Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (3-4 года) дошкольной образовательной организации.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Гришина Мария Алексеевна

В диагностике представлены схемы по образовательным областям согласно ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (3 – 4 года)

 дошкольной образовательной организации

на 201__ / 1__ учебный год

Группа __________________________

Воспитатели:

1. _______________________________

2._______________________________

Королёв, 201__

           Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3-4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

          Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

          1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

         2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

         3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

         4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

         5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

         Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

          1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

          2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для введения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

           Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста).

            Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений

Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений

Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию

Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх

Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Познавательное развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Знает свое имя и фамилию, имя родителей

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город

Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки

Правильно определяет количественное отношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме

Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-вправа, на, над-под, верхняя-нижняя. Различать день – ночь, зима – лето.

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Речевое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Рассматривает сюжетные картинки

Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения с однородными членами

Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими

Изображает/создает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы

Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы

Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других

Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами

Различает и называет музыкальные инструменты: металлофон, барабан. Замечает изменения в звучании (громко-тихо)

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Физическое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания

Приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде

Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого

Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом

Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места

Катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом об пол, бросает вверх и ловит; метает предметы правой и левой руками

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики во второй младшей группе

        Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

        Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

        Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • Наблюдение;
  • Проблемная (диагностическая) ситуация;
  • Беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • Индивидуальная;
  • Подгрупповая;
  • Групповая.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения ребенка и общение ребенка.

2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.

Методы: беседы, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Теремок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»

3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушки – герои сказок по количеству детей.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте расскажем сказку «Колобок».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Знает свою имя и фамилию, имена родителей.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»

2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/одежда/мебель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое».

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: дидактическая игра «Какой звук».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Повтори за мной – А, У, О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Укрась вазу».

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.

Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организованной деятельности.

Материал: зонтик.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть в игру «Солнышко и дождик». Когда я скажу «солнышко», дети бегают. Когда скажу «дождик», дети бегут под зонтик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса в младшей группе (3-4 года) дошкольной образовательной организации

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образователь­ною процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной програ...

Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации на 2021/22 учебный год

Мониторинг достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы в МБДОУ проводится с 3 по 15 сентября 2021 года и второй с 15 по 25 мая 2022 года.Методическим инструментом являетс...

Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе №1 «Капельки» в 2019/2020 учебном году

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики освоения основной образовательной      программы ДОО...

Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации на 2023/24 учебный год

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образователь­ною процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной програ...