейками (или другим удобным ориентиром). По сигналу бросили» дети перебрасывают мяч (способ — двумя руками снизу). Основное внимание педагог уделяет тому, чтобы бросающие мяч рассчитывали силу броска и попадали точно в руки партнеру. Дети, ловящие мяч, не должны заранее выставлять руки, а выносить их вперед в момент ловли мяча. После выполнения упражнения дети кладут мячи в корзину.

Вдоль зала ставят две гимнастические скамейки, на расстоянии 2 м от каждой кладут по одному кубику. Воспитатель предлагает детям вначале выполнить ползание по скамейке на четвереньках — на ладонях и ступнях, а затем прыжки до кубика на двух ногах. Упражнения выполняются поточно двумя колоннами.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» 

На одной стороне зала размещаются скамейки, на них воробышки. На другой стороне обозначают место для гаража автомобиля. «Воробышки вылетают из гнезда»,— говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек (высота 20 см), бегают в разных направлениях, подняв руки в стороны, или прыгают на двух ногах. Раздается гудок, и появляется автомобиль (у ребенка в руках руль). Воробышки быстро улетают в гнезде. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется. Роль автомобиля выполняет другой ребенок.

3 ч а с т ь. Ходьба в колонне по одному за автомобилем.

Учебно-тренировочная форма проведения  физкультурного занятия в старшей группе.

Программное содержание. Упражнять детей в медленном непрерывном беге; продолжать учить влезать на гимнастическую стенку, не пропуская реек; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке и прыжках с ноги на ногу; упражнять в ведении мяча.

П о со б и я. 2 гимнастические скамейки, 2—4 кегли для ориентира, мячи (диаметр 20—25 см) на полгруппы.

1 ч а с т ь. Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестроение в колонну по одному; ходьба в колонне по одному; переход на бег за воспитателем между предметами и с изменением направления движения до 2 мин; ходьба врассыпную; построение в колонны.

2 ч а с т ь.

Общеразвивающие упражнения.

1. «Помашем крыльями»

И. п.: основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — шаг левой ногой в сторону, руки в стороны; 2 вернуться в исходное положение. То же правой ногой (8-10 раз).

2. «Взлет»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 — руки согнуть перед грудью; 2 — поворот вправо, руки в стороны; 3 — руки перед грудью; 4 — вернуться в исходное положение. То же влево (8-10 раз).

3. «Пружинки»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. 1—3 — пружинистые приседания, руки вперед; 4 — вернуться в исходное положение (8-10 раз)

4. «Волна»

И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1 — сесть справа на правое бедро, руки вперед прямые; 3—4 — вернуться в исходное положение. То же влево (8-10 раз).

5. «Солдатик»

И. п.: ноги параллельно, руки на поясе. 1 — поднять прямую правую (левую) ногу, хлопнуть в ладоши под коленом; 2 — вернуться в исходное положение (8-10 раз).

6. «Силач»

И.п.: о.с., руки в стороны. 1- согнуть руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; 2 – вернуться в и.п. (8-10 раз).

7. «Поклон»

И. п.: сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 — руки в стороны; наклон вперед, коснуться правой (левой) ноги; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — вернуться в исходное положение (8-10  раз).

8. «Попрыгунчик»

И. п.: основная стойка, руки вдоль туловища. Прыжки на правой и левой ноге под счет воспитателя 1—8 (5 раз)

Основные виды движений.

1. Лазанье — влезание на гимнастическую стенку разноименным способом и передвижение по четвертой рейке; спуск вниз, не пропуская реек (2 раза).

2. Ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе, приставляя пятку одной ноги к носку другой (2—З раза).

3. Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до обозначенного места (расстояние 6 м) — 2—3 раза.

4. Отбивание мяча в ходьбе (баскетбольный вариант — мяч большого диаметра) на расстояние 8 м.

Дети делятся на две подгруппы. Первая под наблюдением воспитателя выполняет лазанье по гимнастической стенке. Вторая в это время упражняется в ведении мяча одной рукой от исходной линии до обозначенного места. Упражнение выполняется в колонне поточно, но с таким интервалом между детьми, чтобы они не мешали друг другу (ведение мяча по правой стороне, а возвращение с мячом в руках по левой). После того как дети выполнят лазанье два раза, воспитатель подает сигнал к смене мест. По окончании выполнения заданий в лазанье второй подгруппой воспитатель предлагает детям положить мячи в короб и построиться в две шеренги у гимнастических скамеек. Ребята выполняют упражнение в равновесии, затем прыжки (двумя колоннами поточно).

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

3 ч а с т ь. Ходьба в колонне по одному с поворотами по сигналу воспитателя.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки»

в старшем дошкольном возрасте.

Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный способ развития выносливости детей, а чем выше выносливость, тем меньше дети болеют простудными заболеваниями.

Что такое занятия «Уголки»? Это серия спортивных упражнений циклического характера выполняемых фронтально или поточно (на снарядах с использованием атрибутов или без них) с индивидуальной максимальной нагрузкой при одновременном участии всех детей.

Каждый ребенок получает индивидуальное задание для выполнения на отдельном участке зала — спортивном «уголке», таким образом, на занятии каждый ребенок активно двигается.

Подобные занятия позволяют обеспечить детям индивидуально-максимальную физическую нагрузку. Задача педагога — создать условия для активного движения, следить за деятельностью каждого ребенка, при необходимости направлять, корректировать его движения.

Для проведения занятий «Уголки» не требуется много места:

их можно проводить на небольшой полянке в лесу, и на спортивной площадке, и в спортивном зале, и даже в группе. Очень удобно на таких занятиях использовать карточки с заданиями. По сигналу дети переходят от одного занятия к другому.

Карточки могут быть такими:

— ведение мяча змейкой вокруг кеглей;

— прыжки через горизонтальную лесенку, лежащую на полу;

— прыжки на двух ногах на месте;

— ходьба по бревну на носках.

Занятия «Уголки» повышают интерес к движению. Для того чтобы нагрузка не была утомительной, можно использовать музыку, поднимающую настроение и задающую темп занятию.

С несколько вариантов занятий «Уголки»:

— занятия «Уголки» по желанию: ребенок выполняет те движения, которые хочет, с учетом своего двигательного запаса;

— занятия «Уголки» с использованием сюжета; данное занятие представляет собой путешествие детей по придуманному сказочному маршруту;

— занятия «Уголки с чередующимися снарядами (это важно для развития мышечной выносливости детей).

Уголки на спортивной площадке для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

— совершенствовать технику бега и прыжков;

— развивать прыжковую выносливость: ритмичность при выполнении упражнений, самостоятельность во владении скакалкой и обручем;

— воспитывать бережное отношение детей друг к другу.

Оборудование: наклонные доски, скакалки, набивные мячи, обручи, карточки с заданиями.

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

1. Построение в колонну по одному

2 мин.

Педагог: Ребята, наше занятие называется «Мы спортсмены». Сейчас мы с вами разомнемся, играя в игру «Ровным кругом».

Упражнения в ходьбе (обычная ходьба, на носках, на пятках)

Помните, что упражнение нужно выполнять точно.

2. Упражнение в беге (с подниманием бедра, приставным шагом, с поворотом кругом)

2 мин.

3. Упражнение в ходьбе (с наклоном головы, наклоном туловища на каждый шаг в полуприседе и приседе)

4 мин.

Основная часть

1. Распределёние детей по «уголкам»:

— уголок с наклонной доской и гимнастической лестницей (ходьба на равновесие и перелезание);

2 мин.

Педагог: Группа, на первый второй рассчитайся! Первые номера, два шага вперед! Кругом! Разобрались парами.

— уголок со скакалками (прыжки на двух ногах);

2 мин.

— уголок с резиновыми мячами (броски мяча в парах друг другу);

2 мин.

— уголок с набивными мячами (прыжки на одной ноге: на правой, на левой);

2 мин.

— уголок с обручами (вращение обруча перед собой поочередно двумя руками);

2 мин

Педагог сам выполняет подстраховку на наклонной доске, контролирует смену снарядов.

2. Подвижная игра «ловушки с хвостиками»

5 мин.

Выбор водящего производится считалкой.

Заключительная часть

Упражнение с элементами психогимнастики «Мы на море».

З мин (каждое упражнение делать 3 раза в медленном темпе)

Педагог: А теперь, друзья, присядем на набивные мячи и закроем глаза. Представим, что мы на море. Подняли руки вверх, погрелись на солнышке. Опустили руки в стороны, сделали волны, сделали глубокий вдох, а теперь нырнули под воду, выдохнули. Молодцы! Открыли глаза.

Занятия с одним пособием

В практике физического воспитания ДОУ широко распространены занятия с одним пособием. На таких занятиях педагог имеет возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, лазаний, равновесии, беге).

Занятия с одним пособием включают в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, оказывает положительное влияние на все группы мышц, а также способствует развитию воображения, самовыражения, творческой деятельности: дети фантазируют, придумывают различные упражнения, учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.

Например, занятия с обручами включают в себя следующие виды деятельности:

— строевые упражнения (бег из обруча в обруч в колонне по 2, ходьба по обручу приставным шагом боком, прыжки из обруча в обруч);

— общеразвивающие упражнения;

— основные (пролезание в обруч различными способами), бег змейкой;

— подвижные игры («Кот и мыши», «Берег-море», «Затейники» и др.);

— игры-эстафеты («Перевези команду», «Чье звено быстрее соберется» и т.д.).

Проведение подобных занятий обогащает двигательный опыт детей, у них появляется возможность применить эти упражнения в самостоятельной двигательной деятельности.

Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений.

Возможны следующие варианты проведения занятий:

— занятие-путешествие с одним пособием;

— занятие с выполнением заданий (группа детей разделена на 2—З подгруппы, каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его), здесь можно использовать карточки задания;

— занятия игрового характера (построены на 3-х игровых упражнениях, эстафета с одним пособием).

Возможно использовать разнообразные пособия и оборудование для проведения занятий: мяч, обручи, гимнастические скамейки, гимнастические платки, флажки, мешочки, шишки, шнуры (косички). В результате таких занятий дети с большим Ь интересом начинают играть с обручами, мячами, шишками самостоятельно на прогулке, на свежем воздухе. Очень нравятся детям занятия игрового характера.

В занятие с одним пособием целесообразно включать корректирующие упражнения, упражнения на развитие. мелкой моторики рук, быстроты, ловкости, реакции, гиб-. кости. Важно позаботиться о музыкальном сопровождении занятий.

Как пример предлагаем конспекты трех занятий.

Занятие «Мой веселый, звонкий мяч» (для детей младшего возраста)

Цели:

— познакомить со свойствами мяча: круглый (прокатывается), скачет (резиновый, упругий), летает, вертится; учить отбивать мяч об пол и ловить его двумя руками;

— упражнять в бросании и ловле мяча;

— формировать умение самостоятельно действовать с предметами;

— воспитывать интерес к играм с мячом.

Оборудование: 1 мяч большого диаметра, мячи маленького диаметра (10 см).

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Дети свободно размещаются по залу

30 с.

Педагог. Ребята, сегодня к нам на занятие пожаловал необычный гость, посмотрите, это веселый мяч. Он очень любит играть с ребятами. Давайте мы с ним получше познакомимся.

Каждый ребенок берет мяч себе

30 с.

Посмотрите, какой он яркий, красочный. Какого он цвета? (Ответы детей.)

Дети рассматривают свои мячи

Посмотрите, какой он гладкий, круглый, потрогайте. да он не один к нам пришел, а со своими друзьями — мячами-малышами. Вопросы к детям:

— Какого цвета мяч?

— Гладкий он или шероховатый?

— Круглый он или квадратный?

Катание мячей по полу (нужно побежать за ним)

2—3 мин

Посмотрите, что умеет делать наш веселый мяч. Он умеет прокатываться, это потому, что он круглый. Кубик квадратной формы, он не прокатывается, потому что в нем есть уголки (педагог показывает) и они ему мешают. А у мяча есть уголки? давайте покатаем наши мячи.

Бросание мячей двумя руками вверх

15—20 раз

Наш мяч умеет летать! Посмотрите, подбрасываем мяч вверх, вот так, смотрите!

Основная часть

Игровое упражнение «Брось- догони»

2—3 мин

Педагог: Бросили далеко свои мячи, побежали, молодцы!

Отбивание мяча двумя руками об пол и ловля его двумя руками.

1 мин

Посмотрите, что еще умеет наш непоседа-мячик; если его ударить об пол, он подскочит, потому что он резиновый и упругий.

Вращение мячей

1—2 мин

А еще мяч умеет вертеться как юла, посмотрите как (педагог показывает).

Игра «Мой веселый, звонкий мяч»

4 мин

Наш мяч веселый, озорной и очень любят играть с ребятами.

МОИ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ...

Самостоятельная двигательная деятельность с мячом

2 мин

А сейчас сами, самостоятельно, поиграйте с мячами.

Поглаживание ладошкой то правой, то левой руки

1 мин

Ох, устали наши мячики, погладим их вот так (педагог показывает).

«Отдохнем» (глубокий вдох через нос, на выдохе произносить «фу»)

1 мин

Выпрямились. Давайте отдохнем, глубокий вдох - выдох «фу» ... Отдохнули немножко? А теперь посмотрите, наш мячик умеет плавать, он не тонет.

Заключительная часть

Игра «Нетонущие мячики». Дети уходят.

1 мин.

А теперь мы свернемся в клубочек, станем круглые, как мячики, и поплаваем.

Занятие «Чудесный мешочек» (средняя группа)

Цели:

— учить ходить спиной вперед;

— развивать ориентировку в пространстве;

— упражнять в равновесии, в ползании на четвереньках;

— отрабатывать силу толчка при прыжках;

— закрепить умение бегать врассыпную и «змейкой»;

— воспитывать интерес к физкультурному занятию, желание заниматься физическими упражнениями.

Оборудование: красочный мешок, игрушка Микки-Маус, красочные флажки (по 2 для каждого ребенка).

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Дети входят в зал и находят мешочек с флажками

1 мин.

Педагог: Кто-то оставил мешочек с разноцветными флажками. Это, наверное, кто-то хочет нам сделать сюрприз. Давайте с ними познакомимся, они, наверное, волшебные; может быть, придет тот, кто их оставил

1. Дети рассматривают свои флажки

10 с

Педагог раздает флажки детям:

— Вам нравятся флажки?

Ходьба на носках, руки с флажками вверх

30 с

Педагог: Идем красиво, колени не сгибаем, поднимаемся выше.

Ходьба спиной вперед

30 с

Идем осторожно, друг на друга не наталкиваемся, не спешите, тихонечко идите. Молодцы!

Бег врассыпную

20 с

Разбежались все по залу разноцветные флажки.

Ходьба в медленном темпе

20 с

Вдох-выдох

Ходьба со сменой ведущего – «Стать первым»

20 с

А сейчас 2 флажка, какие я назову, встают впереди идущих (зеленый и красный и т.д.).

2. Дети размещаются свободно по залу

20 с

Появляется Мякки-Маус;

— Здравствуйте, ребята, как хорошо, что я вас нашел. Я где-то здесь оставлял свой мешочек.

—Не этот ли?

— Да, да, это мой мешочек! И флажки здесь, хорошо, что вы уже с ними занимались, ведь они волшебные, с их помощью вы станете ловкими, внимательными, быстрыми. Это мой сюрприз. Я к вам так спешил, что перепутал детский сад.

— Хорошо, Микки, отдохни немножко и посмотри, как ребята умеют заниматься

Основная часть (ОРУ с флажками)

«Большие круги».

И.п. — ноги слегка расставить, флажки вниз, 4 взмаха через стороны вверх, скрестить флажки и опустить через стороны вниз

4 раза

Педагог: Следим за флажками! Молодцы! После двух повторений пауза.

«Дотянись»!

И.п. — сидя, ноги врозь, флажки в стороны. 1—2 — наклон вперед, флажки вперед, коснуться пола с наружной стороны; 3-4 — и.п.

6 раз

Педагог: Наклоняемся ниже, тянемся хорошо, колени не сгибаем; выпрямились — вдох.

«Сильные взмахи»

И.п. — сидя на пятках; флажки опущены; 1—2 — подняться на колени, флажки через стороны вверх, взмахи. 3—4—и.п.

6 раз

Руки прямые, поднимаем вверх через стороны, спинки ровные, опустили.

«Флажки вверх»

И.п. — сидя ноги скрестить, флажки перед грудью вертикально.

1 — поворот вправо;

2 — флажки вверх, посмотреть на них;

З — флажки перед грудью;

4 — и.п., то же влево

по 4 раза

— Посмотри, Микки-Маус, хорошо ребята умеют заниматься?

— Хорошо. Отлично! Я даже не знал, что можно делать такие упражнения!

«Подскоки»

И.п. — ноги слегка расставить, флажки вниз. Произвести 8—10 подскоков, встряхивая флажками, 8—10 шагов со взмахом флажками

3 раза

Педагог: Прыгаем на носочках легко, выше!

Бег «змейкой» (между флажками)

2-3 раза по 5 м

Микки-Маус: Устал я сидеть, я тоже хочу с вами заниматься! Давайте я буду иголочкой, а вы - ниточкой. Побежали за мной!

«Допрыгни до флажка»

2-3 раза

Педагог: Старайтесь выше прыгнуть и достать до флажка.

П/и «Доползи до флажка» (на четвереньках)

2-3 раза

Кто быстрее до флажка!

П/и «Найди себе пару (у каждого ребенка по1 флажку)

2-3 раза

Посмотрите на свои флажки, найдите пару себе — ребенка с флажком такого же цвета. Будьте внимательны!

«Подуем на флажок»

2-3 раза

А теперь подуем на флажок: вдох-выдох.

Заключительная часть

У кого спрятался флажок?

(Игра малой подвижности).

2-3 раза

Педагог: А сейчас я попробую угадать, у кого спрятался флажок! Помогли вам флажки стать ловкими и сильными? Понравилось вам с ними заниматься? Вы мне очень понравились, теперь я себя чувствую бодрым и веселым. Мне пора, и я скоро к вам приду с моим чудесным мешочком!

Интегрированные и комплексные занятия

Интеграция — процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Следовательно, отличительная особенность интегрированных занятий состоит в том, что планируются и проводятся они на основе межпредметных связей.

Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.

При этом повышается эффективность занятий, их воспитательная значимость: умения, сформированные на таких занятиях, становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов детей.

Важно и то, что детям интегрированные я комплексные занятия нравятся, они вызывают у них интерес, дают большой эмоциональной заряд.

По содержанию и задачам интегрированные занятия сложные, объемные, требуют существенной подготовки педагога и детей. Такие занятия надо проводить не часто, иначе они теряют новизну и интерес. Да и не все темы программы можно и нужно интегрировать.

В настоящее время наблюдается интеллектуализация дошкольного образования. В современных программах увеличивается объем информации, расширяются ее границы, появляются новые виды занятий, новые формы работы. Не отрицая значимости и важности интеллектуального развития, надо признать, что ребенку все меньше остается времени для игр, прогулок, двигательной деятельности. Для ребенка-дошкольника потеря в движении - потеря здоровья. Эту проблему помогут решить такие интегрированные занятия как «физкультура — математика», «физкультура — познавательное развитие», «физкультура — конструирование». В основном это занятия на закрепление уже полученных знаний, на совершенствование умений. Ниже даны примерные конспекты таких занятий.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста

«В стране Математике»

Цели:

— упражнять детей в счете предметов, закрепить умение выполнять действия сложения и вычитания в пределах десятка;

— отработать мягкое приземление в прыжках из обруча в обруч на одной ноге;

— упражнять в лазании по гимнастической лестнице переменным шагом;

развивать мышление, ловкость;

— воспитывать интерес к разнообразной двигательной деятельности.

Оборудование: карточки-задания 20 обручей, кегли, гимнастическая стенка.

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Ходьба обычная

20 с.

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в страну «Математика». И первая станция на вашем пути «Циферия».

Ходьба на носках, руки вверху

30 с.

Единица шла, шла, шла и еще одну нашла.

Ходьба гусиным шагом

20 с.

Ухватила бойко, превратила в двойку, длинношеего гуся.

Бег

40 с.

С двойкой единица сотворила чудеса. Поглядите, что за птица полетела в небеса. Тройка.

Ходьба.

1 — руки вверх, 2 — к плечам

30 с.

Цифра сильная четыре, выжимать умеет гири, поднимает целый пуд.

Перестроение в круг

15 с.

Цифра вроде буквы О — это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, что не значит ничегошеньки.

Основная часть

Педагог: Следующая остановка на станции «Арифметика». Здесь нам нужно показать свое умение считать.

ОРУ «Потянемся»

И.п. — о.с.

1 - подъем на носки; 2 - и.п.

9 раз

Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки.

«Поднимание рук».

И.п. — о.с.

1 — руки вверх; 2 — и.п.

9 раз

Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.

«Наклоны».

И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 — наклон вправо; 2—и.п.;

З — наклон влево; 4 — и.п.

8 раз

Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

«Приседание».

И.п. — ноги вместе, руки на поясе.

1 — присесть руки вперед; 2 и.п.

7 раз

Сколько шариков у нас, столько мы присядем раз.

Прыжки на правой и на левой ноге

6 раз

Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем прыжков.

Бег на месте, высоко поднимая колени

20 с

По тетрадке, как лошадка, скачет весело девятка.

Ходьба.

Перестроение в 2 колонны

20 с

А теперь пошли все шагом и перестроились в две колонны.

Основные движения

Прыжки из обруча в обруч на одной ноге

3 раза

Задания:

а) 6 прыжков на правой ноге и 4 на левой;

б) по 5 прыжков на каждой ноге;

в) 3 прыжка на левой ноге, 7 прыжков на правой ноге.

Лазание по гимнастической лестнице с переходом на соседний пролет

2 раза

Каждый ребенок получает карточку с примерами; один на сложение, один на вычитание. Нужно подняться на то количество перекладин, какое получилось в ответе.

Игра-состязание «Две из трех»

3 раза

по 30 с.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает по З кегли. Играющие прыгают вокруг своих кеглей под музыку, держа руки за спиной. Когда музыка заканчивается, каждый старается схватить 2 кегли. Тот, кому достается одна, проигрывает.

Заключительная часть

Игра малой интенсивности «Передай мяч и назови»

2 мин.

Мяч передается по кругу. По сигналу Стоп» передача мяча прекращается. Тот, у кого оказывается мяч, называет цифру, большую или меньшую той, которую определил педагог.

Интегрированное занятие для детей среднего дошкольного возраста

«Физкультура — конструирование».

Цели:

— обучать детей строить по рисункам, учить работать сообща, сооружая коллективные постройки, объединяя их в соответствии с единым замыслом;

— совершенствовать двигательные навыки (прыжки из обруча в обруч, ползание змейкой);

развивать силу, выносливость; воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

Оборудование: кубики на каждого ребенка, цилиндры, обручи, гимнастические палки, карточки с заданиями, магнитофонные записи.

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Построение в колонну

20 с

Педагог: Ребята, сегодня мы будем строителями и отправимся с вами на стройку.

Итак, в путь!

Ходьба обычная

30 с

Спины держим ровно.

Ходьба на носках

30 с

Колени прямые.

Ходьба с высоким подниманием колен

30 с

Смотрим прямо, выше поднимаем ноги.

Бег по кругу

40 с

Бежим легко-легко.

Ходьба обычная

30 с

Приготовимся к зарядке.

Построение в круг

10 с

Строителям нужна сила и ловкость. Давайте с вами потренируемся немножко.

Основная часть ОРУ (с кубиками)

«Кубик о кубик»        

И.п. — ноги слегка расставить, кубики за спину.

1 — кубики через стороны вперед, постучать. 2 — и.п.

6 раз

«Кубики к коленям».

И.п. — ноги на ширине плеч, кубики у пояса. 1 - наклон вперед, кубики к коленям; 2 — и.п.

6 раз

«Приседания»

И.п. — стоя ноги слегка расставить, кубики за спину. 1 — присесть, постучать перед собой; 2 – и.п.

6 раз

«Повороты».

И.п. — сидя на пятках, кубики у плеч.

1 — поворот в одну сторону, стараться коснуться кубиками пола; 2—и.п., 3 - то же в другую сторону; 4 – и.п.

6 раз

«Кубик к плечам»

И.п.: о.с., руки опущены с кубиками

1 – кубик к плечам, 2 – и.п.

6 раз

«Дальше колен». И.п. — сидя, ноги врозь, руки с кубиками, упор сзади, голову слегка приподнять. 1 — наклон вперед, коснуться пола дальше колен; 2 — выпрямиться

5-6 раз

«Только по дорожке».

И.п. - ноги слегка расставить, руки вниз, кубики на полу с боков. 1 — произвести

10—12 подпрыгиваний;

2 — ходьба; 3 — повторение первого упражнения

10-12 раз

Педагог: Стараемся не задевать кубики, прыгаем мягко, легко.

«Построим башню».

1 мин

А теперь из кубиков нам нужно построить башню, девочки строят свою фигуру, а мальчики свою. Посмотрим, у кого получится лучше.

Основные движения

Ползание змейкой между цилиндрами, на четвереньках

2 раза

Педагог: Ребята, возьмите каждый по цилиндру и расставьте их, как будто вдоль дорожки стоят пенечки. Постарайтесь, чтобы расстояние между ними было одинаковое. Ползаем между пеньками, стараемся их не сбивать.

Перестроение в 2 колонны

15 с

Делимся на две команды: «Сильные» и «Ловкие»

Прыжки из обруча в обруч на двух ногах

По 5 прыжков по 2 раза

Ребята, помните, нужно приземлиться легко и мягко, на полусогнутые ноги.

Подвижная игра «Не опоздай на корабль».

3 раза.

Сначала руководитель сам выкладывает кораблик из гимнастических палок. Дети двигаются под музыку вокруг кораблика. Когда музыка стихает, каждый старается стать на гимнастическую палку. Тот, кому не достается, становится в центр и показывает танцевальные движения, все дети повторяют. Для следующей игры дети сами должны выложить из палок кораблик, игра повторяется.

Заключительная часть

Ходьба под музыку с гимнастическими палками, покачивая их перед собой

1 мин

Подведение итогов, оценка выполнения заданий на построение фигур

1 мин

Интегрированное занятие «Кругосветное путешествие»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

— совершенствовать двигательные умения и навыки (в том числе умение прыгать на одной ноге, легко приземляясь);

— упражнять в лазании по гимн стенке по наклонной лестнице (попеременным шагом);

— закрепить знания о частях света, о природных и климатических особенностях разных континентов;

— развивать у детей воображение, быстроту и ловкости, движений;

— воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.

Оборудование: наклонные лестницы, нестандартное оборудование «Тоннель», карточки с изображением животных.

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Построить в шеренгу

20 с

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие вокруг света. Нам предстоит интересный, но нелегкий путь, поэтому вы должны проявить ловкость и выносливость.

Ходьба обычная в колонне

30 с

Приготовились, отправляемся

Бег со сменой направлений

60 с

По свистку руководитель называет имя ребенка, который оббегает колонну и становится первым.

Ходьба с опорой на ладони и ступни

40 с

Педагог: Нам предстоит крутой подъем. Приготовились к его преодолению.

Прыжки на одной ноге

30 с на правой ноге;

20 с на левой ноге

Продвигаемся по узкой тропинке. Нужно прыгать на одной ножке: и на правой, и на левой. Приземляемся мягко на полусогнутую ногу.

Основная часть ОРУ

1. Северный полюс.

20 с

Ребята, мы с вами приближаемся к Северному полюсу. Давайте вспомним, что мы знаем о климате этого сурового края, о животных.

2. «Холодно»

И.п. — о.с.

1 — руки в стороны;

2 — обхватить себя руками

8 раз

Правильно, здесь очень холодно. Давайте погреемся.

З. Лыжник И.п. — о.с. 1 — руки вперед вверх;

2 — руки назад вниз, мах правой ногой назад; З — руки вперед- вверх;

4 — руки назад вниз, мах левой ногой назад

6 раз

По заснеженным просторам люди передвигаются на лыжах.

4. «Собачьи упряжки»

И.п. стоя на коленях, опора на ладони.

1 — мах правой ногой назад;

2 — то же левой ногой

6 раз

На дальние расстояния жители тундры отправляются на санях, в которые запряжены собаки.

5. «Лежбище тюленей»

И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 — прогнуться, оторвать руки и ноги от пола; 2 — и.п.

8 раз

Кого из животных, обитающих в этих краях, вы, ребята, знаете? Правильно, здесь обитают тюлени. Тюлени питаются рыбой. Они прекрасные пловцы и ныряльщики. Вместо ног у них ласты. Детеныши у тюленя совсем белые. Их так и называют — бельки.

6. «Олени»

И.п.— о.с.

Поочередное поднимание ног, стоя на месте

6 раз

Олени здесь кормят людей, одевают и обувают. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, легкая и красивая. Зимой олени на легких санях возят людей и грузы

7. «Северное сияние»

И.п. — о.с. 1— руки вверх, подняться на носки, посмотреть вверх; 2 — и.п.

6 раз

А еще в этих краях можно наблюдать такое явление, как Северное сияние. А теперь

давайте представим себе это и полюбуемся.

ОВД

1. «Водолазы»

Пролезание в обруч сверху вниз

3—4 раза

Педагог: Перед нами море. Сейчас мы с вами превратимся в водолазов и поныряем. Посмотрите, какая прозрачная вода. Кто там внизу? Каких представителей подводного мира вы знаете? А как красив растительный подводный мир! Сколько здесь всевозможных причудливых водорослей, кораллов!

2. Лазанье по наклонной лестнице переменным шагом

2—3 раза

Ребята, мы с вами у подножия горы. И сейчас, как настоящие альпинисты, начнем восхождение к вершине. А Артем расскажет о своем путешествии в горы, где он побывал с родителями.

Подвижная игра «У медведя во бору»

2 раза

Мы очутились в таежных лесах. Здесь очень много ягод и грибов, а еще здесь обитают бурые медведи. И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Она вам давно знакома.

Заключительная часть

Игра малой подвижности «Пантомима»

1 мин.

Педагог: Следующая остановка в нашем путешествии — Африканский континент. Здесь очень жаркий климат и поэтому много диковинных животных. Сейчас я раздам вам карточки с изображением этих животных. Никому их не показывая, каждый из вас постарается скопировать движения этого животного. Остальные дети будут отгадывать, кого же вы изобразили. Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?

Сюжетные физкультурные занятия по литературным произведениям

Нами неоднократно уже отмечалось, что непременное условие здоровья — это движение. Оно должно сопутствовать ребенку постоянно. Задача педагога — не только побуждать малыша двигаться, но чтобы и движение доставляло малышам радость.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Это является одной из причин широкого распространения в практике ДОУ сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат малышей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, ч на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно.

Можно выделить три типа сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям:

1 тип: одно занятие по нескольким литературным произведениям, из которых отбирается материал по определенному критерию. Например: В гостях у Настасьи Петровны» (все песни, игры, стихотворения о медведях).

«Там на неведомых дорожках» (герои из произведений А.С. Пушкина).

2 тип: занятия, на которые приходит один или несколько литературных героев. Например: «Мишка Топтыжка» (на занятие приходит медвежонок); «Приключения Балды» (на занятии присутствуют Черт и Балда).

З тип: занятие строится по сюжету литературного, произведения. Напримёр: »Колобок», «Федорино горе», «Путешествие в Изумрудный город». Лучше всего этот тип занятий использовать для закрепления основных видов движения. В этом случае меньше времени уходит на показ и объяснения, за счет чего и повышается моторная плотность занятий.

Выбор способа организации детей зависит от сложности упражнений, используемых на занятии от места проведения занятия, от величины площадки или зала, от материальной оснащенности, а также определяется возрастом детей и их подготовленностью. Важно рационально сочетать разные способы, чтобы, повышая физическую нагрузку, добиваться улучшения качества выполнения упражнений, развивать у детей физические способности, а также умение оценивать свои действия и действия товарищей.

Для успешного решения задач физического воспитания необходимо разнообразное физическое оборудование. Оно расширяет возможности использования упражнений. Предметы позволяют конкретизировать задание, поставить его четко и наглядно. У ребенка появляется возможность контролировать свои движения, замечать ошибки я сознательно исправлять их. Использование различных, но однотипных пособий позволяет варьировать задания и создавать условия, усложняющие их. Благодаря наличию на занятиях нестандартного оборудования, у детей развивается воображение, появляется психологический настрой, активизируются мыслительные процессы. Немного фантазии — и спортивный зал превращается в дремучий лес. Для этого используют контуры деревьев, маски и домики животных. Обычная гимнастичёская стенка может стать замком Людоеда (занятие »Путешествие в Изумрудный город»).

На каждом сюжетном занятии по литературным произведениям звучит музыка, которая не только помогает детям настроиться на определенный лад, но и выразить свои чувства, эмоции через движения. Отметим, что именно на таких занятиях детям предоставляется максимальная свобода в выборе движений. дошкольникам очень нравятся задания по карточкам, схемам или задание на использование Предметов, когда они должны придумать игру или движение, соответствующее этому предмету или изображению на карточке.

Проведение опроса показало, что дети любят физкультурные занятия такого типа. Они обеспечивают условия для реализации творческих способностей ребенка, его самовыражения.

Т.О., сюжетное занятие может включать любые (доступные) физические упражнения, знакомые детям, органично сочетающиеся с сюжетом занятия (не обязательно по литературному произведению).

Сюжетное занятие по литературному произведению для детей старшего

дошкольного возраста «Путешествие в Изумрудный город»

Цели:

— выполнять общеразвивающие и основные движения;

— закрепить бег и ходьбу между предметами, влезание на гимнастическую стенку с переходом на соседний пролет; отработать мягкое приземление при прыжках в длину с места;

— развивать ловкость, равновесие, а также выразительность Движений;

— воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: гимнастические скамейки, шведская стенка, зрительные ориентиры — деревья.

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Построение. Беседа.

40 с

Напомнить детям о девочке Элли из сказки А. Волкова «Изумрудного города» Предложить отправиться в Канзас.

Ходьба обычная

1 круг

Педагог: Элли с Тотошей гуляют возле своего домика. Но тут вдруг налетел ураган.

Бег

2 круга

Тотошка и Элли побежали к своему домику. На пути им попадались разные предметы,

и они их огибали.

Бег змейкой

2 круга.

Вот и долгожданный домик, но что это случилось?

Самостоятельно изобразить полет в воздухе

20 с

Ураган поднял домик и понес его.

Основная часть ОРУ

«Оглянись по сторонам».

И.п. — о.с.

1 — поворот головы вправо;

2 — 3 — то же влево

7—8 раз

Элли с Тотошкой оглядываются по сторонам:

— Что происходит?

«Приседание»

И.п.: о.с.

8 раз

Элли и Тотошка выглядывают в окно, не опустился ли их домик.

«Бревнышко»

И.п. — лежа на полу, ноги согнуты, руки вытянуты вверх

8 раз

Легли на пол. Устали. А их бросает из стороны в сторону. И они уснули.

«Разбудим Элли»

И.п. — на четвереньках.

1 — прогнуться, коснуться грудью пола; 2 — и.п.

7—8 раз

Первым проснулся Тотошка. Он увидел, что домик больше не летает, и начал будить Элли.

«Потягивание»

И.п. — о.с. 1 — поднять через стороны руки вверх, потянуться; 2 — и.п.

7—8 раз

Наконец Элли проснулась. Она открыла глаза и сладко потянулась.

«Удивление»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки внизу, ладони вперед.

1 - поднять плечи вверх; 2 — и.п.

8 раз

Элли вышла на крыльцо и страшно удивилась:

— Куда же я попала?

«Прыжки»

1 — на месте вверх; 2 — поворот на 3600.

по 10—12 прыжков

3 раза с чередованием с ходьбой

А вокруг домика прыгали и радовались Жевуны — жители этой страны.

Они сказали и показали, как добраться до Изумрудного города.

Ходьба змейкой между предметами

1 мин

И Элли отправилась в путешествие. Дорога была извилистая и неровная.

«Дровосек» (упражнение на дыхание).

И.п.: ноги на ширине плеч, руки сомкнуты в замке перед собой.

6 раз

На пути она встретила 2 своих друзей – Страшилу и Железного Дровосека. Скоро путники пришли к месту, где дорога заросла кустарником и стала непроходимой. Железный Дровосек заработал своим огромным топором и быстро расчистил путь.

Влезание на гимнастическую лестницу с переходом на соседний пролет (по диагонали)

3 раза

Но на пути героев ожидали новые опасности. Элли похитил и унес в замок злой Людоед. Друзья преодолели и эти испытания. Вскоре они встретили Трусливого льва, и дальше они отправились в путь все вмести.

Прыжки в длину с места

3-4 раза

Они подошли к оврагу. Овраг был широк и глубок. На дне лежали острые камни, и между ними журчал невидимый ручей. Лев предложил перепрыгнуть через ручей. И это испытание осталость позади.

Ходьба по узкой стороне скамейки

2-3 раза

За разговорами путники подошли к новому оврагу. Он был глубже и шире прежнего. Что же делать? И туту Страшило увидел дерево. Дровосек срубил его, и получился мост.

Подвижная игра «Жмурки»

2-3 раза

Когда наши друзья пришли в Изумрудный город, то на глазах у них появились зеленые очки. В конце концов каждый получил то, что хотел, кроме Элли.

Заключительная часть

«Голубой воздушный шарик». Надувание шаров для Элли. Имитация движений под музыку.

1 мин

Давайте поможем Элли попасть домой. Возьмите каждый по воздушному шарику, надуйте его. Тогда Элли может полететь на воздушном шарике.

Сюжетное занятие добрый доктор Айболит (для детей среднего дошкольного возраста)

Цель:

— формировать умения соблюдать интервалы во время движения;

выполнять движения в соответствии с содержанием

стихотворения, импровизировать;

— упражняться в прыжках на месте и в продвижении вперед, ползании, влезании на гимнастическую стенку;

— вырабатывать умение свободно двигаться под мелодию песни, разучивать стихотворения во время движений;

— воспитывать добросердечность.

Оборудование: гимнастические палки по количеству детей, наклонная доска, гимнастическая лестница.

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Построение.

Беседа.

30 с.

Педагог:

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица...

Всех излечит, исцелит

добрый Доктор Айболит

Подражательные движения (самостоятельно по замыслу детей).

10 с.

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса».

10 с.

И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

10 с.

И прибежала зайчиха, и закричала:

«Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай!»

10 с.

И доктор пришил ему ножки. И заинька прыгает снова.

10 с.

Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал. Доктора Айболита звери приглашают телеграммой в Африку, им нужна его помощь.

Основная часть

Бег в быстром темпе за воспитателем

40 с.

И встал Айболит,

Побежал Айболит,

По полям, по лесам,

По морям он бежит...

П/и «Найди свою лодку»

3—4 раза

Но вот перед нами море бушует, шумит на просторе… (Строительство лодок из гимнастических полок.)

А в море высокая ходит волна. Сейчас наши лодки проглотит она.

Ходьба по наклонной доске

2-3 раза

Но тут всплывает кит: «Садись на меня, — говорит. — И, как большой пароход, тебя повезу я вперед».

Ползание на четвереньках

2 раза

И горы встают перед нами на пути.

Лазанье по гимнастической скамейке

2 раза

И он по горам начинает ползти.

А горы все выше, а горы все круче

А горы уходят под самые тучи!

Заключительная часть

Малоподвижная игра «Поможем доктору Айболиту»

2 раза

Вот и прибыл доктор Айболит к своим маленьким друзьям. Помогите доктору их найти.

Танцевальные движения под музыку с игрушками-животными

1 раза

Вот и вылечил он их — Лимпопо!

И пошли они смеяться, и плясать, и баловаться.

Сюжетно-физкультурное занятие для детей второй младшей группы

«Зайка заблудился»

Цели:

— упражнять в ходьбе и беге со свободными, координированными движениями рук и ног, не опускал голов

— закрепить умение ходить по доске (ширина — 20 см, длина 2 м), сохраняя устойчивое равновесие и правильную осанку; катать мяч друг другу между предметами (ширина 60 см);

— совершенствовать навык ползания на четвереньках по прямой (6 м);

— тренироваться изменять темп ходьбы и бега;

— воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.

Оборудование: две доски шириной 20 см, длиной — 2 м, кирпичики — воротца, мячи — один на двоих детей.

Содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Дети заходят в зал. Воспитатель, улыбаясь, предлагает им поиграть. За дверью слышен плач. Педагог вносит мягкую игрушку — зайку.

30 с

Педагог:

Плакал зайка в коридоре, у него большое горе.

Зайка: В лес дорогу не найду. Где я детки?

Дети: В детском саду. Зайка, мы тебе поможем,

Все дела свои отложим, в лес тебя мы отведем,

А потом гулять пойдем.

Обычная ходьба

20 с

Педагог:

Зайка серенький идет, от детей не отстает.

Ходьба на носках

25 с

На носочках мы идем и тихонечко растем.

Обычная ходьба

20 с

Долго так идти устали и, как прежде, зашагали,

Ходьба, высоко поднимая колени

20 с

Выше ноги поднимаем, через крапиву все шагаем.

Бег в колонне по одному

60 с

Кулачки мы все зажали, по тропинке побежали.

Ходьба, перестроение в круг

20 с

Речка там видна была, обычным шагом мы пошли

Основная часть

Комплекс ОРУ

«Потягивание»                

И.п. — ноги на ширине стопы,        

1 — руки поднимаем вверх, хлопаем ладошками над головой; 2 — и.п.

6 раз

На берегу здесь отдохнем и разминку проведем. Ты, зайчонок, посиди, на ребяток погляди. Мы хотели отдохнуть — комары нам не дают. Мы поймаем комара, отдохнуть ведь нам пора.

«Хлопок перед собой»

И.п. — то же. 1 — хлопок перед собой; 2—и.п.

5 раз

Комар, к носу не лети, хлопнем дружно впереди.

«Наклоны»

И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, 1 - наклон, хлопок по коленям; 2 — и.п.

5 раз

Комары не отстают, коленки нам кусать начнут.

По коленкам постучали и комарика прогнали.

«Сгибание ног».

И.п. — лежа на спине, руки под головой, ноги опущены вниз. 1 — согнуть в коленях; 2 — и.п.

5 раз

Комаров гонять устали и на травку все упали.

Будем ножками играть, будем ножки тут сгибать, а когда мы выпрямляем, то шипим все, не зеваем.

«Прыжки»

И.п. — ноги вместе, руки на поясе.

Ходьба.

5 прыжков 3 раза (с чередованием с ходьбой)

А теперь все встанем вместе и попрыгаем на месте, а когда устанут ножки, зашагаем по дорожке.

Основные движения (способ организации поточнокруговой)

Воспитатель незаметно кладет зайку на бок

10 с

Наш зайчонок отдохнул,

Посмотрите, он уснул.

Зайку на руки берем,

В лес дремучий отнесем.

Ходьба по доске

2-3 раза

Речка, дети, на пути, будем по мостику идти. Руки в стороны, друзья, идем красиво все, как я (Поощрять старания детей.).

Ползание на четвереньках по прямой

2-3 раза

А как с мостика сойдете, как жучки все поползете;

Катание мяча друг к другу (дети садятся на листочки, разложенные предварительно)

2 мин.

Показался лес вдали, а мы мячики нашли. Здесь с мячами поиграем, их друг другу покатаем.

Дети будят зайчика; машут руками, прощаются

30 с

Зайка серый, просыпайся, в лес дремучий отправляйся. (Дети будят зайчика).

До свиданья, серый зайка! Будет время — прибегай, серый, нас не забывай.

Подвижная игра «Поезд»

2-3 раза

Чтобы нам не опоздать, на прогуле погулять,

В поезд быстренько все сели и по рельсам запыхтели

Прыжки с переходом на ходьбу

30 с

— Вот, ребята, остановка. Здесь попрыгаем мы ловко. К поезду идем опять, долго нам нельзя гулять,

Заключительная часть

Спокойная ходьба

2 круга 30-40 с

Вот опять мы в детсаду, я гулять вас победу.

Контрольно-проверочное занятие

Это своеобразное итоговое занятие-зачет, направленное на количественную и качественную оценку результатов, достигнутых детьми в основных видах движений и в развитии физических качеств.

Основная цель занятия — быстрое вы явление ошибок в технике выполнения движений и их устранение. Воспитатель заранее готовит бланки протоколов оценки физических качеств и двигательной подготовленности детей. В таких занятиях участвуют воспитатели групп и методист. В течение года занятия такого типа проводятся не менее двух-трех раз, желательно в начале, середине и в конце учебного года. Результаты, зафиксированные в протоколах, анализируются и сопоставляются с ориентировочными показателями для данного возраста, что дает возможность проследить динамику освоения детьми основных видов движений и развития физических качеств.

Контрольно-учетное занятие, проводимое на воздухе.

«Наши будущие чемпионы».

Задачи. Определить устойчивость интересов и способности в прыжках, беге, метании и спортивных играх. Учить детей под музыку расслаблять мышечную систему, сохраняя эмоциональное праздничное настроение.

Оборудование. Весь спортивный инвентарь; спортивная площадка; секундомер; метр; шнур; предметы для метания; все физкультурные пособия; народная спокойная мелодия.

Ход занятия.

Инструктор предлагает детям подумать о своих возможностях, интересах и способностях в легкой атлетике и спортивных играх. В начале занятия в качестве разминки дети самостоятельно пробуют свои силы и возможности в разных видах спорта.

Соревнования по легкой атлетике. Каждый ребенок идет ту да, где ему интереснее и где он чувствует уверенность в своих силах. Варианты: бег на скорость, бег на выносливость, прыжки в длину, в высоту, метание вдаль. Одновременно начинаются несколько видов соревнований под контролем взрослых.

Соревнования по спортивным играм. Каждый ребенок выбирает спортивную игру по интересу и своим способностям. Перед началом игры ребенок должен назвать игру и ее правила. Играют подгруппами одновременно в несколько игр под контролем взрослых (приглашаются дополнительно).

И/у «Припляс» дети под музыку идут за инструктором и воспитателем с приплясом, замедляя темп движения до спокойного.

Игровая форма физкультурного занятия.

        Оно строится на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

Структура занятия:

  1. игра средней подвижности (это игра, в которой активно участвует вся группа, но характер движения играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами).
  2. 2-3 игры с разными ОВД (последняя большой подвижности).
  3. малоподвижная игра (это игра, в которой движения выполняются в медленном темпе, к тому же их интенсивность незначительная (игры с ходьбой, игры на внимание)).

Игровое физкультурное занятие с элементами логоритмики для детей средней группы

Вводная часть.

Игра «Ворота».

1. Дети входят в зал парами, взявшись вдоль центральной линии зала, поют:

«Золотые ворота,  пропустите меня,

Я и сам пройду и тебя проведу»

Повторить 2 раза.

2. Прыжки в парах, не держась за руки, с ноги на ногу, заданном ритме под текст:

«Скачет конь наш, чок, чок, чок. Слышен топот быстрых ног».

Ходьба, дети образуют круг

Основная часть.

1. Игра «Лягушки».

Воспитатель или ребенок выразительно читает:

«Вот лягушки по дорожке скачут вытянувши ножки, увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква» (все дети). Дети прыгают в соответствии с текстом, ритмично. Повторить 2—3 раза.

2. Игра «Хлопни».

Дети идут по кругу и говорят: Раз, два, три, четыре, пять, будем мы сейчас считать». Останавливаются. Воспитатель, стоя в кругу, считает громко и четко: «Один, два, три, четыре, пять». Дети вместе с воспитателем громко считают и на число 5 хлопают в ладоши. Так 2—З раза. Затем воспитатель намеренно начинает ошибаться. При произнесении числа З или 4, но не 5 он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, сделав хлопок, делают шаг назад и продолжают игру, стоя за кругом.

З. Игра «Лиса и зайцы».

Воспитатель говорит:

«Часто к озеру напиться ходит рыжая... (лисица)». Дети приближаются к норе лисы прыжками под текст, ритмично: «Мчатся зайцы от лисы, хвост дрожит, дрожат усы, встали у сосны на пути, от погони не уйти!» Лиса выбегает из норы и догоняет зайцев. Повторить 2—З раза.

Заключительная часть.

Игра «Кольцо»

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он назвал, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

Правило 1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.

2. Водящий говорит слова: «Я иду искать», — с закрытыми глазами.

3. Играющий должен снять руки со шнур как только водящий назовет его по имени:

Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих.

Игровое физкультурное занятие с элементами логоритмики

для детей подготовительной группы

Вводная часть.

1. Движение соответствуют тексту (2 притопа, 2. прихлопа). Дети стоят по кругу и поют:

«Ай люли, ай люли,

Наши руки мы сплели,

Мы их подняли повыше,

Получила красота,

Получились не простые,

Золотые ворота».

Повторить 2—3 раза.

Основная часть.

1. Игра «Юрта» (повторить З раза):

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся за лужок».

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягиваю его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

2. Игра «Нитки, иголка и узелок».

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выиграет та тройка, которая двигалась быстро; ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо, не задерживая, впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

З. Игра «Достань шапку»

Игроки делятся на две команды, до десяти человек в каждой. На расстоянии 10—15 м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т.д.

Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной нога, вторые пары передвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые пары – в полуприседе, пятые пары продвигаются в приседе.

Правила игры. Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При повторении игры лучше поменять виды движения между парами. Можно выбрать и другие движения.

Заключительная часть.

Игра «Почта».

Последнее задание в игре — дети танцуют.

Дети стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй. Первые идут под музыку к середине, сжимая круг, и берутся за руки (4такта). Вторые подходят с поднятыми руками к тому месту, где руки первых сцёплены и, опуская руки впереди первых, так  же берутся за руки. Образуется так называемая «корзиночка». Дети кружатся по кругу направо и налево (по 4 такта), а потом по очереди первые и вторые возвращаются на свои места. Затем сначала идут вторые.

Мелодия - русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени».

Тематические физкультурные занятия.

Они предполагают обучение какому-либо спортивному упражнению или элементам спортивной игре.

Занятия на санках в средней группе

Задачи: учить детей управлять санками, правильно подниматься и спускаться с горок, развивать взаимодействие между детьми. Учитывать интерес и желание детей в выборе игр.

Оборудование: санки по количеству детей, игрушки на каждого ребенка.

Содержание занятия

Дозировка

Темп

Организационно-методические указания

1. «Кто быстрее»

2 раза

Умеренный

1. Санки расставлены по всей площадке. Дети бегают врассыпную между ними. По сигналу садятся на свои санки

2. «Через горки»

4 раза

Умеренный

2.

а) Игроки стоят на санках, по сигналу спрыгивают с них на две ноги;

б) Игроки стоят перед санками, по сигналу перелезают через них на четвереньках

3. «Метателя»

4 раза

Умеренный

3. Дети стоят в шеренге. По сигналу метают снежки на дальность одной рукой от плеча

4. «Толкачи»

3 круга

Быстрый

4. По сигналу дети катят санки до снежного вала

5. «Поезд»

2 круга

Быстрый

5. Дети вдвоем катают на санках одного ребенка

6. «Горочка»

5 раз

Умеренный

6. Катание с горки по одному и парами

7. «Покатай куклу, мишку»

3 круга

Умеренный

7. Каждый ребенок катает свою игрушку на санках

Занятие по обучению игре в бадминтон с детьми 6—7 лет

Задачи: разучить правила игры в бадминтон; закрепить действия с воланом и ракетной; разучить способ подачи волана ракет ной, упражняясь в свободном передвижении по площадке; закрепить правильную стойку при подаче волана.

Место проведения: спортивная площадка.

Оборудование: воланы и ракетки, кольца из веревки, 2 флажка на подставке, по 2 мяча на команду.

Длительность: 30 минут.

Содержание

Дозирование

Темп

Организационно-методические указания

1. Вводная часть

1. «Юбка»

2 р.

Быстрый

Дети стоят в 2 звена. Задание: по сигналу добежать до колец из веревки, продеть их через голову, оббежать флажок и передать эстафету другому игроку

2. «Ловкий рапирист»

2—3 р.

Умеренный

Катить «змейкой» легкий мяч бадминтонной ракетной до флажка

3. «Удочка»

2—3 р.

Быстрый

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре круга с удочкой. Прыжки через вертящуюся по кругу удочку

2. Основная часть

4-5 р.

Быстрый

Дети делятся на пары: у одного – волан и ракетка, у другого – флажок. По сигналу первые выполняют подачу, вторые ставят флажок у самой дальней подачи; затем играющие меняются местами (по 3 попытки каждому). Побеждает тот, чей флажок дальше

2. «Тир»

4-5 р.

Быстрый

Дети стоят в 2 звена. На площадке начерчены 3 круга диаметром 1; 1,5; 2 м. Поочередно каждый игрок звена с расстояния 4 м посылает ракеткой волан в круг. Каждый бьет по 3 раза. Кто больше наберет очков.

3. «Отрази волан»

4-5 р.

Быстрый

Дети делятся на 2 команды. Одна бросает, вторая отражает волан и наоборот (расстояние — 3 м)

4. «Волан через сетку» (игра вдвоем)

2 мин

Быстрый

На площадке на высоте 120 см натягивают сетку. Пары размещаются по обе стороны сетки. Один подает, другой отражает волан через сетку и наоборот

3. Заключительная часть

«Ровным кругом»

1-2 мин

Умеренный

Использовать схемы-карточки с изображением удара волана ракеткой сверху, сбоку, слева и справа, снизу

Занятие ритмической гимнастикой

Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыку с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание Движений на этих занятиях не проводится, так как весь программный матери должен быть хорошо знаком детям. Все движения предварительно разучиваются без музыки во время физкультурных и музыкальных занятий. Занятия ритмикой способствуют совершенствованию координации движений, улучшению осанки, развитию Памяти, внимания, слуха, творческой активности детей, развивают музыкально-эстетически чувства. Педагогу нужно использовать высокохудожественные музыкальные произведения, содержащие яркие впечатляющие образы. Детям предлагается различная музыка для разных видов основных движений: ходьба энергичная, радостная, спокойная, торжественная, мягкая, пружинистая; шаг — танцевальный, спортивный; бег — легкий, сильный, мягкий, с подскоками; прыжки — легкие, мягкие, сильные, на одной ноге, двух ногах, со сменой ног; движения рук мягкие, резкие, плавные, напряженные и т. д.

Занятие ритмической гимнастикой условно состоит из трех основных частей:

• подготовительная часть (длительность не более 5 мин.), включающая разные виды ходьбы, бега, подскоков;

• основная часть (длительность 15—20 мин.), куда входят общеразвивающие упражнения для разных групп мышц, под скоки и танцевальные упражнения, упражнения с элемента ми акробатики и художественной гимнастики;

• заключительная часть, состоящая из спокойных движений на растяжку позвоночника и расслабление всех групп мышц (в положении сидя или лежа).

В среднем весь комплекс длится 25—30 минут.

Занятие с элементами ритмики и акробатики «Крестики-нолики»

для подготовительной группы.

Основные задачи. Развивать координационные способности, силу, гибкость, выносливость. Учить сочетать выполнение физических упражнений с ритмическим и мелодиями.

Организация методика проведения.

1. Мальчики, постройтесь в шеренгу, а девочки станьте свободно на середине зала. Сейчас мы будем выполнять упражнения под текст стихотворения, которое я вам прочту. Слушайте внимательно и показывайте движениями то, о чем в нем говорится.

В дом к друзьям зайти решили

И ворота отворили.

В дверь стучимся: тук-тук-тук!

Кто к нам идет на стук:

Зайчик, белочка, жучок,

Морж, слониха, паучок... (имитация движений).

Всех мы с радостью встречаем,

По движениям узнаем...

2. Комплекс ритмической гимнастики:

1. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола и поочередно поднимая как можно выше пятки.

2. Веселая зарядка. И.п.: о.с. 1 — правую руку вверх от плеча; 2 — и.п.; 3—4 — то же; 5—8 — то же, левой рукой; 9 — руки в стороны; 10 — руки перед грудью; 11—12 — то же. При выполнении упражнения производится ходьба на месте, как в упражнении 1.

3. Крестики. И.п.: то же. 1 — согнуть левую руку в локте, правую ногу в колене и соединить их, 2 — и.п.; 3—4 — то же правой рукой и левой ногой.

4. Нолики. И.п.: то же. 1 — руки вперед, затем вверх, соединив кисти; 2 — и.п.; З — полуприсесть, отвести правую руку вправо, повернув вправо корпус, левую руку вперед; 4 — и.п. То же влево.

5. Матрешка. И.п.: то же. 1 — т повернуть корпус вправо, правая рука согнута в локте, указа тельный палец у щеки, левая Рука Под правую снизу за локоть; 2 — и.п.; 3 —4 — то е влево

6. Веселый клоун. И.п.: то же. 1 – присесть, руки в упоре впереди на полу; 2 — выпрямить ноги, не отрывал рук от пола; З — присесть; 4 — встать, руки в стороны-вверх ладонями вперед, пальцы разведены, правая нога вправо на пятку «утюжком», голова наклонена вправо. То же влево.

7. Руки пляшут. И.п.: о.с. 1 — согнуть руки, свести их скрестно перед головой, голову наклонить вниз, полуприсесть; 2 — и.п.; З — прогнуться назад, голову и руки назад; 4 -и.п.; 5 — правую руку отвести вправо, полуприсесть, голову наклонить вправо; 6 — и.п.; 7—8 — то же влево.

8. Буратино. И.п.: сидя на поду, прямые ноги сведены вместе. 1 — правую ногу согнуть в колене и подтянуть к себе, левая рука, согнутая в локте, с разведенными пальцами, отводится к бедру, а правая в таком же положении выносится вперед, голова а влево; 2 — то же с другой ногой.

9. Лодочка с веслами. И.п.: лечь на живот, руки ладонями под подбородком. 1—2 — развести руки в стороны, прогнуться; 3—4 — и.п.

10. Чебурашка. И.п.: о.с. 1 — прыжок на левую ногу, правая нога «утюжком» вправо одновременно с поворотом корпуса, руки согнуты в локтях (локти опущены), ладонями наружу, пальцы разведены; 2 — прыжок в и.п.; 3—4 — то же влево.

11. Покружись. Кружение с подскоками в парах, держась под руки, в одну, а затем в другую сторону. Бег на месте с замедлением.

12. Отдыхаем. И.п.: расслабление лежа на спине (45 с), затем сесть, обхватив руками согнутые в коленях ноги, голову опустить. 1—4 — прогнуться назад, руки через стороны назад на пол — вдох; 5—8 — и.п. — выдох. Встать и перейти на ходьбу.

Акробатические упражнения:

• равновесие на одной ноге — ласточка из исходного положения основная стойка, постепенно приподнимая прямую левую ногу назад-вверх, наклониться вперед, придавая телу горизонтальное положение, руки раз вести в стороны. Удержать равновесие на правой ноге;

• стойка на лопатках — березка из седа, сгибая ноги и перекатываясь на спину, подняться в стойку на лопатках с согнутыми ногами, локти согнутых рук по ставить на пол, кисти ближе к лопаткам, удерживать тело в вертикальном положении, разгибая ноги, сохранить это положение;

• перекат назад согнувшись: из седа перекат назад на лопатки до опоры носками ног о пол за головой;

• перекат вперед и назад прогнувшись: из упора лежа на животе прогнувшись согнуть руки и перекатиться вперед прогнувшись, поднять ноги в положение, близкое к стойке на груди, перекатом назад вернуться в исходное положение.

Подвижная игра «Дедушка-рожок». Нужно выбрать водящего — это дедушка-рожокж. В спортивном зале для него обозначается место — дом. Дети делятся на две команды и располагаются на противоположных сторонах зала.

«Дедушка-рожок» спрашивает: «Кто меня боится?» Дети отвечают: «Никто!» После этого Команды меняются местами. Бегут и произносят:

«Дедушка-рожок,

Съел чужой пирожок!»

 «Дедушка-рожок» (можно назначить 2—3 ребенка на роль ловишки) «пятнает» бегущих детей (играть 5—6 раз).

3. Спокойная ходьба по залу с выполнением дыхательных упражнений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие как основная форма обучения движения

Методическое пособие раскрывает вопросы методики организации физкультурных занятий как одну из основных форм обучения дошкольников движению. Пособие адресовано педагогам ДОУ, инструкторов по физическ...

Физкультурные занятия как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников.

Образовательные задачи ООД предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств и двигательных способностей, передачу простейших понятий о физической культуре и до...

Физкультурное занятие как основная форма обучения движения

Быстрый ответ Мгновенный ответФизкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма...

Консультация: « Занятие как основная форма работы по экологическому образованию дошкольников»

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, &ndash...